Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Различные типы игровых обучающих ситуаций (ИОС)

Читайте также:
  1. III. Безопасность в условиях технологичных чрезвычайных ситуаций (ТЧС).
  2. Внутренние и внешние причины чрезвычайных ситуаций. Стадии развития ЧС.
  3. Вопрос 1. Общая характеристика чрезвычайных обстоятельств и чрезвычайных ситуаций
  4. Вопрос №1 РСЧС ,история ее создания и предназначение, структура, задачи, решаемые по защите населения от чрезвычайных ситуаций.
  5. Вопрос №2 МЧС России- федеральный орган управления в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций.
  6. Действие ядов на различные виды домашних животных
  7. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
  8. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)
  9. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданская оборона РФ
  10. Задачи и основные принципы организации деятельности Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Исследование И.А.Комаровой показало, что оптимальной формой включения сюжетно-ролевой игры в процесс ознакомле­ния дошкольников с природой являются игровые обучающие ситу­ации (ИОС), которые создаются педагогом для решения конкрет­ных дидактических задач природоведческих занятий, наблюдений. Выявлены три типа ИОС, использование которых обладает различ­ными дидактическими возможностями. Это ИОС, построенные с привлечением игрушек-аналогов; кукол, изображающих литератур­ные персонажи; различных вариантов сюжета «Путешествие».

Основная характеристика ИОС первого типа – использо­вание игрушек-аналогов, которые изображают различные объек­ты природы. Следует отметить существование огромного разнооб­разия игрушек-животных и очень ограниченного количества иг­рушек-растений. Главный смысл использования такого рода игру­шек – сопоставление живого объекта с неживым аналогом. Игруш­ка в этом случае способствует разграничению представлений ска­зочно-игрушечного и реалистического характера, помогает осо­знанию специфики живого, выработке возможности правильно (по-разному) действовать с живым объектом и предметом. Послед­няя характеристика позволяет в ряде случаев применять игрушки как раздаточный материал (дети могут взять в руки рыбку-игруш­ку и не могут – живую рыбку, которая плавает в аквариуме), что особенно важно для младших дошкольников.

Создание игровых ситуаций игрушками-аналогами сводится к сопоставлению живого объекта с игрушечным изображением по самым различным параметрам: внешнему облику, условиям жиз­ни, способу функционирования (поведение), способу взаимодей­ствия с ним.

Следует обратить внимание на параллельное использование игрушки и живого объекта. Игрушка никого не подменяет, она наравне с животным (или растением) концентрирует на себя вни­мание, в равной степени является содержательным элементом обу­чения, что создает благоприятные условия для нахождения раз­личий.

Разнообразные ИОС, включаемые в занятия, показали, что игрушка-аналог может быть использована в дидактических целях при формировании реалистических представлений о животных у детей разного дошкольного возраста. Важен при этом способ ее включения в занятие, когда игрушка противопоставляется либо живому животному, либо животному, реалистически изображен­ному на картине. Момент противопоставления обеспечивает раз­ведение сказочно-игрушечных и реалистических тенденций в зна­ниях о данном виде животных. При этом важно, чтобы исполь­зование игрушки на занятии полностью соответствовало ее функ­циональным назначениям: игрушка помогает создавать игровые ситуации, воспроизводить игровые действия, ролевые взаимо­отношения.

Заметим, что использование игрушек-аналогов может быть в одних случаях более, в других – менее успешным. Присутствие их уместно всякий раз, когда разговор на занятии строится на базе полученных в процессе наблюдений конкретных знании. Особенно эффективны игрушки-аналоги, когда с животным невозможно непосредственное общение. Дети с удовольствием держат в руках 1 игрушечную рыбку, птичку, зайчика, так как возможность взять. В руки живых таких животных исключена. И, наоборот, они мало обращают внимания на игрушечного щенка, если на занятии при­сутствует живая собака, которую можно погладить, взять за лапу.

Итак, материалы показывают, что образная игрушка может выполнять определенную дидактическую функцию в экологообразовательном процессе детского сада. Она становится важным атрибутом занятий, на которых дети усваивают знания о живот­ных и растениях. Требования к ней в этом случае следующие. Иг­рушка должна быть опознаваема – независимо от материала и типа исполнения, в ней должны просматриваться характерные видо-типичные признаки строения животного, растения, главным об­разом форма отдельных частей объекта, по которой идет узнава­ние конкретного вида. Игрушка должна быть эстетична – отве­чать современным требованиям дизайна, вызывать у ребенка по­ложительные эмоции. Работая над созданием ИОС, включением их в практику экологического воспитания, педагоги могут исполь­зовать подходящие игрушки как демонстрационный и раздаточ­ный материал.

Например, дети старшей группы рассматривают картину, на которой медведица купает медвежонка в реке, схватив его зубами за шиворот. Перед воспитателем стоит программная задача: фор­мировать у дошкольников реалистические представления о жизни бурого медведя в лесу. Педагог вносит на занятие мягкую игруш­ку – симпатичного мишку, сообщает, что он не хочет больше жить в детском саду, не хочет сидеть на полке и есть кашу из кукольной посуды. Он хочет уйти в лес и жить там, как настоящие медведи, – куклы рассказывали ему про это. Взрослый предлагает детям рассказать игрушечному медвежонку все, что они знают про бурых медведей, про их жизнь в лесу в разное время года, показать ему картину, объяснить, что такое лес, что и зачем дела­ет медведица с медвежонком.

Что происходит после включения игрушки-аналога в процесс обучения дошкольников. Как ситуация влияет на детей? Проис­ходит следующее.

У детей появляется положительный эмоциональный настрой при виде симпатичной игрушки и ее намерений.

Дошкольники включаются в игру (они всегда готовы к ней) и удивляются «наивности» мишутки – ведь они в 5–6 лет уже имеют некоторый опыт посещения леса, кое-что знают про мед­ведей.

Повышается познавательная и речевая активность детей: они охотно рассказывают игрушке все, что знают, что видят на кар­тине, внимательно слушают дополнения и пояснения воспитате­ля, который не им, а мишутке рассказывает, как нелегко жить в лесу, как бурые медведи добывают пищу, как залегают на зиму в берлогу, как у медведицы в это время родятся медвежата и как она заботится о них.

Включая данную ИОС в занятие, воспитатель достигает следу­ющего педагогического эффекта.

• Полная реализация дидактической задачи: подавляющее боль­шинство детей получают представление о жизни и приспособлен­ности бурого медведя (его строение, поведение, образ жизни, размеры) к различным факторам среды обитания, главными из которых являются лесная экосистема и сезонно меняющиеся по-годно-климатические условия.

• Уточнение и углубление представлений об отличии живого животного от игрушки, разведение сказочно-игрушечных и реа­листических представлений.

• Легкое и высокоэффективное обучение дошкольников благо­даря игровой мотивации и включения механизма косвенного обу­чения: все сведения о бурых медведях передавались мишутке, вос­питатель не учил детей, он вместе с ними учил игрушку.

• Быстрая активизации интеллектуальных возможностей и спо­собностей всех дошкольников.

• Развитие игровой деятельности детей: воспитатель действо­вал с игрушкой, говорил за нее, сам с ней вел диалог.

Используя метод игры, педагог тем не менее достиг эффекта благодаря правильному сочетанию приемов в этой ИОС и специ­альной подготовке:

продумал сюжет игры, в который включил программное со­держание занятия;

выбрал симпатичную игрушку, продумал ее действия и слова;

во время занятия исполнял одновременно две роли – мишут­ки и воспитателя, легко переключался с одной на другую;

выполнял с игрушкой игровые действия: поворачивал медве­жонка к говорящим детям (он слушает их), подносил его к карти­не (он ее рассматривает), лапой показывал предметы на картине, капризничал («хочу в лес, хочу в лес», «хочу в берлогу...» и т.д.).

Для большего эффекта обучения воспитатель должен оставить игрушку и картину в группе на 1 – 2 дня и разрешитьих использо­вать в игре. В этом случае дети обязательно будут проигрывать и закреплять то содержание, которое они усвоили на занятии (мишку будут обучать, найдут ему маму-медведицу, будут кормить его ' медом и малиной, на участке покажут кусты, деревья, будут учить "лазить по ним, устроят берлогу из снега и пр.).

Значительных результатов в понимании и усвоении материа­ла детьми воспитатель достигнет, если использует прием сопо­ставления особенностей строения игрушки и настоящего зверя. Например, воспитатель говорит мишутке, поглядывая на детей:

«Ты не можешь жить в лесу – ты маленький, ты не сумеешь найти пищу, защитить себя. Медведи – это огромные и сильные звери (показывает рукой выше себя). Посмотри на свои лапы. Где У тебя когти? А у бурого медведя сильные лапы с огромными Когтями. Ударом лапы он может убить оленя. С помощью когтей Медвежата забираются на дерево. Открой рот, покажи свои зубы. Что? Не открываешь! Зубов-то, наверно, совсем нет, а собрался в лес! И т.д.»

Второй тип ИОС связан с использованием кукол, изобра­жающих персонажей литературных произведений, хорошо знако­мых детям. Анализ практики проведения в дошкольных учрежде­ниях занятий по ознакомлению детей с природой в разных возра­стных группах, специально предпринятый И.А.Комаровой, по­казал, что воспитатели часто используют сюжетные игрушки: ку­кол, персонажей знакомых сказок (Буратино, Незнайка, Петрушка и др.), чтобы вызвать интерес и привлечь внимание детей к ди­дактической цели занятия. При этом было обнаружено, что роль игровых персонажей в обучении чрезмерно мала: они выполняют в основном развлекательную функцию, а в ряде случаев даже ме­шают решению программных задач занятия. Между тем герои по­любившихся сказок, рассказов, диафильмов воспринимаются деть­ми эмоционально, будоражат воображение, становятся объектом подражания. На это указывают многие исследователи, изучавшие влияние литературных произведений на игру дошкольников, их поведение (Т.А.Маркова, Д. В. Менджерицкая, Л.П.Бочкарева, О.К.Зинченко, А.М.Виноградова и др.).

И.А.Комаровой было сделано предположение, что куклы – персонажи некоторых сказок на основе их литературной биогра­фии могут быть с успехом использованы на природоведческих за­нятиях. Для этой цели были выбраны Чипполино, Незнайка, Карл­сон. Выбор этих персонажей неслучаен.

Чипполино, герой одноименной сказки Дж. Родари, очень сим­патичен детям. Он нравится им за свою смелость, находчивость, дружелюбие. К тому же его сходство с луковицей помогает глубже осознать разницу между натуральным овощем и его игрушечным изображением. Чипполино много знает об овощах, и дети всегда рады встрече с ним: они уверены, что Чипполино расскажет что-то интересное.

Карлсон – в некотором смысле антипод Чипполино. Он зна­ком детям по книге Астрид Линдгрен и по мультфильму как хва­стунишка, баловник и весельчак.

Незнайка, герой книги Н.Носова, носит свое имя неслучайно. Он много хвастается о своих способностях, на самом же деле ему часто недоступно решение самых простых вопросов.

Предполагалось, что данные сказочные персонажи будут ис­пользоваться на занятиях не с целью развлечения, а как факто­ры, обеспечивающие решение дидактических задач, т. е. куклы дол­жны вписываться в ход занятий на основе программного содер­жания. Исследование Л. П. Стрелковой, которая изучала вли­яние литературных произведений на эмоциональное развитие до­школьников, демонстрирует не только уместность, но и целесо­образность проведения – после прочтения сказок – игр-бесед между детьми и куклами. При этом исследователь считает вполне уместным в разговоре с детьми выходить за пределы сюжета ска­зок, переводить беседы на реальные события из жизни детей, их проявления в коллективе сверстников. Автор настоятельно под­черкивает: от имени отрицательного персонажа должен говорить взрослый, дети имитируют только положительных героев и тем самым упражняются на уровне проговаривания и эмоциональных оценок в хороших поступках.

Выбранные литературные персонажи интересны тем, что с их помощью можно активизировать познавательную деятельность детей. Литературная биография каждого из них позволяет исполь­зовать либо его сильную (осведомленность Чипполино), либо сла­бую (незнание Незнайки) стороны их поведения в сказке. Таким образом, литературный герой, привнесенный на занятие, – это не просто симпатичная игрушка, которая развлекает ребят, а пер­сонаж с определенным характером. Детям он интересен тем, что в совершенно новой ситуации он проявляет свои прежние ти­пичные особенности, иначе говоря, действует в своем амплуа. Именно поэтому Карлсон и Незнайка попадают в такие ситуа­ции, когда необходимы знания и помощь детей. Эти моменты особенно хороши тем, что дошкольники меняют свою позицию:из обучаемых они превращаются в обучающих. Смена позиций выступает как положительный фактор обучения – активизиру­ется умственная деятельность детей. В традиционном занятии вос­питатель всегда над детьми: он задает вопросы, поучает, объяс­няет, рассказывает – он взрослый и умнее. Но когда Незнайка и Карлсон задают «глупые» вопросы, строят нелепые предположе­ния, проявляют полную неосведомленность в событиях, уже дети стоят над ними. Такое соотношение придает дошкольникам уве­ренность, они обретают авторитет в собственных глазах. Дети не берут в расчет, что за Незнайку говорит воспитатель, – они во власти игровой ситуации, а потому уверенно и пространно выс­казываются, дополняют, объясняют и тем самым упражняются в применении своих знаний, уточняют и закрепляют их. Иначе говоря, использование куклы-персонажа на основе его литера­турной биографии – это косвенная форма обучения детей, цели­ком основанная на достаточно сильной игровой мотивации до­школьников.

Третий тип ИОС – это различные варианты игры в путе­шествие: «Поездка на выставку», «Экспедиция в Африку (на Се­верный полюс)», «Экскурсия в зоосад», «Путешествие к морю» и др. Во всех случаях это сюжетно-дидактическая игра (или ее фраг­менты), включенная в занятия, наблюдения, труд По существу, всевозможные путешествия – это единственный вид игры, сю­жет и роли которой допускают прямое обучение детей, передачу новых знаний. В каждом конкретном случае сюжет игры предполагает следующее: дети посещают новые места, знакомятся с новы­ми явлениями и объектами в качестве экскурсантов, туристов, посетителей и т.д. В рамках ролевого поведения дети рассматрива­ют, слушают пояснения, «фотографируют». Воспитатель, взяв на себя роль экскурсовода, руководителя туристической группы, опытного путешественника и т.д., рассказывает и показывает до­школьникам все то новое, ради чего отправились в путь. В ИОС этого типа большую помощь оказывает атрибутика в виде само­дельных фотоаппаратов, подзорных труб и биноклей: дети лучше входят в роль, совершают больше игровых действий. «Оптические приборы» в силу того, что объективом они ограничивают про­странство обзора, создают хорошие визуальные условия для на­блюдения. Кроме того, фотографирование предполагает изготов­ление «фотографий» – создание детьми изопродукции на основе впечатлений.

Все обозначенные типы игровых обучающих ситуаций требу­ют от воспитателя подготовки: обдумывания сюжета игровых дей­ствий с игрушками, куклами, атрибутикой, приемов создания и поддержания воображаемой ситуации, эмоционального вхожде­ния в роль. Даже если обучение с использованием ИОС в ряде случаев выходит за рамки отведенного времени, дети не утомля­ются, так как хорошее исполнение игры, создавая положитель­ный эмоциональный настрой, обеспечивает максимальный раз­вивающий эффект.

Итак, игра как метод экологического воспитания – это игра, специально организованная воспитателем и включенная в про­цесс познания природы и взаимодействия с ней. Такую форму обучающей игры воспитателя с детьми, имеющую определенную дидактическую цель, т.е. игровую обучающую ситуацию, характе­ризует следующее:

1) имеет короткий и несложный сюжет, построенный на ос­нове жизненных событий или сказочно-литературного произве­дения, которое хорошо знакомо дошкольникам;

2) в игре используются необходимые игрушки, атрибутика; для нее специально организуется пространство и предметная среда;

3) в содержание игры заложены дидактическая цель и воспи­тательная задача, которым подчинены все ее компоненты – сю­жет, ролевое взаимодействие персонажей и пр.;

4) игру проводит воспитатель: объявляет название и сюжет, распределяет роли, берет одну роль на себя и исполняет ее на протяжении всей ИОС, поддерживает воображаемую ситуацию в соответствии с сюжетом;

5) воспитатель руководит всей игрой: следит за развитием сюжета, исполнением ролей детьми, ролевыми взаимоотношениями, насыщает игру ролевыми диалогами и игровыми действиями, через которые и осуществляется дидактическая цель.

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
 | Игры с правилами и их роль в экологическом воспитании детей

Дата добавления: 2014-03-19; просмотров: 1467; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.004 сек.