Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




УЧЕНИЕ КСЕНОФОНТА О ЗЕМЛЕДЕЛИИ, РАБСТВЕ, ТОВАРЕ И ДЕНЬГАХ

Читайте также:
  1. Ассиметричная информация, когда одна сторона при сделке не обладает всей информацией о товаре.
  2. Биосфера и учение В.И. Вернадского
  3. Великое Поручение.
  4. Воздействие на организм человека негативных факторов среды обитания: ионизирующее излучение.
  5. Возникновение буддизма. Буддийское вероучение и культ
  6. Вопрос 3. Григорий Сковорода. Жизнь и учение
  7. Вычеты по расходам на геологическое изучение и подготовительные работы к добыче природных ресурсов и другие вычеты недропользователя
  8. ГЕНЕЗИС, ХАРАКТЕРИСТИКА, КЛАССИФИКАЦИЯ И ГЕОГРАФИЯ ПОЧВ 3.1 Учение о генезисе и эволюции почв
  9. Гигиена, профилактические обследования и обучение персонала
  10. Горные породы. Структура и текстура горных пород. Изучение структур, текстур и минерального состава магматических горных пород

Ксенофонт в работах «Экономика», «О доходах» изло­жил свои основные взгляды на экономику. Он входит в число великих мыслителей Древней Греции наряду с Платоном и Аристотелем.

Исследованию вопросов земледелия и рабства посвя­щена его работа «Экономика» (в дословном переводе «Домо­строй»). В ней он изложил способы ведения хозяйства и дал практические рекомендации. Основой всего греческого об­щества Ксенофонт считал земледелие. Основная задача — это производство полезных вещей, а решить ее можно толь­ко в земледелии. Ремесленничество оценивалось как занятие для рабов. Ксенофонт отдавал предпочтение натуральному хозяйству. Большое значение он придавал земле и земледе­лию. Земля кормит, производя хлеб, овощи и мясо. У того, кто наблюдает за тем, как возделывается земля, развиваются дух и мышление. Земля принуждает делать физические упраж­нения тех, кто ее обрабатывает. Ксенофонт считал, что тот, кто занимается земледелием, отличается добрым нравом и яс­ным умом. Ксенофонт утверждал, что, если земледелие бу­дет вестись правильно, у господина всегда будет достаток. В качестве ресурсов для этого используются ум хозяина, рабы, земля, богатство. Главная задача господина — планирование деятельности рабов и использования земли. Иногда у Ксенофонта проскальзывало отношение к земле, как к дару богов: земля — это божественное явление. Обрабатывая зем­лю, получая от нее плоды, человек молится богам. Для того чтобы обработать землю, необходим труд, нужно терпеть ли­шения, холод, зной, много ходить и рано вставать. Все это приравнивается к служению земле, за что она дает свои дары. Подобное отношение к земле происходит из древнего культа богини Геи— матери-земли.

 

Рабство для Ксенофонта естественно, оно изначаль­но определено и не может быть изменено с течением времени.

Раб — полная собственность его владельца.

Это одна из вещей наряду с телегой, домашними живот­ными. Труд— это основа хозяйства. Но здесь Ксенофонт уточняет, что трудом должен заниматься только раб, это не дело господина. Он считал, что физический труд вредит ум­ственной деятельности, лишает разум способности к мыш­лению, поэтому физической работой не должен заниматься господин. Труд — это неотъемлемая обязанность раба и ни­кого другого. В работе «Домострой» дается четкое понима­ние обязанностей раба и господина. Раб должен трудиться, а задача господина — направлять, организовывать труд раба. Раб не может самостоятельно работать, для этого у него недостаточно интеллекта. Для того чтобы он работал и жил, ему нужен хозяин. С этого Ксенофонт начинает развивать идею о разделении труда на физический и умственный.

Основные труды Ксенофонта изложены в форме диало­гов, что позволило автору более полно передать свои идеи. Его исследования внесли неоспоримый вклад в развитие на­уки экономики. Изучение наследия Ксенофонта сегодня не­обходимо прежде всего для того, чтобы переосмыслить сло­жившееся представление о земле.

 

О товаре. Одним из первых в научной экономике Ксе­нофонт обратил внимание на двоякое потребление блага: в качестве потребительной стоимости и меновой стоимости. Называя имуществом вещи, полезные чело­веку, Ксенофонт считал вещи, вредные для человека, «ско­рее убытком, чем ценностью». Подчеркивая эту мысль, он ут­верждал, что земля, деньги не являются благом для тех, кто не умеет ими пользоваться. Ксенофонт считал ценностью и друзей, если представляется возможность получить от них пользу. Потребительная стоимость блага (по Ксенофонту ценность) во всех его высказываниях связывается с пользой, которую оно приносит.

Ксенофонт изучал пользу не только материальных, но и невещественных благ. Он рассматривал ценность как потре­бительную стоимость, а также как меновую. Так, «для того, кто не умеет пользоваться флейтой, если он ее продает, она — ценность, а если не продает, а владеет ею — не ценность».

 

О деньгах. Ксенофонт отмечал, что с ростом богат­ства растет использование золота и серебра как пред­метов роскоши, и крайне негативно относился к день­гам. О накоплении богатства Ксенофонт писал: «денег никто не имеет столько, чтобы не желать иметь их еще больше, а если у кого-нибудь они оказались в избытке, то он, закапы­вая излишек, получает не меньше удовольствия, чем если бы он им пользовался». Являясь приверженцем накопления де­нежных богатств, Ксенофонт выступал за грамотное исполь­зование серебряных рудников. Более того, он утверждал, что государство должно заняться приобретением рабов для их эксплуатации на серебряных рудниках. Он считал, что се­ребряные рудники необходимо усердно разрабатывать, по­тому что серебро никогда не станет дешевле. Мыслитель по­лагал, что если избыточное количество товаров, в том числе и золота, приводит к их обесценению, то исключением из это­го правила является серебро. Он считал, что серебро нахо­дится вне воздействия спроса и предложения, так как рас­сматривал серебро по преимуществу как деньги.

Рассуждения Ксенофонта ро ряду экономических вопро­сов позволяют говорить о том, что, являясь приверженцем на­турального хозяйства, он все же стремился обосновать использование наличных товарно-денежных отношений в ин­тересах своего класса — рабовладельческой аристократии.

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ | УЧЕНИЕ ПЛАТОНА О ГОСУДАРСТВЕ, ТОРГОВЛЕ, ДЕНЬГАХ И РАБСТВЕ

Дата добавления: 2014-04-30; просмотров: 816; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.003 сек.