Главная страница
Случайная лекция
Мы поможем в написании ваших работ!
Порталы:
БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика
|
Философская концепция конфуцианства
Морально-этическое учение Конфуция
Схема 24. Морально-этическое учение Конфуция
Этико-философская концепция конфуцианства строится на трех ключевых понятиях.
Таблица 8 №
| Понятие
| Его содержание и взаимосвязь с другими понятиями
|
|
|
|
| Тянь (небеса)
| Ощущение мирового порядка, духовная цель человечества. Правитель Китая именовался тянь-цзы (сыном неба), так как его основной обязанностью было поддержание миропорядка. Свое учение о личных достоинствах и общественном устройстве Конфуций считал небесным, так как оно провозглашало стремление человека к гармонии со Вселенной. Однако он не допускал никакого бесплодного теоретизирования по поводу тянь: человек должен был просто осознать свою цель и воплощать ее в жизнь. По мнению Конфуция, мы живем во Вселенной, существующей согласно определенному порядку и законам. Поэтому надо жить так, чтобы поведение человека отражало эти законы. Как только человек осознает это правило, он встает на небесный путь. В данном случае путь является переводом термина Дао, который стал ключевым не только в даосизме, но и в конфуцианстве
|
| Чжэн (гуманность, человечность)
| Смысл данного понятия Конфуций пояснял так: «Не делай другим того, чего не желаешь себе, и помогай им достичь того, чего хотел бы достичь сам». Или в другом переводе: «Относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы они относились к тебе». Человеколюбие — это почтительность, обходительность, правдивость, сметливость, доброта. Если человек почтителен, то его не презирают. Если человек обходителен, то его поддерживают. Если человек правдив, ему доверяют. Если человек сметлив, он добивается успехов. Если человек добр, он может использовать других
|
| Ли (соблюдение ритуала: обрядов, порядка, традиций)
| Человек должен четко следовать нормам, предписываемым ему обществом, соблюдать все правила, которые он должен соблюдать. Без этого нормальное функционирование общества невозможно. Данный принцип позднее стал основным принципом организации жизни китайского общества. Конфуций вкладывал в этот принцип значение, несколько отличающееся от простого соблюдения правил этикета. По мнению Конфуция, гармония в государстве зависит главным образом от воли и поведения властей. Идеал Конфуция — благородный государственный муж, который служит примером для всех других людей, поскольку соблюдает ритуалы и подчиняется традиционному укладу жизни
|
В своем поведении Конфуций стремился реализовать эти принципы. Будучи верховным судьей, он всегда разрешал жалобы, с которыми к нему обращались, в соответствии с традиционными основами общественной жизни.
Дата добавления: 2014-03-21; просмотров: 402; Нарушение авторских прав Поделиться с ДРУЗЬЯМИ:
|