Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Вопрос 3. Реализм и номинализм в схоластической философии
После периода формирования основ христианской религии и философии христианская философия переходит в форму схоластики (от латинского «схола» – школа, так называли в Западной Европе университет). Задача преподавания христианской философии требовала дальнейшей ее логической проработки и обоснования. На Западе среди представителей схоластики развертывается борьба между сторонниками реализма (считали, что общие понятия, такие как человек, дом, существуют в реальности наряду с единичными явлениями) и номинализма (полагали, что реальны только единичные вещи, а общие понятия – это лишь слова, названия, с помощью которых люди обобщают единичное) по вопросу понимания природы так называемых «универсалий» (общих понятий). К реалистам относились Иоанн Скот (Эриугена, IX в.), Ансельм Кентерберийский (1033 – 1109), Фома Аквинский (1225 – 1274), к номиналистам – Росцелин из Компьени (род. ок. 1050), Дунс Скот (ок. 1265 – 1308), Уильям Оккам (ок. 1300 – 1350). Примирить номинализм и реализм пытался Пьер Абеляр (1079 – 1142).
Вопрос 4. Философия Фомы Аквинского (томизм)
Фома Аквинский (1225 – 1274) – доминиканский монах, крупный теологический средневековый философ, систематизатор схоластики, автор томизма – одного из господствующих направлений католической Церкви. Основные произведения Фомы Аквинского: «Сумма теологии», «Сумма философии» («Против язычников»), комментарии к Библии, комментарии к произведениям Аристотеля. Фома Аквинский считал недостаточным онтологическое доказательство существования Бога (то есть «очевидное» доказательство существование Бога, выводимое из существования его творения – окружающего мира, как считал Августин Блаженный). Фома выдвигает пять собственных доказательств существования Бога: · движение: все, что движется, движимо кем-то (чем-то) другим – следовательно, есть первичный двигатель всего – Бог; · причина: все, что существует, имеет причину – следовательно, есть первопричина всего – Бог; · случайность и необходимость: случайное зависит от необходимого – следовательно, первоначальной необходимостью является Бог; · степени качеств: все, что существует, имеет различные степени качеств (лучше, хуже, больше, меньше и т. д.) – следовательно, должно существовать высшее совершенство – Бог; · цель: все в окружающем мире имеет какую-либо цель, направляется к цели, имеет смысл – значит, существует какое-то разумное начало, которое направляет все к цели, придает смысл всему, – Бог. Также Фома Аквинский исследует проблему бытия не только Бога, но и всего сущего. В частности, он: · разделяет эссенцию (сущность) и экзистенцию (существование). Их разделение – одна из ключевых идей католичества; · подразумевает в качестве сущности (эссенции) «чистую идею» вещи либо явления, совокупность признаков, черт, назначения, которые существуют в разуме Бога (Божественный замысел); · подразумевает в качестве существования (экзистенции) сам факт бытия вещи; · считает, что любая вещь, любое явление есть сущность, которая обрела существование по воле Бога (то есть «чистая идея», которая приобрела материальную форму в силу акта Божественной воли); · доказывает, что бытие и благо обратимы, то есть Бог, давший сущности существование, может данную сущность существования и лишить, следовательно, окружающий мир бренен и непостоянен; · сущность и существование едины только в Боге, следовательно, Бог не может быть обратим – Он вечен, всемогущ и постоянен, не зависит от иных внешних факторов. Исходя из данных посылок, согласно Фоме: · все состоит из материи и формы (идеи); · суть любой вещи – единство формы и материи; · форма (идея) является определяющим началом, а материя есть лишь вместилище различных форм; · форма (идея) есть одновременно цель возникновения вещи; · идея (форма) любой вещи троична: существует в Божественном разуме, в самой вещи, в восприятии (памяти) человека. Исследуя проблему познания, Фома Аквинский приходит к следующим выводам: · откровение и разум (вера и знание) – не одно и то же (как считал Августин Блаженный), а различные понятия; · вера и разум одновременно участвуют в процессе познания; · вера и разум дают истинное знание; · если человеческий разум противоречит вере, то он дает неистинное знание; · все в мире делится на то, что можно познать рационально (разумом), и то, что разумом непознаваемо; · разумом можно познать факт существования Бога, единство Бога, бессмертие человеческой души и др.; · не поддаются рациональному (разумному) познанию проблемы сотворения мира, первородного греха, троичность Бога, а следовательно, могут быть познаны через Божественное откровение; · философия и теология – разные науки; · философия может объяснить только то, что познаваемо разумом; · все остальное (божественное откровение) может познать только теология. Историческое значение философии Фомы Аквинского (прежде всего для католической Церкви) в том, что им были: · даны пять доказательств существования Бога; · систематизирована схоластика; · закреплено разделение эссенции и экзистенции (сущности и существования), что доказывало всемогущество Бога и полную зависимость от Него, Его воли всего сущего; · доказаны (с точки зрения католиков) правильность, преимущество идеализма над материализмом, существование Божественных идей, которые предшествуют вещи: господство идеи над материей (а следовательно, Бога над окружающим миром); · выдвинута идея об истинности знания, полученного разумом только в случае соответствия разума вере; · вычленены сферы бытия, которые могут быть познаны только через откровение; · разделены философия и теология, причем философия поставлена в подчиненное положение по отношению к теологии; · логически доказан ряд положений теологии и схоластики. В 1878 г. учение Фомы Аквинского решением Папы Римского было объявлено официальной идеологией католицизма. В настоящее время получил распространение неотомизм – философско-религиозное учение, основанное на идеях Фомы Аквинского.
Дата добавления: 2014-03-13; просмотров: 475; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |