Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Предклассическая сонатная формаНесмотря на преобладание двухчастности и однотемности, сам тип композиционного мышления здесь ближе к классическому благодаря более определённому тематизму, намечающейся квадратности, более выраженным функциям разделов. Формируются такие важные для сонатной формы явления, как производный тематический контраст и разработочное развитие. Эта разновидность формы развивалась в творчестве итальянских композиторов Д.Скарлатти (500 сонат-экзерсисов), Тартини, Пешетти, Мартини, Саммартини, Галуппи и др. Главная партия имеет гармоническое происхождение. Наиболее распространённый принцип формообразования в ней – мотивная повторность. Нередко повторяется не только мотив, но и всё построение (период из двух одинаковых предложений). Может состоять из нескольких тематических элементов. Связующая партия структурно и тематически тесно связана с главной. Может проходить в основной тональности либо содержать отклонения в родственные тональности. Побочная партия более самостоятельна, чем в сонатной форме типа развёртывания. Может строится на теме ГП, самостоятельной теме и даже контрастной теме, более яркой, чем ГП. Область побочной партии нередко включает две, порой ладово контрастные темы. Структурно ПП может тяготеть либо к повторности, либо к сквозному обновлению. В отличие от барочной сонатной формы, в большинстве случаев присутствует заключительная партия (хотя её роль и масштаб могут существенно варьироваться). Структурно для неё также характерна повторность. В зависимости от строения репризы (полной или неполной) вся форма также, как и барочная может тяготеть к двухчастности либо к трёхчастности. Интенсивность развития заметно усиливается, почти достигая уровня разработки сонатного аллегро. В развивающей части может подвергаться развитию материал любой партии в отдельности или нескольких поочерёдно или в одновременности. Преобладают неполные репризы, которые начинаются либо сразу с ПП, либо с СП. Реприза может быть точной или изменённой: ПП в ней может сокращаться, реже – расширяться, перепланироваться. Реприза может начинаться не в главной тональности, а в тональности, удобной для проведения собственно ПП в главной. Изредка встречается динамизированная реприза.
Домашнее задание: 1. Бах. Партита для скрипки соло № 3. Жига. (двухчастная) или Двухголосная инвенция h moll. 3. Бах. Французская сюита № 2. Аллеманда. (двухчастная) 4. Бах. Хорошо темперированный клавир, II т. Прелюдия f moll (сонатная) 5. Д.Скарлатти: одну из сонат на выбор – h moll, d moll, A dur. (сонатная)
Дата добавления: 2014-05-02; просмотров: 397; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |