Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Влияние распада СССР на политическую культуру России

Читайте также:
  1. III. Влияние новых видов оружия на развитие инженерного обеспечения и тактики инженерных войск.
  2. Pr в России
  3. PR в России: становление и развитие. Роль связей с общественностью в современном гражданском обществе и рыночной экономике. Российский рынок PR услуг.
  4. V. Особенности риторики в России Нового времени
  5. VI. Современная школьная риторика в России
  6. VI. СОСТАВ И СТРОЕНИЕ ГРУНТОВ. ВЛИЯНИЕ ВОДЫ НА МЕХАНИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ГРУНТОВ
  7. Азиатский север России
  8. Активизация военно-политического сотрудничества России с членами ШОС.
  9. Акцизы, НДС и их влияние на величину цены
  10. Анализ динамики и структуры безработицы в России.

Я переписала и нашла картинки. Может быть, будет полезно.

 

Валаам формировался в 19 веке, это время было периодом русского стиля, который вместил в себя все, что было раньше.

Главное на Валааме = это храмы. То, что не главное, всегда в стороне.

1. Главной и единственной целью сооружения храма является совершение евхаристии.Структура храма всегда жестко канонична, а стилистика – самая разнообразная.

2. Храм является святыней, не изображает ее, а является святыней, т.к. это – реальное место пребывания бога на земле. В храме есть: алтарь, храм, притвор.

3. Своим истоком все храмы имеют скинию (палатка, походный) и сионскую горницу (там где установлено таинство евхаристии)

4. Восточная часть храма – алтарь, святая святых, место присутствия бога.

Вначале внешний вид храма не имел никакого значения, имело огромное значение внутреннее содержание. Развитие храмозодчества идет изнутри во вне.

Первые сборы христианских общин проходили в катакомбах. Их различают 3 вида: кубикулы - помещения ограниченной площади, имеющие ниши в стенах, используемые для захоронений. Выполняли функции близкие тем, что имеют современные часовни; крипты- использовались не только для захоронений, но и служили для управления общественных богослужений. Площадь этих помещений позволяла большему количеству христиан приходить в них и устраивать молитвенные собрания. Вмещали в себя до 80 человек; капеллы - храмовые помещения самой значительной площади, вмещавшие наибольшее число молящихся во время общественных богослужений.

Постепенно христиане начинают приспосабливать под свои собрания базилики. Базиликанский вид храма – самый распространенный. Базилика – это здание для общественных собраний. Начинают использоваться как храмы. В центре храма – священник, по бокам – с одной стороны – мужчины, с другой- женщины.

В 4 веке появляются центричные храмы.

Первые купольные сооружения – мавзолеи или мортерии, на местах захоронения мучеников. Первые купола – над местом гроба господня. В России не было языческих храмов. В этом есть и плюсы и минусы. Взяли за образец греческие храмы и стали развивать. Постепенно на базилике нужно приделать купол – купольная базилика. Храм Софии в Константинополе. Построен в 4 веке Исидор и Анфим. Купол – небесная твердь.

Литургия – мгновенное вхождение в вечность. Это – то, что происходит и в конкретном месте и с конкретными людьми, и в то же время – вхождение в вечность. В жарком климате в купольных базиликах – прозрачные вставки по куполу, у нас – свечи, чтобы обозначить эту границу.

Русь дала прекрасные образцы церковного искусства, но не дала богословия. В восточно-христианском богословии не получил развитие тезарусный тип символизации. Это – прямая трактовка деталей храма, обозначающих что-либо.

Строительство купольных базилик – очень сложное дело. Чтобы скрыть углы, приспосабливали маленькие купола. Получалось очень красиво. Это мастерство передавалось из поколения в поколение. Расчетов не было, случались ошибки, храм мог рухнуть.

В 9 веке появляются крестово-купольные храмы. Если смтореть сверху – виден крест. Строить такие храмы проще. В теплых странах боковые части делались более низкие. В России не прижились, т.к. в этих местах зимой скапливался снег и крыша гнила.

Русь принимает крещение и такой храм приходит к нам. Первый такой храм на Руси Десятинная церковь в Киеве. Некоторые ученые считают, что церковь имела посвящение празднику Успения Пресвятой Богородицы. Строили греки, храм не сохранился, был разрушен монголо-татарами. В 19 веке был построен по проекту В.П. Стасова, в 1937 году – взорван большевиками.

Строили греки и русские. В Киеве Матерь божия явилась и показала, где строить храм. В то же время и грекам было такое же видение – идти в Киев и строить храм. Храм такого архитектурного образца, который сохранился до нашего времени София Новгородская, 11 век.

В 18 веке храмы приобретают барочные черты, достроены купола. Успенский собор был взорван в 1941 году. « версии –взорвали партизаны, вторая - храм взорвали немцы и вывезли все сокровища в Германию. Воссоздан в 90-е годы, освящен в 2000. Это новодел.

В 11-13 веках в России храмозодчество укореняется, формируется несколько школ: Галицкая, черниговская. Для Галицкой характерны германские черты. Псково-новгородская школа, камень из которого стрились церкви был более жесткий, труднее поддавался обработке, стены кривоватые, как будто имеют отпечаток рук мастера.

Монголо-татарское нашествие отбрасывает развитие храмозодчества и строительство храмов назад. Московский кремль, перестраивался итальянцами, было изучено псковское и суздальское наследие, обретает в значительной мере свой современный вид.

В 15 веке – бесстолпные храмы, такие когда купол можно было укрепить без столпа. Появляются колокола и шатровые храмы. Храмы сначала строились каменные, потом деревянные. Самый известный шатровый храм – в Коломенском, подмосковной царской усадьбе. Этот храм — один из шедевров зодчества мирового значения. Под охраной ЮНЕСКО. Очень хорошо подходил для нашего климата, но с целью сохранения тепла не очень практично, не протопить.

17 век – смутное время, не до строительства храмов. С 9 по 18 век архитектура светская почти не развивалась, а развитие храмозодчества продвигалось. После смуты опять с интересом смотрят на запад – появляются узоры, узорный кирпич.

В Москве развивается нарышкинское или московское барокко представляет собой условное название специфического стилевого направления в русской архитектуре конца XVII — начала XVIII вв., начального этапа в развитии архитектуры русского барокко. Своим названием архитектурное течение обязано молодому, ориентированному на Западную Европу боярскому роду Нарышкиных, в чьих московских и подмосковных имениях были построены церкви с некоторыми элементами нового для России того времени стиля барокко. Весь 17 век заимствования друг у друга: Россия - с запада, запад – с России.

Строительство шатровых храмов запретил патриарх Никон. Шатровые храмы — особый архитектурный тип, появившийся и ставший распространённым в русском храмовом зодчестве. Вместо купола здание шатрового храма завершается шатром. Шатровые храмы бывают деревянными и каменными. Каменные шатровые храмы появились на Руси в начале XVI века и не имеют аналогий в архитектуре других стран.

Собор Петра и Павла в Петергофе. 1905 год. Проект: Н. В. Султанов, постройка: В. А. Косяков.

При Петре 1 если нужно было построить храм, подавали запрос в канцелярию отвергали. Проверяли и его либо утверждали, либо отвергали, проверяли платежеспособность заявителя. В Петровские времена строительство Храмов отходит на второй план, с 18 века для архитектора было более престижно построить светское здание, чем храм.

Стал преобладать базиликальный стиль в строительстве храмов.

Екатерина 2 расцвет барокко, Никольский собор. Нико́льский морской собо́р (официальное название Морской собор Святителя Николая Чудотворца и Богоявления) — крупный православный храм в стиле елизаветинского барокко, расположенный в Санкт-Петербурге на Никольской площади.

Проект был выполнен архитектором С.И. Чевакинским. Началось строительство в июле1753 года.

К концу царствования Екатерины на смену барокко приходит классицизм, переходящий в ампир. Измайловский собор, архитектор Стасов, освящен в 1835 год. Богатство декора, собор Измайловского полка.

 

В 30-е годы в царствование Николая 1 русская элита ставит вопрос: откуда пошла земля русская, кто мы такие? Появляется 2 течения: западники и славянофилы. Славянофилы – мы особые, западники утверждают мы – западники, но с особенностями. Начинается формирование русского стиля в отечественной архитектуре. 1830-1917 годы. Православие, самодержавие,. Николай 1 выделял деньги на архитектурные проекты, которые соответствовали этой идее. Цель – возрождение национальных архитектурных традиций, но с использованием новых технологий и материалов.

Несколько этапов развития.

1 – тоновский этап. Архитектор Константин Тон. Образец для него – Московский кремль 16 века. Возвращаются шатры, луковицы, головки. В советское время эти храмы не читали образцом, взрывали. В Москве Храм Христа Спасителя в честь победы над Наполеоном.

2 этап с 1860 года – византийский стиль. Храмы в Петербурге – Морской николаевский собор в Кронштадте, храм монастыря Иоанна Кронштадтского.

3 с 1880 – московско-ярославский или романовский. Спас на крови – узоры, мозаика. Характерны красота, нарядность. Храмы в Ницце, в Германии.

4 – неорусский или модерн. За образцы принимались новгородские храмы. В Петербурге было много, но все уничтожены.

5 – новоисторизм, перед 1 мировой войной. Прямое копирование. Федоровский собор в Петербурге, около Московского вокзала.

Май 2012 года. Инженер-архитектор Кричинский спроектировал храм в стиле ростовских и ярославских храмов XVI-XVII вв. Феодоровский собор был построен из железобетона на всенародные пожертвования (было собрано пятьсот тысяч рублей). Величественный пятикупольный храм мог вместить три с половиной тысячи человек. Высота сооружения 48 метров, площадь — 350 квадратных метров.

После революции храмовое зодчество прерывается. Только систематически и комплексно уничтожается. Сегодня ситуация своеобразная. Нет надзора. Можно строить что угодно. Строят много, но нет богословской идеи осмысления, нет концепции.

На Валааме.Средневековый монастырь был уничтожен. Не осталось никаких упоминаний. Архитектурные традиции берут начало с 18 века. Единственное изображение – миниатюра жития Александра Свирского. Художник выполнил миниатюру с конкретными деталями: 2храма. Один маленький теплый, второй – большой летний.

Более позднее время 18 века, обители не было, но жили крестьяне. В Петровское время уже в архиве есть документы о строительстве. Строят крестово-купольный, деревянный.

Старец Назарий начинает строительство из кирпича. Изображения не сохранилось, но есть икона Сергия и Германа, на ней – изображение монастыря. Этот план несколько отличается от современного. Сейчас каре – без одной стены. Собор освещен в 1794 году. Считается, что за образец был взят Успенский собор Сарофской пустыни. Декор на Валааме очень простой: бегунец (способ укладки кирпича), сухарики – одни кирпичи выступают сильнее по сравнению с другими; и паребрик. Последние 2 вида встречаются на Валааме очень часто. Здание внутреннего каре вообще без декора.

Почему окошки разной величины? В южной части жили иеромонахи и иеродьяконы. У них 2 комнатные кельи. Где большие окна – в той комнате читали, где маленькие – спали.

Церковь Валаамской иконы Божьей матери, без декора, 2 луковичных купола.

 

Валаам очень динамичный, никогда не скучный. Всегда разный даже в течение одних суток, зависит от освещения.

Успенская церковь.

Успенская церковь

Была сильно перестроена Горностаевым в середине 19 века. Он сделал кокошники, наличники. « самые старые церкви.

19 век – эпоха классицизма. Назария сменяет Иннокентий. Главный вход в монастырь. Ворота – центральная арка – для экипажа, Вечером они закрывались, маленькая калитка для пешеходов. Почему сделали еще и окошечко? Для красоты, если только 2 калитки – не красиво, сделали еще и окошечко. Сверху – наличники в русском стиле. Уходили из монастыря через ворота, над воротами икона святителя Николая (он дает помощь путешественникам), а по бокам иконы апостолов Петра и Павла.

Центральная усадьба

Поздняя постройка 1896 год. Владимир Рыбкин об архитектуре Валаама6 удивительная гармония природы и архитектурных построек. Мы говорим архитектурно-ландшафтный комплекс. Единство архитектуры с при родным окружением. Иногда кажется, что сама природа создала эти храмы. Если бы они были в другом месте, то потеряли свое звучание. Архитекторы, которые работали на Валааме заслуживают, чтобы о них сказали. 40-е годы 19 века игуменство Дамаскина, работы Горностаева. Дамаскин решил перестроить скит Всех Святых. И пригласил сначала художника Бранта Карла Ивановича, затем Горностаева.. Горностаев работал с 1844 по 1862 год. «Дамаскин управляет монастырем только движением одних бровей».

Горностаев Алексей Максимович родился в 1808 году , умер в1862. Талантлив, талант к рисованию, но не было профессионального образования. Отец управлял заводом. В 1823 году поступил на гражданскую службу, но он хотел рисовать и строить. Оставил карьеру чиновника и переехал в СПб. Решает заняться архитектурой, мечтает попасть в мастерскую к Брюллову Александру Павловичу (брату художника). Брюллов взял его к себе. Горностаев иллюстрировал книги. Очень укрепился профессионально и хотел поехать в Италию. Получает гонорар за иллюстрации в книгах и едет в Италию и Германию. По возвращении должен был представить либо свой проект, либо проект реставрации. Он представляет проект реставрации храма Юпитера в Помпеях. Проект был высоко оценен в СПб, получает звание академика. В СПб реставрировал Зимний дворе после пожара. Переезжает на Валаам, работает здесь до самой смерти. Был женат на итальянке, жил с женой и детьми на острове. В 1858 году на Валаам приезжала его теща, но по дороге случилось несчастье и она утонула, утонул и мальчик, который хотел ее спасти.

Первая его работа Скит Всех Святых. Во времена Дамаскина была проложена к скиту, она тоже памятник братии и Горностаеву. В 1861 году посажена дубовая аллея.

 

В 1853 году строит Никольский скит.

Скит как будто вырастает из острова. Очень простой с элементами суздальского зодчества. Сдвоенные византийские окна, с кокошниками, луковичная главка. Рядом – келейный корпус. Скит с монастырем соединен мостом.

Предтеченский скит.

Скит находится в 4 км от монастыря. Прежде небольшой Предтеченский остров назывался Монашеским — может быть, это название происходит от находившегося здесь древнего скита. В начале XIX в. здесь жили рыбаки. В 1855 г на самой высокой точке острова была срублена часовня. Вскоре по инициативе игумена Дамаскина сюда перевезли деревянную Преображенскую церковь, построенную валаамскими иноками в Васильевском монастыре на Волхове в первой четверти XVII в. Подвижники высадили на скалах яблоневый сад, аллею сибирской пихты.

Храм скита Александра Свирского – очень простой. Сгорел а наше время, был восстановлен, это новодел. Самое старое сооружение на Валааме – крест над пещерой.

Далее Горностаев строит здание Зимней гостиницы. Русский стиль. Украшена паребриками, сухариками.

Водонапорный дом – последнее сооружение, которое построил Гоностаев на Валааме.

Успе́нский собо́р в Хельсинки (фин. Uspenskin katedraali) или Собо́р Успе́ния Пресвято́й Богоро́дицы (фин. Jumalansynnyttäjän kuolonuneen nukkumisen katedraali) — кафедральный собор Хельсинской епархии Финляндской Архиепископии. Был построен по проекту русского архитектора А. М. Горностаева в псевдовизантийском стиле в 1868 году. Освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы. Это последнее сооружение, которое построил Горностаев. На его строительстве он подорва здоровье.

В СПб была построена часовня между Гостиным двором и Думой. Была взорвана.

После Горностаева на Валааме работал Карпов Григорий Иванович.1824-1900 г.г. Он дольше всех был епархиальным архитектором. Он создал около 50 построек. Строит скит во имя Каневской иконы Божьей матери. Очень простой, без декора. Не обшит. Скромное украшение. Главки медные.

Рубленый. В наше время была животноводческая ферма. Сгорела. Московский благотворитель пожертвовал деньги и и в 2004 году он был освящен.

Следующее сооружение – работный дом. Высокий двухэтажный кирпичный дом, расположенный к северо-востоку от монастыря – это рабочий и конюшенный (работный) дом, построенный в 1871 г. игуменом Дамаскиным по проекту Санкт-Петербургского епархиального архитектора Григория Ивановича Карпова (1824-1900). Очень простые фасады, под кровлей –сухарик.

Спасо-Преображенский собор

Ученик о. Дамаскина и многолетний наместник обители, игумен Ионафан (Дмитриев) осуществил задуманное о. Дамаскиным дело - строительство нового собора. Проект составили епархиальный архитектор Г И. Карпов и А. Н. Силин, заканчивал отделку молодой архитектор Синода академик Н. Д. Прокофьев. Закладка состоялась 30 июня 1887 г. При строительстве использовался как старый кирпич из разобранного прежнего собора, так и новый, изготовленный на двух валаамских кирпичных заводах.

Храм имеет цветовое дробление: серый, красный гранит, белый, голубые купола, голубые колокольни, золотые купола – яркое цветовое звучание. С внешней стороны выступают резолиты, украшен напуском кирпичей, византийские окна, кокошнички, как будто вышивка. Выложены кресты, белая штукатурка. На колокольне – тоже резолиты. Окна. Четырехярусная. На последнем ярусе зажигают лампу. Очень красивое крыльцо. Мозаика с портретами Сергия и Германа. Декор храма выполнил Николай Дмитриевич Прокофьев. Нижний храм – в греческом стиле, верхний – в русском. Собор 5 главый, держится на 8 столпах. Сейчас собор почти все время на реставрации. (Потому что больше не умеют работать, как работали старые мастера. Делают не надолго, приходится переделывать. Нужны деньги) . Утерян секрет производства извести, закупают в Швеции., она больше соответствует той, которую применяли раньше.

 

Влияние распада СССР на политическую культуру России

Распад Советского Союза в 1991 г. и демонтаж институтов советской государственности ознаменовал собой начало крайне болезненной для российского общества трансформации всех сфер его жизни — и экономической, и политической, и культурной. Наиболее кризисным периодом становятся 1990-е годы, характеризовавшиеся политической и экономической нестабильностью, слабостью государства и девальвацией прежних ценностных ориентиров в общественном сознании, что привело к возникновению ситуации социокультурного раскола между теми социальными группами, которые сумели адаптироваться к новым условиям, и теми, которые оказались на грани маргинализации в силу утраты как прежнего статуса, так и невозможности встроиться в новый контекст общественных отношений.

С началом 2000-х годов наиболее острые проявления кризиса в развитии постсоветской России удалось преодолеть, но многие негативные явления, ставшие следствием этого кризиса, сохраняют свое серьезнейшее значение. По мнению ряда аналитиков, основная проблема эволюции современного российского общества заключается в обострившемся противоречии: с одной стороны, происходит усиление вертикали власти, полномочий Центра, что, казалось бы, должно повышать управляемость эволюцией общества. С другой стороны, нарастает консервация социальных контрастов, воспроизводится недоверие большинства населения к институтам законодательной и исполнительной власти, включая правоохранительные структуры, а также политическим партиям и профсоюзам. Сохраняется поляризация в обществе по многим направлениям, включая уровень дохода различных социальных групп, уровень развития регионов, налицо очаги этнополитической нестабильности. Все эти обстоятельства находят свое отражение в особенностях ценностных ориентаций и поведенческих установок россиян, в целом в характеристиках политической культуры современного российского общества.

Многие черты политической культуры России сформировались в результате длительного исторического процесса под действием объективных факторов и составляют уникальную среду, в которой развиваются политические отношения и функционируют политические институты. Некоторые исследователи обращают внимание прежде всего на неизменность и неспособность к трансформации этих констант политического бытия, определяющих особенности политической сферы в России вне зависимости от конкретно-исторического контекста. Как правило, рассмотрение политической культуры России в таком ракурсе предполагает обращение к цивилизационной специфике нашей страны, характерными чертами которой обычно называют чрезвычайную протяженность составляющего ее пространства, открытость границ; полиэтнический состав населения с многообразием религиозных верований; главенство общины как хозяйственного и социального уклада; православный идеал «Москва — Третий Рим»; ведущую миссию государства по цивилизационному оформлению гигантского пространства Евразии; наличие постоянного цивилизационного «вызова» России со стороны экономически более развитого Запада; неизбежные функциональные и духовно-культурные разрывы при решении задач модернизации.

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
 | Основные характеристики региональной политико-культурной палитры

Дата добавления: 2014-05-17; просмотров: 581; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.005 сек.