Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
УЧЕНИЕ ПЛАТОНА О ГОСУДАРСТВЕ, ТОРГОВЛЕ, ДЕНЬГАХ И РАБСТВЕПлатон признан знаковой фигурой не только в экономике, но и в философии, социологии и других науках. Главными трудами, соединившими представления о государстве и экономике, являются «Политика» («Государство») и «Законы». Центральное место у Платона занимают вопросы формирования идеального государства. Идеальное общество понимается как взаимосвязанное, уравновешенное, устойчиво развивающееся. Государство он понимал более широко, чем оно понимается сегодня. Государство — это совокупность людей, находящихся в строгом и упорядоченном взаимодействии. Оно полностью регламентирует поведение и действия людей, никто не может вести себя так, как ему хочется, — только в соответствии с предписаниями. Люди организуются в государство, так как оно позволяет повысить уровень их жизни, эффективно направлять развитие. Платон выделял три класса: 1) философы; 2) военные; 3) земледельцы ремесленники. Философы — это наиболее образованные и умные люди в государстве. В их задачи входит управлять государством, принимать решения, которые обязательны для исполнения всеми людьми. Отличительной особенностью философов является высокий этический и духовный уровень. Платон считал, что люди от рождения наделяются способностями к философии (управлению), которые далее развиваются. Военные — это люди, от природы одаренные большой силой,проворностью. В их задачи входят охрана государства и поддержание общественного порядка. Они не должны владеть имуществом и деньгами, так как из-за этого становятся злыми, ленивыми, плохо выполняют свои обязанности. Их предназначение заключается в том, чтобы выполнять решения философов. Земледельцы и ремесленники— это люди, которые должны производить все необходимое для жизни философов и военных. Им разрешается иметь собственность, торговать. Они подчинены философам и военным. Рабы не относятся ни к одному из классов, это вещь. Идеальное государство состоит во взаимодействии этих трех классов, которые должны быть четко разделены. Философы управляют, военные охраняют и поддерживают порядок, земледельцы и ремесленники обеспечивают всем необходимым военных и философов. В этом государстве все общее: жены, золото, еда и т.д. Поэтому у граждан нет споров, они не завидуют друг другу. Каждый человек берет все, что ему нужно. Основой такого порядка должно стать отсутствие слишком богатых и слишком бедных. Все должны быть уравнены в своем имущественном положении. Платон признавал, что современные люди (для него — греки) не могут принять разработанной формы государства. Они несовершенны для этого, нужно стремиться к этому идеалу. В идеальном государстве, когда все хорошо, происходит увеличение численности людей. Когда количество становится критическим, это приводит к истощению ресурсов. Чтобы развиваться дальше, часть людей должна уйти и основать новое государство, захватив ресурсы соседних стран. Если этого не происходит, численность людей снижается автоматически в результате болезней, голода. Вклад Платона в формирование современного видения государства огромен. Он предугадал направления развития такой организации людей, как государство. Многие черты идеального государства мы можем наблюдать в его современных формах. Идея общего равенства активно использована в коммунизме. Поэтому Платон - один из наиболее цитируемых авторов советского времени.
Торговля для Платона — явление, оцениваемое двояко: с одной стороны, она вредна, а с другой — без нее невозможно существование государства. Классы, выделенные в идеальном государстве, должны быть в различной степени задействованы в торговле. Философы — те, кто управляют, — не должны вообще заниматься торговлей. Это развращает умы и отдаляет от решения значимых для общества проблем. Военные — те, кто охраняют государство, — также не должны участвовать в торговле, так как это отвлекает от защиты государства и делает их злобными и завистливыми. Единственным классом, для которого торговля важна и стимулирует к выполнению своих обязанностей, являются земледельцы и ремесленники. Без нее они не могут выполнять свои обязанности. Платон исходил из того, что торговля внутри государства— это вредное явление. При этом необходимо, чтобы развивалась внешняя торговля — только она приносит благо государству. Им сделано предположение о том, что в процессе торговли цена имеет двоякую сущность: мера отражения реальной стоимости блага и то, как оно оценивается людьми. Деньги также вредны для философов и военных в идеальном государстве. Они приводят к тому, что эти классы начинают копить деньги, а поэтому не выполняют того, что им предназначено. Деньги должны быть устранены из этих классов. Только для класса земледельцев и ремесленников они необходимы, чтобы те работали и производили товары: для них деньги— это стимул. Платон выделял две сущности денег: мера стоимости (оценивают товар) и средство накопления богатства. Рабство — естественное явление, которое «назначено богами». Рабы не выделяются ни в какой из классов, это вещь. Они не имеют права слова. Рабы от рождения не способны к тому, чтобы мыслить самостоятельно. Для этого необходим хозяин, который будет управлять ими и указывать, что делать. Главная задача рабов - обеспечивать все потребности свободных людей. Основу экономической системы составляют рабы, трудящиеся в натуральных хозяйствах. Платон приводит свод практических рекомендаций по тому, как правильно управлять рабами, осуществлять их селекцию и размножение. Торговля, деньги, рабство— это основы функционирования государства, хотя первые два компонента должны быть ограничены. Для всех них характерна двоякая сущность — они могут приносить как вред, так и пользу государству и человеку. Главное заключается в том, чтобы найти равновесие. Идеи относительно торговли и денег достаточно оригинальны и интересны для современного осмысления. При этом такой подход к рабству — дикость для современного человека.
6, УЧЕНИЕ АРИСТОТЕЛЯ ОБ ЭКОНОМИКЕ/РАБСТВЕ, ТОРГОВЛЕ И ПРОЦЕНТАХ Аристотель в трудах «Этика» и «Политика» определяет основы экономики. Это один из самых известных мыслителей Древней Греции. В учении Аристотеля об экономике впервые были исследованы не практические ситуации, а унифицированные, типичные. Он обобщил имеющуюся практику и на ее основе попытался вывести закономерности, применимые во всех подобных ситуациях. И именно на подобных средних (типичных) ситуациях, по его мнению, должна строиться наука «экономика». Экономика была разработана им как свод правил для ведения натуральных замкнутых хозяйств. Такие хозяйства считались оптимальными и правильными. Основой является труд рабов, а хозяйство производит все необходимое для себя самостоятельно (замкнутый цикл производства). Одной из задач экономики Аристотель считал правильную и рациональную организацию труда рабов. Развитие натуральных хозяйств происходило за счет захвата новых рабов, территорий. Аристотель понимал, что натуральные хозяйства не могут существовать замкнуто, независимо друг от друга. Между ними должен происходить обмен, торговля. Для изучения этой формы взаимодействия между хозяйствами Аристотелем была предложена наука «хрематистика», что дословно означает увеличение богатства. В ее рамках изучались функции денег, обмен, капитал, увеличение богатства. Хрематистику Аристотель считал тупиковым направлением экономики и не включал в экономику. Обмен, деньги, капитал мешали развитию натурального хозяйства. Аристотелем была впервые введена и обоснована теория меры стоимости, т.е. общего эквивалента, позволяющего сравнивать вещи по степени полезности. Полезность относительна и зависит от субъективного мнения отдельного человека. Две коровы можно обменять на шесть овец. Учение Аристотеля получило дальнейшее развитие в эпоху Средневековья. Церковь считала его правильным и выставляла в качестве догмы. Аристотель считал, что государство создается в результате обмена между людьми. Он также ввел в оборот понятие «частная собственность» — принадлежность только одного человека, а не всех. Деньги — способ сравнить вещи между собой: какая нужнее.
Учение Аристотеля о рабстве отражало общее состояние Древней Греции. В этом он ни в чем не отличался от представителей своего времени. Рабство им воспринималось как нормальное и закономерное явление. Рабов он называл «говорящие орудия». Рабы — это прежде всего варвары, отличные от господ как телом, приспособленным к грубому физическому труду, так и «рабской» душою. Раб не имеет никаких прав, и по отношению к нему не может быть совершено несправедливости. Аристотель рекомендовал для достижения большего богатства всячески экономить на содержании рабов (на их еде). В первую очередь экономика разрабатывалась Аристотелем для того, чтобы создать свод правил по правильной организации труда рабов. Он считал, что рабы не могут обойтись без господина, что они могут работать только тогда, когда у них есть господин. Рабы — это главный источник богатства и благополучия господина.
Экономика, по замыслу Аристотеля, — это свод правил о рациональном ведении натуральных хозяйств. Вопросам торговли и процентов посвящена хрематистика. В ней развиты основные представления о торговле и процентах, актуальные для того времени. Торговля, по мнению Аристотеля, — это обмен, в процессе которого товар с помощью общей меры стоимости обменивается на необходимый. Эквивалентом при этом служат деньги, с помощью которых можно оценить любую вещь, определить для нее меру стоимости. Торговля осуществляется для того, чтобы приобрести необходимое для своего дома за счет того, что имеется в излишке. Только в этом случае приемлемо и необходимо существование денег. Аристотель рассматривал накопление денег как нечто противоестественное, ненужное и вредное. Использование денег ведет к упадку и разрушению экономики. Торговля, по мнению Аристотеля, является необходимой для существования натуральных хозяйств, так как такое хозяйство не может по определению произвести все ему необходимое. Ограничением здесь выступает то, что торговля допустима и необходима лишь для приобретения в пользование «нужных для дома вещей». Когда же она используется для обогащения, создания богатства, она вредна и ведет к разрушению государства. Аристотель называл такое богатство ненастоящим, искусственным. Разработка эквивалента товара и соизмерение ценности вещей являются главными заслугами Аристотеля. Он впервые стал трактовать деньги как общий эквивалент стоимости вещей. Также его волновала проблема оценки одной вещи с помощью другой. Он признавал сложность этого процесса и использовал для оценки этику. Например, две коровы равны шести овцам. Достоинство владельца овец в два разабольше достоинства владельца коров. Поэтому три овцы равны двум коровам. При определении стоимости товара (эквивалента обмена) Аристотелем активно использовалось определение издержек на его производство, т.е. чего и сколько необходимо для того, например, чтобы построить один дом. Для определения стоимости вещи (товара) он активно привлекал, в частности, трудозатраты — сколько нужно времени работы раба для того, чтобы сделать определенную вещь.
Учение Аристотеля о процентах категорично: «Это ненастоящие деньги». Процент в его понимании — это самая противоестественная форма дохода. Деньги необходимы только для осуществления обмена, чтобы приравнять одну вещь к другой. Когда же деньги создают деньги, возникают «ненастоящие деньги». По мнению Аристотеля, процент — это способ создания собственного богатства за счет должника. Логика суждений Аристотеля основывалась на том, что тот, кто дает деньги, не делает ничего для того, чтобы создать свое богатство, а назначая процент, он создает свое богатство за счет должника. В этом им виделись корысть и алчность ростовщика, который ничего не делая, с помощью должника создает свое богатство. Процент и этика, по замыслу Аристотеля, несовместимы. Процент не должен использоваться, так как с его помощью корыстно и неправильно создаются «искусственные деньги». Аристотель внес большой вклад в развитие экономики: впервые поставил проблемы процента, торговли, накопления и создания богатств.
Дата добавления: 2014-04-30; просмотров: 636; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |