Студопедия

Главная страница Случайная лекция

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика






Культура Древней Греции

Читайте также:
  1. Вопрос 2. Первые философские (досократические) школы Древней Греции
  2. Вопрос 33. Что такое субкультура и конркультура?
  3. Вопрос № 1. Основные занятия и материальная культура.
  4. Генезис земельной собственности в Древней Руси (IX—XII вв.)
  5. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО ДРЕВНЕЙ РУСИ
  6. Греческая культура классического периода.
  7. Дописьменная культура
  8. Здоровье (физическая и психическая культура).
  9. ИНКУЛЬТУРАЦИЯ - НИЖЕ
  10. Инкультурация по А. Кардинеру

Тема 5. Культура Древней Греции и Древнего Рима.

Понятие «античность» появилось в эпоху Возрождения, когда итальянские гуманисты ввели термин «античный» (от лат. antiquus — древний) для определения греко-римской культуры, древнейшей из известных в то время.

Крито-микенская культура. Центрами ее были остров Крит и город Микены в материковой Греции. Время возникновения критской культуры (или минойской — по имени легендарного царя Крита Миноса) — рубеж III—II тыс. до н.э. Пережив периоды подъема и упадка, она просуществовала примерно до 1200 г. до н.э. Вся жизнь на Крите сосредотачивалась вокруг так называемых дворцов. Дворцы Крита действительно были похожи на лабиринты, они состояли из множества различных по отделке и назначению помещений, внутренняя планировка отличалась беспорядочностью. Но несмотря на это, дворцы все же воспринимаются как единый архитектурный ансамбль. На фресках изображались животные, цветы, сцены из жизни обитателей дворца, в частности «игры с быками» — религиозный ритуал, связанный с одним из главных минойских культов — культом бога-быка, в образе которого воплощались разрушительные силы природы. Религия играла огромную роль в жизни Крита, там сложилась особая форма царской власти — теократия, при которой светская и духовная власть принадлежит одному лицу. Царский дворец выполнял универсальные функции, являясь одновременно религиозным, административным, хозяйственным центром.

Расцвет минойской культуры приходится на XVI — первую половину XV вв. до н.э. Однако в середине XV в. до н.э. почти все поселения и дворцы острова были разрушены в результате сильнейшего извержения вулкана на острове Фера, а также вторжения из материковой Греции воинственных греков-ахейцев.

Центр цивилизации перемещается в материковую Грецию, где в это время расцветает микенская (или ахейская) культура, сформировавшаяся около 1700 до н.э.

Первоначально эта культура испытывала сильное влияние минойской цивилизации. Были заимствованы имена некоторых богов, а также водопровод и канализация, фасоны одежды, фресковая живопись и др. Наиболее ранний памятник этой культуры — шахтные гробницы в Микенах, открытые в 1876 г. известным археологом Г. Шлиманом. Расцвет микенской цивилизации приходится на XV—XIII вв. до н.э. Как и на Крите, основными центрами культуры были дворцы. Наиболее значительные из них найдены в Микенах, Тиринфе, Пилосе, Афинах, Иолке.

Ахейцы, захватив в XV в. до н.э. Крит, переняли у минойцев письменность (так называемое линейное слоговое письмо А) и приспособили ее для передачи своего языка (так называемое линейное слоговое письмо Б).

В конце XIII в. до н.э. огромная масса северобалканских варварских, не затронутых крито-микенской цивилизацией, племен устремилась на юг. Ведущую роль в этом переселении народов играло греческое племя дорийцев. Они обладали большим преимуществом перед ахейцами — более эффективным, чем бронзовое, железным оружием. Именно с приходом дорийцев в XII—XI вв. до н.э. начинается в Греции железный век, и именно в это время прекращает свое существование крито-микенская цивилизация.

Следующий период греческой истории обычно называют гомеровским — по имени великого Гомера. Его прекрасные поэмы «Илиада» и «Одиссея», созданные в конце VIII в. до н.э., рассказывают о происходившей в конце XIII в. до н.э. Троянской войне и возвращении одного из главных героев — Одиссея — домой после войны. До нас дошло сравнительно мало памятников гомеровского периода. Наиболее яркие памятники искусства этого периода, дошедшие до нас, — керамика, расписанная геометрическим орнаментом. Это большие вазы, служившие надгробиями, и сосуды бытового назначения, а также терракотовые статуэтки и скульптурные украшения сосудов.



Гомеровский период был бесписьменным, первые известные после длительного перерыва греческие надписи принадлежат уже другой эпохе — архаической (вторая половина VIII в до н.э.). Но в них используется уже не линейное слоговое письмо Б, а совершенно новое — алфавитное письмо, заимствованное греками у финикийцев.

В целом гомеровский период был временем упадка и застоя культуры.

Период архаики охватывает VIII—VI вв. до н.э. В это время проходила Великая колонизация - освоение греками побережий Средиземного, Черного и Мраморного морей. В результате греческий мир вышел из состояния изоляции, в котором оказался после крушения крито-микенской культуры. Греки научились многому у других народов. На зарождение и развитие науки, в частности астрономии и геометрии, оказали влияние науки Древнего Египта и Вавилона. На греческое искусство оказали сильное воздействие египетская и ближневосточная архитектура и скульптура. В период архаики с окончательным разложением родовой общины происходит формирование античного полиса — города-государства, гражданской общине которого принадлежала и окружающая город сельскохозяйственная территория. Наиболее крупными полисами были Афины, Спарта, Коринф, Аргос, Фивы.

В политическом отношении Греция делилась на множество самостоятельных городов-государств, однако именно в архаическую эпоху активное взаимодействие греков с другими народами пробудило в них сознание единства, появляются понятия «эллины», «Эллада», охватывавшие греческий мир в целом. Важными центрами экономических, политических, культурных связей между полисами становятся общегреческие святилища, возникновению которых способствовало создание единого пантеона богов в результате слияния местных культов. Появляются олимпийские боги (Зевс-громовержец, его жена Гера, его брат Посейдон, сын Аполлон и т.д.).

Важным фактором культурного развития Греции были игры, устраивавшиеся в честь некоторых богов. Самыми значительными из них были: Олимпийские игры — спортивные состязания, посвященные Зевсу, проходившие в Олимпии с 776 г. до н.э. раз в четыре года; Пифийские — спортивные и музыкальные состязания в честь Аполлона в Дельфах (раз в четыре года); Истмийские — в честь Посейдона (проводились под Коринфом раз в два года).

В эпоху архаики наиболее развитой областью Греции была Иония (западное побережье Малой Азии), именно там возникла первая философская система античности — натурфилософия. Ее представители пытались осмыслить природу и ее закономерности, выявить первооснову всего сущего. Фалес считал первоосновой всех вещей воду, Анаксимен — воздух, Анаксимандр — алейрон (беспредельное), т.е. первоматерию с ее противоположными началами — твердым и жидким, теплом и холодом. Пифагор основой всего сущего считал математические законы, создающие космическую гармонию.

Одним из крупнейших греческих философов был Гераклит из Эфеса. Первоосновой материи Гераклит считал огонь, который как основной фермент природы, соединяет все виды материи в одно целое.

К этому же времени относится и творчество Гесиода, написавшего поэмы «Теогония» (о происхождении богов) и «Труды и дни».

В литературе этого периода ведущая роль постепенно переходит от эпоса к лирической поэзии (Архилох, Солон, Алкей, Анакреонт).

К VI в. до н.э. относится и возникновение греческого театра, выросшего из хороводов, песен и молитв, исполнявшихся на религиозных праздниках в честь Диониса.

Искусство периода архаики характеризуют поиски убедительной формы, выражающей эстетический идеал прекрасного телом и духом гражданина полиса (одиночные скульптуры куроса и коры).

К VI в. до н.э. создается архитектурный ордер в его дорическом (к примеру, храма Зевса в Олимпии) и ионическом вариантах (к примеру, храм Артемиды). Греческая керамика эпохи архаики поражает богатством и разнообразием форм. Впечатляют коринфские вазы, расписанные в ориентальном стиле, и аттические чернофигурные и более поздние краснофигурные вазы с изображением обыденной жизни людей.

Рубежом в истории Древней Греции стали греко-персидские войны (500—449 гг. до н.э.). Ими заканчивается период формирования античного полиса — архаический и начинается период расцвета — классический, центром которой стали Афины.

В области философии первым ввел в науку понятие атомов (неделимых частиц материи) Демокрит. Он считал, что в мире нет ничего, кроме атомов и пустоты.

Если Демокрит признавал объективный характер познания, то другое философское направление, возникшее в тот же период, утверждало, что истин может быть столько же, сколько существует людей. Представители этого направления— софисты, учили доказывать любое положение. Из среды софистов вышел Сократ, однако он утверждал, что существуют абсолютные истины, абсолютные этические ценности, но ими владеет только бог.

Древнегреческую медицину прославил врач Гиппократ. Его труды стали основой дальнейшего развития медицины.

В литературе V в. до н.э. основными жанрами стали трагедия и комедия. Творцом классической греческой трагедии является Эсхил (трагедия «Прометей прикованный» и трилогия «Орестея»).

Тема неотвратимой судьбы занимает большое место в творчестве другого греческого трагика — Софокла (трагедия о легендарном царе Эдипе). Творцом психологической драмы был Еврипид («Медея» и «Федра»).

Великолепным комедиографом был Аристофан, придавший комедии политическую остроту и злободневность («Мир», «Всадники», «Лисистрата» и др.). В V в. до н.э. активно развивается греческая историография. Еще древние называли Геродота «отцом истории», описавшим греко-персидские войны.

Величайшим историком античности был Фукидид («История Пелопоннесской войны»).

В это время расцвета достигает реалистическая скульптура (Фидий- «Афина-воительница», «Афина-Парфенон» для Парфенона в Афинах, «Зевс» — для храма в Олимпии), Мирон («Дискобол»), Поликлет (статуя Геры) и т.д.

В классический период окончательно оформились дорический и ионический ордеры, и появляется новый, более нарядный, — коринфский ордер, для которого характерна капитель, украшенная листвой и завитками.

История Греции в IV в. до н.э. — это история кризиса полиса. Развивается индивидуализм, стремление к личному благополучию, а не к общественному благу, исчезает дух патриотизма. В дела Греции все больше вмешиваются другие государства в частности Персия, Македония. И в конце концов Греция теряет политическую независимость и подчиняется македонскому царю Филиппу II.

Очень популярной в это время была киническая школа философии, главными представителями которой были Антисфен и Диоген Синопский. По мнению киников, конечная цель человеческих устремлений — добродетель, совпадает со счастьем и заключается в умении избегать зла и зваться малым, что обеспечивает независимость. В эпоху кризиса полиса жили два выдающихся античных философа Платон и Аристотель, оказавшие громадное влияние на дальнейшее развитие философии, а также христианской теологии.

В литературе IV в. до н.э. ведущее место занимает проза, трагедия в это время переживает упадок, значительно меняется комедия.

Очень высокого уровня достигает ораторское искусство, речи Исократа, Демосфена долгое время оставались непревзойденными образцами литературного мастерства.

Наиболее значительным историком IV в. до н.э. был Ксенофонт. Его лучшие произведения «Анабасис» и «Греческая история».

Кризис полисной идеологии оказал большое влияние на развитие греческой скульптуры. Возникает интерес к человеческой личности (Пракситель - «Афродита Книдская», «Аполлон, убивающий ящерицу», Скопас - «Геракл», «Вакханка» и Лиссип - «Геракл», «Гермес» и др.)

Культура эпохи эллинизма. Новым рубежом в истории Греции становится поход на Восток Александра Македонского — сына Филиппа II, подчинившего себе Грецию. В результате похода (334—324 гг. до н.э.) появилась огромная держава, простиравшаяся от Дуная до Инда, от Египта — до современной Средней Азии. В эпоху эллинизма в значительной мере исчезает характерный разрыв между теорией и практикой, наукой и техникой. Для этого времени типичен такой ученый, как знаменитый Архимед. Большая заслуга Архимеда в развитии техники: он создал винтовой насос, болт, сконструировал множество боевых метательных машин, оборонительных орудий.

Знамениты также другие ученые эпохи эллинизма: Евклид, создавший элементарную геометрию; Эратосфен, довольно точно определивший длину земного меридиана и таким образом установивший истинные размеры Земли; Аристарх Самосский, доказавший вращение Земли вокруг оси и ее движение вокруг Солнца; Гиппарх Александрийский, установивший точную длину солнечного года и вычисливший расстояние от Земли до Луны и Солнца; Герон Александрийский, создавший прообраз паровой турбины, и др.

Успешно развивалось и естествознание, особенно медицина. В этой области огромные заслуги принадлежат Герофилу и Эрасистрату, открывшим нервную систему, выяснившим значение пульса, сделавшим большой шаг вперед в изучении мозга и сердца. Развитие научных знаний требовало систематизации и хранения накопленной информации. В ряде городов создаются библиотеки, самые знаменитые из них — в Александрии и Пергаме. В Александрии при дворе Птолемеев был создан так называемый Мусейон (храм муз), служивший научным центром. В нем находились различные кабинеты, коллекции, аудитории, а также бесплатное жилье для ученых. Математик Евклид создал здесь свой главный труд «Элементы».

В эллинистическую эпоху развивается новая отрасль знания, практически отсутствовавшая в классическую эпоху, — филология в широком смысле слова: грамматика, критика текста, литературная критика и т.п.

Придворный быт эллинистических монархий и жизнь больших дворцов породили особый вид поэзии — идиллию. Наиболее ярким представителем этого жанра был Феокрит.

Философия в эпоху эллинизма обладала целым рядом особенностей. Важнейшей из них является эклектизм — стремление сочетать элементы различных школ, неспособность создать единую и последовательную систему. Кроме того, философия в основном имела этическую направленность — первое место занимают вопросы морали, натурфилософии, а гносеологические проблемы отходят на второй план. Наиболее типичными для эллинистической эпохи были две новые школы — эпикурейство (основатель - Эпикур) и стоицизм (основатель - Зенон).

Эпоха эллинизма принесла в религию ряд новых явлений. Это культ монархов, выросший на почве обожествления личности царя. Другая характерная черта эллинистической религии — культ судьбы. Но наиболее типичным для эллинистической религии является синкретизм — смешение различных элементов греческих и восточных религиозных представлений.

Формированию эллинистической культуры во многом способствовало распространение греческой системы образования, которая имела три этапа обучения.

В эллинистическую эпоху строительство многих новых городов, а также перепланировка старых городов осуществлялись по определенной системе. В городах увеличивается количество общественных сооружений: строятся булевтерии (здания городских советов), палестры (спортивные школы), гимнасии (школьные здания), стадионы, библиотеки, бани и т.д. В эллинистический период появляются и такие специфические сооружения, как знаменитый Фаросский маяк в Александрии, Башня ветров в Афинах.

В архитектуре проявляется повышенный интерес к личности, ее эмоциям, характерные черты скульптуры этого времени — динамичность. Известны скульптурные изображения этого периода: «ВенераМилосская», «Ника Самофракйская», скульптурные группы «Лаокоон», «Фарнезский бык», а также, несохранившаяся до наших дней бронзовая статуя (высотой 35 м) бога солнца Гелиоса — Колосс Родосский, которая была признана одним из семи чудес света.

Культура Древнего Рима.Эллинистические государства, возникшие в IV в. до н.э., существовали сравнительно недолго. Уже во II—I вв. до н.э. большинство из них было завоевано Римом. С этого времени центром античной культуры становится территория современной Италии.

Древнейшей цивилизацией на территории Апеннинского полуострова считается этрусская культура. В I тыс. до н.э. на территории Средней и Северной Италии этруски создали федерацию городов-государств. Каменные стены и здания, четкая планировка улиц, пересекавшихся под прямым углом и ориентированных по странам света, — характерные черты их городов. Этруски первыми начали строить здания с купольным сводом, возводившимся из клиновидных балок.

Этруски освоили искусство обработки камня, металла. Высокого уровня достигала и керамика — это «зачерненные» при обжиге и покрытые лаком сосуды. Для изобразительного искусства этрусков характерен реализм — стремление передать наиболее существенные черты человека. Особенно это заметно в скульптурных портретах этой эпохи, совершенно чуждых идеализации. Именно благодаря этрусскому влиянию римский портрет достиг впоследствии такого совершенства.

Язык этрусков до сих пор, за исключением только некоторых слов, не расшифрован.

Жрецы проводили особые ритуалы гадания: по печени приносящихся в жертву животных, полету птиц, по направлению удара молнии и т.д. Пантеон богов в основном соответствовал греческому, но этруски поклонялись также множеству добрых и злых демонов. Большое влияние на самобытную этрусскую культуру оказали греки, появившиеся здесь в ходе Великой колонизации (VIII—VI вв.до н.э.). Этруски подражали им в формах и орнаментах керамики, строили храмы по греческим образцам, этрусские божества все больше и больше приобретали функции и черты греческих, усвоили этруски и образы греческой мифологии, гомеровский эпос. В свою очередь, этруски воздействовали на соседние италийские народы, и в частности, на римлян: этрусское влияние прослеживается в архитектуре, скульптуре, религии Древнего Рима.

Начало римской истории по традиции относят к 753 г.до н.э. — времени основания города. Первый, царский, период истории охватывает VIII— VI вв. до н.э., к концу его Рим сложился как город-государство греческого типа. По преданию, в Риме правили семь царей, причем трое последних были этрусского происхождения. При них город был обнесен каменной стеной, проведена канализация, построен первый цирк для гладиаторских игр. От этрусков римляне унаследовали ремесленную и строительную технику, письменность, так называемые римское цифры, гадания по полету птиц и внутренностям животных. Заимствованы были и одеяние римлян — тога, архитектура дома с атрием — крытым внутренним двориком со световым отверстием и т.д.

Ранняя римская религия была анимистической, т.е. признавала существование всевозможных духов, ей были присущи и элементы тотемизма, сказавшиеся, в частности, в почитании капитолийской волчицы, вскормившей братьев Ромула и Рема — основателей города. Однако постепенно под влиянием этрусков, представлявших, как и греки, богов в человеческом облике, римляне перешли к антропоморфизму. Первый в Риме храм — храм Юпитера на Капитолийском холме - был построен этрусскими мастерами.

По преданию, этрусское господство в Риме кончилось в 510 г. до н.э. — восставший народ сверг последнего царя Тарквиния Гордого. Рим становится аристократической рабовладельческой республикой. Период ранней Республики охватывает VI—III вв. до н.э., в это время Риму удается подчинить всю территорию Апеннинского полуострова.

В IV в. до н.э., главным образом среди верхних слоев римского общества, начинают распространяться греческий язык, некоторые греческие обычаев.

С образованием гражданской общины, республиканского строя вязано возникновение ораторского искусства. Выступления сенаторов в сенате, должностных лиц в комициях (народных собраниях) требовали знаний и искусства убеждать слушателей.

К IV в. до н.э. относится зарождение в Риме театра — сценические игры, исполнявшиеся профессиональными артистами.

Дальнейшее развитие Римской республики продолжалось в II—I вв. до н.э. С 60-х гг. III в. до н.э. Рим вел постоянные войны за господство во всем Средиземноморье. К середине II в. до н.э. Рим становится мощной средиземноморской державой, однако примерно в это же время в государстве изменяется внутриполитическая обстановка — начинаются гражданские войны, приведшие к падению Республики. Временная военная диктатура (например, Суллы или Цезаря) к концу I в. до н.э. сменяется принципатом - наследственной диктатурой под республиканской оболочкой.

Римская культура позднереспубликанской эпохи представляла собой соединение многих начал (этрусского, исконно римского, италийского, греческого), что обусловило ее эклектизм.

Начиная с III в. до н. э. особенно большое влияние на римскую религию начала оказывать греческая. Римские боги отождествляются с греческими.

Греческая литература, наряду с народным италийским творчеством, оказала сильное воздействие на становление и развитие римской литературы. Первым римским поэтом был вольноотпущенный греческий раб Ливий Андроник, переводивший на латынь греческие трагедии и комедии, «Одиссею» Гомера. Крупнейший римский писатель этого времени — Плавт. Ему приписывают создание 130 комедий, из которых до нас дошли 20. Несколько позже писал свои комедии Теренций. Римская трагедия всегда была подражательной, слабо связанной с реальной действительностью. Значительную роль в римской трагедии играл хор, затем уступивший сольному пению.

На новую, более высокую ступень поднялась римская поэзия в I в. до н.э. ( Лукреций, Катулл).

Первым прозаическим произведением на латинском языке был труд Катона Старшего «О сельском хозяйстве». Наиболее выдающимися писателями, мастерами прозы периода поздней Республики были Варрон и Цицерон.

Наибольший вклад в развитие историографии периода Республики внесли Саллюстий «Заговор Катипины», «Юзуртинская война» и великий полководец, диктатор Гай Юлий Цезарь «Записки о Галльской войне».

Влияние греческой культуры сказалось в развитии римской философии — наиболее распространены были учения эпикурейцев, стоиков.

Римская архитектура испытала сильное влияние этрусской и особенно греческой. Для римских сооружений характерны монументальность, пышная отделка зданий, множество украшений, стремление к строгой симметрии.

Широко применяли арки, своды и купола, наряду с колоннами использовали столбы и пилястры. Во II—I вв. н. э. начинают широко применять бетон. Появляются новые типы зданий: базилики, где совершались торговые сделки и вершился суд, амфитеатры, где устраивались гладиаторские бои, цирки, где происходили соревнования колесниц, термы — сложный комплекс банных помещений, возникает новый тип монументального сооружения — триумфальная арка. Совершенствование техники арочного строительства способствует активному возведению акведуков, мостов.

В области реалистического портрета римляне, использовавшие этрусские традиции, внесли свой вклад в развитие скульптуры. Римлянами были созданы тип статуи «тогатус» (изображение оратора в тоге), и скульптурная форма - скульптурные бюсты, отличавшиеся суровой простотой и отточенной правдивостью образов («Брут», «Оратор», бюсты Цицерона и Цезаря).

Высокого уровня достигла в Риме агрономия (известны сельскохозяйственные трактаты Катона, Варрона). Римский архитектор Витрувий (2-я пол. I в. до н.э.) написал трактат «Об архитектуре».

В Риме появляются и руководства по риторике, особую роль в развитии которого сыграл Цицерон. Большое развитие получила юриспруденция — наука о праве.

С 31 г. до н.э. начинается новая страница в Римской истории — история Империи. Конец I в. до н.э. — II в. н.э. — время ранней Империи — эпоха принципата, расцвета рабовладельческих отношений. Римское государство превращается в огромную империю, включающую Восточное Средиземноморье, Северную Африку, большую часть Европы.

Центром изучения философии в Римской Империи оставались Афины. У римлян по-прежнему были распространены в I—II вв. н.э. стоицизм и эпикурейство. У римской знати особенно популярен был стоицизм. Основными представителями его были: римский философ, политик, поэт, воспитатель императора Нерона Сенека, написавший «Нравственные письме к Луциплию» и «Естественно-научные вопросы», и философ на троне — император Марк Аврели, написавший свое единственное сочинение — «Размышления».

Для религии эпохи принципата характерно установление новых культов — почитание императоров, объявляющихся после смерти божественными, и богини Ромы как покровительницы всей Римской империи. Очень популярны были культы богов-спасителей, победивших смерть.

Больших успехов добилась медицина. Врач Гален производил опыты по изучению дыхания, деятельности спинного и головного мозга, были созданы школы для подготовки врачей. Однако наряду с достижениями естественных наук уже во I в. н.э. стали заметны признаки регресса. В астрономии принимается система Птолемея - геоцентрическая, согласно которой центром солнечной системы является Земля. Кроме того, особой популярностью в эпоху принципата пользуется астрология.

Одно из высочайших достижений римской культуры — литература эпохи ранней Империи. Она представлена целым созвездием замечательных писателей: Апулей, Плиний Младший, сатирики Ювенал, Петроний, Лукиан, поэты Вергилий, Гораций, Овидий.

Расцвета достигает римская историография (Тит Ливии, Плиний Старший, Иосиф Флавий, Тацит).

К I—II вв. н.э. относится сооружение двух самых известных римских архитектурных памятников: Колизея, самого большого амфитеатра античного мира, вмещавшего 50 тыс. зрителей, и Пантеона, храма во имя всех богов.

В конце II в. н.э. в Римской империи начинается кризис, который в III в. охватывает все государство и носит всеобъемлющий характер. Его наиболее ярким проявлением были частая смена императоров, отпадение провинций. Характерные признаки кризиса античной культуры — низкий уровень грамотности, огрубление нравов, пессимизм, широкое распространение христианства. С III в. античное направление в архитектуре не создает уже ничего нового, совершенная портретная скульптура сменяется более грубой, падает техническое мастерство.

IV—V вв. н.э. — период поздней Империи, в это время изменяется форма римского государства, принципат уступает место доминату — неограниченной монархии, лишенной всяких республиканских примет. С установлением домината ситуация в Империи несколько нормализуется, однако центробежные силы продолжают действовать, и в 395 г. Империя окончательно распадается на Западную с центром в Риме и Восточную с центром в Константинополе.

История культуры позднего античного периода проходит в борьбе разлагающейся античной традиции с новыми, христианскими, принципами. Христианство возникает на основе распространенной в восточных провинциях Римской империи идеи ожидания мессии — спасителя в лице Иисуса Христа Сына Божьего. Образ мессии Христа (гр. Christus — помазанник) первоначально упоминался в самой общей форме и лишь несколько позже, в конце I в. и в первой половине II в. н.э. появились жизнеописания основоположника новой религии — евангелия. Первым было создано Евангелие от Марка, позже — Евангелие от Матфея и Евангелие от Луки. В первый период своего существования христианство было запрещено, начались преследования христиан по всей Римской империи. Однако уже в IV в. христианство превращается в государственную религию, начинается разгром языческих храмов, запрещаются Олимпийские игры. Торжество христианской церкви сопровождалось также гибелью многих памятников античной культуры.

В IV в. н.э. начинают строить христианские храмы — базилики. Форма и название их были заимствованы от более ранних античных базилик.

Новые художественные черты яснее всего выступают в христианской живописи. В росписях римских катакомб наглядность изображения сцены, понимание содержания становятся важнее. Восточная Римская империя существовала до 1453 г. как Византийская империя, культура которой стала продолжением греческой, но в христианском варианте. Западная Римская империя прекратила свое существование в 476 г., когда был низложен последний император. Этот год традиционно считается концом Древнего мира, античности, началом Средневековья. На развалинах Западноримской империи возникают так называемые варварские королевства, население которых было в той или иной степени приобщено к греко-римской культуре, оказавшей большое влияние на развитие этих государств.


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Тема 4. Культура Древней Индии и Древнего Китая | Тема 6. Культура Средневековой Европы

Дата добавления: 2014-03-24; просмотров: 547; Нарушение авторских прав


lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.006 сек.