Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Симфония №5

Читайте также:
  1. Моцарт симфония 40
  2. Симфония №7

Симфоническое творчество Д. Шостаковича

Пятая симфония открывает новую эру не только в биографии Шостаковича, но и в истории всей советской музыкальной культуры. Вот как определяет ее содержание сам композитор: «Тема моей симфонии – становление личности. Именно человека, со всеми его переживаниями я видел в центре замысла этого произведения…Финал разрешает трагедийно напряженные моменты в жизнерадостном, оптимистическом плане». Тема личности поднята здесь до высокого общественного звучания; симфония запечатлевает не судьбу одиночки, но судьбу целого поколения, трудный процесс его духовного формирования и созревания.

К созданию симфонии Шостакович приступил в 1936 году. 25 октября 1937 года она впервые прозвучала в Ленинграде. В пятой симфонии нашли продолжение многие образы и стилистические черты, ставшие характерными для композитора: драматизм, проникновенная лирика, острота скерцозных образов, своеобразие оркестрового мышления, гармонического языка.

Линия драматического развития симфонии – напряженная внутренняя жизнь, путь «героя» от трагического мироощущения через моменты острой борьбы к радости жизнеутверждения. Своеобразна трактовка 4-х-частного симфонического цикла: 1 и 3 – средоточие лирико-драматического начала (драматизм внутренних переживаний, противоречий в сознании героя). 2 – контрастно противопоставляет игру, шутку значительному психологическому содержанию 1 и 3. Финал утверждает торжество света и радости.

Первая часть – смысловой и драматургический центр симфонии. Тема-эпиграф, которой начинается часть, вводит слушателя в мир драматичних образов симфонии, предвещая напряжение грядущей борьбы и остроту ее конфликтов. Главная партия включает две самостоятельные темы. Первая – медлительная, сосредоточенная, беспокойно блуждающая. Вторая тема выдержана в той же эмоциональной гамме, отличается от первой большим лиризмом и мягкостью мелодических очертаний. Раздел, формально являющийся г.п. приобретает значение вступления не только к І-й части, но и ко всему циклу. Он воспринимается как «введение от автора». Действие начинает разворачиваться лишь в побочной партии. По характеру парящая в звучании высоких скрипок поэтически созерцательная мелодия п.п. намечает фон будущих драматических событий. Ее мечтательная и лиричная тема лишена оттенка субъективности. Широкая интервалика, ясность диатонической мелодии рождают ощущение воздуха и света, создают образ необъятных просторов, над которыми царят тишина и покой.

Начало разработки слито с концом п.п. Отрывистое и тяжелое звучание фортепианных басов указывает на то, что развитие вступило в новую фазу. Разработка состоит их двух разделов.

Кульминацией первого раздела является злой, гротескный марш: на фоне ритмически четкой дроби военного барабана, на фоне литавр, у труб! звучит искаженная первая тема главной партии. Этот эпизод – смысловая кульминация первой части; здесь отчетливо предстает образ агрессии и уничтожения, образ враждебного человеку начала (борьба идет не только на полях сражений, но и в повседневной жизни, в душе человека).

Во втором разделе разработки в развитие включается тема-эпиграф и тема п.п. Побочная мощно звучит у медных инструментов: светлая мечта, благородные идеалы помогают человеку в его жизненной борьбе.

Реприза начинается с унисонного проведения второй темы г.п., которая звучит как ликующий человеческий голос (вторая тема, «уничтоженная» в разработке больше не появляется). В басах проходит тема-эпиграф, далее – светлая, созерцательная мелодия п.п. Постепенно картина меркнет, краски тускнеют, колорит мрачнеет. Вновь слышится глухой пульс альтов и виолончелей. На их фоне флейта в нижнем регистре проводит в обращении первую тему главной партии, повисающую как неразрешенный вопрос. В коде проходит интонационно измененная тема-эпиграф, но здесь она звучит статично, созерцательно. Композитор, показав в первой части (разработка) столкновение остро конфликтных начал, отодвигает развязку.

Средние части цикла композитор использует для того, чтобы более многосторонне осветить основную мысль, расширить жизненный фон действия, обогатить повествование новыми образами.

Вторая часть симфонии – скерцо – кажется особенно солнечной и жизнерадостной: пестрой чередой проходят красочные, порой остроумные бытовые зарисовки. Часть написана в сложной трехчастной форме. Каждая тема скерцо воспроизводит какой-либо жанр или приемы выразительности, характерные для музыки классицизма. Но повсюду возникает пародийное их преломление, и именно это создает характер шутки, игры. В качестве фактора, объединяющего часть, выступает танцевальная трехдольность.

Первая тема воспроизводит тип менуэта (1-й элемент – грубоват, неуклюж, 2-й элемент – изысканный, изобилует украшениями, свойственными «галантному» стилю).

Вторая тема – это эффектный, бравурный танец с глиссандирующими фигурками скрипок в средней части.

Буйное веселье крайних частей оттеняется средним разделом, где звучит хрупкая и грациозная, капризная мелодия солирующей скрипки. Это типичное классическое трио выдержано в прозрачной камерной звучности.

В коде женственная вальсообразная тема среднего раздела вдруг окрашивается печалью, но тут же заглушается помпезной громогласной концовкой.

Третья часть (Largo)- развернутое лирическое отступление, проникновенный рассказ о сокровенных думах и переживаниях, вызванных созерцанием жизни, полной борьбы и неведомых опасностей. Форма части – сонатная, без разработки.

Главная партия многоОбразна. Первый ее раздел близок интонациям протяжных песен, средний – простотой строения мелодии, мерным ритмом сопровождения вызывает ассоциации со светлым лиризмом колыбельной. Побочная партия является одной из самых проникновенных мелодий симфонии. Она проходит поочередно у гобоя, кларнета, флейты. Кода третьей части снимает напряжение репризы. Образы главной и побочной партий переводятся в сферу далеких воспоминаний.

Финал (четвертая часть) является торжеством радости, света. Эмоционально приподнятый тонус устанавливается с самого начала. На фоне гулкой поступи литавр вступает в мощном унисоне труб и тромбонов динамичная «размашистая» тема шествия – главная партия. Характер побочной партии идет от лиризма широких массовых песен-гимнов.

Средний эпизод финала – последнее лирическое отступление композитора (мелодия у валторн, затем у скрипок).

Реприза финала получает значение большого предыкта к коде. В величественной коде слышна уверенность в том, что преграды будут сокрушены и высокие идеалы восторжествуют.

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Опера „Катерина Измайлова” | Симфония №7

Дата добавления: 2014-03-15; просмотров: 753; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.006 сек.