Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Тема Бытия в истории европейской философии

Читайте также:
  1. I. Основные принципы и идеи философии эпохи Просвещения.
  2. II. История философии
  3. II. Принципы средневековой философии.
  4. III. Материалистическое направление в русской философии
  5. III. Предмет, метод и функции философии.
  6. III. ЭЛЛИНИСТИЧЕСКО-РИМСКИЙ ПЕРИОД АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ
  7. V. Характерные черты философии русского «религиозно-философского» ренессанса.
  8. Антропоцентризм и культ природы, пантеизм и телеологизм как характерные черты философии Возрождения.
  9. Ареалы расселения народов языковых групп Индоевропейской семьи
  10. Аристотель как вершина античной философии

 

Парменид- первый, кто впервые заговорил об этом вопросе. У Парменида Бытие= мышление.

Бытие отличается от сущего. Сущий мир- это мир существующих величин., Бытие это нечто более глубокое, это предельное основание, дальше говорить не о чем.

Бытие понимается по-разному, например как мир Платоновских идей.

Бытие может прочитываться и как Бытие Бога.

В материализме Бытие- форма существования материи.

Иногда Бытие рассматривается как нечто в принципе непостижимое(иррационализм, мистицизм) .

В современной философии принято говорить о видах бытия: Бытие природного мира, Бытие сознание, Бытие социума, Бытие человека и т.д. Но все же это виды, а не само Бытие.

Бытие производно от частички «есть», т.е. это «есть». Что собственно говоря «Есть»? В предметном мире все вполне определенно, мы натыкаемся на единичность. А что такое «не есть»? Чтобы говорить о Бытии нужно ограничить его от Небытия.

Парменид: «Есть только Бытие, Небытия нет.» Потому как мы не можем его определить.

Чувственная размерность зависит от нас, у нас нету гарантий что мы получаем знания о предмете таком каков он есть сам по себе.

Если мы берем область мышления, то в принципе мы можем помыслить все что угодно. Факты нашего познания существуют так же, как и все остальное. Например химеры моего сознания. Но равно ли они реальны? Одинаково ли реальны кафедра и химера моего сознания? В сфере интеллекта мы проверяем наше мышление с помощью правил логики. Логика, однако, огрубляет.

Для человека бытие и жизнь совпадают.

Если мы обратимся к Бытию из ветхого завета мы увидим интереснейший момент разделения тварного и не тварного бытия

Классическое Понятие Бытия- Предельно обобщенное , универсальное, единственное, самодостаточное целое.

Иногда в литературе появляется термин Универсум(вероятно навеян Новым временем).

Говоря о Бытии теряется надобность разделения материального и идеального.

Крайне сложно определить Бытие, потому как оно универсально и неделимо. Потому не подходит родо-видовой подход Аристотеля.

Кто вопрошает о Бытие? Человек. Т.е. Человек вопрошает о том, внутри чего он находится. Нельзя подняться над Бытием, зафиксировать и описать его.

 

О Платоне и Сократе. У Сократа не используется вобщем то понятие Бытия, существует совокупность универсумов. Например…Почему человек совершает зло? Потому что не знает что такое добро, т.е. надо попасть в Бытие добра. Нельзя сказать что у Сократа много разных бытиев, у него много ликов. Попадая в один мы не попадаем в другой. Если много бытие то истин много, а есди одно бытие, то истина одна. В первом случае это может обернуться войной

Бытие у Сократа – это Бытие парменида с позиций человека.

У Платона Бытие Истинное- Вечно, а остальное эмпирическое, не истинное бытие.

 

Впервые проблему Бытия и не бытия была почувствована у Платона.

(интересные ловушки языка диалог короля и алисы про то что видишь на дороге и диалог Винни- Пуха и Иа-Иа по поводу хвоста)

 

У Парменида Бытие абсолютно, так как оно только и существует. Нету возможности говорить об относительном Бытии.

С точки зрения логики истинно то что существует, продолжая этот вопрос можно сказать что то что ложно относится к небытию, а так как любое наше высказывание существует, то таким образом выходит что любое наше высказывание –истинно потому как существует, а бытие ложным быть не может( как так ложное бытие? Такого не бывает. А бывает ли ложным знание? Что такое «ложное знание»? В чем тогда знание?).

 

По большому счету когда говорят о бытии она оказывается столь же загадочным как и бытие.

 

На примере Аристотеля античная мысль высказывает свое отношение к «эссенции»(сущность) и экзистенции(существование). Сущность предполагает существование того сущностью чего оно является.

 

В Среденевековой мысли все меняется. Здесь разделяется Бытие на 2: Бытие нетварное(Бога) и бытие тварного мира.

Сущностью тварный мир обладает, а существованием не всегда, т.е. сущность не гарантирует существование. Существование привносится Богом из вне.

Отсюда вечное стремление попасть в бытие Бога, в вечное существование.

 

В Новое время стрелки переводятся на проблемы гносеологии.

Бытие понимается как естественное существование(природы, социума и т.д.)

Мир тварный- машина, Бог- механик

 

Рационализм делает упор на то что существует в сознании. Т.е. то что в моем сознании существует хотя бы в качестве факта моего сознания.

 

Наше сознание не творит бытие, а лишь удостоверяет его.

на путях Декарта разворачивает конструкцию бытия Кант. Г-н Кант введя различия между двумя мирами говорит: не может быть онтологии в чистом виде как учение о бытие. Мы можем сказать что-то лишь о мире феноменальном, с которым имеем дело.

 

С точки зрения Бытия одинаково есть сто талеров которые в кармане и сто талеров в воображении.

 

Гегель. Истинная объективность мышления в том что мысли не только наши мысли, но и суть вещи самой по себе.

Когда Гегель говорит о Бытии он различает:

1. Чистое бытие- неопределенное непосредственное.(т.е. не раскрытое, не показавшее позитиные черты, но существующее). Эта некая реальность, пребывание не важно в форме идеи или в материальной форме.

Если это неопределенная непосредственное, оно не определено ничем позитивным, о нем ничего нельзя сказать, то оно тождественно ничто. Бытие в данном случае фиксирует момент устойчивости, а ничто- момент изменчивости. Их сочетание(переход от одного другому), их единство - это становление (как процесс). В процессе становления появляется наличное бытие.

2. Наличное Бытие. Это определенное понятие. Как его фиксировать? Гегель вводит категории качества(внутренняя определенность вещи тождественная ее наличному бытию), количества(внешняя определенность вещи безразличная к ее бытию) и меры(это качественное количество или количественное качество. В ее пределах вещь остается тем же самым, а при переходе через нее вещь становится другой. Пример: Вода. Она обладает температурой-количеством. При изменении количества за пределы меры она изменится либо в пар либо в ле, т.е. мера это точка при переходе которой вещь становится чем-то иным.). Что будет если вещь утратит свое качество? Оно станет чем-то другим.

 

 

 

Истории:

 

История про профессора филологии которая в деревне спросила у старичка давно ли видел он русалок и леших.

- Давно видели

-Почему?

-Дык закрестили!

 

Почитать:

архемадрит какой-то (двоеверие на руси)

 

**

Ограниченность творения.

Мы не можем подобно богу творить из ничего, мы не можем представить того,чего никогда не было.

 


[1] Конкретное понимается еще как Concrescere- нечто сросшееся. Т.е. конкретное имеет свой собственный состав, оно не просто. Оно имеет много сторон, оно разнообразно и элементы его взаимодействуют между собой. Конкретное- единство сросшееся из множества

[2] Имеется ввиду, что есть соотношение субъекта и объекта(части объективной реальности), в котором объект влияет на субъект, а субъект фиксирует.


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Этика Канта | Основные понятия и определения дисциплины. Поражающие факторы

Дата добавления: 2014-03-22; просмотров: 301; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.003 сек.