Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Тема 8.Межличностные отношения в быту и организованном коллективе

Читайте также:
  1. I ОСОБЕННОСТИ ВЫБОРА И АНАЛИЗА ПОСТАНОВОЧНОГО МАТЕРИАЛА В КОЛЛЕКТИВЕ.
  2. IV. Проблема причинности, соотношения свободы и необходимости.
  3. PR и отношения с государством.
  4. Административно-правового отношения
  5. Административно-правовые отношения
  6. Анализ ФСП на основе анализа соотношения собственного и заемного капитала.
  7. Брачно-семейные отношения. Условия и порядок заключения брака. Медицинское обследование лиц, вступающих в брак
  8. Бюджетные отношения строго регламентируются бюджетным и налоговым законодательством.
  9. Валюта, валютные отношения
  10. Ваши права в отношениях со средствами массовой информации

1. Общение - основа межличностных отношений

2. Общение как обмен информацией

3. Общение как взаимодействие

4. Общение как восприятие людьми друг друга

5. Интимные межличностные отношения

6. Социально-ролевое общение

7. Социально-психологический климат коллектива

1. Общение - основа межличностных отношений

Что заставляет людей тянуться друг к другу, почему человек так настойчиво, неутомимо ищет общества себе подобных, почему у него так остро, так властно рвется из души желание рассказывать другим о себе, о своих мыслях, своих стремлениях, о своем переживании как необычных впечатлений, так и самых обыденных, заурядных, но почему-то ему интересных? Почему у нас так заметно выражена тенденция заглянуть в душевный мир окружающих, разгадать тайну собственного "я"? Почему нам так нужны друзья, товарищи, собеседники, вообще все те, с кем мы могли вступить в контакт? Или иначе: почему нам так нужно общение с другими людьми? Что это - привычка, усвоенная нами в обычных для нас условиях общественного бытия, выросшая из подражания в процессе нашего развития, или же это что-то большее, неотделимое от нас, столь же прочно связанное с нами, как, например, потребность дышать, питаться, спать?

Что такое общение? Общение есть потребность человека как социального, разумного существа, как носителя сознания. Рассматривая образ жизни различных высших животных и человека, мы замечаем, что в нем выделяются две стороны: контакты с природой и контакты с живыми существами. Первый тип контактов назвали деятельностью и его можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создает то, что без его активности не существовало в природе. Второй тип контактов характеризуется тем, что взаимодействующими друг с другом сторонами являются живые существа (организм с организмом), обменивающиеся информацией. Этот тип внутривидовых и межвидовых контактов называют общением. Общение свойственно всем живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становится осознанным и опосредованным речью.

В общении выделяются следующие аспекты: содержание, цель и средства.

Содержание общения

- информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому. Содержанием общения могут быть сведения о внутреннем мотивационном или эмоциональном состоянии живого существа. Один человек может передавать другому информацию о наличных потребностях, рассчитывая на потенциальное участие в их удовлетворении. Через общение от одного живого существа к другому могут передаваться данные об их эмоциональных состояниях (удовлетворенность, радость, гнев, печаль, страдание и т.д.), ориентированные на то, чтобы определенным образом настроить живое существо на контакты. Такая же информация передается от человека к человеку и служит средством межличностной настройки. По отношению к разгневанному или страдающему человеку мы, например, ведем себя иначе, чем по отношению к тому, кто настроен благожелательно и испытывает радость. Содержанием общения может стать информация о состоянии внешней среды, передаваемая от одного существа к другому, например, сигналы об опасности или о присутствии где-то поблизости положительных, биологически значимых факторов, скажем, пищи. У человека содержание общения значительно шире, чем у животных. Люди обмениваются друг с другом информацией, представляющей знания о мире, приобретенный опыт, способности, умения и навыки. Человеческое общение многопредметно, оно самое разнообразное по своему внутреннему содержанию.

Цель общения

- это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. У животных целью общения может быть побуждение другого живого существа к определенным действиям, предупреждение о том, что необходимо воздержаться от какого-либо действия. Мать, например, голосом или движением предупреждает детеныша об опасности; одни животные в стаде могут предупреждать других о том, что ими восприняты жизненно важные сигналы.

У человека количество целей общения увеличивается. В них, помимо перечисленных выше, включаются передача и получение знаний о мире, обучение и воспитание, согласование разумных действий людей в их совместной деятельности, установление и прояснение личных и деловых взаимоотношений, многое другое. Если у животных цели общения обычно не выходят за рамки удовлетворения актуальных для них биологических потребностей, то у человека они представляют собой средство удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста, нравственного развития и ряда других.

Полезно иметь в виду восемь функций (целей) общения:

1) контактная, цель которой - установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщения и поддержания взаимосвязи в форме постоянной взаимоориентированности;

2) информационный обмен сообщениями, т.е. прием-передача каких-либо сведений в ответ на запрос, а также обмен мнениями, замыслами, решениями и т. д;

3) побудительная стимуляцияактивности партнера по общению, направляющая его на выполнение тех или иных действий;

4) координационная- взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности;

5) понимание- не только адекватное восприятие смысла сообщения, но понимание партнерами друг друга (их намерений, установок, переживаний, состояний и т.д.);

6) эмотивное возбуждениев партнере нужных эмоциональных переживаний ("обмен эмоциями"), а также изменение с его помощью собственных переживаний и состояний;

7) установление отношений- осознание и форсирование своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей сообщества, в котором предстоит действовать индивиду;

8) оказание влияния- изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера, в том числе его намерений, установок, мнений, решений, представлений, потребностей, действий, активности и т.д.

Охарактеризуем структуру общения путем выделения в нем трех сторон. Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающими индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторонаобщения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. Конечно, каждая из этих сторон не существует изолированно от двух других, и выделение их осуществлено лишь в целях анализа. Все обозначенные здесь стороны общения выделяются в малых группах-коллективах, т.е. в условиях непосредственного контакта между людьми.

Контрольные вопросы

1. Воспроизведи определение общения, охарактеризуй его содержание.

2. Назови виды человеческого общения.

3. Какова роль общения в психическом развитии человека?

4. Какова роль различных видов общения в интеллектуальном развитии человека?

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1994.

2. Андреева Г.М. Место межличностного восприятия в системе апперцептивных процессов и особенности его содержания. - М., 1981. - С. 10 - 15.

3. Андреева Г.М., Яноушек Я. Взаимосвязь общения и деятельности. - М., 1988. - С. 32.

4. Алякринский Б.С. Общение и его проблемы. - М., 1991. - С. 3, 4.

5. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М., 1982. - С. 10.

6. Добрович А.Б. Общение: наука и искусство. - М., 1980. - С. 164 - 204.

7. Леонтьев А.А. Психология общения. - Тарту, 1973. - С. 7.

8. Ломов В.В. Общение как проблема общей психологии // Методологические проблемы социальной психологии. - М., 1975. - С. 18 - 20.

9. Немов Р.С. Психология. - М., 1994. - С. 431 - 433.

 

2. Общение как обмен информацией. Коммуникативная сторона общения

Когда говорят о коммуникации в узком смысле слова, то прежде всего имеют в виду тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и пр. Все это можно рассматривать как информацию, и тогда сам процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информацией.

Однако в коммуникативном процессе происходит не просто движение информации, но, как минимум, активный обмен ею. Главная "прибавка" в специфически человеческом обмене информацией для каждого участника общения. Характер обмена информацией между людьми, в отличие от кибернетических устройств, определяется тем, что посредством системы знаков партнеры могут повлиять друг на друга. Иными словами, обмен такой информацией обязательно предполагает воздействие на поведение партнера, т.е. знак меняет состояние участников коммуникативного процесса. В этом смысле знак в общении подобен орудию в труде. Коммуникативное влияние, которое здесь возникает, есть не что иное, как психологическое воздействие одного коммуниканта на другого с целью изменения его поведения. Например, авторитарный тон общения, даже если говорящий и имеет право распоряжаться, вызывает либо протест, либо пассивность (которая тоже протест, не правда ли?). Эффективность коммуникации измеряется именно тем, насколько удалось это воздействие. Это означает (в определенном смысле) изменение самого типа отношений, который сложился между участниками коммуникации. Ничего похожего не происходит в "чисто" информационных процессах.

Далее, коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь тогда, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор), и человек, принимающий ее (реципиент), обладают единой или сходной системой кодификации и декодификации. На обыденном языке это правило выражается в словах: "все должны говорить на одном языке". Это особенно важно потому, что коммуникатор и реципиент в коммуникативном процессе постоянно меняются местами. Всякий обмен информацией между ними возможен лишь при условии интерсубъективности знака, т.е. при условии, что знаки и, главное, закрепленные за ними значения, известны всем участникам коммуникативного процесса. Только принятие единой системы значений обеспечивает возможность партнеров понимать друг друга.

Понимание всех тех сообщений, которые посылают нам наши партнеры, далеко не простое дело. В обиходной жизни мы не так часто произносим: "Не понимаю". А между тем стоит всегда держать при себе вопрос: "Каков буквальный смысл сказанного или происходящего? Каковы намерения партнеров?". Не следует забывать о глубоком замечании Гете: "Каждый слышит то, что понимает". А вдруг и на самом деле наиболее существенное мы просто не допустим до понимания или вытесним как неприятное и неприемлемое?

Для описания этих ситуаций социальная психология заимствует из лингвистики термин "тезаурус", обозначающий общую систему значений, принимаемых всеми членами группы. Но все дело в том, что даже зная значения одних и тех же слов, люди могут понимать их неодинаково. Еще Л.С. Выготский отмечал, что мысль никогда не равна прямому значению слов. Поэтому у общающихся должны быть идентичны, в случае звуковой речи, не только лексическая и синтаксическая системы, но и одинаковое понимание ситуации общения. А это возможно лишь в случае включения коммуникации в некоторую общую систему деятельности.

Наконец, в условиях человеческой коммуникации могут возникнуть совершенно специфические коммуникативные барьеры. Эти барьеры не связаны с уязвимыми местами в каком-либо канале коммуникации или с погрешностями кодирования и декодирования. Они носят социальный или психологический характер. С одной стороны, такие барьеры могут возникать из-за того, что отсутствует понимание ситуации общения, вызванное не просто различным "языком", на котором говорят участники коммуникативного процесса, но и различиями более глубокого плана, существующими между партнерами. Это могут быть социальные, политические, религиозные, профессиональные различия, которые не только порождают различную интерпретацию (истолкование) тех же самых понятий, употребляемых в процессе коммуникации, но вообще различное мироощущение, мировоззрение, миропонимание.

Удивительно проникновенно "схвачена" эта особенность межличностной коммуникации поэтом Ф.И. Тютчевым:

Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, как ты живешь?
Мысль изреченная есть ложь.
Взрывая, возмутишь ключи,
Питайся ими
- и молчи.

Такого рода барьеры порождены психологическими причинами, принадлежностью партнеров по коммуникации к различным социальным группам, и при их появлении особенно отчетливо выступает включенность коммуникации в более широкую систему личностных и общественных отношений. Коммуникация в этом случае демонстрирует эту свою характеристику, что она есть лишь сторона общения. Естественно, что провоенные противники ведут переговоры. Но вся ситуация коммуникативного акта значительно усложняется благодаря их наличию.

Типы информации и средства коммуникации. Сама по себе информация, исходящая от коммуникатора, может быть двух типов: побудительная и констатирующая.

Побудительная информациявыражается в приказе, совете, просьбе. Она рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-то действие. Констатирующая информациявыступает в форме сообщения, она имеет место в различных образовательных системах и не предполагает непосредственного изменения поведения, хотя в конечном счете и в этом случае общее правило человеческой коммуникации действует.

Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее знаковых систем. Существует несколько знаковых систем, которые используются в коммуникативном процессе. В зависимости от вида знаковой системы различают вербальную коммуникацию (в качестве знаковой системы используется речь) и невербальную коммуникацию (используются различные неречевые знаковые системы).

В основе речи лежит умение пользоваться определенным видом знаков, а именно - знаками-символами. Знакомназывают такое явление (материальное образование), которое введено кем-либо с той целью, чтобы через его посредничество направить мысль кого-либо в определенном направлении (к тому, к чему знак относится). То, к чему знак относится, то, что он представляет в мышлении, называют значением (знака). Значением слова "Луна" является естественный спутник Земли, слово "радость" - сильное и приятное чувство, сопровождающее успешное завершение какого-либо дела, встречу с любимым человеком и т.п.

В невербальной коммуникациився совокупность средств призвана выполнять следующие функции: дополнение речи, репрезентация (передача) эмоциональных состояний партнеров по коммуникативному процессу. Первым среди названных средств нужно назвать оптико-кинетическую систему знаков, что включает в себя жесты, мимику, пантомимику.

Паралингвистическая и экстралингвистическая системы знаковтакже представляют собой "добавки" к вербальной коммуникации. Паралингвистическая система - это система вокализации (качество голоса, его диапазон, тональность). Экстралингвистическая система с включением в речь пауз, других вкраплений (например, покашливания, плача, смеха). Все эти дополнения увеличивают семантически значимую информацию, но не посредством дополнительных речевых включений, а "околоречевыми" приемами.

Пространство и время организации коммуникативного процесса выступают также знаковой системой, несут смысловую нагрузку как компоненты коммуникативных ситуаций. Так, размещение партнеров лицом друг к другу способствует возникновению контакта, символизирует внимание к говорящему, в то время как окрик в спину может иметь определенное значение отрицательного порядка. Экспериментально доказано преимущество некоторых пространственных форм организации общения (как для двух партнеров по коммуникативному процессу, так и в массовых аудиториях).

Точно так же некоторые нормативы, разработанные в различных субкультурах относительно временных характеристик общения, выступают как своего рода дополнения к семантически значимой информации. Приход своевременно к началу дипломатических переговоров символизирует вежливость по отношению к собеседнику. Напротив, опоздание истолковывается как проявление неуважения. В некоторых специальных сферах (прежде всего в дипломатии) разработаны в деталях различные возможные "допуски" опозданий с соответствующими их значениями.

Специальная наука, занимающаяся нормами пространственной и временной организации общения - нроксемика, располагает в настоящее время большим экспериментальным материалом. Основатель проксемики Э. Холл, который называет проксемику "пространственной психологией", исследовал формы пространственной организации общения у животных. В случае человеческой коммуникации предложена особая методика оценки интимности общения на основе изучения организации его пространства. Холл зафиксировал, к примеру, нормы приближения человека к партнеру по общению, свойственные американской культуре: интимное расстояние (0 - 45 см); персональное расстояние (45 - 120 см); социальное расстояние (120 - 400 см); публичное расстояние (400 - 750 см). Каждое из них свойственно особым ситуациям общения. Эти исследования имеют большое прикладное значение, прежде всего при анализе успешности деятельности различных дискуссионных групп.

Контрольные вопросы

1. В чем специфика обмена информацией в коммуникативном процессе?

2. Какие ты знаешь средства коммуникации?

3. Заполни пробелы: "дистанция, позволяющая людям находиться друг от друга на расстоянии вытянутой руки, называется..."; "дистанция, которая устанавливается между людьми на собраниях и в аудиториях, называется...".

4. Верно ли утверждение, что коммуникация основывается на всем поведении человека в целом?

5. Какие существуют типы информации?

6. Заполни пробелы: "невербальный язык включает... (выражение лица, взгляд, телодвижение, прикосновение, голос).

7. Выбери правильный ответ:

- коммуникатору легче воздействовать на наши установки, если он:

а) внушает доверие;

б) любезен;

в) похож на нас самих;

г) все ответы не верны.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреева Г.М. Принцип деятельности и исследования общения // Общение и деятельность. - Прага, 1981. - С. 72 - 83.

2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. - Л., 1992. - С. 93 - 102.

3. Кричанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. - М., 1990. - С. 10 - 12.

4. Лабунская В.А. Невербальное поведение. - Ростов-на-Дону, 1986. - С. 5 - 111.

3.Общение как взаимодействие. Интерактивная сторона общения

"Интерактивная сторона общения" - это термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны со взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Коммуникативный процесс рождается на основе некоторой совместной деятельности, и обмен знаниями и идеями по поводу этой деятельности неизбежно предполагает, что достигнутое взаимопонимание реализуется в новых совместных попытках развить далее деятельность, организовать ее. Для ее участников чрезвычайно важно не только обменяться информацией, но и организовать "обмен действиями", спланировать их. Коммуникация организуется в ходе совместной деятельности, "по поводу" ее.

Типы взаимодействий.Наиболее распространенным является деление всех взаимодействий на два противоположных вида: кооперация и конкуренция. Кроме кооперации и конкуренции говорят также о согласии к конфликте, приспособлении и оппозиции, ассоциации и диссоциации и т.д. За всеми этими понятиями ясно виден принцип выделения различных видов взаимодействия. В первом случае анализируются такие его проявления, которые способствуют организации совместной деятельности, являются "позитивными" с этой точки зрения. Во вторую группу попадают взаимодействия, так или иначе "расшатывающие" совместную деятельность, представляющие собой определенного рода препятствия для нее.

Кооперация, или кооперативное взаимодействие: обозначает координацию единичных сил участников (упорядочивание, комбинирование, суммирование этих сил). Кооперация - необходимый элемент совместной деятельности, порожденный ее особой природой. Важным показателем "тесноты" кооперативного взаимодействия является включенность в него всех участников процесса.

Что касается другого типа взаимодействия - конкуренции, то здесь чаще всего анализ сконцентрирован в наиболее яркой ее форме, а именно на конфликте, столкновении целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов (субъектов взаимодействия). В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов.

Конфликты обычно возникают непредвиденно, стихийно, ситуативно. Чаще всего "пищу" им дают отрицательные оценки, носящие критический характер. Поэтому такие оценки лучше не делать, а если и делать, то очень осторожно. Американский психолог Дейл Карнеги считает, что критика является той "опасной искрой, которая может вызвать взрыв в пороховом погребе гордости". Далее он советует: "Вместо того, чтобы осуждать людей, давайте попытаемся понять их. Попытаемся представить себе, почему они поступают так, а не иначе".

В условиях конфликтной ситуации, связанной с критикой действий собеседника, главное - не потерять внутреннего самообладания, сразу же прекратить критику, постараться объективно разобраться в причинах, вызывавших недовольство и любым способом смягчить напряженную ситуацию. Хорошим средством предупреждения конфликтов служит умение слушать собеседника. От того, насколько собеседнику представлена возможность высказаться, во многом зависит его расположение и доверительность. Между тем, по данным психологических исследований лишь 10% людей умеют выслушать другого в случае возникших разногласий.

При анализе различных типов взаимодействия принципиально важна проблема содержания деятельности, в рамках которой даны те или иные виды взаимодействия, поскольку оно может быть весьма различным. Кооперативную форму взаимодействия можно констатировать не только в условиях производства, но и при осуществлении каких-либо асоциальных, противоправных поступков - совместного ограбления, кражи и т.д. Поэтому кооперация в социально-негативной деятельности - не та форма, которую необходимо стимулировать: напротив, деятельность, конфликтная в условиях асоциальной деятельности, может оцениваться позитивно.

Контрольные вопросы

1. Какое место занимают взаимоотношения в структуре общения?

2. Каковы типы взаимодействий? Охарактеризуйте их.

3. Приведенные ниже пословицы и афоризмы можно рассматривать как краткие описания различных стратегий, используемых людьми для разрешения конфликтов.

Внимательно прочитайте утверждение и по пятибалльной шкале определите, в какой степени каждое из них типично для вашего поведения в условиях конфликта: 5 - весьма типично, 4 - часто, 3 - иногда, 2 - редко, 1 - совсем нетипично. Внесите свои оценки в таблицу и подсчитайте общую сумму баллов.

I II III IV V
Итого: Итого: Итого: Итого: Итого:

1. Худой мир лучше доброй ссоры.

2. Если не можете другого заставить думать так, как вы хотите, заставьте его делать так, как вы думаете.

3. Мягко стелет, да жестко спать.

4. Рука руку моет (Почеши мне спинку, а я тебе почешу).

5. Ум хорошо, а два лучше.

6. Из двух спорщиков умнее тот, кто первый замолчит.

7. Кто сильнее, тот и прав.

8. Не подмажешь - не поедешь.

9. С паршивой овцы - хоть шерсти клок.

10. Правда то, что мудрый знает, а не то, о чем все болтают.

11. Кто ударит и убежит, то сможет драться и на следующий день.

12. Слово "победа" четко написано только на спинах врагов.

13. Убивай врагов своей добротой.

14. Честная сделка не вызывает ссоры.

15. Ни у кого нет полного ответа, но у каждого есть, что добавить.

16. Держись подальше от людей, которые не согласны с тобой.

17. Сраженье выигрывает тот, кто верит в победу.

18. Доброе слово не требует затрат, а ценится дорого.

19. Ты - мне, я - тебе.

20. Только тот, кто откажется от своей монополии на истину, сможет извлечь пользу из истин, которыми обладают другие.

21. Кто спорит - ни гроша не стоит.

22. Кто не отступает, тот обращает в бегство.

23. Ласковое дитятко двух маток сосет, а упрямое - ни одной.

24. Кто дарит - друзей наживает.

25. Выноси заботы на свет и держи с другими совет.

26. Лучший способ решать конфликты - избегать их.

27. Семь раз отмерь - один раз отрежь.

28. Кротость торжествует над гневом.

29. Лучше синица в руках, чем журавль в облаках.

30. Чистосердечие, честность и доверие сдвигают горы.

31. На свете нет ничего, что заслуживало бы спора.

32. В этом мире есть только две породы людей: победители и побежденные.

33. Если в тебя швырнули камень, бросай в ответ кусок ваты.

34. Взаимные уступки прекрасно решают дела.

35. Копай и копай без устали - и докопаешься до истины.

Оценки результатов:

У каждого человека есть две жизненные заботы - достижение личных целей (которые могут субъективно переживаться как очень важные либо маловажные) - сохранение хороших взаимоотношений с людьми (что также может переживаться как важное или маловажное условие). Соотношение этих двух главных забот и составляет основу типологии поведенческих стратегий.

ТИП I. "Черепаха" - стратегия ухода под панцирь, т.е. отказа как от достижений личных целей, так и участия во взаимоотношениях с окружающими.

ТИП II. "Акула" - силовая стратегия: цели очень важны, взаимоотношения - нет. Им не важно, любят ли их, считают, что конфликты решаются выигрышем одной из сторон и проигрышем второй.

ТИП III. "Медвежонок" - стратегия сдерживания острых углов. Взаимоотношения важны, цели нет. Хотят, чтобы их принимали и любили, ради чего жертвуют целями.

ТИП IV. "Лиса" - стратегия компромисса. Умеренно - и цели, и взаимоотношения. Готовы отказаться от некоторых целей, чтобы сохранить взаимоотношения.

ТИП V. "Сова" - стратегия открытой и честной конфронтации. Ценят и цели, и взаимоотношения. Открыто определяют позиции и ищут выхода в совместной работе по достижению целей, стремятся найти решения, удовлетворяющие всех участников. Наибольшее количество баллов указывает на приверженность к той или иной стратегии. Если в каких-либо колонках одинаковое количество баллов, то используются две стратегии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1994. - С. 86 - 93.

2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. - Л., 1980. - С. 37 - 42, 111 - 119.

3. Бородкин Ф.М. Коряк Н.М. Внимание, конфликт! - Новосибирск, 1983. - С. 10 - 31.

4. Кричанская Ю.С., Третьяков Г.П. Грамматика общения. - Л., 1987. - С. 50 - 55.

5. Обозов Н.Н. Межличностные отношения. - Л., 1979. - С. 37.

 

4. Общение как восприятие людьми друг друга. Понятие перцепции

Процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и составляет то, что называют перцепцией. Поскольку человек вступает в общение всегда как личность, постольку он воспринимается и другим человеком-партнером по общению также как личность. На основе внешней стороны поведения мы, по словам С.Л. Рубинштейна, как бы "читаем" другого человека, расшифровываем значение его внешних данных. Впечатления, которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль в процессе общения. Во-первых, потому, что, познавая другого, формируется сам познающий индивид. Во-вторых, потому, что от меры точности "прочтения" другого человека зависит успех организации с ним согласованных действий.

Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самосознания: чем более полно раскрывается другой человек (в большем количестве и более глубоких характеристик), тем более полно становится и представление о самом себе. В ходе познания другого человека одновременно осуществляется несколько процессов: и эмоциональная оценка этого другого, и попытка понять строй его поступков, и построение стратегии своего поведения.

Однако в эти процессы включены как минимум два человека, и каждый из них является активным субъектом. Следовательно, сопоставление себя с другим осуществляется как бы с двух сторон: каждый из партнеров уподобляет себя другому. Значит, при построении стратегии взаимодействия каждому приходится принимать в расчет не только потребности, мотивы, установки другого, но и то, как этот другой понимает мои потребности, мотивы, установки. Все это приводит к тому, что анализ осознания себя через другого включает две стороны: идентификацию и рефлексию. Каждое из этих понятий требует специального обсуждения.

Идентификация

Одним из самых простых способов понимания другого человека является уподобление (идентификация) себя ему. Это, разумеется, не единственный способ, но в реальных ситуациях взаимодействия люди пользуются таким примером, когда предположение о внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место.

Установлена тесная связь между идентификацией и другим, близким по содержанию явлением - эмпатией. Эмпатия также определяется как особый способ восприятия другого человека. Только здесь имеется в виду не рациональное осмысление проблем другого человека, как это имеет место при взаимопонимании, а стремление эмоционально откликнуться на его проблемы. Эмпатия должна быть противопоставлена

пониманию в строгом смысле этого слова: эмпатия есть аффективное "понимание". Эмоциональная ее природа проявляется как раз в том, что ситуация другого человека, партнера по общению, не столько "продумывается", сколько " прочу вствуется".

Механизм эмпатии в определенных чертах сходен с механизмом идентификации: и там, и здесь присутствует умение поставить себя на место другого, взглянуть на вещи с его точки зрения. Однако взглянуть на вещи с чьей-то точки зрения не обязательно означает отождествить себя с этим человеком. Если я отождествляю себя с кем-то, то это значит, что я строю свое поведение так, как строит его этот "другой". Если же я проявляю к нему эмпатию, я просто принимаю во внимание линию его поведения (отношусь к ней сочувственно), но свою собственную могу строить по-иному. И в том, и в другом случаях на лицо будет "принятие в расчет" поведения другого человека, но результат наших совместных действий будет различным: одно дело - понять партнера по общению, встав на его позицию, другое дело - принять в расчет его точку зрения, но действовать по-своему.

Рефлексия

С точки зрения характеристики общения оба рассмотренных варианта требуют решения еще одного вопроса: как будет тот, "другой", т.е. партнер по общению, понимать меня. От этого будет зависеть наше взаимодействие. Иными словами, процесс понимания друг друга "осложняется" явлением рефлексии. Под рефлексией здесь понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание или понимание другого, но знание того, как другой понимает меня, своеобразный удвоенный процесс зеркальных отражений друг друга, глубокое, последовательное взаимоотражение, содержанием которого является воспроизведение внутреннего мира партнера, причем в этом внутреннем мире в свою очередь отражается мой внутренний мир.

Есть некоторые факторы, которые мешают правильно воспринимать и оценивать людей. Основные из них таковы:

  1. Неумение различать ситуации общения по таким признакам, как:

а) цели и задачи общения людей в данной ситуации;

б) их намерения и мотивы;

в) формы поведения, подходящие для достижения поставленных целей;

г) состояние дел и самочувствие людей в момент наблюдения за ними.

2. Наличие заранее заданных установок, оценок убеждений, которые имеются у наблюдателя задолго до того, как реально начался процесс восприятия и оценивания другого человека. Такие установки обычно проявляются в суждениях типа "Что тут смотреть и оценивать? Я и так знаю...".

3. Наличие уже сформированных стереотипов, в соответствии с которыми наблюдаемые люди заранее относятся к определенной категории и формируется установка, направляющая внимание на поиск связанных с ней черт. Например: "Все мальчишки грубы", "Все девчонки неискренни".

4.Стремление сделать преждевременные заключения о личности оцениваемого человека до того, как о нем получена исчерпывающая и достоверная информация. Некоторые люди, например, имеют "готовое" суждение о человеке сразу же после того, как в первый раз повстречали или увидели его.

5.Отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей, стремление полагаться только на собственное впечатление о человеке, отстаивать его.

6.Отсутствие изменений в восприятии и оценках людей, происходящих со временем по естественным причинам. Имеется в виду тот случай, когда однажды высказанные суждения и мнение о человеке не меняются, несмотря на то, что накапливается новая информация о нем.

Каузальная атрибуция

1.Важное значение для более глубокого понимания того, как люди воспринимают и оценивают друг друга, имеет явление каузальной атрибуции. Оно представляет собой объяснение с субъектом межличностного восприятия причин и методов поведения других людей. Процессы каузальной атрибуции подчиняются следующим закономерностям, которые оказывают влияние на понимание людьми друг друга:

2.Те события, которые часто повторяются и сопровождают наблюдаемое явление, предшествуя ему, обычно рассматриваются как его возможные причины.

3.Если тот поступок, который мы хотим объяснить, необычен и ему предшествовало какое-нибудь уникальное событие, то мы склонны именно его считать основной причиной совершенного поступка.

4.Неверное объяснение поступков людей имеет место тогда, когда есть много различных, равновероятностных возможностей для их интерпретации и человек, предлагающий свое объяснение, волен выбирать устраивающий его вариант.

На первых порах исследований каузальной атрибуции речь шла лишь об истолковании (приписываний) причин поведения другого человека. Позже стали изучаться способы объяснения более широкого класса характеристик: намерений, чувств, качеств личности. Сам феномен приписывания возникает тогда, когда человек оказывается в условиях дефицита информации о другом человеке: заменить ее и приходится процессом приписывания. Этот процесс зависит от двух показателей: от степени типичности поступка и от степени социальной "желательности" или "нежелательности". В первом случае имеется в виду тот факт, что типичное поведение есть поведение, предписанное ролевыми образцами и поэтому оно

 

легче поддается интерпретации. Напротив, уникальное поведение допускает много различных интерпретаций и, следовательно, дает простор приписыванию его причин и характеристик. Точно также и во втором случае под социально "желательным" понимается поведение, соответствующее социальным и культурным нормам и тем сравнительно легко и однозначно объясняемое. При нарушении таких норм (социально "нежелательное" поведение) диапазон возможных объяснений расширяется.

Контрольные вопросы

1. Что такое перцепция?

2. Как можно объяснить идентификацию, т.е. механизм взаимопонимания?

3. Что определяет эмпатия?

4. Объясни явление каузальной атрибуции, заполни пробелы:

"каузальная атрибуция состоит в том, что поведение других людей объясняют либо свойственными им... либо..., в которых эти люди оказались (поведение, склонности, ситуация)".

5. Заполни пробелы:

"из-за стереотипов мы часто имеем о других людях ..., сравнительно... представление (расхожее, упрощенное)".

6. Установи свой тип общения по тесту.

Этот тест поможет взглянуть на себя "со стороны", узнать достаточно ли вы корректны в отношениях со своими сотрудниками, коллегами, членами семьи.

Для сравнения "портрета", который мы получили, попросите того, чье мнение для вас значимо, ответить вместо вас.

1. Склонны ли вы искать пути к примирению после очередного служебного конфликта?

а. всегда

б. иногда

в. никогда

2. Как вы ведете себя в критической ситуации?

а. внутренне киплю

б. сохраняю полное спокойствие

в. теряю самообладание

3. Каким считают вас коллеги?

а. самоуверенным и завистливым

б. дружелюбным

в. спокойным и завистливым

4. Как вы отреагируете, если вам предложат ответственную должность?

а. приму ее с некоторыми опасениями

б. соглашусь без колебаний

в. откажусь от нее ради собственного спокойствия

5. Как вы прореагируете, если кто-либо из коллег без разрешения возьмет с вашего стола какой-то документ?

а. выдам ему по первое число

6. заставлю вернуть

в. спрошу, нужно ли ему что-нибудь

б. Какими словами вы встретите жену (мужа), если она (он) вернулась (вернулся) с работы позже обычного?

а. что тебя так задержало?

б. где ты торчишь допоздна?

в. я уже начал (а) волноваться!

7. Как вы ведете себя за рулем автомобиля?

а. стараюсь обогнать машину, которая показала мне хвост

б. мне безразлично, сколько автомобилей обошло меня

в. увеличу скорость, чтобы никто не опередил меня

8. Какими вы считаете свои взгляды на жизнь?

а. сбалансированными

б. легкомысленными

в. крайне жесткими

9. Что вы предпринимаете, если не все удается?

а. пытаюсь свалить вину на другого

б. смиряюсь

в. становлюсь осторожнее

10. Как вы отреагируете на мнения, суждения о современной молодежи?

а. "пора бы уже запретить молодежи такие развлечения"

б. "надо дать им возможность организованно и культурно отдыхать"

в. "не следует с ней возиться"

11. Что вы ощущаете, если должность, которую вы хотели занять, досталась другому?

а. "и зачем я только на это нервы тратил (а)?"

б. "видно этот человек начальнику приятнее"

в. "может все это удастся в другой раз"

12. Какие чувства вы испытываете, когда смотрите страшный фильм? а. страх

б.скуку

в. искреннее удовольствие

13. Как вы будете себя вести, если в результате дорожной пробки вы опоздали на важные деловые переговоры?

а. буду нервничать во время переговоров

б. попытаюсь вызвать снисходительность партнеров

в. просто огорчусь

14. Как вы относитесь к своим спортивным успехам?

а. победе - моя цель

б. чувствую себя вновь молодым и это ощущение ценю

в. если проигрываю, очень сержусь

15. Как вы поступаете, если вас плохо обслужили в ресторане?

а. терплю, избегаю скандала

б. вызываю метрдотеля и делаю ему замечание

в. отправлюсь с жалобой к директору ресторана

16. Как вы поступите, если вашего ребенка обидели в школе?

а. поговорю с учителем

б. устрою скандал родителям обидчика

в. посоветую своему ребенку дать сдачи обидчику

17. Какой вы человек?

а. средний

б. самоуверенный

в. пробивной

18. Что вы скажете подчиненному, если столкнулись с ним в дверях?

а. "простите, это моя вина"

б. "ничего, пустяки"

в. "а повнимательнее Вы не могли бы? "

19. Ваша реакция на статью в газете о хулиганстве среди молодежи?

а. "когда же будут, наконец, приняты конкретные меры?"

б. "надо бы ввести суровые наказания!"

в. "нельзя же все валить на молодежь - виноваты и воспитатели"

20. Какое животное вы любите?

а. тигра

б. домашнюю кошку

в. медведя

Ключ к ответам на вопросы

Варианты ответов Оценки ответов на вопросы (в баллах)
а 1 2 3 2 3 2 2 2 3 3 1 3 1 2 1 1 1 1 2 3
б 2 1 2 3 2 3 1 1 2 1 2 2 3 3 3 2 3 3 1 2
в 3 3 1 1 1 1 3 3 1 2 3 1 2 1 2 3 2 2 3 1

Оценки результатов.

35 - 44 балла. Вам сопутствует успех в жизни. В вас достаточно "здорового честолюбия" , вы умеренно агрессивны, к критике относитесь доброжелательно, если она деловая и без претензий.

45 баллов и более. Вы излишне агрессивны и неуравновешенны, нередко бываете чрезмерно жестокими по отношению к другим. Надеетесь дойти до управленческих "верхов", рассчитывая на свои силы. Добиваясь успехов в какой-либо области, можете пожертвовать интересами окружающих. К критике относитесь двойственно: критику "сверху" принимаете, а критику "снизу" воспринимаете болезненно, порой небрежно. Можете преследовать критику "снизу".

34 балла и менее. Вы чрезмерно миролюбивы, что обусловлено недостаточной уверенностью в собственных силах и возможностях. Побольше решительности вам не помешает. К критике "снизу" относитесь доброжелательно, но побаиваетесь критики "сверху".

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреева Г.М. Межличностное восприятие в группе. - М., 1981. - С. 101, 104 - 106, 108, 110, 116.

2. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М., 1982. - С. 5 - 10, 118.

3. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. - М., 1987. - С. 51 - 60.

4. Кон И.С. Открытие "Я". - М., 1978. - С. 110, 111.

5. Петровская Л.А. Компетентность в общении. - М., 1989. - С. 75 - 100.

6. Психология эмоций: Тексты. Эмпатия. - С. 87.

7. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. - М., 1960. - С. 180, 181.

8. Соловьева О.В. Обратная связь в межличностном общении. - М., 1992. - С. 10 - 12.

9. Стефаненко Т.Г. Социальные стереотипы и межличностные отношения // Общение и оптимизация социальной деятельности. - М., 1987. - С. 249, 250.

 

5. Интимные межличностные отношения

Толковый словарь русского языка трактует понятие "интимный" как отношение, которому присущи глубоко личные, сокровенные и задушевные переживания. Поэтому любые человеческие отношения, в том числе и тайные отрицательные, отвечающие этому определению, мы называем интимными, например, вражду и одиночество, поскольку они тоже содержат глубоко личное и сокровенное, такое, что человек не всегда готов раскрыть перед другими людьми. Реальная современная жизнь такова, что в человеческих отношениях не менее часто, чем положительные, проявляются и отрицательные интимные отношения.

Дружба . Определяется как положительные интимные отношения, основанные на взаимной открытости, полном доверии, общности интересов, преданности людей друг другу, их постоянной готовности в любой момент прийти друг другу на помощь. Дружеские отношения бескорыстны, в них человек получает удовольствие от того, что доставляет приятное другому. В отличие от любви, дружба - это, в основном, отношения между людьми одного и того же пола.

Цели, которые преследует дружба, могут быть различными: деловыми или утилитарными; эмоциональными, связанными с удовольствием от общения с другом; рациональными, основанными на взаимном интеллектуальном обогащении друзей; нравственными, ориентированными на взаимное моральное совершенствование. Все эти цели в реальной жизни сложным образом переплетаются, сочетаются и взаимодополняют друг друга, а сама по себе дружба приобретает многоцелевую ориентацию.

Для дружеских отношений характерно глубокое взаимопонимание людей. Психологически это означает возможность общаться друг с другом почти без слов, при помощи жестов, мимики и пантомимики, воспринимать и точно понимать друг друга на основе едва уловимых движений и модуляций голоса, понятных только друзьям и не воспринимаемых окружающими. Давние друзья могут заранее предсказывать реакции и поведение друг друга в различных жизненных ситуациях, вплоть до определения мыслей, которые друг другу придут в голову в том или ином эпизоде. Дружба занимает промежуточное положение между двумя другими видами человеческих отношений: знакомством и любовью. От первого дружба отличается тем, что носит более интимный характер, и она гораздо глубже знакомства или приятельства. От любви дружба отличается, напротив, меньшей интимностью и большей рассудочностью, более строгими, нормативно и ритуально определенными правилами поведения.

Нормы и правила, которыми руководствуются люди в дружеских отношениях - это равноправие, уважение, умение понять, готовность прийти на помощь, доверие и преданность. Нарушение одного из них ведет к разрушению дружбы, в то время как в интимных отношениях типа любви люди могут отчасти прощать друг другу подобные нарушения ради сохранения связывающих их глубоких чувств.

В интимном межличностном общении друзья сохраняют особую деликатность, заботясь о том, чтобы не обидеть, не задеть друг друга неосторожно сказанными словами, преднамеренными действиями. Такое общение можно назвать заботливым, оно ориентировано на эмоциональную поддержку друг друга.

Настоящие друзья поддерживают друг друга не только эмоционально, но и другими доступными для них способами, причем такая поддержка всегда является бескорыстной, идет от души.

Дружба людей противоположного пола со временем может незаметно перерасти в более глубокое интимное чувство - любовь, которая прочно и надолго связывает людей между собой.

Любовь. Если дружба - первый акт душевного сближения людей, то любовь заключительный, составляющий вершину человеческой интимности.

Любовь - это не только чувство, но и способность любить другого человека, а также возможность быть любимым. Она требует усилия и старания, конечную цель приложения которых можно выразить одним словом - самосовершенствование, т.е. поднятие себя до высот достоинства любви, до способности дарить ее другим. Любовь - это также искусство, которому надо учиться и в котором необходимо постоянно совершенствоваться.

Любовь - это такой вид отношений между людьми, который не допускает господства одного человека над другим или беспрекословного подчинения одного другому. В любви обе стороны равны, одна не жертвует собой ради другой, и каждый, ничего не теряя, только приобретает. Люди в этом типе отношений не остаются разделенными так, как это бывает в отношениях вражды и одиночества. Вместе они составляют неразделимое целое, каждая сторона или часть которого служит условием и важнейшей предпосылкой для совершенствования другой.

Отдавая в любви свою жизненную силу и энергию другому существу, человек делит с ним свою радость, увеличивая и собственную, расширяя свое понимание мира, обогащая личный кругозор, свой опыт, знания и переживания, которые вместе составляют его духовное богатство. В любви человек отдает, чтобы получать, и получает, чтобы отдавать. Настоящая любовь вызывает в человеке взрыв ответной энергии, обратно направленные движения душевной щедрости. "Давание пробуждает другого человека тоже стать дающим, и они оба увеличивают радость, которую внесли в свою жизнь. В дарении себя и есть та сила, которая рождает любовь" (Э. Фромм).

Любовь предполагает заботу о другом человеке, заинтересованность в улучшении его жизни и развития. Где нет этого, там не может быть настоящей любви. Любовь - это милосердие и ответственность любящего за любимое существо. Это и уважение к нему, и активное проникновение в него с целью познания, но без нарушения права иметь тайны и оставаться личностью. Страстное признание другого в любви отличается от бездумного созерцания и безразличного мышления, используемого как бездушное средство познания мира. Это познание путем духовного сближения, идентификация с любимым человеком, переживание тождества с ним. Как разновидность интимных отношений любовь противоположна ненависти. Если любовь - это влечение, то ненависть - отвращение.

Человек, глубоко и по-настоящему любящий кого-то, не может любить только его одного. Свои благодатные качества его любовь распространяет на других окружающих людей. Любящий, лично обогащенный этим чувством, избыток его дарит другим людям в виде доброты и сердечности, отзывчивости и человечности.

Виды любви. Существует несколько видов любви: братская, материнская, эротическая любовь, любовь человека к самому себе и любовь к Богу. Братская - это любовь между равными, одинаково распространяемая человеком на всех близких ему людей. Материнская любовь - это любовь сильного к слабому, защищенного к беззащитному, имущего к неимущему. Материнская любовь наиболее бескорыстна и открыта для всех.

Эротическая любовь- это любовь психофизиологического плана к единственному человеку, жаждущая полного слияния с ним и продолжения в потомстве. Последний тип любви, в отличие от двух предыдущих, является исключительным в том смысле, что требует предпочтительности, особого выделения любимого существа среди других ему подобных и особенного, исключительного к нему отношения.

Любовь человека к себедо недавнего времени находилась в полном пренебрежении в нашей литературе из-за господства идеологии, исключительно ориентированной на общественный идеал. Мнение о том, что любить других добродетельно, а любить самого себя грешно, до сих пор довольно широко распространено среди людей в условиях нашей идеологически искаженной культуры. Но поставим вопрос: может ли любить других человек, не способный любить себя?

Ответ на него при трезвом размышлении должен быть отрицательным. Каждый человек такое же существо, как и окружающие его люди, и если он любит других, то почему же он не должен любить себя. Не может быть двух разных типов любви: к людям и к самому себе; любовь как высокое чувство или есть, или ее вовсе нет. Известное библейское выражение "Возлюби ближнего как самого себя" содержит в себе мысль о прямой зависимости между этими двумя сторонами всеобщей любви - к себе и к окружающим людям. "Любовь к другим и любовь к себе будет обнаружена у всех, кто способен любить других" (Э. Фромм). От любви к себе эгоизм отличается тем, что при нем существует исключительная любовь к себе в ущерб такому же отношению к окружающим людям.

Эгоистичный в любви человек желает всего того, что он должен отдавать людям, только для самого себя. Кстати, и любовь к другому может приобретать форму эгоизма. Так, мать, беззаветно и бездумно любящая свое дитя, жертвуя собой в угоду его эгоистическим устремлениям, лишает аналогичного чувства не только себя, но и окружающих людей. Как иначе, кроме эгоистической, можно назвать любовь такой матери к своему ребенку, которая в других людях не видит чьих-то детей?

Форма любви, которая называется любовью к Богу, в самом широком, социально-психологическом смысле слова вбирает в себя все виды любви, поскольку Бог в душе верующего означает Высшую Добродетель и в меру своих жизненных сил и возможностей он старается на деле ее реализовать в своем отношении к людям и к самому себе. Бог выступает как символ и воплощение принципов добра, справедливости, истины и любви, поэтому понятно проявление у человека аналогичных чувств к нему.

Кроме перечисленных, можно выделить и описать разновидности любви, включающие отношение любящих людей к своим близким, прежде всего к матери и отцу. Когда такая любовь приобретает крайние формы, лишающие любви других людей, то она превращается в псевдолюбовь. Один ее вид Э. Фромм назвал невротическим. Вариантом невротической любви, центрированной на родителях, является исключительно матерински и отцовски ориентированная любовь. Матерински ориентированные мужчины, например, в своих любовных отношениях часто остаются детьми и от женщины, так же как и от матери, жаждут материнской любви. Они бывают мягки, добры, нежны и обаятельны, но вместе с тем беспомощны и безвольны. Их отношение к женщине остается поверхностным и безответственным, а цель - скорее быть любимым, но не любить. Если женщина не всегда восхищается таким мужчиной, "если она делает попытки жить своей жизнью, если она хочет быть любимой и окруженной вниманием и... если она не согласна прощать любовные дела с другой женщиной, то мужчина чувствует себя глубоко задетым и разочарованным" (Э. Фромм). Такой мужчина ищет женщину, похожую на мать, и, найдя ее, становится счастливым, так и не выходя из возраста ребенка до конца своих дней. Отцовски ориентированная любовь чаще всего встречается у женщин, которые сами в детстве были очень привязаны к своим отцам. Став взрослыми, они стараются найти такого мужчину, в котором бы воплотились лучшие черты отца, и обычно крепко привязываются к нему. Женщина, отцовски ориентированная, бывает счастлива с мужем, который заботится о ней как о ребенке.

Разновидность псевдолюбви - фанатичная любовь к кумиру. Из любви равноправной она превращается в самоуничтожающую, любовь-поклонение, любовь-обожествление. Человек, любящий так другого, утрачивает себя как личность, теряет, вместо того, чтобы приобретать. Это уже не любовь в описанном выше высоком смысле этого слова, а идолопоклонничество.

К категории псевдоглубоких любовных межличностных чувств может быть отнесена сентиментальная любовь. Здесь на первый план выходит поверхностное, ритуальное ухаживание, театральное поведение с эпизодами мелодрамы. Тех, кто реализует такую любовь, на самом деле не характеризует сколько-нибудь глубокое чувство к любимому человеку.

Они, скорее, заняты самолюбованием, самими собой, чем проявлением чувства любви к другому человеку, на которое они, вероятно, вообще не способны.

Замечено, что два человека влюбляются друг в друга тогда, когда находят друг в друге воплощения идеала. Правда, иногда такое идеальное видение бывает односторонним, и в этом случае появляется так называемая неразделенная любовь. Правда также и то, что идеальные черты далеко не всегда с самого начала видны друг другу, а иногда то, что видится, на самом деле может быть иллюзией. "Привлекательность, - пишет Э. Фромм, - означает красивую упаковку свойств, которые престижны и искомы на личностном рынке".

Идеальное представление о наиболее желаемом объекте любви - явление историческое. Время от времени, в зависимости от состояния и уровня развития общества, оно меняется. Так, в средние века, а отчасти и в более позднее время, вплоть до середины XIX века, таким идеалом в мужском воплощении являлся рыцарь, а в женском - нежное, романтическое и преданное сердце. С конца XIX до середины XX века в мужском идеальном образе ценилось честолюбие, сила, агрессивность, в женском

- свобода поведения, кокетство и сексуальность. С середины текущего столетия идеалом мужчины начал постепенно становиться деловой, энергичный, терпимый, эрудированный, общительный и добрый человек, а идеалом женщины примерно такая же личность, дополнительно обладающая еще одной парой достоинств: скромностью и деловитостью.

Любовь, начинающаяся с сексуального влечения или основанная только ка нем, почти никогда не бывает прочной. Она обычно недолговечна, потому что в ней нет настоящего высокого чувства и всего того, о чем говорилось выше. Сексуальное влечение может стать скрепляющим любовь, но только при ее наличии. "Самозабвенное помешательство друг на друге - не доказательство силы любви, а лишь свидетельство безмерности предшествовавшего ей одиночества" (Э. Фромм). Без любви сексуальный акт создает видимость соединения людей, на самом деле разделенных бездной незнания друг друга. Этот акт, говоря словами Э. Фромма, не в состоянии перекинуть мост над пропастью, психологически разделяющей людей. Такой акт исключительно чувствен, а настоящая любовь сердечна и рассудочна; он отключает разум, а любовь сознательна; он временный, а любовь вечна.

Контрольные вопросы

1. В чем состоит особенность интимных отношений?

2. В чем отличие дружбы от других видов интимных отношений?

3. Объясни возникновение и развитие дружбы.

 

4. Любовь как чувство, искусство, способность и отношение: попробуй разобраться в этом "синтезе".

5. Любовный идеал и его исторический характер: расскажи об этом самому себе.

6. Рискни определиться со своими чувствами, пройдя тест "Насколько Вы его (ее) любите".

1. Верите ли Вы в то, что можно увидеть человека лишь один раз и в то же мгновение влюбиться?

а) Почему бы и нет, собственно, это и есть настоящая любовь;

б) Так не бывает, это не любовь;

в) Иногда подобное случается.

2. Полюбили бы Вы его (ее), если бы Ваши друзья отнеслись к нему (к ней) с презрением?

а) Безусловно;

б) Думаю, что да;

в) Никоим образом.

3. Пошли бы Вы с ним (с ней) еще раз на фильм, который уже видели?

а) Если бы он (она) попросил бы об этом, пошла (пошел) бы;

б) Был (а) бы счастлив (а) сделать это;

в) Вы могли бы встретиться и после кино.

4. Если он или она несимпатичны компании Ваших друзей, то что Вы будете делать?

а) Выясню отношения с друзьями;

б) Усомнюсь в правильности своего выбора;

в) Не могу представить себе такого.

5. Когда Вы рассказываете о нем (о ней), то что упоминаете прежде всего?

а) Фигуру, привлекательное лицо, иногда красивые волосы;

б) Ум, образованность, воспитанность, умение вести себя, бойкую манеру разговора, иногда бескорыстие;

в) Что придется, потому что всех достоинств моего избранника (избранницы) я не в силах перечислить.

6. Знаете ли Вы, чем занят (а) он (она), когда вы не вместе?

а) Пока Вы уверены, что у вас нет соперника (соперницы), Вы не забиваете себе голову подобными пустяками;

б) Да, потому что мы всегда рассказываем друг другу, что случилось у каждого из нас со времени последней встречи;

в) Мы оба свободны, поэтому он (она) может делать все, что вздумается.

7. Можете ли Вы представить, что однажды Вашим отношениям придет конец?

а) Я не смею об этом думать;

б) Рано или поздно это все равно произойдет;

в) Мы настолько привязаны друг к другу, что этого случиться не может.

8. Жизнь, безусловно, прекрасна только вдвоем?

а) Если человек влюблен, иначе он и представить себе не может;

б) Да, в одиночку скучно;

в) Совместная жизнь прекрасна лишь для тех двоих, которые искренне любят друг друга.

9. Если Вы наедине друг с другом, говорите ли Вы о "великих" вопросах жизни?

а) На это почти не хватает времени;

б) А зачем?

в) Да, много.

10. Если у Вас чувство, что он (она) совсем другой человек, чем тогда, когда Вы познакомились?

а) Это именно тот человек, каким Вы его себе представляли;

б) Это оказался другой человек, но таким он (она) Вам нравится еще больше;

в) Конечно, он (она) не столь идеален (идеальна), как это представлялось в первую минуту.

Ключ к тесту (в баллах)

1. а = 10 б=8 в=7
2. а=7 б=3 в=1
3. а=6 б=7 в=3
4. а=10 б=2 в=7
5. а=2 б=7 в=10
6. а=4 б=7 в=0
7. а=9 б=4 в=7
8. а=9 б=1 в=7
9. а=2 б=1 в=7
10. а = 10 б=7 в=5

Интерпретация результатов

Менее 30 очков. Возможно, дружеские отношения для Вас дороже и важнее его (ее) личности.


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Тема 6. Психические состояния человека | Тема 2. Цели и идеалы образования и воспитания

Дата добавления: 2014-04-24; просмотров: 754; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.036 сек.