Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
УЧЕНИЕ ФОМЫ АКВИНСКОГО О ТОРГОВЛЕ И ПРОЦЕНТЕФома Аквинский — один из наиболее ярких представителей средневековой экономической мысли. Его исследования опираются на теологическое видение мира: главное — Бог, а все — от Бога. Фома Аквинский был представителем основанной Августином Блаженным теологической школы осмысления экономических процессов. Его творческое наследие достаточно обширно, но наибольшую известность в области экономики приобрел труд «Сумма теологии». За особые заслуги перед церковью он был причислен к лику святых. Собственность, по его мнению, принадлежит только Богу. Но владение собственностью различными людьми не противоречит этому. Человек получил собственность от Бога только во временное пользование. Фома Аквинский считал, что владение собственностью и накопление ее нормально. Человек накапливает собственность, а потом дает долю другим. Не считал нужным полное исключение частной собственности, человек должен владеть и распоряжаться ею.
Торговля у Фомы аквинского получила особое определение. Если ранние христиане полностью ее отрицали, то он говорит о ней, как о необходимом явлении, без которого невозможна нормальная жизнь. Ученый разделял её на дозволенную и недозволенную. ! Дозволенная торговля — это такая торговля, которая позволяет обеспечить торговца всем необходимым для жизни его семьи и не имеет главной целью получение прибыли. Особо им поощряется внешняя торговля, когда в страну ввозятся наиболее необходимые товары. Ею нужно заниматься, и она угодна Богу. ! Недозволенная торговля — это торговля, которая главной целью имеет покупку с последующей перепродажей товаров только для получения прибыли и барыша. Она противна Богу и не должна существовать в экономике. Им отмечалось, что торговля — это по сути обмен товарами. Цена и деньги служат для того, чтобы улучшить этот процесс. Фома Аквинский говорил о том, что цена должна отражать объем труда, необходимого для производства определенной вещи. Это идеал, к которому нужно стремиться. На практике это не совсем так, зачастую цена устанавливается в зависимости от того, как люди воспринимают ценность определенной вещи. В этом положении Фомы Аквинского можно обнаружить зачатки теории потребительской стоимости товара. Он дополнил и переосмыслил теорию «справедливой цены». ! Справедливая цена — цена, искусственно устанавливаемая на определенные товары и отражающая объем труда, необходимого для их производства. Фома Аквинский считал, что в некоторых случаях если торговец будет продавать товар по справедливой цене, то он может работать себе в убыток. На формирование цены должен оказывать влияние такой фактор, как положение торговца.
Его отношение к проценту — доходу, поученному за счет того, что деньги даются в пользование, несколько расходится с общепринятым. Этот вид дохода он считал искусственным - деньги рождают деньги. Но здесь выделяется двойственная природа процента. Если процент получен только для обогащения и не отражает реальных затрат того, кто дает деньги в кредит, то это неправильно, не угодно Богу и должно быть исключено из экономической жизни. Если же процент за пользование кредитом установлен верно и служит для благих целей, то это правильно и угодно Богу. Это теоретическое положение смягчало ортодоксальное понимание экономической действительности и позволило узаконить ростовщичество как деятельность: государство смогло легально взимать налоги с ростовщиков, большинство которых были евреями. Фома Аквинский различал два вида кредитов, а именно данные на покупку определенной собственности или же на другие цели. Если кредит дан на приобретение определенной собственности, то взимание процента законно, так как отражает ту меру прибыли, которую принесет собственность. Если же взятые в кредит деньги не направлены на покупку собственности, то и взимание процента незаконно. Фома Аквинский внес большой вклад в средневековую экономическую мысль. Его идеи представляют собой попытку адаптации ортодоксального учения церкви к реальным экономическим процессам.
Дата добавления: 2014-04-30; просмотров: 319; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |