Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Вопрос 3. Социально-политическая философия эпохи Возрождения
Для эпохи Возрождения было характерно не только повышение интереса к человеку, но и большой интерес к проблеме государства, устройства общества, взаимоотношений Церкви и государственных институтов, верующих. Данная проблематика нашла отражение в социально-политической философии эпохи Возрождения, основными направлениями которой были: · философия Реформации; · политическая философия; · философия социалистов-утопистов. Философия Реформации имела своей целью реформу католицизма, демократизацию Церкви, установление более справедливых отношений между Богом, Церковью и верующими. Предпосылками возникновения данного направления были: · кризис феодализма; · зарождение и укрепление класса торгово-промышленной буржуазии; · ослабление феодальной раздробленности, становление европейских государств; · незаинтересованность руководителей данных государств, политической элиты в чрезмерной, национальной, надгосударственной, общеевропейской власти Папы Римского и католической Церкви; · кризис, моральное разложение католической Церкви, ее оторванность от народа, отставание от жизни, практика выдачи индульгенций; · распространение в Европе идей гуманизма; · рост самосознания личности, индивидуализм; · рост влияния антикатолических религиозно-философских учений, ересей, мистики, гусизма. В Реформации выделяются два основных течения: · бюргерско-евангелическое; · народное. Лидерами бюргерско-евангелической Реформации являлись М. Лютер, У. Цвингли, Ж. Кальвин. Народная Реформация была представлена движением Т. Мюнцера, анабаптистами, диггерами и др. Основоположником Реформации считается доктор богословия Мартин Лютер (1483 – 1546). 31 октября 1517 года на дверях Виттенбергской замковой церкви в Германии им были прибиты 95 тезисов против индульгенций, что положило начало идеологической (а в ряде стран и вооруженной) борьбе против католицизма. Основные идеи М. Лютера сводились к следующим: · общение между Богом и верующими должно происходить напрямую; · между Богом и верующими не должно быть такого посредника, как католическая Церковь; · необходимо упрощение обрядов; · церковь должна стать демократичной, а обряды – понятными людям; · необходимо уменьшение влияния на политику других государств со стороны Папы Римского и католического духовенства; · должен быть восстановлен авторитет государственных институтов и светской власти; · дело служения Богу – не только профессия, которую монополизировало духовенство, но и функция всей жизни верующих христиан; · необходимо освободить культуру и образование от засилья католических догм; · необходимо запретить индульгенции. Другим крупным лидером бюргерско-евангелической Реформации был Жан Кальвин (1509 – 1564). Он продолжил дело Лютера и систематизировал его идеи. Согласно Кальвину: · ключевой идеей протестантизма является идея абсолютного божественного предопределения (смысл данной идеи в том, что людям изначально предопределено Богом либо быть спасенным, либо погибнуть, не состояться в жизни); · все люди должны надеяться, что именно они предопределены к спасению; · выражением смысла жизни на Земле для человека является профессия; · профессия – это не только способ зарабатывания денег, но и место служения Богу; · добросовестное отношение к своему делу – путь к спасению; · успех в работе – признак богоизбранности; · вне работы необходимо быть скромным и аскетичным. Кальвин не только выдвинул собственное теоретическое религиозно-философское учение и систематизировал идеи Лютера, но и воплотил протестантизм на практике: · возглавил реформационное движение в Женеве; · добился признания реформированной (кальвинистской) Церкви в качестве официальной, упразднил в Женеве католическую Церковь и власть Римского Папы (сам Кальвин получил прозвище «Женевский Папа»); · подчинил кальвинистской Церкви светскую власть; · провел реформы как внутри собственной Церкви, так и в городе: были запрещены пышные католические обряды, праздники, яркая одежда, развлечения, танцы, ношение украшений, был установлен строгий пасторский надзор за населением, целью которого было воспитание граждан в духе аскетизма, пуританизма, добросовестного отношения к работе. Результатом теоретических изысканий Кальвина и его практической деятельности стала универсализация Реформации, превращение ее из узкогерманского в международное явление. Народное направление Реформации возглавил Томас Мюнцер (1490 – 1525). Будучи священником, он первоначально примкнул к Лютеру, стал его сторонником, однако в 1520 г., через три года после начала Реформации, разошелся с учителем. В целом соглашаясь с Лютером, Мюнцер выдвинул и собственные идеи Реформации, смысл которых в следующем: · необходимо реформировать не только Церковь, но общество в целом; · цель изменения общества – достижение всеобщей справедливости, «Божьего царства» на земле; · главная причина всех зол – неравенство, классовое разделение, в основе которого лежат частная собственность и частный интерес; · частный интерес необходимо подавить, все должно стать общим (имелось в виду прежде всего имущество, новый способ организации производства); · жизнь и деятельность человека должны быть полностью подчинены интересам общества, что угодно Богу; · власть и собственность должны принадлежать простому народу – «ремесленникам и пахарям». В 1524 – 1525 гг. Томас Мюнцер возглавил антикатолическую и революционную по своим социальным целям Крестьянскую войну в Германии. Война была проиграна, а сам Мюнцер погиб. Значение философии Реформации в том, что она послужила идеологическим обоснованием политической и вооруженной борьбы за реформу Церкви и против католицизма, которая продолжалась в течение XVI в. и в дальнейшем почти во всех странах Европы. Результатом этой борьбы стало падение католицизма в ряде государств и религиозное размежевание в Европе: · торжество различных направлений протестантизма (лютеранство, кальвинизм и др.) в Северной и Центральной Европе – Германии, Швейцарии, Великобритании, Голландии, Дании, Швеции, Норвегии; · сохранение католицизма в странах Южной и Восточной Европы – Испании, Франции, Италии, Хорватии, Польше, Чехии и др. В отличие от философии Реформации, предметом которой были отношения между Богом, Церковью, человеком и государством, политическая философия исследовала проблемы управления реально существующим государством, методы влияния на людей, приемы политической борьбы. Ярким представителем политической философии являлся Никколо Макиавелли (1469 – 1527) – итальянский (флорентийский) политический деятель, философ и писатель. Философия Макиавелли опирается на следующие основные положения: · человек обладает изначально злой природой; · движущими мотивами поступков человека являются эгоизм и стремление к личной выгоде; · совместное существование людей невозможно, если каждый будет преследовать только свои эгоистические интересы; · для обуздания низменной натуры человека, его эгоизма создается особая организация – государство; · правитель должен руководить государством, не забывая о низменной природе подданных; · правитель должен выглядеть щедрым и благородным, но не быть таковым в действительности, поскольку при соприкосновении с реальностью данные качества приведут к противоположному результату (правитель будет свергнут далеко не благородными соратниками либо противниками, а казна – промотана); · ни в коем случае руководитель не должен посягать на имущество и личную жизнь людей; · в борьбе за освобождение родины от иностранного владычества за ее независимость допустимы все средства, в том числе коварные и аморальные. Философия Макиавелли, основанная на реалистическом отношении к окружающей действительности, стала руководством к действию для многих политиков как средневековой, так и последующих эпох. В эпоху Возрождения наблюдается повышенный интерес к проблемам общества и государства, Церкви. Как правило, при их изучении философы стремились опираться на реальные факты, исследовать положение в конкретном обществе и государстве, пытались при жизни изменить ситуацию к лучшему. Однако часть философов основное внимание сосредоточила на разработке проектов идеального государства, где были бы уничтожены все социальные противоречия и восторжествовала социальная справедливость. Поскольку их проекты были сильно оторваны от реальности и практически неосуществимы, данные философы вошли в историю как социалисты-утописты. Наибольший вклад в развитие теории утопического социализма внесли Томас Мор и Томмазо Кампанелла. Томас Мор (1478 – 1535) считается основателем утопического социализма. Ему хорошо были знакомы проблемы реального государства, так как он профессионально занимался политической деятельностью: с 1504 г. являлся членом парламента, 1523 – 1529 гг. – председателем палаты общин, 1529 г. – лордом-канцлером Великобритании (высший пост в государстве после короля). В 1535 г. Т. Мор был казнен как сторонник католицизма за отказ дать присягу королю как главе независимой от Папы Римского англиканской Церкви. Свои идеи по поводу устройства общества и государства будущего Т. Мор изложил в произведении «Утопия». Утопия (греч. – место, которого нигде нет) – выдуманный остров, на котором находится идеальное государство. Согласно Т. Мору в Утопии: · не существует частной собственности; · все граждане участвуют в производительном труде; · труд осуществляется на основе всеобщей трудовой повинности; · все произведенные продукты (результаты труда) поступают в собственность общества (общественные склады) и затем равномерно распределяются между всеми жителями Утопии: · в связи с тем, что трудом заняты все, для обеспечения Утопии достаточно короткого рабочего дня – шесть часов; · от трудовой деятельности освобождаются люди, проявившие особые способности к наукам; · самые грязные работы выполняют рабы – военнопленные и осужденные преступники; · первичной ячейкой общества является не кровнородственная семья, а «трудовая семья» (фактически – трудовой коллектив); · все должностные лица избираются – прямо или косвенно; · мужчины и женщины имеют равные права (как и равные обязанности); · жители верят в Бога, существует полная веротерпимость. Другой проект идеального общества был дан Томмазо Кампанеллой (1568 – 1639) в произведении «Город Солнца». Действие происходит в фантастическом Городе Солнца, где его жители – солярии – построили идеальное общество, основанное на социальной справедливости, и наслаждаются жизнью и трудом. По Кампанелле, в Городе Солнца: · отсутствует частная собственность; · все граждане участвуют в производительном труде; · результаты труда поступают в собственность всего общества, а затем равномерно распределяются между его членами; · труд совмещается с одновременным обучением; · жизнь соляриев регламентирована до мельчайших подробностей, от подъема до отхода ко сну; · солярии все делают вместе: ходят с работы и на работу, трудятся, едят, отдыхают, поют песни; · большое внимание уделяется воспитанию – с рождения ребенок забирается от родителей и воспитывается в специальных школах, где обучается наукам и приучается к коллективной жизни, другим правилам поведения Города Солнца; · во главе Города Солнца стоит пожизненный правитель (избираемый соляриями) – Метафизик, владеющий всеми знаниями своей эпохи и всеми профессиями. Идеи социалистов-утопистов, выдвинутые в эпоху Возрождения, были ответом на имевшую место социальную несправедливость и имели много сторонников среди желающих изменить мир как в эпоху Возрождения, так и в будущем.
Дата добавления: 2014-03-13; просмотров: 550; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |