Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Сущность и структура проектной деятельностиПроектная деятельность – творческий процесс, ориентированный не на воспроизводство прототипа, а на освоение нетрадиционных аспектов социально-культурного содержания объектов проектирования с учетом своеобразия его функционального назначения, на идеологическую значимость и общехудожественные задачи, на проблематизацию проектной ситуации. Проектная деятельность имеет свою структуру, куда входят: категории проектной деятельности, сам процесс художественного проектирования и средства художественного проектирования.
Проектная деятельность начинается с формирования проектного образа, а заканчивается критикой и оценкой проекта, что может стать отправной точкой для нового этапа проектирования. Чтобы процесс проектирования состоялся, необходимо у дизайнера наличие трех исходных установок: - познавательной; - критической (ценностной); - преобразовательной (творческой, проектной). Познавательная установка направляет дизайнера к изучению, познанию объекта, к осмыслению социально-культурной ситуации, в которой он пребывает. Критическая установка способствует переосмыслению ситуации и предмета, к выявлению его негативных сторон, к формированию ценностного отношения и идеала. Преобразовательная установка приводит в движение творческий потенциал дизайнера, актуализирует его способность переформирования предмета. Взаимосвязь этих установок и порождает процесс проектирования: благодаря действию первой установки дизайнер получает объективное знание; критическая установка на основе этого знания выдвигает проблемы и цели. Дизайнер под влиянием преобразовательной установки совершает творческий, созидательный акт. В свою очередь результат вновь требует критического отношения, переосмысления, получения нового знания и т.д.. Сменой установок рождается и разрешается конфликт между существующим и должным (идеальным) состояниями предмета. Соответственно дизайн-процесс разворачивается в единстве проектных исследований, проектной критики и собственно проектирования. За этим единством стоит фигура дизайнера, который и осуществляет переход от одной позиции к другой. Каждая позиция - это определенное отношение проектировщика к предмету, определенный взгляд на него. Меняя позиции, дизайнер тем самым изменяет статус объекта по отношению к своей деятельности. Такое изменение статуса объекта осуществляется не по произволу дизайнера, а как отражение действительных отношений между объективным миром и человеческой деятельностью. Исключение той или иной установки приводит к его разрушению. Даже самые основательные исследования и критика не в состоянии построить предмет, а проектирование без исследований и критики становится беспредметным. Чтобы сохранить целостность и непрерывность, дизайн-процесс должен в каждом своем моменте включать в себя эти три компонента, составляющие единый акт проектной деятельности - своего рода операционный модуль дизайн-процесса. Основную нагрузку по выявлению смысловых аспектов проектируемого изделия несет критика. Она заключает в себе способность дизайнера переосмыслить предметный мир в соотнесении с культурой и вносить в него новое измерение, новую точку отсчета, то есть новую ценность. Критическая деятельность в дизайне может осуществляться в трех формах: 1.Критика дизайнером существующего состояния предметной среды; 2.Критика дизайнером собственной проектной деятельности и ее результатов (самокритика); 3.Обособленная критика результатов деятельности (независимая экспертиза). Критика преследует следующие основные цели: -осмысление вещи с точки зрения устоявшихся в культуре ценностей; -выявление новых ценностей и закрепление их в системе культуры. Когда дизайнер проектирует новую вещь, он создает и новую ценность. В этом случае точкой отсчета оказывается само произведение дизайнера, а система ценностей подвергается переосмыслению, переориентации в соответствии с включением в нее новой составляющей. Словом «оценка», как правило, обозначают и процесс сопоставления рассматриваемого объекта с некоторой мерой, эталоном, образцом, и результат такого сопоставления – суждение о степени соответствия принятому эталону.
Дата добавления: 2014-05-20; просмотров: 1142; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |