Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Социологическая школаСоциологическая школа объединяет ученых, которые ищут истоки и объяснение культуры в общественной природе и организации человечества. К этой школе относятся такие социологи как П. Сорокин, А. Вебер, Т.Парсонс, М. Вебер, Э. Дюркгейм и др. Питирим Александрович Сорокин (1889-1968гг.) – русско-американский социолог и историк культуры, в 1922 году вместе с большой группой ученых и писателей был выслан из Советской России. С 1923 г. живет в США, где создает и возглавляет факультет социологии в Гарвардском университете. В своих многочисленных трудах («Социальная и культурная динамика» и др.) он рассматривал историю человечества как последовательную смену неких социокультурных суперсистем, сопровождающуюся «циклическими флуктуациями» Сорокин выделял три типа культур: 1) чувственный (sensate), в котором преобладает эмпирически-чувственное восприятие и оценка действительности (греко-римская цивилизация III – IV вв. н.э., западная последних 5 веков); 2) идеациональный (ideational), где преобладают сверхчувственные духовные ценности – поклонение некоему Абсолюту, Богу (раннее европейское средневековье, русская культура); 3) идеалистический тип (idealistik), представляющий синтез чувственного и идеационального типов, где чувство уравнивается интеллектом, вера – наукой и т.п. (великая культура эпохи Возрождения). Радикальное преобразование и смена этих типов обычно сопровождаются кризисами, войнами и революциями. Будучи человеком верующим, Сорокин видел выход из нынешнего кризиса в неизбежном восстановлении «идеациональной» культуры с ее абсолютными религиозными идеалами. Как социолог, Сорокин видел в фактах общественной жизни объяснение многим явлениям культуры. Он был одним из создателей теории «социальной стратификации» и «социальной мобильности», а также теории «конвергенции». Альфред Вебер (1868-1958гг.) – немецкий экономист и социолог, автор труда «Принципы социологии, истории и культуры», (1951г.) Он выдвинул оригинальную теорию расчленения истории на три взаимосвязанных, но протекающих по разным законом процессов: социальный (формирование социальных институтов), цивилизационный (поступательное развитие науки и техники) и культурный (творчество, искусство, религия и философия). Правильно определить общий уровень развития той или иной национальной культуры можно только при рассмотрении ее в совокупности по этим трем основным процессам. Так, если придерживаться концепции Вебера, за последние два века в США преобладали социальный и цивилизационный процессы в ущерб культурному, а в России ХІХ век был «золотым веком» русской культуры на фоне социального консерватизма и технической отсталости. Специфический облик эпохи, по Веберу, определяют культурные факторы, а не социальные или цивилизационные. Поэтому, развитие культуры иррационально, а ее творцом является духовно-интеллектуальная элита. Толкотт Парсонс (1902-1979 гг.) – американский социолог, один из создателей структурно-функционального направления в социологии. Суть его теории сводится к следующему: все духовные и материальные достижения людей, которые мы объединяем понятием «культура», являются результатом общественно обусловленных действий на уровне двух систем: 1) социальной и 2) собственно культурной. В основе первой и более «низкой» из них – социальной – лежат совместные действия людей, движимых в первую очередь целями своего биологического самосохранения и реализации этих целей соответствуют исторически сложившиеся социальные институты. Здесь каждый индивид стремится: а) адаптироваться, чему соответствуют – экономические институты; б) достичь поставленных перед собою задач – выполняют политические институты; в) интегрироваться, т.е. объединиться с другими индивидами – задача правовых институтов; г) воспроизводить уже найденные социальные структуры – система верований, мораль и органы социализации; д) снимать постоянно возникающее нервное и физическое напряжение – индустрия отдыха. Для второй более высокой культурной системы, которая является направляющей и регулирующей по отношению к социальной, характерны символичность (язык и система других символов), нормативность (зависимость человека от общепризнанных ценностей и норм), волюнтаристичность (или известная иррациональность и независимость от действий человека и диктата окружающей среды). Культура, следовательно, предстает как важнейший регулятор общественной жизни с ее системой символов и норм, которые постоянно совершенствуются.
Дата добавления: 2014-03-13; просмотров: 362; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |