Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Категории проектной деятельностиКатегории в дизайне – это наиболее важные и основные понятия, определяющие процесс проектирования, его результат и деятельность дизайнера. Проектный образ появляется в результате проектного поиска, в процессе которого формируется основной замысел проекта. Идеальность, целостность и осмысленность - основные характеристики проектного образа в дизайне Проектируя предметы, дизайнер моделирует различные ситуации их функционирования в среде жизнедеятельности человека. Функции эти многообразны, и, чтобы нарисовать функциональный «портрет» предмета, необходимо их как-то типизировать. Для этого нужно рассмотреть три подсистемы, которые входят в систему жизнедеятельности человека. Подсистема «человек-вещь-среда». В ней совершается взаимодействие человека и среды (или природы, в широком значении слова): человек преобразует среду и адаптируется к ней. Вещь, как промежуточное звено в отношении человека и среды, принимает на себя инструментальную и адаптивную функции. Подсистема «цель-вещь-результат». В ней осуществляется процесс целеполагания и достижения целей. Люди являются носителями целей, а вещи опосредуют результат, выполняют результативную функцию в этом процессе. Например, цель - обогреть помещение, в котором живет или работает человек. Вещь – обогреватель, который проектирует и изготавливает человек. Результат – повышение температуры в данном помещении. Подсистема «индивид-вещь-общество». Основной процесс здесь - интеграция индивидов благодаря которой человек предстает в своей родовой сущности (как представитель рода). Вещь, опосредуя этот процесс, оказывается носителем и выразителем интегративной функции. Например, родовой герб феодала, в котором, как правило, зафиксировано достижение самого выдающегося представителя этого рода. По гербу определяют представителей всего рода, а иногда всего общества этой страны или земли. Государственный флаг и другие знаки государственной власти, символы веры, фирменные знаки международных корпораций и т.д. Морфология – в дизайне наука о форме и строении объектов архитектурного и дизайнерского проектирования, которая исследует закономерности их объемно-пространственной организации и формообразования. Большая часть окружающего нас мира, состоит из объектов, обладающих одним основным свойством – формой, то есть определенными геометрическими размерами и очертаниями, устройством частей и общим их расположением. Форма может быть результатом одного из следующих четырех видов процессов: -неуправляемые процессы, когда форма зависит только от условий окружающей среды, например, образование булыжника, гальки, вулканических каскадов, очертаний излучин рек и т.д.; -процессы, подчиняющиеся физическим или химическим процессам, а так же условиям окружающей среды, например, образование кристаллов, льда и сталактитов, слюды и рисунков на замершем оконном стекле; -процессы, управляемые генами и условиями окружающей среды, например, живые организмы - кедровая шишка и цветок, медуза и черепаха, слон и человек; -процессы, регулируемые желаниями людей или инстинктами животных и условиями окружающей среды, например курганы и крепостные стены, ювелирные и промышленные изделия, плотины бобров и птичьи гнезда. Формообразование в природе и дизайне имеет принципиальное различие - человек предполагает конечный результат своей деятельности, осуществляет ее осознанно. Также осознанно он может изучать формы, созданные природой и осуществлять конструирование объектов на основе геометрических тел и природных форм. Благодаря этому конструкции машин и предметов отличаются красотой и целесообразностью формы. Конструирование на основе природных форм называется бионическим. В процессе проектирования предмета дизайнер определяет его строение, структурную форму, организованную в соответствии с предполагаемыми функциями, материалом и способом изготовления. Сегодня одной из задач дизайнера становится учет динамики изменение форм и структур в зависимости от возможных изменений внешних условий их существования и эксплуатации. Форма предметов несет в себе помимо функциональных, конструктивных, эргономических, технологических, тектонических особенностей еще и информативность, социальную принадлежность, смысловую содержательность. Выделяют две стороны морфологической структуры предмета пространственную и функционально-техническую. Технологическая формазавершает список категорий проектирования. Она определяет предмет и задачи технологического проектирования как одной из составляющих дизайн-деятельности. Основная задачатехнологического проектирования - воплотить морфологический образ вещи в материале и посредством определенной промышленной технологии. Отсюда пристальное внимание к технологиям в дизайне как совокупности знаний об избранных способах и средствах проведения производственного процесса. Технологический процесс как таковой может служить объектом самостоятельной дизайнерской разработки в случае, если достижение запроектированного результата невозможно с применением старой технологии. Технологическая форма как предмет дизайн-деятельности и есть то связующее звено между морфологическим образом и промышленной технологией. Здесь осуществляется органическое единство обеих сторон. Технологическая форма должна быть художественно осмысленна и войти в общую дизайн- концепцию, в целостный художественный образ вещи. Ярким примером, раскрывающим принцип художественной технологии, является древнейшее искусство художественной обработки швов в одежде, сшитой из кусков шкуры. Украшениями таких одежд становились швы, в которых применяли цветные вставки из ярки окрашенных кусков кожи.
Дата добавления: 2014-05-20; просмотров: 823; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |