Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Позитивизм О. Конта и Г. СпенсераОтцом социологии общепризнанно считается Огюст Конт - французский мыслитель начала XIX века. «Курс позитивной философии» (1830-1842 – 6 томов) – главный интеллектуальный исток новой науки – социологии. В пользу этого говорят следующие факты: · он придумал название самой науки в 1839 году – социология (социальная физика); · социология – единственная наука, которая призвана открывать универсальные законы развития и функционирования общества, неотделимые от законов природы; · разработал методы, цели и структуру этой науки; · понимал общество как живой организм, обладающий собственной структурой, каждый элемент которой должен рассматриваться с точки зрения полезности для общественного блага. · выделил 4 структурных элемента (класса) в социальной структуре общества: ученые; банкиры, торговцы и предприниматели; земледельцы и рабочие. Отношения между классами основываются на разделении труда и координации их деятельности. Достичь социального согласия этим группам возможно при помощи социальных институтов: семьи, государства и религии. · Конт является создателем позитивистского научного мировоззрения и самого термина «позитивизм» - философское направление, исходящее из того, что все подлинное (позитивное) знание – это совокупный результат специальных наук, которые не нуждаются в какой-либо стоящей над ними философией: 1) признание универсализма– первый фундаментальный принцип, на который опирается позитивизм; 2) признание необходимости и целесообразности использования в изучении общества тех методов, которые утвердились в естествознании; · в своем творчестве руководствовался идеалами прогресса, политической и экономической свободы, надеждой на то, что с помощью науки и просвещения можно решить все социальные проблемы; · как вылечить больное общество, он отвечал просто: надо создать такую же точную и объективную науку об обществе, каким является естествознание; · выделил два основополагающих раздела: «статику» - изучение социальных и культурных институтов. Формирующих общество и «динамику» - анализ общества через выявление социальных изменений и прогресса. Социальная статика – теория порядка, социальная динамика – теория прогресса. О. Конт сформулировал также основной закон общественного прогресса, т.е. закон интеллектуальной эволюции человечества – ЗАКОН ТРЕХ СТАДИЙ, согласно которому стадии развития общества соответствуют стадиям развития человеческого ума. · теологическая (фиктивная) (с древнейших времен до 1300 г.) – характеризуется господством религиозного мировоззрения, существованием натурального хозяйства, преобладанием военно-авторитарных политических режимов. Делилась Контом на три периода: фетишизм, политеизм и монотеизм. В период фетишизма люди воспринимали внешние предметы как живые и видели в них богов. При политеизме жизнью наделялись «фиктивные существа» (греческие, римские боги), вмешательством которых объяснялось все происходящие. Эпоха монотеизма принесла единобожие в лице христианства. · метафизическая стадия (1300-1800)– рассматривал как переходную, для которой характерно разрушение старых верований – фундамента общественного порядка. Важнейшие события этой эпохи – Реформация, Французская революция. Характеризуется разрушением старых верований и связанного с католицизмом общественного порядка. Эта эпоха породила революцию, «анархическую республику», индивидуализм, либерализм, демократию. · позитивная стадия (19 в.) – характеризуется распространением наук и ростом их общественного значения, повсеместным развитием ремесел и промышленности. На смену аристократии приходит социократия – правление ученых, владеющих социологическими знаниями. На место традиционной религии приходит позитивизм, проповедующий всеобщую любовь и поклонение личности, обществу, человечеству. Согласно закону трех стадий,все науки и общества неизбежно завершают свое развитие на позитивной стадии. Социология как наука должна быть ориентирована на открытие законов, а не на коллекционирование фактов. Целью открытия законов является прогнозирование дальнейшего развития общества. Социология находится на вершине иерархии наук, которая построена по степени возрастания позитивности: математика, астрономия, физика, химия, биология и социология. Каждая последующая наука заимствует у предыдущей методы, но использует их в приложении к своему предмету. Таким образом, позитивизм характеризовался Контом как принцип исследования, основанный на наблюдении и установлении часто повторяющихся связей в природном и общественном мирах. Позитивизм характеризуется тремя методами: наблюдением, экспериментом и сравнением. · Наблюдение должно исходить из установленного закона, т.н. носить предпосылочный характер – исследователь должен знать то, что ему следует видеть в хаосе социальных событий, поэтому закон, которому подчинено наблюдение, должен фиксировать в этом хаосе порядок. · Эксперимент в социологии – это анализ социальной патологии. · Сравнениебазируется на историческом сопоставлении различных фаз эволюции человечества. Конт преклонялся не только перед социологией, но и перед человеческим обществом, которое она призвана описывать: · для него отдельный индивид – почти ничто; · общество состоит не из отдельных индивидов, а из социальных систем; · предмет социологии – общество как социальный организм в его прошлом и настоящем; · предметная область С. – охватывает всю совокупность социальных явлений, а сама наука превращается в своеобразный компендиум общественных наук, становясь их теоретической основой. Ярким представителем позитивизма в XIX веке был Г. Спенсер (1830-1903). Это творчество является началом многих направлений: структурного функционализма, эволюционизма, позитивизма. Систематическое изложение предмета, задач и проблематики С. было сделано Спенсером в его книге «Основания социологии». Задачи: изучение типичных массовых явлений, социальных фактов и процессов, раскрывающих действие всеобщих законом эволюции. Основа понимания предмета – концепция социальных институтов – эта механизмы самоорганизации совместной жизни людей, обеспечивающие превращение асоциального человека в социальное существо. На общество Спенсер смотрел как на естественное образование, являющегося результатом общего эволюционного развития мироздания и считал верным использование методов наблюдения и эксперимента в С. Как методологическое течение позитивизм никогда не уйдет с научной арены. Хотя в современной социологии найти чистый позитивизм практически невозможно.
Дата добавления: 2014-04-19; просмотров: 773; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |