Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Биоэтика и экоэтика: грани взаимодействия
Для получения многосторонней информации относительно обследуемой личности испытуемого часто применяются методы ассоциаций. Помимо этого, могут изучаться разнообразные изделия, орудия труда, художественные произведения, магнитофонные записи, кино- и фотодокументы, личные письма и воспоминания, школьные сочинения, дневники, газеты, журналы и т.д.
Одним из способов стандартизации изучения документальных источников является так называемый контент -анализ (анализ содержания), предусматривающий выделение специальных единиц содержания и подсчет частоты их употребления.
В методическом аспекте контент - анализ находит применение в трёх качествах:
1. как основной метод или процедура обработки данных, полученных при других
исследованиях. В этом качестве контент - анализ наиболее часто используется в психологической диагностике.
2. как параллельный метод, применяемый в комплексе с другими.
3. как вспомогательный метод или процедура обработки данных
В психологии метод, близкий к контент - анализу, применялся К. Юнгом для анализа результатов ассоциативного теста. Использование контент - анализа в психологии и психодиагностике базируется на его направленности на анализ речевых сообщений испытуемого, сопровождающих практически любое обследование, особенно при индивидуальной процедуре. Особое достоинство контент - анализа в том, что он нередко позволяет выявить и объекгивизировать скрытую тенденцию в ответах и других видах информации, характеризующих испытуемого, относительно точно регистрировать внешне неразличимые показатели в объёмных массивах эмпирических данных. Конкретные направления применения контент - анализа включают:
1). Анализ результатов проективных методик исследования личности.
2). Изучение диагностических интервью, содержания бесед, другой речевой и письменной продукции испытуемого.
3). Анализ содержания открытых вопросов при массовом анкетировании.
4). Изучение психологических особенностей личности по качественным
характеристикам, развёрнутым экспертным оценкам.
5). Анализ об'ективной информации о личности.
6). Анализ высказываний при диагностике особенностей групповой
коммуникации.
Вопросы:
1 Что такое контент- анализ.
2 Назовите основные области применения контент- анализа.
В основу данного конспекта лекций легли в основном работы:
Анастази А. Психологическое тестирование. В 2 кн.
Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь- справочник по психологической диагностике.
Общая психодиагностика. Под ред. А.А.Бодалёва, В.В.Столина.
Психологическая диагностика. Под ред. К.М.Гуревича. Биоэтика и экоэтика: грани взаимодействия. В рамках этой парадигмы формируется новый тип морального сознания - энвайронменталъный, синтезирующий глобальное (экологическое) видение мира с подлинно гуманистическими ценностями. Новый гуманистический (но не антропоцентристский) подход находит конкретное проявление в двух основных принципах - экоцентризме и биоцентризме, объединенных общим предметом - отношением человека и природы. Это, в свою очередь, явилось общим базисом для формирования экоэтики и биоэтики. Общность их функций по этическому обеспечению экологии человека определяется рядом обстоятельств: 1.общепризнанным единством человека с природной средой его обитания, выступающей условием его существования; это внешний фактор их взаимодействия, требующей от человека заботы о сохранении природной среды, даже из чисто эгоистических побуждений; 2.пониманием сущности человека как части природы, определяющим его отношение к природе как «Иному Живому» - внутренний фактор их взаимодействия, базирующийся на принципе «благоговения перед Жизнью» - как человеческой, так и иноприродной; 3.природной (биологической) сущностью самого человека, делающей право человека и других природных систем на жизнь приоритетным, естественным правом, определяющим все другие права, моральные и внеморальные ценности. 4.опасностью излишне активного вмешательства человека в Природу и собственную природу, общую и для природы, и для человека (например, достижения генной инженерии по вторжению в природу человека, других живых существ и растений). Сложная взаимосвязь между экоэтикой и биоэтикой позволяет разделить их по «сферам влияния», пусть и условно. Предметом экологической этики выступают наиболее фундаментальные принципы и проблемы нравственных взаимных отношений в триаде «Человек - Природа - Общество», где все участники рассматриваются как автономные моральные субъекты, и вся Природа - живая и неживая включается в круг забот, внимания и взаимности. Биоэтика же ориентирована на выработку и установление нравственно- понимающего отношения к Жизни и любому Живому: на заботу как о правах человека, так и правах биоса. Не рассматривая отношений экоэтики и биоэтики в вертикальном, «соподчиненном» взаимодействии, отметим, что в горизонтальном разрезе их единство, общность, возможное (и необходимое) «сотрудничество» чрезвычайно важно для экологии человека. Обе сферы одинаково «пронизаны» моральными принципами, ценностями и императивами, содержащими одновременно возможности этического измерения и этического обеспечения экологии человека. Главные из них следующие: 4.1. принцип субъект-субъектных отношений человека и природы, вытесняющий традиционные отношения, в которых природа выступает для человека как объект воздействия и использования, и заменяет их принципиально иными, необходимыми для равноправного диалога человека и природы, которая выступает здесь как Иной субъект; 4.2. принцип «благоговения перед жизнью», требующий от личности индивидуального морального выбора на основе требования А. Швейцера «относиться с благоговением к каждому живому существу и уважать его как собственную жизнь». 4.3. «экологический императив» - принцип, предъявляющий требования-«повеления» людям: учитывать одинаковую уязвимость человека и природной среды; не допускать превышения их «пределов прочности»; не вступать в противоречие с природными закономерностями; минимизировать «старые» принципы полезности и целесообразности, заменяя их новыми - «этико-био-экологизированными». Таким образом, образование единой нравственно-экологической ответственности, сфера действия которой должна распространяться от производственно-профессионального и бытового природопользования до экологии человека, требует сложной перестройки морального сознания, опирающейся на единство нравственно-экологического и биоэтического воспитания и просвещения, включающих в сферу внимания не только «человеческие», но и «нечеловеческие» ситуации и отношения. 5.3. Биоэтика: сущность, содержание, особенности. Концептуальная модель биоэтики строится на основе выявления ее сущности, содержания и круга проблем, входящих в поле ее «заботы». Прежде всего, отметим ряд ее особенностей. 1. Методологическим основанием биоэтики являются, во-первых, те общечеловеческие моральные ценности, которые выработаны социумом, составляют базис всей его жизнедеятельности и обретают свою специфику в сфере биологии и медицины; во-вторых, фундаментальные положения и принципы глобальной биоэтики и экологической этики, которые выступают в этой связке как моральные регулятивы отношений человека и окружающей среды в целом. 1. Биоэтика, как уже отмечалось - новое междисциплинарное научное направление, объединяющее медико-биологическое знание и общечеловеческие моральные ценности. Междисциплинарностъ биоэтики проявляется в постоянном расширении ее проблемного поля благодаря включению в него нравственных, философских, правовых компонентов; биоэтика объединяет самые различные системы ценностей: биологические (физическое существование, здоровье, свобода от боли), социальные (равные права на достойное качество жизни и получение всех видов медицинских услуг), экологические (осознание самоценности природы, ее уникальности), личностные (безопасность, самоуважение) и др. 2. Особый статус биоэтики определяется «открытым», «пограничным» характером ее проблем. С одной стороны, это определяется нерешенностью (или принципиальной не решаемостью) многих ее проблем, особенно, когда речь идет о праве человека на жизнь или смерть. Каждый раз - в рамках БМЭ - они требуют от медиков - врачей и исследователей - частных, ситуативных решений и, соответственно, индивидуального морального выбора и личной ответственности. С другой - они создают определенный прецедент, позволяющий биоэтике, несмотря на ситуативность, сохранять свою универсальность и глобальность. На изучении этих особенностей и механизма их практического применения и базируется концептуальная модель биоэтики. Ее содержание составляют следующие этические аспекты: · нормативный, в рамках которого исследуются специфика и «работоспособность» общечеловеческих моральных ценностей в клинической медицине и биомедицинских исследованиях; · ситуативный, обосновывающий необходимость морального выбора и принятия решений в различных ситуациях и казусах (прерогатива БМЭ в рамках биоэтики); · экспериментальный, предполагающий распространение моральных принципов на биомедицинские исследования и их этическую экспертизу - так называемые стандартные операциональные процедуры - СОП; · деонтологический, регулирующий функции и принципы поведения врача во взаимоотношениях по вертикали (в системе «врач-больной») и по горизонтали (в системе «врач-врач»); · институциональный, связанный с необходимостью решения социальных и профессиональных проблем здравоохранения и ролью биоэтических комитетов как специальных институтов в этом процессе.
Дата добавления: 2014-05-08; просмотров: 686; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |