Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Вопрос 1. Основные направления и характерные черты философии эпохи ВозрожденияКлючевые термины ТЕМА 5. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ РАЗДЕЛ 2 Выводы
В целом, Средневековье представляет интересную для развития философии эпоху, смыслом которой стало создание исключительно религиозной, духовной философии. Эта присущая Средневековью высокая духовность привлекает внимание современных исследователей. Но, с другой стороны, то, что Средневековье игнорирует «земного», плотского человека, говорит о его односторонности, которая, вероятно, и стала главной причиной кризиса этой мировоззренческой системы. Таким образом, наряду со своими высокими нравственными идеалами и духовностью, Средневековая теологическая философия отличалась замкнутостью на самой себе, традиционностью, повернутостью в прошлое, оторванностью от реального мира, воинственностью, догматизмом, назидательностью, учительством.
Вопросы для самоконтроля
1. Каковы философские корни средневековой теологии? 2. Что относится к важнейшим принципам христианской философии Средневековья? 3. Что характеризует Августина как виднейшего философа патристики? 4. В чем отличие реализма и номинализма? 5. Почему философия Фомы Аквинского считается вершиной схоластики?
Вопрос 1. Основные направления и характерные черты философии эпохи Возрождения. Вопрос 2. Гуманизм, неоплатонизм, натурфилософия как основные направления ренессансной философии. Вопрос 3. Социально-политическая философия эпохи Возрождения.
Антропоцентризм и гуманизм, неоплатонизм, «ученое незнание», пантеизм, идея абсолютного божественного предопределения, утопия.
Философией эпохи Возрождения или, если использовать французское выражение, Ренессанса называется совокупность философских направлений, возникших и развивавшихся в Европе в XIV – XVII вв., которые объединяла антицерковная и антисхоластическая направленность, устремленность к человеку, вера в его великий физический и духовный потенциал, жизнеутверждающий и оптимистический характер. Средневековая философия глубоко и последовательно продумала принцип абсолютной личности, когда везде и во всем видели примат не природы, не человека, а Бога. Такого рода философское мировоззрение наиболее органично соответствует всему социальному и хозяйственно-политическому укладу средних веков, основывавшемуся на сельском хозяйстве. По мере перехода к городскому образу жизни и развитию промышленности выявляется особая значимость человека, его своеобразия, его творческой активности. Стала ощущаться острая потребность в новых воззрениях, которые не заставили себя долго ждать. Разумеется, новые воззрения развивались не на пустом месте, они сохранили самую тесную преемственность и со средневековьем, и с античностью. Многим мыслителям представлялось, что возрождается античное культурное наследие, которое в средневековье было предано забвению. Это представление дало название целой эпохе. Предпосылками возникновения философии и культуры эпохи Возрождения были: · совершенствование орудий труда и производственных отношений; · кризис феодализма; · развитие ремесла и торговли; · усиление городов, превращение их в торгово-ремесленные, военные, культурные и политические центры, независимые от феодалов и Церкви; · укрепление, централизация европейских государств, усиление светской власти; · появление первых парламентов; · отставание от жизни, кризис Церкви и схоластической (церковной) философии; · повышение уровня образованности в Европе в целом; · великие географические открытия (Колумба, Васко да Гамы, Магеллана); · научно-технические открытия (изобретение пороха, огнестрельного оружия, станков, доменных печей, микроскопа, телескопа, книгопечатания, открытия в области медицины и астрономии, иные научно-технические достижения). Основными направлениями философии эпохи Возрождения являлись: · гуманистическое (XIV – XV вв., представители: Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валли и др.) – в центр внимания ставило человека, воспевало его достоинство, величие и могущество, иронизировало над догматами Церкви; · неоплатоническое (сер. XV – XVI вв.), представители которого – Николай Кузанский, Пико делла Мирандола, Парацельс и др. – развивали учение Платона, пытались познать природу, Космос и человека с точки зрения идеализма; · натурфилософское (XVI – нач. XVII вв.), к которому принадлежали Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и др., пытавшиеся развенчать ряд положений учения Церкви о Боге, Вселенной, Космосе и основах мироздания, опираясь на астрономические и научные открытия; · реформационное (XVI – XVII вв.), представители которого – Мартин Лютер, Томас Монцер, Жан Кальвин, Джон Усенлиф, Эразм Роттердамский и др. – стремились коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотношение между верующими и Церковью; · политическое (XV – XV вв., Николо Макиавелли) – изучало проблемы управления государством, поведение правителей; · утопическо-социалистическое (XV – XVII вв., представители – Томас Мор, Томмазо Кампанелла и др.) – искало идеально-фантастические формы построения общества и государства, основанные на отсутствии частной собственности и всеобщем уравнении, тотальном регулировании со стороны государственной власти. К характерным чертам философии эпохи Возрождения относятся: · антропоцентризм и гуманизм взамен средневекового теоцентризма, то есть человек рассматривается как ключевая фигура бытия, воплощение высшего смысла, существо, подобное в своём могуществе Богу; · возвращение к эталонам античности в понимании мира и человека, восхищение красотой окружающей действительности, природно-телесное видение действительности; · оппозиционность к Церкви и церковной идеологии (то есть отрицание не самой религии, Бога, а организации, сделавшей себя посредником между Богом и верующими, а также застывшей догматической, обслуживающей интересы Церкви философии – схоластики); · перемещение основного интереса от формы идеи к ее содержанию; · принципиально новое, научно-материалистическое понимание окружающего мира (шарообразности, а не плоскости Земли, вращения Земли вокруг Солнца, а не наоборот, бесконечности Вселенной, новые анатомические знания и т. д.); · большой интерес к социальным проблемам, обществу и государству; · торжество индивидуализма; · широкое распространение идеи социального равенства.
Дата добавления: 2014-03-13; просмотров: 1899; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |