Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Вопрос 2. Гуманизм, неоплатонизм, натурфилософия как основные направления ренессансной философии
В философии эпохи Возрождения (XIV – XVII вв.) принято выделять следующие основные направления: · гуманистическое; · неоплатоническое; · натурфилософское; · реформационное; · политическое; · социалистическо-утопическое. Последние три течения принято объединять под общим названием «социально-политические направления». Предметом их исследования являлись проблемы общества, государства и Церкви. Более подробно они описаны в следующем пункте. Данный же вопрос посвящен гуманистическому, неоплатоническому и натурфилософскому направлениям, предметом исследования которых были проблемы человека, бытия и природы. Гуманизм как философское направление получил распространение в Европе в XIV – середине XV вв. Его центром была Италия. К основным чертам гуманизма относились: · антицерковная и антисхоластическая направленность; · стремление уменьшить всемогущество Бога и доказать самоценность человека; · антропоцентризм – особое внимание к человеку, воспевание его силы, величия, возможностей; · жизнеутверждающий характер и оптимизм. По своему жанру гуманистическая философия сливалась с литературой, излагалась иносказательно и в художественной форме. Наиболее известные философы-гуманисты одновременно были писателями. К ним прежде всего относились Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Балла. Данте Алигьери (1265 – 1321) – автор «Божественной комедии» (им самим названной просто «Комедия», поскольку в то время комедиями именовались литературные произведения с благополучным концом). В своем произведении Данте: · воспевает христианство, но одновременно между строк высмеивает противоречия и необъяснимые истины (догмы) христианского учения; · восхваляет человека; · отходит от трактовки человека исключительно как божественного создания; · признает за человеком наличие как божественного, так и природного начала, которые гармонируют друг с другом; · верит в счастливое будущее человека, его изначально добрую природу. Тем же духом пронизаны иные произведения Данте («Новая жизнь» и т. д.). Франческо Петрарка (1304 – 1374) – автор «Книги песен», трактата «О презрении к миру» (на лат. языке) и иных трудов. По своим взглядам близок к Данте. Петрарка вносит в литературу, философию, культуру чуждые схоластике идеи: · человеческая жизнь дается один раз и уникальна; · человек должен жить не для Бога, а для самого себя; · человеческая личность должна быть свободной – как физически, так и духовно; · человеку принадлежит свобода выбора и право выражать себя в соответствии с этим; · человек может добиться счастья, опираясь только на себя и свои силы, имеет для этого достаточный потенциал; · загробной жизни, скорее всего, не существует и бессмертия можно добиться лишь в памяти людей; · человек не должен приносить себя в жертву Богу, а должен наслаждаться жизнью и любить; · внешний облик и внутренний мир человека прекрасны. Лоренцо Балла (1507 – 1557), автор трактата «О наслаждении как об истинном благе»: · ниспровергал церковные авторитеты; · критиковал схоластику за искусственность, надуманность и неистинность; · в центр мироздания ставил человека; · верил в возможности человека и его разум; · отвергал аскетизм и самоотрешение; · призывал к активному действию, борьбе, смелости в изменении мира; · был сторонником равенства мужчины и женщины; · высшим благом считал наслаждение, которое понимал как удовлетворение материальных и моральных запросов человека. Неоплатонизм – идеалистическое направление в философии, которое ставило своей целью строгую систематизацию учения Платона, устранение из него противоречий и его дальнейшее развитие. Особого расцвета неоплатонизм достиг в эпоху Возрождения, в XV в. Теоретики неоплатонизма: · противопоставляли сложившейся и чрезмерно систематизированной схоластической философии новую философскую систему, основанную на идеях Платона; · предложили новую картину мира, в которой уменьшалась роль Бога и усиливалось значение первоначальных (по отношению к миру и вещам) идей; · не отрицали божественную природу человека, но в то же время рассматривали его как самостоятельный микрокосм; · призывали к переосмыслению ряда постулатов прежней философии и созданию целостной мировой философской системы, которая охватила бы собой и согласовала все имеющиеся философские направления. Наиболее известными представителями неоплатонизма эпохи Возрождения являлись Николай Кузанский и Джованни Пико делла Мирандола. Николай Кузанский (1401 – 1464) был священнослужителем, богословом, однако придерживался новаторских для своего времени философских взглядов. Дал новую трактовку бытия и познания, согласно которой: · не существует разницы между Богом и Его творением (то есть мир един, а Бог и окружающий мир, Вселенная – одно и то же); · «единое» (Бог) и «бесконечное» (Его творение) относятся между собой как минимум и максимум (противоположности), а поскольку Бог и Его творение совпадают, то совпадают минимум и максимум; · исходя из этого, Николаем Кузанским был выведен закон совпадения противоположностей: поскольку противоположности совпадают, то совпадают форма и материя (следовательно, сущность (эссенция) и существование (экзистенция) неразрывны и бытие едино); · едины идея и материя; · реально существует (поглощая все остальное) актуальная бесконечность; · Вселенная бесконечна, не имеет начала, не имеет конца, не имеет центра, Земля не является центром Вселенной; · Вселенная – это чувственно изменчивый Бог, абсолютный и завершенный (мир, природа, все сущее заключено в Боге, а не Бог – в окружающем мире); · бесконечность сама по себе объединяет противоположности, что доказывается математически (вписанный в круг квадрат при бесконечном увеличении в нем углов станет кругом и т. д.); · бесконечность Вселенной, окружающего мира приводит к бесконечности познания; · невозможно достичь абсолютного (полного) знания, увеличение знаний приведет только к учености, но не истинному знанию («ученому незнанию» – термин Николая Кузанского). Таким образом, Николай Кузанский, будучи философом идеалистического направления и богословом, очень близко подошел к материалистическому объяснению окружающего мира (Вселенной) и подготовил почву для натурфилософских учений – Николая Коперника, Джордано Бруно, Галилео Галилея и др. Джованни Пико делла Мирандола (1463 – 1494) попытался объединить все известные ему религиозные и философские учения и создал эклектическое произведение «900 тезисов», главные идеи которого заключались в том, чтобы: · возвысить человека и отделить от окружающего мира, признать отдельной реальностью («четвертым миром» космоса, наряду с элементарным, небесным и ангельским); · признать за человеком полную свободу выбора; · объединить все философские учения и найти «золотую середину» путем их согласования. В период Позднего Возрождения (XVI – XVII вв.) в Европе (особенно Италии) получили распространение натурфилософские идеи. Представители натурфилософии: · обосновывали материалистический взгляд на мир; · стремились отделить философию от теологии; · формировали научное мировоззрение, свободное от теологии; · выдвигали новую картину мира (в которой Бог, Природа и Космос едины, а Земля не является центром Вселенной); · считали, что мир познаваем и в первую очередь благодаря чувственному познанию и разуму (а не Божественному откровению). Наиболее яркими представителями натурфилософии эпохи Возрождения являлись Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей, Леонардо да Винчи, Андреас Везалий. Николай Коперник (1473 – 1543), опираясь на астрономические исследования, выдвинул принципиально иную картину бытия: · Земля не является центром Вселенной (отвергался геоцентризм); · Солнце является центром по отношению к Земле (геоцентризм заменялся гелиоцентризмом), Земля вращается вокруг Солнца; · все космические тела движутся по собственной траектории; · космос бесконечен; · процессы, происходящие в космосе, объяснимы с точки зрения природы и лишены «священного» смысла. Джордано Бруно (1548 – 1600) развил и углубил философские идеи Коперника: · Солнце является центром только по отношению к Земле, но не центром Вселенной; · Вселенная не имеет центра и бесконечна; · Вселенная состоит из галактик (скоплений звезд); · звезды – небесные тела, подобные Солнцу и имеющие свои планетные системы; · число миров во Вселенной бесконечно; · все небесные тела – планеты, звезды, а также все, что имеется на них, обладают свойством движения; · вслед за Кузанским придерживался пантеизма, который заключался в том, не существует Бога, отдельного от Вселенной, Вселенная и Бог – одно целое. Идеи Джордано Бруно не были приняты католической Церковью, и он был сожжен на костре в 1600 г. Галилео Галилей (1564 – 1642) на практике подтвердил правильность идей Николая Коперника и Джордано Бруно: · изобрел телескоп; · с помощью телескопа исследовал небесные тела; · доказал, что небесные тела движутся не только по траектории, но и одновременно вокруг своей оси; · обнаружил пятна на Солнце и разнообразный ландшафт (горы и пустыни – «моря») на Луне; · открыл спутники вокруг других планет; · исследовал динамику падения тел; · доказал множественность миров во Вселенной. Галилеем был выдвинут метод научного исследования, который заключался в: · наблюдении; · выдвижении гипотезы; · расчетах воплощения гипотезы на практике; · экспериментальной (опытной) проверке на практике выдвинутой гипотезы.
Дата добавления: 2014-03-13; просмотров: 619; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |