Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Типологии обществ
В современной социологии для анализа социальных систем и их типологии широко используется социокультурный подход. Он представляет общество как множество индивидов, в основе отношений которых лежит совокупность культурных норм и ценностей, определяющих формы и содержание поведения людей. Таким образом, общество как социальная система, выступает в органическом единстве трёх сторон: 1) социальной общности; 2) социальной организации (создается упорядоченными отношениями членов общества); 3) культуры. Культура, по мнению представителей этого направления социологии, играет определяющую роль в жизнедеятельности общества. Это мнение основано на понимании сущности культуры. Культура - исторически сложившаяся совокупность социально значимых материальных и духовных ценностей, выработанных обществом в процессе его развития. Культура генетически не наследуется. Она является результатом человеческой деятельности, в процессе которой создаются, усваиваются, сохраняются и распространяются предметы, идеи, ценности, представления, которые обеспечивают взаимопонимание людей. По мнению немецкого этнографа Ф. Гребнера уникальность каждого культурного явления состоит в том, что возникнув в одном центре, оно проявляет тенденцию к распространению в другие регионы и сближению с другими культурами. Таким образом, состояние культуры отражает состояние социальных отношений, а исследование нормативов и ценностей культуры личности, социальной группы способствует выявлению их социально значимых связей-отношений. В частности, установлено, что тенденция сближения национальных культур является гибельной для сохранения их уникальности, самобытности. Это происходит потому, что культура в пределах данной социальной системы нивелируется, усредняется посредством естественного отбора, нейтрализации и искоренения полярных, максимально противоположных различий. Таким образом, чем больше социальная общность, тем более безличной, расплывчатой будет её совокупная, общая культура. Осознание опасности для своей культуры и своего "Я", для культуры своей социальной общности проявляется в стремлении защитить собственную национальную самобытность. Замечено, что маленькая группа в составе большой может сохраняться, если будет активно поддерживать свою культуру, т. е. принятую в ней систему норм и ценностей. И напротив - утрата культурных особенностей растворяет малые социальные группы, ассимилирует их в больших без остатка. Социокультурный подход обнаруживает зависимость социальных отношений от действующей в обществе системы норм, ценностей и других факторов культуры. Так, российский социолог Лапин Н.И. обнаружил саморазрушение нормативно-ценностной системы России, которое приобрело форму тотального социокультурного кризиса, угрожающего целостности страны. Социологами отмечены изменения в системе ценностей российского общества. Если в 70-е годы рейтинг приоритетов общественных ценностей возглавляли: «мир без войны», «хорошая обстановка в стране», «семья», то в последние годы – «законность», «общение», «семья». Изменение иерархии ценностей в обществе обусловлено нестабильностью нормативной базы, правовой незащищённостью человека. Требуется большая работа органов государственной власти и управления для реализации общественного запроса на сохранение и развитие отечественной культуры. Одним из важнейших аналитических подходов к типологии социальных систем является детерминизм - выделение такого основания формирования и жизнедеятельности общества, которое определяет его облик в целом. Так, теории, которые решающее значение в развитии общества придают искусственно измененной человеком географической среде, получили называются концепциями экологического детерминизма (А.Хайт, О.Дункан и др.). Они утверждают, что определяющим фактором общественного развития является характер взаимодействия человека с естественной окружающей средой. Экологический, экономический, политический и моральный порядок располагаются сторонниками экологического детерминизма в виде иерархии и как бы образуют своего рода пирамиду, основание которой составляет экологической порядок, а вершину - моральный порядок общества. Экологический детерминизм предупреждает о непредсказуемости последствий нарушения экологического равновесия. Теории демографического детерминизма (О.Шпенглер) объявляют численность и качество народонаселения важнейшей проблемой социального развития. Они ставят вопрос о необходимости сбалансированного роста населения и соответствующих материальных ресурсов. Неуправляемый «демографический взрыв» обусловлен улучшением социального и медицинского контроля качества народонаселения, что может привести к резкому ухудшению этого качества: необратимым психическим и физическим заболеваниям, нарушению генетики человека и т.д. Возвеличивание роли и места техники и науки в современном социальном развитии является теоретической основой технологического детерминизма (У.Огборн, Л.Мэмфорд и др.) и сциентизма (Д.Белл и др.). Они считают, что в наше время главными детерминантами социального развития выступают техника и наука, в то же время обращая внимание на разрыв между прогрессом техники и современным моральным уровнем общества, что ведет к росту и усложнению социальных конфликтов, Можно выделить также теории экономического детерминизма, которые связывают социальные процессы и экономические отношения. К ним относится марксизм. Он утверждает, что единство вещественных элементов труда и экономических отношений образует способ производства, из которого вытекает, во-первых, определенная социальная структура общества, а во-вторых, определенное отношение людей к природе. Общественная структура, политические отношения и государство постоянно возникают из жизненного процесса действующих и участвующих в материальном производстве индивидов. Недостатком жестко-детерминистского подхода является то, что при рассмотрение общества и анализе социальных отношений трудно выделять конечные основания социальных процессов вследствие взаимосвязанности и даже взаимозависимого функционирования всех подсистем общества, невозможности их существования без нормального функционирования каждого элемента. При типологии социальных систем следует учитывать, что общественная деятельность людей детерминирована воздействием множества факторов. Социальная деятельность людей - это совокупность социально значимых действий, осуществляемых субъектами (общество, группа, личность) в различных сферах и на различных уровнях социальной организации общества, преследующих определенные социальные цели и интересы и использующих во имя достижения целей и удовлетворения интересов различные средства - экономические, социальные, политические и идеологические. Социальная детерминированность деятельности и поведения людей может быть двоякого рода. Во-первых, все же можно говорить о строгой детерминации одного явления другим. Например, речь может идти о детерминации экономических отношений производительными силами, структуры гражданского общества - экономическими отношениями и т.д. Конечно, реализация названных закономерностей социально-экономического развития общества осуществляется через посредство деятельности людей. Однако здесь на первый план выдвигается детерминированность, связанная с принципом причинности и соответственно с причинными динамическими законами, определяющими переход от одного его состояния к другому. Во-вторых, понятие детерминизма относится к характеристике некоторых свойств или качеств, присущих не отдельному объекту, а классу объектов в целом. При этом содержание и характер поведения этого класса объектов рассматриваются не как случайные, а как детерминированные определенной системой условий, свойств и качеств включенных в эту систему объектов. Разного рода объективные и субъективные факторы в конкретных различных сочетаниях определяют характер поведения данного класса объектов. В данном случае речь идет о вероятностном характере социального детерминизма и о статистических (стохастических) закономерностях, свойственных данному классу объектов, поведение которых осуществляется в конкретных условиях места и времени. Социальный детерминизм дает вероятностное знание о том, что конкретное поведение данного класса объектов зависит от их свойств и качеств, а также от условий, в пределах которых это поведение имеет место. Главная особенность социально-исторического детерминизма состоит с том, что его объектом является деятельность людей, которые в то же время выступают субъектами деятельности. Общественные и личностные структуры образуют органическое взаимодействие при определяющем значении экономической структуры. Движущими силами социального развития выступают действующие личности, и именно из совокупности их социальных действий складывается исторический процесс, как по его характеру, так и по содержанию. Но в какой-то момент это взаимодействие может не соответствовать естественноисторическим потребностям экономики, что деформирует жизнь общества в целом и социальное поведение, моральный уровень действующих личностей. После чего наступают социальные потрясения, напряженность социальных отношений, апатия и т.п. потрясения. Поскольку общество является крайне сложным, многоуровневым образованием, то здесь невозможна какая-либо универсальная классификация. Исследователь вынужден из многообразия признаков, характерных для общества, выбирать часть, делать их типообразующими и на этой основе создавать свою типологию. Такой типологией является, например, марксистская теория общественно-экономических формаций. Категория общественно-экономической формации является целостной характеристикой исторически определенной ступени человеческого общества. Она характеризуется определенным способом производства, составляющим материальную основу ее развития как целого, специфическим экономическим базисом и соответствующей ему надстройкой. На основе категории общественно-экономической формации создается историческая типология обществ: первобытнообщинное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, социалистическое (К. Маркс). Еще одним вариантом типологизации общества является выделение индустриального и постиндустриального общества. Предшественником индустриального общества было традиционное общество. Под традиционным понимается общество с аграрным укладом, с малоподвижными структурами и с основанным на традиции способом социокультурной регуляции. Примитивность, отсталость и крайне низкие темпы развития производства, большая инерционность и невосприимчивость к нововведениям, обусловленная особенностями функционирования, являются его характерными чертами. Поведение индивидов строго контролируется, регламентируется обычаями, нормами, социальными институтами, которые считаются незыблемыми. Свобода личности, являющаяся условием инновационного процесса в обществе, подавлена интегрирующими функциями социальных институтов. Термин "индустриальное общество" впервые ввел А. Сен-Симон, подчеркивая производственную основу общества. Позже эту идею развивали Р.Арон, У.Ростоу, Д.Белл, А.Турен и др. Индустриальное общество - это сложное, развитое общество на промышленной основе с гибкими структурами, допускающими и даже требующими непрерывную модификацию, и обладающую способом социокультурной регуляции, основанном на сочетании свободы личности и интересов общества. Этот тип общества обеспечивает выполнение обществом интегративной функции не на основе жесткого контроля за индивидами и их унификации, а путем создания гибких структур, позволяющих разумно сочетать свободу и интересы индивида с общими принципами, регулирующими их совместную деятельность. Капитализм считается ранней, переходной формой, которая проявилась в Европе в XIX - начале XX в., когда временно совпали формы управления собственностью и власти. Позднее это совпадение уничтожили рост и масштабы индустрии. Конфликты и напряжения индустриального общества имеют тенденцию уравновешиваться. Идеи индустриального общества получили развитие в теории постиндустриального общества как наиболее развитого общества на информационной основе с приоритетом структур образования и коммуникации, несущего в себе противоречивые возможности как обеспечения более высокого уровня свободы личности, так и появления новых, более сложных, скрытых форм социального контроля над ней. Возможны и иные варианты названий тех же самых понятий. К. Поппер, например, использует понятия закрытого и открытого общества, в основе различий между которыми лежит уже упоминавшееся соотношение социального контроля и свободы индивида. Магическое, племенное или коллективистское общество, по мнению К. Поппера, представляет собой закрытое общество, а общество, в котором индивиды вынуждены принимать личные решения, открытое общество. Для обобщенной характеристики социальной системы часто различают два типа социальных систем: традиционное и современное общества. Традиционное общество характеризуется: - естественным разделением труда (преимущественно по половозрастному признаку); - персонализацией межличностного общения (без формально должностного аспекта на межличностном уровне); - неформальным регулированием взаимодействий (неписанными социальными нормами религии и нравственности); - эмоциональной родовой (кровной) связанностью членов, «семейным» типом организации взаимоотношений; - примитивной системой управления (наследуемой властью, правлением старейшин). Современное общество отличается: - развивающимся разделением труда (профессионализация трудовой деятельности требует специализации и соответствующей квалификации); - преобладанием ролевого характера взаимодействия (ожидания и поведение индивидов предопределяются их социальным статусами социальными функциями); - усложнением структуры социальной системы многочисленными разнотипными формами социальных общностей и организаций; - формальной системой регулирования общественных отношений (на основе писанного права: законов, положений и т.п.); - сложной системой социального управления (выделением государства из общества, развитой системой публичных институтов власти); - секуляризацией религией (отделением религии от прямого участия в социальном управлении). Литература
1. Ахиезер А., Яковенко И. Что же такое общество? // Общ. науки и современность. 1997. №3. 2. Белов Г.А. Политическая система // Кентавр. 1995. №2. 3. Козлова О. Н. О методах анализа социокультурных явлений // Социс. 1993. №11. 4. Лапин Н. И. Ценности как компоненты социокультурной эволюции современной России // Социс. 1994. №5. 5. Лапин Н. И. Ценности как компоненты социокультурной эволюции современной России // Социс. 1994. №5. 6. Лапин Н. И. Ценности, группы интересов и трансформация российского общества // Социс. 1997. №3. 7. Немировский В. Г. Современная социология и российские культурные традиции // Социс. 1994. N3. 8. Плискевич Н.М. Российское общество в новых социологических исследованиях // Общ. науки и современность. 2000. №2. 9. Ростоу В.В. Стадии экономического роста. – Нью-Йорк, 1960. 10. Спасибенко С.Г. Человек, социосфера, социум // Соц.-гуманитарные знания. 1999. №5. 11. Спасибенко С.Г. Общество как субъект социальной жизни // Соц.-полит. журнал. 1995. №1. 12. Ярышкин В.П. Ноосферное общество и личность // Соц.-полит. журнал. 1997. №1.
Дата добавления: 2014-04-28; просмотров: 394; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |