Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Этика Канта

Читайте также:
  1. II. Философия И. Канта
  2. Акцент на экономической взаимозависимости .Уходят от идеализма Канта. Тут ближе к реалистам.
  3. Биоэтика и экоэтика: грани взаимодействия.
  4. ВВЕДЕНИЕ. ПОЭТИКА И РИТОРИКА
  5. Возможные причины массовых поражений пульмонотоксикантами
  6. Вопрос 2. Гносеология, этика и социально-политические взгляды Иммануила Канта
  7. Золотое правило нравственности - основной закон морали. Категорический императив И. Канта и отражение в нем основных функций культуры.
  8. Кантата
  9. Лекция 4. Тема: Деловой этикет и протокол. Этика делового общения.
  10. ЛЕКЦИЯ 7. СЛЕДСТВЕННАЯ ЭТИКА

И.Кант

Стоики

 

Три «Стои»:

1) Ранняя стоя (Зенон)

2) Средняя стоя (Панеций, Посейдоний)

3) Римская Стоя (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий)

 

Стоя возникает примерно в 315 году до н.э. в Перее. Зенон был торговцем, но его корабли погибли и он увидел в этом знак свыше, который он истрактовал как требование прекратить торговлю и заняться чем-то более «высшим». Стоя- это, собственно, место, где он начал учить(нечто типа крытой галереи.). В центре учения- Этика и проблема человеческого счастья. А так же Бытие.

Стоики взяли на вооружение Логос Гераклита, Вечный закон, поступая сообразно которому человек будет счастлив. У каждого человека должно быть свое место в мире, если ты несчастен, то ты не на своем месте в мире.

Человек, должен воспринимать все как есть, быть невозмутимым(«принимать стоически»J). «Мудрого судьба ведет, а глупого тащит»(с).

Что же такое свобода? Свобода – это осознанная необходимость. Так называемая свобода выбора есть подлинно только в выборе смерти.

«Вход в жизнь один, а выходов много».

 

Особенности Средневековой христианской философии.

 

Условный конец античности- 529 год, когда закрыли Академию Платона.

Христианство кардинально изменило Европу.

Особенности:

1) Теоцентризм

2) Креационизм

3) Монизм

4) Человек не самодостаточен в своем Бытие, ему нужен Бог

Свобода- не тварна, она имеет подземный характер, она как абсолютный творец.(Бердяев) подобное определение не было принято православной церковью.

 

Свобода так же была предметом спора Эразма Роттердамского(Свобода Воли) и Мартина Лютера (Провиденционализм)

 

Помимо античного единства души и тела, добавляется так же Дух, который может быть,а может не быть.

 

Соотношение Веры и Разума в первые века христианства было таковым, что Разум был подчинен вере(Верую, ибо абсурдно)

 

Начиная с Фомы все начало несколько меняется.(Философия служанка теологии)

Разум, в лице философии, должен заниматься всем, кроме теологии. Т.е. Он перестал отрицать зону разума, а поставил ее в некотором смысле на службу веры.

 

Мир горний построен по образу триады, и земной по его подобию(Ороторес-духовенство, Беллаторес-князья и Лабраторес-трудящиеся). Все стремится к порядку, ибо «На то воля отца нашего». Каждое сословие имеет свои цвета.

 

Темпоральность(Временность).

Церковь вплетена в бытие земное и сакральное от профанного отделялось с помощью колокола.

Часы появляются в 14 веке.(они располагаются на ратуше)

Беллаторес знаменовали свое время трубой или рогом.

Война шла с весны до осени, потому что коням надо кушать(время делилось таким образом)

В средневековом праве по-разному наказывали за преступления совершенные днем или ночью(сильнее, потому что это время демонов и ты становишься сопричастным им). Поэтому ночью нельзя было работать. Два класса работали ночью- стражи и монахи.

 

Бахтин(книги про поэтику достоевскому и про средневековый карнавал).

 

Средневековье начинается во втором веке, а заканичвается в 14 веке.

 

Возрождение. (14-16века)

Происходит в Северной Италии.

Причина была в том, что за 12 веков средневековья в душах паствы появились сомнения, и служители церкви, сознавая это сделали «рейтинг». Теос- в центре универсума, а Человек- центр земли.

1)Антропоцентризм(здесь, на земле человек- центр)

2) гуманизм

3)(?)

 

У Человека(свободный и славный мастер) может выбрать сам себе путь, может стать как низшии существа, и как высшии

 

Свободный и славный мастер. За этими словами кроется свобода воли, и его творческая потенция, подобная Богу. Конечно, творящий не из ничего, он все же остается Творцом.

Свободу и славному мастеру нужно Имя, т.е. нужна личность.

В средневеоквье, монах, пишущий многие тома подписывался , ставя «псевдо» и подчеркивая таким образм, что он лишь часть среди целого.

 

В Ренессансе несколько иная ситуация. Теперь можно ставить свое имя. Более того, теперь мастеру с именем нужно признание среди знающих людей.

 

По отношению к антропосу этот «славный мастер» так же меняет свое отношение. В среденвековье плоть- греховна и оно укрощается.

В Ренесансе начинается тема красоты человеческого тела, ведь оно тоже создано Богом и по его подобию,а значит прекрасно.

 

А значит триединство- Имя, признание, красота.

 

В античности природа- божественна, в ней живут боги.

В христианстве переписываются смыслы. Т.е. боги природы превращаются в демонов.

Возрождение говорит, что природа не страшна, природа десакрализируется. А значит природу можно познать, она вполне материальная вещь.

Бердяев(Смысл Истории)- именно христианство сделало возможным позитивное естествознание и технику.

Христианство вышибло богов и богинь из природы, превратив ее в механизм.

 

Возрождение напрвлено на «свободного и славного мастера», т.е. на творческого человека.

 

Реформация.

Ключевые фигуры:

Цвингли, Лютер, Кальвин

 

Причина реформации лежат в изменении паствы, культуры.

Реформация выходит за пределы теологии.

Булгаков(Героизм и подвижнечество)

 

Новая личность европейского человека родилась в реформации. Изменения коснулись прав человека, философии, экономики и многих других сфер человеческой жизни.

Реформация обращается в первую очередь к ремесленникам и городскому населению.

 

Принципиальное отличие рыночной, сложившейся экономики от средневековой в том, что раньше человек был привязан к корпорации, а сейчас человек начинает ощущать себя личностью, ощущает свободу.

Лютер «О торговле и лихоимстве»- 1542(?)

Мартин Буцер: «Все вокруг ищут занятий доющих наибольшую выгоду, все готовы променять науки и искусства на нихзменный ручной труд, все благородные разумы захвачены коммерцией…а она является последним делом, которым может заниматься достойный человек»

Свободу, помимо обязанностей и прочего ограничивает риск. Это так же коренное отличие от средневековых корпораций. Раньше все ощущали себя на своем месте, теперь из-за свободы система расшаталась.

Протестантизм, в условиях расшатанности и неизвестности земного существования пытается дать основание, ось, которой можно держаться для постоянства.

 

Как это все увязывается с точкой зрения того, что человек существо несвободное?

 

Собственно задачей Лютера и Кальвина и является установление связи между жизнью небесной и землей. Они в конечном счете утверждают, что человек несвободен и может служить либо богу либо дьяволу. И пока человек мнит себя свободным бог не может его нести

 

Кальвин в свою очередь знаменит еще учением о предопределении. Т.е. заранее богом определено место где он будет после смерти. Как узнать? Если человеку сопутствует удача, то это индикатор избранности, не важно что ты делаешь. Основа вероятно в иоанне богослове, где дано число избранных.

Человек- не свободен лишь пред лицом господа, а на земле он полностью свободен.

 

 

Новое Время(17 век)

 

Ключевые вехи для Нового времени:

1.Наукоцентризм.

2.разум

 

Именно в это время формируется техника(математическое естествознание).

 

Университеты появляются в 12 веке. Цель- создание прослойки грамотных людей.

В церкви, в частности уделялось внимание астрологии и медицине(первое для вычисления праздников, а второе против чумы)

В этих университетах низший факультет был- философия искусств

Второй- Квадриум- арифметика, астрономия, музыка

Третий- Юридический

Четвертый- Медицинский

Самый высший факультет-теология

У разных университетов, впрочем были свои предпочтения.

В Болонском- юриспруденция

В парижском(?)- теологический. И так далее

 

В Новое время, в связи с возможностью изучения природы встает вопрос о методе изучения природы. Этим делом занимались Ф.Бэкон и Р.Декарт.

И оба они начинаю ополчаться на схоластику. Схоластика связана с теологией. Схоластика была методом. Т.е. за пределом буков, предложений, страниц стояло нечто большее, т.е. богословы занимались попыткой заглянуть за грань.

Но над богом нельзя ставить эксперименты, его нельзя видеть и щупать. Схоластика не работает на природе, потому на нее и ополчились.

 

В итоге Ф.Бэкон пришел кэмпиризму, а Р.Декарт к рационализму.

Это в первую очередь две методологии невозможные в чистом виде. Это лишь база. Это лишь две крайности, два абсолюта.

 

Наше сознание с позиций Декарта и Бэкона не пусто. Оно заполнена архетипами, матрицами и прочим.

Бэкон, прежде чем говорит о методе, пишет, что надо очистить разум от старых, мешающих схем и идолов(учение об идолах).

Идолы:

1) Рода(человеческого)-антропоцентризм. Т.е.исходя из себя постигаю природу и все вокруг. Таким образом постижение происходит не природы,а представлений. Эти идолы не истребимы. Можно лишь стараться стать объективным

2) Пещера. (вещи связанные с личностными предпочтениями). Бороться можно с помощью создания творческих коллективов.

3) Рынок- мир речевой коммуникации, мир языка.Бэкон предлагает провести ревизию языка, уничтожить пустые понятия.

4) Площадь(Театр)- в театре всегда представлены разлчные позиции. Все они утверждают свою истинность. Бэкон говорит, что авторитеты это хорошо, но безропотно им подчинятся не стоит.

 

После удаления идолов, деструктивной стадии начинается стадия конструктивная. Название ей- индукция.(любопытные моменты- таблица присутствия и отсутствия)

Всякая индукция, за исключением индукции когда мы знаем кол-во элементов, вероятностна.

Декарт- рационалист.

Бэкон говорит об идолах, а Декарт говорит, что каждое исследование должно начинаться с сомнения. Декарт открыл безусловные рефлексы, придумал теорию вихрей, рассуждая о космосе. Умер смешно. Дворянин, француз Декарт был приглашен шведской королевой почитать лекции по философии. Он простудился и умер(как и Бэкон).

 

Декарт ищет фундамент всему. Он говорит, что хотя мы должны начать с сомнение а потом пробиться сквозь него и найти то, что нельзя никак разрушить. Все под сомнение- даже Бога.

Таким положением Декарта является Cogito ergo sum.(Будет нападать Хайдаггер. Он ставил наборот. Существую, потому мыслю).

 

Декарт не выводит существование из мысли, а удостоверяет мыслью существование.

Фишка в том, что любое действие(ходьба, питие итд)- состояния сознания, т.е. это частные случаи cogito.

Cogito ergo sum- предельное основание науки, неразрушимое.

Правда, с ним ничего сделать нельзя, кроме одной вещи: развивать ее по логической пути. Ведь если посылки истинны, то и выводы тоже по законам логики.

Другое дело, что не у многих наук есть такое предельное основание.

 

Преимущество рационализма(пример воска) : при уничтожении предмета можно продолжать исследования. Рационализм независим.

 

Рационалист- ставка на рассудок. Рассудок в чистом виде не может ошибиться. Наш рассудок- может. Декарт выделяет еще одну инстанцию, которая может либо помешать, либо подсобить. Эта инстанция- Воля. Воля- обширнее интеллекта. Если разум подчиняет себе волю он безошибочен.

4 правила метода(правила тренинга рассудка) помогают достичь подчинения рассудка.

 

Декарт признавал двуначалие, т.е. был дуалистом. «Что я есть? Мыслящая вещь».- материальное и духовное. Тем не менее эти две субстанции не пересекаются(?).

Эта идея получила название психофизический параллелизм.

Однако, он должен был, глядя на себя, предположить, что существует внутри человека некое место, где они пересекаются.(?!)

Откуда берутся идеи?

Они могут придти из вне, их можно измыслить самому, и есть возрожденные идеи(например идея Бога- врожденная).

В 1663 году Декарт подпадает под запрет папы.

В 1771году Людовик 14 запрещает преподавать учение Декарта на территории Франции

Причиной послужило – Cogito. Его не может отнять никто, ни Бог, ни Демон. А теперь логика:

Я мыслю, следовательно существую

Я мыслю Бога

Бог существует

 

Т.е. Бог существует постольку поскольку я его мыслю.

 

 

Всю жизнь прожил в Кенингсберге.

Философия по Канту:

1) Это наука о первых основаниях нашего познания

2) Высший максимум применения нашего разума

Вся его философия ответы на вопросы:

1.Что я могу знать?(КЧР)- Критика чистого разума(теория познания)

2.Что я должен делать?(КПР)-Критика практического разумаю

3.На что я смею надеяться?(КСС)

4.Что такое человек и чем он может стать сам?(Антропология Канта)

 

Кант перенес внимание с объекта на субъект, т.е. после Канта философия обратилась к тому что и как может познавать человек (не в том ключе, как Декарт).

Кант ставил вопрос об ограничения разума с точки зрения его сущности

 

 

«Без сомнения всякое познание начинается с опыта.»

«Никакое познание предшествует во времени опыта»

 

По Канту опыт- единство чувственности и рассудка.

 

Хотя познание начинается с опыта, отсюда не следует что оно происходит из опыта.

С этим связано его разделение на :

1.Апостариорное знание(опытное знание)

2.Априорное(доопытное)

А)Чистое

Б)С примесью эмпирики(Всякое изменение имеет свою причину. Причина- выпадает из опыта, в опыте фиксируется изменение)

 

Кант ищет знание априорное.

Признаки научного знания- Всеобщее(признак присущ любому предмету универсума), достаточное(если признак есть, то наступает явление, событие, процесс) и необходимое(если признак выбросить, то все рушится)

 

Кант на это деление накладывает еще одно.

Всякое знание формируется с помощью суждений. Всякое суждение бывает или Аналитическое(свойство P(предиката) спрятано в S(субъект))- оно не обнаруживает нового знания, или синтетическое(Сейчас на улице +7 градусов. +7 не является свойством улицы)

Т.е. Кант ищет синтетическое знание выводимое из априори.

 

Помимо опытной информации о предмете существует так же априорные формы чувственности(пространство и время)

1,2,3,4,5. Помимо того что это числовой ряд, здесь закодировано время(до и после, с т.з времени).

Пространство и время – не объективно существующие реальности, а просто формы познания.

 

Кант вводит два мира:

Ding an sich- мир вещей самих по себе.

Это мир трансцедентный(сверхопытный)- т.е. внеопытный.

Об этом мире можно сказать только то, что он существует.

Существование- пустое понятие, оно ничего не говорит о предмете.

(какая разница сто баксов в кармане или в воображении)

По отношению к этому миру Кант- агностик.

опыт не состоится)я..но время(до и после). некое место, где они пересекаются.

Ding fur sich- мир феноменов(вещей для нас)

Трансцедентальный мир. Трансцедентальный делает возможным наш опыт.

(допустим, я могу отличить вкус вина. Если у меня нету а приори чувства вкуса, то опыт не состоится)

 

Что же делает рассудок?

Рассудок направлен на чувственность и подводит ее под априорные формы рассудка(категории)

Рассудок без чувственности- пуст, а чувственность без рассудка – слепа. (увидел и определил)

 

Продуктивная(творческая) способность воображения дает возможность сводить чувственный опыт к категориям.

Субъект у Канта активен.

«Рассудок видит только то что создает сам»(с)

Вещь существует, но воспринимая ее рассудок сам ее конструирует в качестве объекта. Он не предает ей бытие.

Настольная книга юриста- «1984»Дж.Оруэлл

 

Что делает разум?

Чувственность дает материал, рассудок подводит под категорию, а разум направлен на рассудок и оперирует принципами и идеями. Пока разум направлен на рассудок- все нормально. Однако разум хочет выскочить за свои пределы, т.е. выбраться в мир трансцедентный, поэтому впадает в антиномии(неразрешимое противоречие. Можно доказать обе стороны).

 

Антиномия:

Тезис: в мире существует причинность через свободу

Антитезис: свободы нет, все по законам природы.

Здесь мы попадаем в область практического разума.

Этика:

1)стихийно создается обществом.

2)Разум(Кантовский вариант)

3)Бог

 

Что означает тот факт, что разум конструирует этику?

Это значит, что человек обладает свободой, ведь в ином случае он бы не мог сам создать этику.

Законы. Бывают естественными(не может не исполняться) и искусственными(всегда обращаемся к сфере долга).

Кант строит свою этику на основе Долга. Мы совершаем хороший поступок, только потому что нам это диктует разум.
Разум создает императивы(предписание):

1)категорический императив- поступай так, чтобы максима твоей воли могла бы одновременно стать принципом всеобщего законодательства.

2)гипотетический

- строгая цель и алгоритм действий

- смутная цель и нестрогий алгоритм(например желание счастья)

 

Загвостка кантовской этики в том, что человек- гражданин двух миров- трансцедентного и феноменального. Как гражданин трансцедентного мира он разумен и может следовать императивам, феноменальный мир предполагает лишь необходимость,а не свободу, а значит получается, что Человек должен действовать в феноменальном мире по законам мира трансцедентного.

Помимо того у нас есть два характера: трансцедентный и эмпирический(как выражение трансцедентного).

Кант почему –то выводит то, что трансцедентный характер человек выбирает, а он неизменен. Т.е. если человек трансцедентно вор то он будет всегда воровать.

 

Получается что Кант вводит трансцедентную причинность, хотя по логике того что в трансцедентном мире нету времени и причины и следствия, быть не должно.

 

19.10.11

Георг Вильгельм Фридрих Гегель

 

Вся система гегелевской философии состоит из 3 частей:

1) Наука Логики(идея в себе или для себя)

2) Философия Природы(инобытие идеи)

3) Философия Духа.(Учение о том, как дух возвращается из сферы природного инобытия к себе самому)

А)Субъективный Дух(антропология, феноменология, психология)

Б) Объективный дух(Право, Мораль, семья, гражданское общество, государство)

Г) Абсолютный Дух.(Искусство, великие откровения, Философия)

 

Гегель свою систему называет системой абсолютного идеализма.

Система эта саморазвивающаяся и финалистская(закрытая, завершенная).

 

Вся система- восхождение от абстрактного к конкретному.

Этапы рассуждения:

1) Чувственно-конкретное[1].(это мир нашей повседневности).- мир единичных, конечных, изолированных вещей. С представлениями именно об этом мире мы ложимся спать и просыпаемся, с этим миром мы расстаемся, умирая.

. На данном этапе это просто рассыпанное, несвязное множество, без единства, хотя судя по Гегелю эта рассыпанность (дескретность) иллюзорна. Вещи этого мира противостоят друг другу, это собрание конечных действительностей, бессвязных единичностей. Сознание на этом уровне не видит дистанции между собой и этим миром, оно вплетено в него. Это Мифологическая форма сознания. Это не сфера Философии(ее сфера- разум, мысль). Здесь невозможно найти истину, это мир мнений

2) Уровень Абстрактно-формального(мир мысли, рассудка).

Сфера мысли начинается когда мы берем некую часть и начинаем с ней работать в отрыве(абстрагируемся). В мире существует множество реальностей, к примеру экономическая, правовая, социальная и так далее, и мы, как юристы, интересуемся исключительно правовой реальностью. Остальное имеет место быть, однако, нас это интересует не так. Ценой неполноты сознание обретает мыслимость и определенность. Мысль, жертвуя полнотой мира, ищет сущность, то что не видно, не слышно. Идя поисками сущности мы получаем всеобщее. Это зона формальной логики. Она очень жесткая, суждения подобные «А есть А» не измены, они не должны менятся. По гегелю, однако философия не занимается этой сферой, это лишь ее оружие.

3) Мир спекулятивный(т.е. мир разумного)

А)спекулятивной абстрактно-всеобщее- это не просто абстрактное мышление, это есть мышление которое сочеталось с созерцанием. Созерцание- непосредственное отношение сознания и предметности. Похоже на поэтико-мистическое переживание, когда утрачивается особенность нашего «я». Созерцание сливается с мышлением. При сочетании подобного рода мы в состоянии ухватить подлинную объективность. В данном случае реализуется тождество субъекта и объекта не только на уровне чувственно конкретном, но и на уровне абстракции. Это тождество имеет две ипостаси: 1) слияние единичного сознания с мыслимым содержанием. 2) метафизическая обращенность духа на самого себя. В дном случае требуется уничтожение единичного сознания(ассоциация: проход через Бездну Кроули и погружение в бессознательное Юнга). Только спекулятивное растворение в мыслимом предмете есть философское познание по Гегелю. Сознание сохраняется именно как сознание сути дела, но не как субъективное, конечное сознание познающего. Сознавать предмет на уровне спекулятивной философии значит схватывать его суть или суть дела. На данном уровне «А есть А» предполагает внутреннюю изменчивость, это живой, движущийся смысл. Суть дела(смысл) начинает жить так, как свойственно живому мышлению. В отличие от Канта Гегель отвергает трансцедентный мир, так как отождествляет субъект и объект. Понятие = истинная вещь. (метафизика антологического тождества субъекта).

Б) спекулятивно-конкретно всеобщее. Это предельная цель тождества. На этом уровне конкретное- единство многообразных определений. Т.е. о человеке говорят механика, физика, биология, этика и так далее, и достижение спекулятивно-конкретного происходит в момент тотального определения всех сфер, целостность всех определений в одном.

 

26.10.2011

Карл Маркс

 

Карл был материалист, так как в отличие от Гегеля основной точкой отсчета была материя, а не абсолютный дух.

Материя- объективная реальность, она саморазвивающаяся. Она проходит в своем развитии ряд этапов, связанных с механикой. Последний этап- социум.

Материя порождает сознание.

Говоря про гносеологию, Маркс сторонник теории отражения[2].

Для Маркса нету трансцендентного мира, и ничего не доказуемого. Все доступно для познания

 

Материалистическое понимание истории:

Что есть история?

История- это то, что творит сам человек, это деятельность преследующего своей цели человека.

Это реальность нами творима и мы в нее попадаем.

 

В полную противоположность немецкой философии Маркс поднимался с земли на небо, т.е. он исходит не из идеальных материй, а из реальных деятельных людей.

В основе лежит материальное производство, материальная деятельность. И дело в данном случае не в том, что они производят, а в том, как они это делают. Общественное сознание включает мораль, науку. Искусство, религию, право и так далее. Согласно марксу именно особенности производства, т.е. именно «как» определяют все эти аспекты.

Общественное сознание, конечно, влияет на общественное бытие, но в фундаменте лежит способ производства

Способ производства включает производительные силы(люди и средства труда, технологии) и производительные отношения(по поводу собственности- в фундаменте).

Они могут гармонично взаимодействовать(штатная ситуация), или в состоянии конфликта(кардинальное несовпадение между динамичными производственными силами, и медленно развивающимися производственными отношениями) . Во втором случае начинаются социальные революции. Сначала феодальные отношения встали на пути буржуазной производственной силы. После захвата власти происходит пересмотр отношений собственности. Тоже самое происходит в 17 и 91 годах. Пишутся новые конституции. Происходит полная ревизия ценностей.

 

Как сфера общественного сознания влияет на сферу материального производства?

Может не влиять вовсе, может влиять опосредованно.(примеры не помню)

 

Что такое коммунизм? Это конечная цель истории. Коммунизм в данном случае есть прыжок из царства зависимости от производства в царство свободы. Производство отходит на второй план, экономика настолько совершенна что ее не надо менять. Человек- цель истории.

 

Маркс отмечает в истории человечества две тенденции:

1) Позитивный(все улучшается. Средства производства, техника и прочее.)

2) Процесс отчуждения(человек в своем освоении мира все больше не узнает себя как творца и первоисточник, а все внешнее кажется ему чуждым). Самое первое отчуждение- в языке, т.е. человек должен языком выражать подлинное чувство.

 

Человек должен быть целью истории, а мы определяем ее целью нечто внешнее. Отсюда исходит пафос поклонения и служения тому, что сам человек создал(карьере, соц.институтам и прочее).

 

Маркс говорит, что труд конечно база, однако с развитием разделения труда, он(труд) приобретает самостоятельное бытие, он перестает быть проявлением творчества человека.

 

Человек- сгусток потребностей. Какая доминирующая потребность для капитализма? Деньги.

Капитализм рождает единственную подлинную потребность- к деньгам.

Чем беднее человек как человек тем выше его потребность в деньгах. Его потребности растут по мере того как прибывает сила денег. Человек превращается в товар. Этот человек знает только один способ взаимоотношения с миром- Имение и потребление.

Чем ничтожнее бытие тем больше имущество. Все, что не можешь ты- могут твои дети.

То что я есть определяется не моей индивидуальностью. Я уродлив, но я могу купить самую красивую женщину за деньги. Деньги избавляют от уродства, бессовестности, глупости и прочего.

**

Ф.В. Ницше (02.11.2011)

 

Родился 15 октября 1844 умер в 1900.

Главные идеи Ницше:

1.) Нигилизм. «Бог мертв»- это не просто атеистичная фраза. Под словом Бог конечно понимается и христианский бог, но и сверхчувственный мир, это мир норм, ценностей, идеалов. Они мертвы, если они не держат человека. Зачем нам нужен сверхчувственный мир, который не может руководить нами в мире чувственном? Эти фраза в первые произнесены в «Веселой Науке»(Философия)- 1882года.

(Отрывок «Безумец»). В 1886 году книга- «Мы- бесстрашные». Отрывок 337(?)

Нигилизм- движение в историческом свершении, он не

на стороне человека, это нечто присущее истории Европы. Это основополагающее движение Запада, и тех народов, которые вовлечены в историю Нового Времени. Нигилизм это отсутствие вопроса «почему», это когда высшие ценности отрицаются

Форма(этапы?) нигилизма:

А) неполный, несовершенный нигилизм- деструкция. «НЕТ всему»

Б) полный, совершенны нигилизм- совмещает и нет и да. Т.е. отрицает старое и создает новое.

2.) Переоценка ценностей.

Ценности субъективны. Сущность ценности в том, что она- точка зрения. Мы признаем нечто ценным, мы активны. Ценности- условия сохранения, возрастания Жизни в период становления.

Жизнь- полагающая ценность.

Что значит Становление? Становление это переход от чего-то к чему-то. Для Ницше это Воля к Власти(Wille zu Macht).

3.)Власть- игра господства и подчинения. Господствовать может только тот, кто обладает сутью дела, тот кто творит ценности. Господствовать значит и подчинятся, т.е. подчиняться чему-то Высшему, тому, что вас возвышает. Воля к Власти оказывает одновременно и Волей к Жизни (и Волей к сотворению Ценностей- К.В.Е)

В становлении складываются центры господства. Такими центрами являются :искусство, наука, общество, государство, религия и прочее.

( афоризм №315 из Воли к Власти(?)). Киники, к слову, не занимались переоценкой ценностей, они брали ценности и переворачивали их, т.е. были банальными нигилистами.

 

4.) Воля есть сущностное явление, значит она может быть направлена только в себя, иначе будет нечто что господствует над волей.

Философия Ницше- Метафизика Воли.

(Афоризм №675 из Воли к Власти)

Сущность Власти- быть господином над уже достигнутой ступенью Власти. Речь, конечно, не о политическом господстве.

Остановиться на ступени власти означает терять Власть.

Воля к Власти- Воля полагающая ценности.

5.) Вечное Возвращение.

(Одного и того же или лишь подобного?)

6.) Сверхчеловек.

Это тот, кто творит ценности, переоценивает их. Сверхчеловек- не личность, не коллектив, это символ делающий себя сильнее и сильнее.

Сверхчеловек- наименование некой человеческой сущности, это человек сущность которого волиться изнутри Воли к Власти. От сверхчеловека слышны только шаги.

Человек- нечто что нужно превзойти, человек- канат между животным и человеком, в нем важно лишь то, что он мост, а не цель. В нем можно ценить только то, что он путь в гибель.

Слабый не может реагировать тут же, и он откладывает злобу на потом, ожидая момент благоприятный для себя, а сильный поступает исходя из самого себя.

Мы творим потому что не можем иначе, а не потому что это лучше. Сильный творит Добро, всегда.

**

В условиях смерти Бога нужно преодолевать, в условиях бытия Бога – не переступать.

«Бегство от Свободы» Э.Фромм

«Бесы» Ф.М.Достоевский

«Легенда о великом Инквизиторе» Ф.М.Достоевский

 

 

09.11.2011

 

Последняя лекция.

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
II. Эпикур(341- 271 до н. э.) | Тема Бытия в истории европейской философии

Дата добавления: 2014-03-22; просмотров: 425; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.016 сек.