Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
ТЕМА 6. ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XVII – XVIII ВЕКОВРАЗДЕЛ 2 Выводы
Важнейшей отличительной чертой мировоззрения эпохи Возрождения оказывается его ориентация на искусство: если Средневековье можно назвать эпохой религиозной, то Возрождение – эпохой художественно-эстетической по преимуществу. И если в центре внимания античности была природно-космическая жизнь, в Средние века – Бог и связанная с ним идея спасения, то в эпоху Возрождения в центре внимания оказывается человек. Поэтому философское мышление этого периода можно охарактеризовать как антропоцентрическое. Четыре группы проблем находились в центре внимания философской мысли в эту эпоху: · вопросы, связанные с устройством природы, ее структурой, с закономерностями ее развития, о космосе (натурфилософия); · тема человека и его строения, его общих качеств и места в мире; · критика католической церкви и призыв к ее переустройству (реформации); · проблемы идеального государственного устройства общества. Человек рассматривался мыслителями эпохи Возрождения как высшая ценность, а его благо, счастье и достаток представлялись как высшая цель и задача государства. Ценность человека определяется тем, что он создан по образу и подобию божию, а значит, обладает такими же универсальными свойствами, как Бог-творец. Эта мысль основательно обосновывается в трактате «О достоинстве человека» Пико делла Мирандола, которому принадлежит широко известное изречение: «Человек – кузнец своего счастья». Большое внимание деятели эпохи Возрождения уделяли художественному творчеству человека, месту и роли искусства в жизни людей. Они не только практически создавали шедевры искусства, обладающие непреходящей ценностью, но и философски осмысливали эту сферу творческой деятельности. Так как для формирования совершенного человека необходимо и идеальное устройство государственной власти, общественной жизни людей, поэтому в работах представителей эпохи Возрождения значительное место занимали проблемы государства, власти, управления. Здесь прежде всего надо назвать такие произведения, как «Государь» Макиавелли, «Утопия» Т. Мора и «Город Солнца» Т. Кампанеллы. Несмотря на все положительные и жизнеутверждающие тенденции, мировоззренческая позиция эпохи Возрождения является противоречивой и двойственной. Неудивительно, что этот исторический период продолжался сравнительно недолго. Попытка соединить христианство и античность в единое мировоззрение чем-то напоминают стремление впрячь в одну колесницу «коня и трепетную лань». Поэтому можно констатировать, что философия эпохи Возрождения имеет переходный, несамостоятельный характер. Она как бы подготавливает приход грядущей исторической эпохи, которая получила название Нового времени.
Вопросы для самоконтроля
1. Почему эпоха Возрождения получила такое название? 2. Почему доминирующим аспектом возрожденческой философии является эстетическое? 3. Действительно ли главным принципом возрожденческой философии является антропоцентризм? Аргументируйте свой ответ. 4. Каковы философские истоки ренессансного гуманизма? 5. Перечислите и охарактеризуйте основные направления ренессансной философии. 6. Кузанский объединял религиозные и математические прозрения. Состоятельно ли такое объединение? 7. Каковы сильные стороны философии Дж. Бруно? 8. В чем заключается сущность учения Н. Макиавелли о государстве? 9. Какие теории утопического социализма Вам известны? В чем их неосуществимость?
Вопрос 1. Общая характеристика философии Нового времени. Вопрос 2. Английский эмпиризм XVII – XVIII веков. Вопрос 3. Рационалистические системы и учения о субстанции Р. Декарта, Б. Спинозы и Г. Лейбница. Вопрос 4. Философия эпохи Просвещения.
Дата добавления: 2014-03-13; просмотров: 608; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |