Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Понятие культурной динамики, ее источники и факторы. 1Понятие культурной динамики, ее источники и факторы

Читайте также:
  1. I. Актуарные расчеты, их виды и источники.
  2. I. Источники Соборного Уложения 1649 г.
  3. I. Понятие общества.
  4. II. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ РАДИАЦИОННОЙ ОПАСНОСТИ И МЕДИЦИНСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ОТ ИХ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОРГАНИЗМ.
  5. V. АКУСТИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ГОРНЫХ ПОРОД И МАССИВОВ. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА АКУСТИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ГОРНЫХ ПОРОД
  6. XX съезд КПСС о культе личности Сталина: понятие, причины возникновения, последствия, меры по преодолению.
  7. Абсолютные величины: понятие, структура, используемые единицы измерения
  8. Агентский договор: понятие, общая характеристика.
  9. Агентский договор: понятие, характеристика
  10. Адаптация организаций в межкультурной среде

Лекция 6 Динамика культуры

Основные вопросы темы:

1Понятие культурной динамики, ее источники и факторы.

2Понятие культурного конфликта. Характеристика основных кризисных эпох.

3Субкультура, контркультура, антикультура. Их инновационный потенциал.

 

Исследование проблем социокультурной динамики – важная составная часть теории культуры. Термин «динамика» (от гр. dynamis – сила) заимствован из области естественных наук. В физике – это раздел механики, который изучает движение тел под воздействием приложенных к ним сил; в теории машин и механизмов – действие сил на движение их составных частей.

В музыке этот термин используется, когда говорят о различной степени силы звучания громкости и их изменениях (piano – тихо, forte – громко, crescendo – постепенное усиление звучания, diminuendo – постепенно затихая и т.д.)

Когда речь идет о динамике культуры, подразумеваются изменения, которые происходят в культуре и человеке под воздействием внешних и внутренних сил. Изменения – неотъемлемое свойство культуры. Термину «динамика» близок по значению термин «развитие». Он употребляется для обозначения поступательного развития культуры, перехода от одного состояния к другому. Развитие включает в себя как восходящую линию – прогрессивную (прогресс – направленность развития от низшего к высшему, от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному), так и регрессивную (регресс – наоборот, переход от высшего к низшему). Регресс включает в себя и моменты застоя (возвращение к отжившим структурам и формам).

Большая заслуга в разработке этой проблемы – принадлежит американскому социологу П. Сорокину. В его фундаментальном труде «Социальная и культурная динамика» (1937-1941гг.) раскрывались основные этапы и содержание флюктуаций в культуре, приводящих к смене чувственного, духовного и рационального типа культуры.

Выделяют следующие типы культурных изменений:

1. Фазовые или этапные, к которым применима марксистская концепция формационного развития, утверждающая в качестве основного фактора – изменения в способе производства материальных благ. В соответствии с этими изменениями выделяются следующие основные этапы линейного (по восходящей линии) развития мировой культуры и соответствующие им типы культуры: первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и социалистическая. Смена характера производства, согласно формационной теории, ведет за собой и изменение общественного строя, а вместе с тем – и всей политической и духовной надстройки, а значит – и культуры.

В зарубежной общественной мысли формационной теории противопоставлялись «теория модернизации» и «урбанизации», обосновывающие необходимость приобщения населения незападных стран к достижениям западной культуры через заимствование ее внешних образцов.

2. Изменения, ведущие к смене духовных стилей, художественных жанров и направлений, ориентаций и мод; территориальные перемены центров активной культурной деятельности и др. перемены. Отчетливое выражение эта смена духовных стилей проявилась в истории западноевропейской культуры, когда романский стиль сменил готический, ренессансный – барокко, рококо, классицизм, последние – романтизм, реализм, и, наконец, модернизм (импрессионизм, сюрреализм, авангардизм и т.д.) и постмодернизм.

3. Культурный застой как состояние длительной неизменности и повторяемости норм, ценностей, смыслов и знаний, как приверженность общества неизменным традициям и резкое ограничение или запрет нововведений. В состоянии застоя общество может существовать десятилетиями и даже веками и, хотя в таком обществе происходят циклические изменения, повторяющие «по кругу» пройденные этапы и формы духовной жизни, но эта цикличность не приводит к кумулятивным сдвигам. Как застой следует характеризовать длительный период существования цивилизаций древности (Древняя Месопотамия, Фараоновский Египет), цивилизации доколумбовой Америки и др.

4. Изменения, ведущие к ослаблению, дифференциации или устранению некоторых элементов культуры или прежде устойчивых культурных норм и идеалов, упрощению культурной жизни, что определяется как упадок и деградация культуры. Примитивизация и архаизация неоднократно имели место в истории. Такие процессы описываются этнографами на материале некоторых малых народов (индейцы в Америке, малочисленные народы Севера и т.д.). Упадком отмечена школа маньеризма в Италии, русская иконопись XVIII-XIX вв. и др.

5. Циклические или волнообразные изменения, под воздействием которых общество движется по сходным циклам бытия, повторяя себя на протяжении многих поколений. Представление о циклическом развитии доминирует на ранних этапах духовного развития человечества. Ощущение цикличности нашло яркое поэтическое выражение в книге Экклезиаста: «Нет ничего нового под солнцем».

В качестве варианта цикличности следует рассматривать инверсию, в которой изменения идут не по кругу, а совершают маятниковые качания – от одного полюса культурных значений к другому. Инверсионная волна может охватывать самые разные периоды – от нескольких лет до нескольких веков. Такого рода перепады возникают в том случае, если в культуре не сложилось устойчивое ядро, или прочная структура – и чем меньше степень стабильности общества, тем больший размах приобретают повороты в его культурной жизни.

6. Обращение к раннему и более богатому периоду культурной жизни, которое наиболее полно воплотилось в Италии, обычно определяется как Возрождение. Ренессансные традиции культурной жизни в последующем не были преданы забвению и постоянно питали высокие художественные традиции культуры Запада и тех стран, где эта культура принималась за воплощение эстетических идеалов.

7. Преобразования или трансформация культуры имеют место в том случае, если новое состояние возникает в результате изменения прежнего состояния под влиянием интенсивных процессов обновления, происходящих в данном обществе.

Представленные выше типы культурных изменений, как правило, не встречаются в чистом виде. Напротив, отличительной чертой культурной динамики является ее многослойный характер – полиморфизм, т.е. наличие одновременно изменений, направленных в разные стороны и с разной скоростью.

Наиболее устойчивой оказывается мифология, способная в той или иной форме сохранять свои образы на протяжении многих веков. Большой объем консервативности заключает в себе и религия, несущая функцию интеграции общества. Более подвижной является художественная культура, гибко реагирующая на изменения духовного состояния общества или отдельных его слоев. Но самой высокой способностью к изменениям отмечена наука, удваивающая свои основные параметры за 10-12 лет.

В культурологии принято выделять следующие источники культурной динамики:

1) инновация как изобретение или выработка новых идей, образов, моделей или принципов действия, политических и социальных программ, нацеленных на изменение существующих форм жизни и деятельности. Носителями инноваций (новаторства) могут выступать творческие личности (пророки, правители, мудрецы, ученые, деятели культуры и т.д.) или новаторские группы, выдвигающие идеи, нормы, ориентации, способы деятельности, отличные от принятых в данном обществе.

2) Обращение к культурному наследию, под которым следует понимать сумму всех культурных достижений данного общества, его исторический опыт, сохраняющийся в арсенале общественной памяти, включая и подвергшееся переоценке прошлое. В процессе обращения к культурному наследию прошлого следует избегать, с одной стороны, нигилизма, утверждающего бесполезность прежнего культурного достояния для нового общества (например, большевистская идеология «пролеткульта»). С другой – ревайвализма (фундаментализма), настаивающего на восстановлении более ранних образцов религиозной веры, не затронутых разлагающим воздействием ее позднейших противников и извратителей («гандизм» в Индии, исламский фундаментализм в Иране и др.).

3) Заимствования (диффузия, распространение культуры) существенно отличается от традиции. Если традиция культуры передается из поколения в поколение, то заимствования – это ее распространение в географическом или социальном пространстве.

В социальной антропологии этот процесс чаще рассматривается как аккультурация, которой подвергаются индивиды, социальные группы, районы, нации или страны. Она может носить прямой (через влияние интеллигенции или иммигрантов) или косвенный характер (через СМИ, потребляемые товары, университеты, научные центры и т.д.). Заимствования могут быть добровольными и насильственно навязанными. Последние неизбежно порождают реакцию отторжения, сопротивления т.н. «оккупационной» культуре, стремление возврата к национальной самобытности.

4) Синтез – как взаимодействие и соединение разнородных элементов, при котором возникает новое культурное явление, отличающееся от составляющих его компонентов и имеющее собственное качественное содержание или форму.

Как частичный синтез иудео-христианской и античной традиции формировалась на протяжении веков европейская культура. В VII-IX вв. складывается исламская цивилизация на основе синтеза некоторых духовных достижений античной цивилизации и собственного религиозного достояния. Примером синтеза является также цивилизация Латинской Америки, возникшая на базе длительного взаимодействия достояния индейских народов и испано-португальской (иберийской) культуры.

Синтез становится важным источником преобразования социокультурной жизни и в современных условиях. В качестве наиболее яркого образца плодотворного взаимодействия собственных национальных и модернизационных компонентов обычно приводят Японию, Южную Корею, Тайвань, Гонконг, Сингапур и др.

Необходимость изучения динамических процессов в различных системах, в том числе и в культуре, породила новое научное направление, получившее название «синергетики». Его основателями были бельгийский физик русского происхождения И. Пригожин, лауреат Нобелевской премии по химии (1977г.) и немецкий физик Г. Хакен.

И. Пригожин применил математические методы для описания термодинамических неравновесных процессов.

Применение синергетики к пониманию сложных феноменов культурного развития, конечно, носит характер гипотезы, которая разрушает многие наши привычные представления об этом феномене. Согласно синергетическим идеям, культура предстает перед нами в виде неравновесной, открытой, нелинейной самоорганизующейся системы. Открытость системы означает наличие в ней источников (входов) и стоков (выходов), обмена веществом и энергией с окружающей средой. Открытость системы выступает необходимым, но недостаточным условием для ее самоорганизации, т.е. не всякая открытая система самоорганизуется, строит структуры. Для этого необходимо наличие двух противоположных начал: начала, созидающего, наращивающего неоднородность структуры за счет действия источника (порядок); и начала, размывающего, рассеивающего неоднородность (диссипативное начало, хаос). Если диссипативное начало сильнее наращивающего, то в таком режиме структуры возникнуть не могут. При полном отсутствии рассеивающих процессов (диссипации) организация также не может возникнуть, т.к. именно эти процессы выводят систему на аттрактор, т.е. на тенденцию структурирования системы. Борьба этих двух начал и составляет, по Пригожину, внутренний механизм формирования, перестройки, достраивания, объединения или распада сложных систем. В качестве рассеивающего, разбрасывающего фактора могут выступать дисперсия, диффузия.

В процессах самоорганизации, таким образом, обнаруживается амбивалентная природа хаоса. С одной стороны, хаос разрушителен, с другой – созидателен и конструктивен. Иными словами, хаос можно уподобить двуликому Янусу: разрушая, он созидает, а, созидая, приводит к разрушению. Наличие в системе этих двух начал (порядка и хаоса) делают систему неравновесной, неустойчивой, нестабильной.

Синергетика дает принципиально новое понимание хаотических процессов, характерных и для сферы социокультурной жизни.

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Общекультурные групповые и ролевые нормы | 

Дата добавления: 2014-03-13; просмотров: 308; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.003 сек.