Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Тема 10. Життєвий та творчий шлях А.Хачатуряна. Балетна творчість композитора: «Гаяне», «Спартак». Концерт для скрипки з оркестром

Читайте также:
  1. Как готовиться к записи концерта.
  2. ЛЕКЦИЯ4.ОТЛИЧИЕ ЭСТРАДНОГО НОМЕРА ОТ КОНЦЕРТНОГО
  3. Тема 8. Життєвий та творчий шлях Д.Д.Шостаковича. Симфонічна творчість копозитора. Симфонії № 5, 7, 11 („1905 год”).

Арам Ильич Хачатурян вырос и сложился при советском строе. Наряду с творческой деятельностью он вел большую общественно-музыкальную, исполнительскую и педагогическую работу. В музыке А.Хачатуряна широко использован родной композитору армянский народный мелос, нашли отражение картины армянской народной жизни и кавказской природы.

Родился Хачатурян в Тбилиси 6 июня 1903 года в семье переплетчика. К серьезным занятиям музыкой Хачатурян приступил поздно. До 17-летнего возраста он даже не знал нот.

В 1921 году Хачатурян приехал в Москву и год спустя поступил в Музыкальный техникум имени Гнесиных, где обучался вначале игре на виолончели и фортепиано, а затем и композиции под руководством проф. М.Гнесина. Первые сочинения молодого композитора – «Танец» для скрипки и фортепиано (1926), «Поэма» для фортепиано (1927).

В 1929 году Хачатурян поступает в Московскую консерваторию, где учится по композиции вначале у М.Гнесина, затем у Н.Мясковского. За годы учения Хачатурян написал много интересных сочинений. Среди них: Токката для фортепиано, «Танцевальная сюита» для симфонического оркестра. Дипломной работой композитора явилась Первая симфония (1934), созданная в ознаменование 15-летия Советской Армении. Консерваторию Хачатурян окончил с золотой медалью и был оставлен аспирантом в классе Мясковского.

В 30-40-е годы композитор создает ряд новых ярких произведений. В 1936 году был написан Концерт для фортепиано с оркестром, впервые исполненный Л.Обориным на декаде советской музыки. Именно это произведение, в котором органически сочетаются мелодические, ладовые, ритмические особенности армянской национальной музыки с традициями русского концертного симфонизма (особенно симфонизма П.Чайковского), принесло его автору славу крупного советского композитора, представляющего национальную культуру.

С 1935 года Хачатурян много работает в области музыки для кино, пишет музыку к драматическим спектаклям. В 1939 году впервые обращается к жанру балета («Счастье»).

В 1940 году композитором было создано одно из наиболее выдающихся сочинений – Концерт для скрипки с оркестром (посвящен первому исполнителю – Д.Ойстраху). В нем, как и в Фортепианном концерте, та же армянская национальная основа, тот же оптимизм и жизнерадостность, та же виртуозность, подчиненная раскрытию картин праздничного народного веселья.

Во время ВОВ Хачатурян активно участвовал в работе Военной комиссии Московского отделения Союза советских композиторов и в радиокомитете; в творчестве обратился к актуальной тематике, диктуемой Отечественной войной, к созданию боевой патриотической песни («О капитане Гастелло»). В 1944 году принял участие в конкурсе на создание гимна Армянской ССр и явился в нем победителем: гимн, написанный им, был официально принят в Советской Армении. В 1942 году был закончен балет «Гаяне» на сюжет из жизни армянских крестьян. В 1943написана Вторая симфония, в которой композитор постарался обобщенно воплотить думы и переживания советских людей в период войны. Большое впечатление производят на слушателя удары колокола в начале и в конце симфонии. В первой части они звучат предзнаменованием грозных событий, а в финале – как знак свершившегося возмездия за бедствия и страдания народа, причиненные войной. Вторую симфонию Хачатуряна иногда называют «симфонией с колоколом».

После ВОВ Хачатурян продолжает интенсивную творческую и общественно-музыкальную деятельность в двух новых для него областях: в педагогической и дирижерской. На протяжении 50-70-х годов он совершает многочисленные поездки по республикам СССР и зарубеж, где исполняет исключительно свои произведения. Педагогическая деятельность Хачатуряна протекает в Музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных и в Московской консерватории. Среди его учеников: А.Эшпай, Р. Бойко, М. Минков.

Значительным произведением Хачатуряна, написанным в послевоенные годы, явился балет «Спартак». Сочинение балета было задумано в 1950 году, во время пребывания Хачатуряна в Италии. Восстание рабов Древнего Рима под предводительством Спартака, героическая борьба против тирании, показанная в балете, перекликается с современной борьбой народов за свое освобождение и национальную независимость. За музыку балета в мае 1959 года Хачатурян был удостоен Ленинской премии.

Немалое значение в творчестве послевоенных лет имеет работа Хачатуряна над музыкой к кинофильмам; создание хоровых и вокальных произведений. Но особенно привлекает автора работа в области инструментальной музыки. Хачатурян создает Концерт для виолончели с оркестром, а позднее триаду Концертов-рапсодий: для скрипки с оркестром, для виолончели с оркестром, для фортепиано с оркестром. Эти произведения наиболее значительные в творчестве композитора последних лет. В триаде утверждаются новаторские принципы «восточного симфонизма». Используя приемы исполнения и музицирования народных певцов Закавказья, включая народные мелодии и создавая темы в духе музыкально-поэтического песенного искусства ашугов, композитор развивает их с подлинным симфоническим размахом.

Интересны фортепианные произведения Хачатуряна послевоенных лет – фортепианная соната, посвященная Н.Мясковскому, «Детский альбом для фортепиано», «Семь речитативов и фуг для фортепиано».

Огромный вклад художника в развитие советского музыкального искусства и культуры был отмечен присвоением ему званий народного артиста Азербайджанской ССР и Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали «Серп и Молот».

Умер Хачатурян 1 мая 1978 года.

 

Балет "Гаянэ"

Иной принцип лежит в основе музыкальной обрисовки других действующих лиц. Их образы даны как портретные зарисовки.

Так, "Вариация" №10, рисующая образ веселой подруги Гаянэ юной Нунэ, построена на четкой танцевальной мелодии, полна неожиданных динамических контрастов.

Ярко написан "портрет" Айши, молодой курдской девушки, - "Танец Айши" №16. Протяжная, неторопливая, восточного склада мелодия сочетается с четким и плавным движением вальса.

Большое место в балете занимают народные массовые сцены. Преобладающий тип народных сцен - обобщенные и цельные образы, данные в самостоятельных замкнутых музыкальных номерах. Такой тип музыкальной драматургии представлен в картине народного праздника (4-е действие). Один за другим следуют танцы. "Лезгинка" - яркий пример того, как Хачатурян, целиком основываясь на принципах народной музыки, свободно и смело развивает их до масштабоы симфонического мышления. Знаменитый "Танец с саблями" №35 - энергичный, темпераментный, по своему замыслу связан с традицией показа силы, удали.

Значительность содержания и яркость музыкального воплощения, музыкальная содержательность образов позволяют говорить о продолжении в балетном творчестве Хачатуряна традиций русского классического балета.

 

Балет «Спартак»

Через 8 лет после создания «Гаянэ» А.Хачатурян вновь обратился к балетному жанру. Он замыслил воплотить в музыкально-хореографической драме героику освободительной борьбы легендарного Спартака. Поездка в Италию обогатила его свежими впечатлениями. Балет был окончен 22 февраля 1954 года. Сценарий и драматургический план балета разработан в содружестве с известными деятелями хореографического искусства – либреттистом Н.Волковым и балетмейстером И.Моисеевым.

"Спартак" написан композиторм в жанре героической хореодрамы. Основная идея произведения раскрывается именно в героике восстания рабов, поднятого Спартаком, которое показано на историческом фоне римской жизни. Образ могучего Спартака выдвинут крупным планом, и линия борьбы спартаковцев за свободу пронизывает красной нитью все 9 картин балета, разделенного на 4 акта.

1-я картина – «Триумф Рима» представляет собою увертюру (пролог) к балету. Из похода с победой возвращаются войска римского полководца Красса. Его колесницу влекут пленные, обреченные на рабство или смерть. Среди них Спартак, его жена Фригия, их товарищ по несчастью – юноша Гармодий.

В музыке увертюры-пролога рельефным контрастом сопоставлены две темы, играющие важнейшую роль в симфонической драматургии балета, - тема Рима (характер торжественной застылости, изобилует хроматизмами) и тема Спартака (призывная интонация звучит как призыв к свободе) (№1 Триумфальный марш). В слитности сопоставления внутренне контрастных, противоположных по смысловому значению тем заключена затаенная сила драматического конфликта.

2-я картина «Рынок рабов». Идет торговля рабами. На общем фоне выделяются несколько танцев. Один из них - танец египетской танцовщицы, выставленной на продажу (№4, Египетская танцовщица), погружает в гнетущую атмосферу аукциона невольников.

Появляются Красс и куртизанка Эгина. Музыка становится вкрадчивой, вызывающе дерзкой. Далее следует сцена продажи рабов. После – сцена с танцем гадания Фригии (№6).Музыка в танце передает предчувствие трагической судьбы Спартака (выразительные повторы характерной «интонации прорицания»).

3-я картина "Цирк".Празднество в честь победы римлян и бои гладиаторов. Глубоким трагизмом проникнута музыка Марша гладиаторов (№9). В ней передана и суровая торжественность, и ощущение обреченности, и глухой протестующий ропот. В картине показаны три больших гладиаторских сражения. В последнем танце-сражении появляется Спартак, бросающий вызов Риму, отказываясь убивать поверженного на песок арены самнита.

Все 1-е действиепредставляет собой как бы симфоническую экспозицию: показаны основные противоборствующие силы, столкнулись контрастные темы, произошла завязка событий.

В 4-й картине - "Казарма гладиаторов" - два номера "Смерть гладиатора" и "Призыв Спартака к восстанию". В симфонической картине восстания композитор мастерски использует интонации, ритмы, мотивы, связанные с образами Спартака, Фригии и гладиаторов. 5-я картина "Аппиева дорога"- невелика по размерам, но события (к восставшим присоединяются пастухи) показаны в беге, в развитии, в движении.

В 6-йкартине "Пир у Красса" обнажается назревший конфликт. Вначале следует "сцена обольщения" - как бы "балет в балете" (куртизанка Эгина обольщает юношу Гармодия). В этой сцене выделяются: №21 "Танец нимф" (мелодия танца пленительная, восточная лирика), №22 "Выход Гармодия" (т.Гармодия), №23 "Адажио Эгины и Гармодия", №25 "Вариация (танец) Эгины.

В 6-й картиневыделяется Танец гадитанских дев (№28). Танец ритуального происхождения, своего рода "ритуал страсти". В кульминации танца приходит весть о восстании Спартака, возникает тема Спартака. Победным ликованием проникнуты следующие затем танцы воинов. Один из них - №30 "Танец молодых фракийцев с мечами".

Действие 3-е. 7-я картина. "Лагерь Спартака". Центральный эпизод картины - Адажио Спартака и Фригии (№34). Эта маленькая симфоническая поэма выражает состояние духа героя в поворотный, решающий момент его жизненной борьбы. Адажио обрамлено широко развернутой темой-мелодией "прощания и неразлучности" Фригии и Спартака. В лагере Спартака назревают разногласия и раздоры. Становится изменником Гармодий. Он выдает Крассу намерения Спартака.

8-я картина "Лагерь Красса". Движущим мотивом сценического действия опять оказывается роковая страсть Гармодия, предавшего Спартака. Включает два номера - "Танец Эгины" и "Торжество Красса".

9-я картина "Гибель Спартака". Гибнут надежды Спартака на переброску своих войск морем с помощью пиратов (№45 "Гибель надежды Спартака"). Спартак вынужден вступить в сражение с войсками Красса (№46 "Битва. Смерть Спартака"). В музыке сталкиваются темы гладиаторов и Рима, Спартака и Красса. Партитура балета завершается симврлической картиной. Женский хор без слов поет реквием павшему герою. Мелодия хора - тема любви Фригии. В конце звучат горделивые фанфары Спартака. Они говорят о том, что человечество не забыло урок мужества, данный его сыном, первым поднявшим меч против угнетателей.

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Фортепианное творчество С.Прокофьева | Лекція №6

Дата добавления: 2014-03-15; просмотров: 855; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.005 сек.