Философская концепция даосизма строится на нескольких ключевых понятиях.
Таблица 9
№
Понятие
Его содержание и взаимосвязь с другими понятиями
Дао
(путь)
Безличный мировой закон, путь постижения природы и ее закономерностей, основной вселенский принцип. Дао — это ничто, начало и конец мира, поскольку все материальные вещи рождаются из небытия, а затем, разрушаясь, опять уходят в небытие. Следовательно, только дао (небытие) вечно, всё остальное преходяще. Дао — это первичное небытие, которое не имеет имени;называя его, мы превращаем его в бытие. Даосы наделялидао противоречивыми признаками, т.е. рассматривали как нечто, в чем противоположности становятся тождеством
Окончание таблицы 9
Дэ
(проявленная мощь)
Дао непознаваемо, но вездесуще. То, о чем можно говорить, называется дэ. Это понятие демонстрирует Дао в действии, проявляет его потенциальную энергию в объектах творения
Ци
(дыхание)
Соответствует духу, энергии или жизненной силе, заключенной во всем сущем. В контексте Дао как конечной реальности ци рассматривается как движущая сила Вселенной
Чан
(извечный закон)
Извечный принцип, управляющий процессом перемен и контролирующий его действие в проявленном мире. Подобно буддистам, даосы уверены в непостоянстве, переменчивости мироздания. Неизменным остается лишь извечный закон (чан), управляющий процессом перемен. В жизни нет ничего более постоянного, чем перемены. В мире, где всё меняется, возникает искушение определить некую постоянную величину, стоящую над событиями. Однако как только такое случается, человек утрачивает способность к объективной оценке настоящего момента и пытается интерпретировать события в рамках прошлого или будущего. Поэтому даосизм предлагает сосредоточиться исключительно на настоящем моменте времени
Мин
(просветление)
Идеальным состоянием, главной целью даоса является слияние с Дао, источником, дарующим абсолютное удовлетворение и изначальную естественность. «Постигший» более не вступает в бессмысленную борьбу за существование и, не ставит перед собой ложных целей. Такое совершенное состояние называется мин (просветление). Данное понятие созвучно буддийскому просветлению
Естественность и простота
Мир таков, каков он есть, и если существует совершенство, оно вокруг нас, а не в нашем воображении. Поэтому любая попытка изменить мир является посягательством на его совершенство, обнаружить которое можно лишь находясь в состоянии естественного покоя. Возврат к совершенству возможен с помощью отхода от неестественного в сторону естественного. Даосизм призывает людей жить по естественным законам, в соответствии с Дао, универсальным гармонизирующим принципом. Это выражается в важнейшем положении даосизма: «Следуй естеству всех вещей и не имей в себе ничего личного». Жизнь человека должна протекать по пути наименьшего сопротивления и быть свободной от проявлений страстей и амбиций
Инь
(темное/женское) и
Ян
(светлое/мужское)
Изначальные силы, воплощающие Дао в материальном мире. Это два типа вселенских сил, которые составляют суть проявленного мира. Подобно солнечной и теневой сторонам горы, инь и ян нераздельны и дополняют друг друга. Жизнь не может быть окрашена лишь в темные цвета, и наоборот; думать иначе — значит проявлять безрассудство
Многие из этих идей восточной философии будут впоследствии развиты многими западными философами.