Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Социологический реализм Э. ДюркгеймаСтруктурный функционализм (структурно-функциональный анализ) – одно из наиболее значимых направлений в социологии. Это широкое методологическое течение, основным приближенным принципом которого является принцип исследования явлений и процессов в аспекте системы, в которой каждый элемент структуры имеет определенную функцию. Основные представители: Эмиль Дюркгейм, Б. Малиновский, Толкотт Парсонс. Эмиль Дюркгейм (1859-1917) – выдающейся мыслитель и ученый является основателем французской социологической школы. На начальных этапах своего научного творчества он во многом опирался на позитивистскую философию О. Конта, но пошел дальше и выдвинул принципы новой методологии: · натурализм– понимание законов общества по аналогии с законами природы; · социологизм– утверждение специфичности и автономности социальной реальности, ее превосходства над индивидами. Его работы опираются на понимание общества как самобытной, независимой от людей реальности (социологизм), поэтому Дюркгейм считает, что объяснять социальные процессы необходимо исходя из особенностей самого общества, а не их характеристик, например, окружающей природной среды. О том, что Д. считал функционализм общенаучным методом, говорит его стремление поставить социологию рядом с биологией, интерпретировать идеи как социальные факты – как эквивалент объекта в естественных науках. Основные положения социальной мысли Э. Дюркгейма: · Дюркгейм считал, что основной задачей социологии является изучение социальных фактов, под которыми он подразумевал – независимую от индивидов реальность, обладающую «принудительной силой» (способ мышления, язык, обычаи, законы, верования, денежная система); · при изучении социальных фактов Д. рекомендовал широко применять метод сравнения; · социальные факты оказывают на человека принудительное воздействие и определяют как Ч. должен поступать. Они делятся на две группы: · материальные– плотность населения, интенсивность общения; · духовные- коллективные представления, верования, привычки, традиции, которым отводилась определяющая роль; · существование и закономерности общества не зависят от действия отдельных индивидов. Общество – это надындивидуальное бытие со своими особенностями, историей, сознанием и интересами; · рассматривал общество как совокупность фактов сознания, которые воспринимаются людьми как их собственные; · в социальной реальности Д. выделил три уровня: - уровень структуры (физическое и материальное основание общества, территория, население); - уровень функционирования (социальные институты, нормы, правила); - уровень коллективных представлений (ценностей и идеалов). · в основе развития общества лежит закон возрастающего многообразия форм деятельности как отражение нарастающего разнообразия потребностей людей. Каждая социальная единица должна выполнять свою функцию, необходимую для существования общества в целом. Развитие общества от примитивных форм к более сложным осуществляется благодаря общественному разделению труда; · общественное разделение труда приводит к социальной солидарностилюдей (общество основано на консенсусе), которая является главным фактором интеграции индивидов в обществе. В основе социальной солидарности лежат коллективные представления – совокупность общих верований, чувств, традиций, обычаев, которые принимают и испытывают члены групп или обществ; · уровень и характер социальной солидарности лежит в основе выделения двух типов обществ, последовательно сменяющих друг друга: 2) архаичные (сегментные) общества – основанные на механической солидарности сходств индивидов, которые зависят от коллектива и поглощаются им; 3) сложные (организованные) общества– основаны на органической солидарности, где личностные особенности и таланты развиваются в соответствии с их профессиональной ролью. · Э. Дюркгейм исследовал и кризисные состояния общественного организма. Причина социальных конфликтов, классовой борьбы – в неприспособленности индивидов к их профессиональным ролям и нарушении правил справедливого обмена благами и ресурсами, что разрушает социальную солидарность. Конфликты – признак болезни или разлада в обществе. Когда ослабевают правила, гарантирующие равенство социальных возможностей, то возникает состояние аномии (безнормности). В основном аномия возникает на переходных социальных этапах, когда старые нормы, связи и ценности нарушены, а новые еще не созданы. Отсутствие четкой моральной регуляции поведения индивида приводит к социальной патологии, которая составляет все формы девиантного поведения, отклоняющегося от общепризнанных правил и норм.
Дата добавления: 2014-04-19; просмотров: 556; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |