Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Лекция II Мотивация благотворительной деятельности

Читайте также:
  1. IV. Государственное регулирование страховой деятельности.
  2. V. Развитие игровой деятельности
  3. VII. Организация служебной деятельности и порядок действий наряда вневедомственной охраны полиции, назначенного для выполнения задач по охране имущества при его транспортировке
  4. Активизация деятельности учащихся на уроке физической культуры
  5. АКУСТИКА ЗАЛОВ (лекция 3, 4)
  6. Алгоритм анализа профессиональной деятельности
  7. Анализ гендерных, этнических, возрастных и характерологических особенностей туристов в анимационной деятельности
  8. Анализ основной производственной деятельности порта.
  9. Анализ продуктов деятельности (контент-анализ).
  10. Анализ продуктов деятельности обследуемого человека.

План:

1. Система мотивов благотворительной деятельности

2. Что же заставляет человека жертвовать своим временем, своими средствами, своей жизнью ради помощи другому человеку?

3. Что значит понятие альтруизм?

 

Мотивация социального поведения (в том числе и благотворительной деятельности)зависит от системы социальных диспозиций личности, ее готовности к определенному способудействий, которая включает, во-первых, общую систему ценностных ориентаций личности, во-вторых, система ее общественных социальных установок на определенные социальные объекты,в-третьих, система ситуационных социальных установок.Система мотивов благотворительной деятельности включает в себя все три уровня.Высший уровень генеральный диспозиций, регулирующих общественную направленностьсоциального поведения личности к альтруистическим поступкам и благотворительнойдеятельности. Доминирование диспозиций других уровней, определяют поведение в той или инойсфере деятельности, направлять поступков в отношение определенных социальных объектов иситуаций – детерминируют выбор объекта благотворительности и форму благотворительнойдеятельности. Однако, доминирующие мотивы благотворительной деятельности определяютсясистемой ценностных ориентаций общества, особенностями социально-культурных условий,господствующих общественных идей.

Исследователи, изучающие развитие благотворительной деятельности в истории России,пытались выделить основные мотивы, которые заставляют людей совершать благотворительныедеяния. Но у некоторых авторов интерпретация мотивов благотворительной деятельностисознательно заужена. Так, марксисты, основным и единственным мотивом считают, стремлениеполучить социальные дивиденды и налоговые льготы, чтобы улучшить свое положение. Ученыеориентированные на поиск духовных корней социальной активности, склонны указывать толькона религиозные,

патриотические и культурно-эстетические причины благотворительности. Онисчитают, что нравственность может быть только в религиозных заповедях и не в чем ином. Такизвестный русский философ Булгаков С.Н. писал: «…нравственность корениться в религии.Внутренний свет, в котором совершается различение добра и зла в человеке, исходит изИсточников светов».

Что же заставляет человека жертвовать своим временем, своими средствами, своей жизньюради помощи другому человеку? Считается, что в основе стремления помочь другому лежит –жалость и альтруизм. Жалкий, по Далю, - это тот, кто вызывает чувство сожаления, участия,сострадания, соболезнования. В своей нравственной философии добра Соловьев В.С. доказываетвзаимосвязанность понятий жалость, милосердие и альтруизм. «Как стыд выделяет человека изпрочей природы и противопоставляет другим животным, так жалость внутренне связывает его совсем миром живущих. Внутренним основанием нравственного отношения к другим существамможет быть только жалость, или сострадание, а не сорадование, или сонаслаждение». Но жалостьсама по себе не является еще достаточной основой всей нравственности, поскольку сердечнаядоброта к живым существам совместима с безнравственностью в других отношениях. Очень

важно, чтобы оказывающий помощь осознавал и воплощал в своей деятельности идею: что другиелюди похожи на него и относиться к ним нужно как к себе. То есть, необходимо на делеподтверждать основной принцип современной социальной политики и социальной работы:«уважение человеческого достоинства независимо от состояния его физического и психическогоздоровья, возраста, пола, вероисповедания и социального положения».

Альтруизм – это нравственный принцип, заключающийся в бескорыстном служениидругим людям, готовность жертвовать для их блага личными интересами; противоположенэгоизму. Альтруизм — заинтересованность в благосостоянии скорее других, нежели всобственном. Альтруистическое поведение противоположно эгоистическому и включает в себястремление помочь другим. Термин был введен Контом (фр. «vivrepourautrui» – «жить длядругих»), считавшим, что под влиянием позитивизма общество развивается в направлениигуманистических ценностей. Это нравственный принцип согласно которому благо другогочеловека и он сам более значимы, чем собственное «я» и его благо. Принцип альтруизма являетсяуниверсальной формулой бескорыстного благодеяния. Альтруист оказывает помощь даже тогда,когда ничего не предлагается взамен, да и ожидать ничего не приходиться. Классическойиллюстрацией этого явления может служить притча Иисуса о добром самаритянине:«…некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которыесняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священникшел пою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел,посмотрел, и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалилсяи, подошедши перевязал ему раны, возливая масло и вино; и посадив его на своего осла, привез

его в гостиницу, и позаботился о нем. А на другой день, отъезжая, вынул два динария, далсодержателю гостиницы и сказал ему: «позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когдавозвращусь, отдам тебе».

Самаритянин проявляет чистый альтруизм. Исполненный чувства сострадания, он отдаетсовершенно незнакомому ему человеку свое время, силы и деньги, не ожидая ни вознаграждения,ни благодарности.

О.Конт различает, во-первых, присущий животным инстинктивный альтруизм,объединяющий индивидов и род. Действительно, определенное проявление альтруистическогоповедения мы можем наблюдать у животных. Экспериментально было доказано, что крысы могуткооперироваться, для удовлетворения потребностей только одной из них или каждой из них

поочередно.

Во-вторых, Конт выделяет альтруизм, превращающийся в конечном итоге в спонтанноесвойство, объединяющее всех людей. Эту точку зрения разделяет Кропоткин П. Он считает, чтонравственность это сложная система чувств и понятий, в основе которой лежат инстинкты(врожденные чувства и потребности). В свою систему нравственности он включает:

Инстинкты (общительность);

Понятия разума (справедливость);

Чувство, одобряемое разумом (самопожертвование).

Причем, он использует термин готовность к самопожертвованию, великодушие. Онговорите, что это чувство ближе к альтруизму – то есть «способности действовать на пользудругим», он старается избегать христианского понятия о любви к ближнему. Слова «любовь кближнему» неверно отражают чувство, двигающие человеком, когда он жертвует своими

непосредственными выгодами на пользу других. «Действительно, в большинстве случаев человек,поступающий так, не думает о жертве и сплошь и рядом не питает к этим «другим» никакойособой любви. В большинстве случаев он даже не знает их». Он считает, что нравственным

чувства могут быть, только если оказываются без задней мысли на воздаяние (при этой жизни илипосле смерти). Таким образом, это нужно самому человеку, это свойственно человеческойприроде. По мнению Швейцера А. гуманность это «…стремление быть добрым не только потому,что это предписывается этическими заповедями, но и потому, что такое поведение соответствуетнашей сущности».

Миронова Г.А.в своей работе выделяет признаки, позволяющие классифицироватьповедение как альтруистическое:

Добровольные и сознательные действия как проявление свойств воли, а не результат внешнего принуждения.

Бескорыстное исключение ожидания ответного благодеяния.

Стремление содействовать благу других людей из гуманных мотивов.

Наличие эмоционального отношения к людям, сочувствия им, доброжелательность, симпатия, готовность помочь.

Социальная ориентированность поступка.

Самоотречение (самоотверженность).

 

Вопросы для самоконтроля:

1. От чего зависит мотивация социального поведения?

2. Основные мотивы, которые заставляют людей совершать лаготворительные деяния?

3. Что значит понятие альтруизм?

4. Понимание альтруизма разными исследователями.

Список литературы:

1. Булгаков С.Н. Свет Невечерний. Созерцания и умозрения. М.: Фолио. 2001 – 80с.

2. Даль В. Толковый словарь живого русского языка. – М.,1978.- т.1. – с. 524.

3. Соловьев В.С. Оправдание добра. Нравственная философия//Соловьев В.С. Сочинения: в2т. Т.1 –М., 1988 – 21с.

4. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. 1983, - 21с.

5. Симонов П.В., Ершов П.М., Вяземский Ю.П. Происхождение духовности. М.: Наука,1989, - 32с.

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых» | Лекция III Периодизация истории социальной работы за рубежом и в России

Дата добавления: 2014-04-19; просмотров: 587; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.004 сек.