Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Процесс художественного проектирования. Стратегия и тактика в дизайн-проектеФундаментальной категорией, определяющей процесс проектирования, является цель проекта. От целей зависят направление и содержание процесса, используемые методы и средства. В каждом конкретном случае обычно преследуется множество целей, субординируемых по значимости. Одни задаются извне, например, заказом на разработку, другие - ставит сам дизайнер; одни определяются с самого начала, другие - появляются по мере развития процесса проектирования. Но все они, учитываются, и в проекте устанавливается некоторое равновесие решений, отражающее поставленные цели. Круг целей, реализуемых дизайнером в процессе проектирования предмета, в общем виде предопределен самой природой дизайна. Цели дизайнерского проекта структурированы категориями «образ», «функция», «морфология», и «технология», поэтому технологическое, морфологическое, функциональное и художественно-образное проектирование в дизайне выступают единым блоком, они тесно сплавлены между собой. С этой точки зрения дизайн-процесс может быть определен как переход предмета из одного состояния в другое. Действительно по мере разворачивания дизайн-процесса, предмет трансформируется, обретая все большую определенность и черты материальности. Проблемы переводятся в решения, потребности - в инструмент их удовлетворения, целевые свойства - в реальные, производственные условия - в технологическую форму вещи, законы формообразования - в характеристики материальной формы, культурные нормы - в художественный образ, законы проектирования - в его продукт. В процессе становлении и развитии предмета велика роль дизайнера. Цели, потребности, проблемы, условия, ограничения пропускаются через призму его сознания и мироощущения; более того, дизайнер сам активно формирует их. Здесь главным становится вопрос: как подходить к объекту. Подход этот обусловлен, прежде всего, профессиональной идеологией дизайнера - совокупностью идеалов, целей, норм, принципов дизайнерского проектирования. Все это определяется общим мировоззрением, которое включает идеологические, философские, эстетические, этические и др. принципы. Профессиональная идеология дизайнера отражается и фиксируется в некоей шкале профессиональных ценностей, материализованной конкретными историческими произведениями дизайна, - культурными образцами, эталонами профессионализма (иконы дизайна). С ними дизайнер соотносит объект своей работы, сообразно им ставит задачу и т.д. Свод профессиональных принципов и ценностей, а также их конкретное содержание в сознании каждого дизайнера индивидуальны. Своеобразие это проявляется в форме особой, осознанной или неосознанной, концепции дизайн-деятельности и характеризует специфическую социально-культурную позицию дизайнера, которой и определяется главная тема его творчества. Разумеется, позиция и тема со временем могут изменяться, что прослеживается в творчестве многих известных дизайнеров. Встреча дизайнера с каждым новым объектом проектирования -это продолжение его темы; частный объект в этом смысле служит поводом, материалом для ее раскрытия. Это обстоятельство очень важно для понимания дизайн-процесса, как точки, где предмет и дизайнер приходят в соприкосновение и взаимодействие. Дизайнер со своей социально-культурной позиции выявляет потребности в том или ином предмете. Так в свое время американские дизайнеры доказали всему миру, что в каждом большом пакете стирального порошка должна лежать ложечка, тем самым обеспечили себя работой по проектированию этой мерительной ложки. Проектная ситуация в конечном счете создается самим дизайнером. На этой почве формируется концепция любой вещи и ее проектный замысел - общее представление о том, каким должен стать предмет в результате разработки. Процесс дизайнерского проектирования выглядит как рождение, развитие и воплощение замысла. В силу специфики художественного мышления дизайнера первоначальный проектный замысел уже содержит в себе некий образ предмета, очерчивает поле возможных его трансформаций. Этот образ дизайнер видит перед собой в каждой точке дизайн-процесса. На основе его проводятся исследовательские и конструкторские работы, уточняется тема образа, опосредованная главной темой творчества дизайнера, возникают конкретные проектные идеи в отношении функциональных, морфологических и технологических характеристик вещи, словом - образ конкретизируется либо корректируется, но по-прежнему, как путеводная звезда, направляет действия дизайнера к конечной цели. В дизайн-процессе большую роль играет стратегия и тактика. Каждый конкретный проект - всегда новая задача, требующая понимания общего направления развития проектной идеи, прогнозирования сроков и объемов работы. Степень сложности проекта, специфика объекта, личные качества дизайнера, отведенный срок работы - все это требует конкретного планирования процесса, даже если дизайнер при этом ориентируется на заданную общую нормативную схему. Порядок основных действий по достижению намеченных целей составляет проектную стратегию. Особенно стратегия необходима, когда объект велик или сложен, требует координации работы разных упреждений и предприятий, когда предусматривается поэтапная реализация проекта в течение нескольких лет. Стратегии делятся на: - заранее известные или заданные процессом проектирования или производства; -оперативные, разрабатываемые конкретно для сложившейся проектной ситуацией; - импровизированные, характеризующиеся отсутствием заранее разработанного плана действий. Она основана на том, что дизайнер, имеющий богатый опыт, может найти решение проблемы с самой неожиданной стороны. В дизайне используется и тактика – оперативное изменение отдельных сторон разрабатываемого объекта в связи с появившимися уточнениями условий проектирования.
Дата добавления: 2014-05-20; просмотров: 722; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |