Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Маржинализм. Австрийская школа предельной полезности (II половины XIX века)

Читайте также:
  1. Австрийская школа маржинализма
  2. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ИЛИ БЮРОКРАТИЧЕСКАЯ ШКОЛА.
  3. Административная школа управления.
  4. АКАДЕМИЧЕСКАЯ ШКОЛА ХVIII ВЕКА
  5. Американская школа маржинализма.
  6. Английская документальная школа подготовила почву для рождения жанра художественно-документального кино, позже занявшего главенствующее место в английском кинематографе.
  7. Антиохийская школа
  8. Во всем присутствовал культ полезности , ибо пафос Рима имел конкретную основу, то был пафос государственности , перерастающий в пафос мирового господства.
  9. Вопрос 2. Кардиналистская и ординалистская теории полезности
  10. Вопрос 2. Меркантилизм – первая научная экономическая школа

В определенный момент эволюции немецкой культуры наметилось обращение к народной поэзии, фольклору, народной песне и сказке. Истоки этой тенденции восходят к концу XVIII века, прежде всего к деятельности Иоганна Гердера, собравшего и опубликовавшего в немецком переводе сборник «Голоса народов в песнях». В него входили песни разных народов, в том числе южнославянских. Это издание стало импульсом дальнейшей деятельности в том же направлении уже в сфере немецкого национального фольклора. Она была связана с кружком гейдельбергских (город в Германии Гейдельберг) романтиков, объединившим в 1800х годах поэтов и литераторов.

Арним и Брентано

В 1806-1808 годах Арним и Брентано издали сборник немецких народных песен «Волшебный рог мальчика». Этот сборник стал событием в культурной жизни Германии. Через несколько лет за «Волшебным рогом мальчика» последовал сборник сказок братьев Гримм, полагавших, что «истинная поэзия всегда связана с жизнью, ибо из нее возникает и к ней возвращается».

Гейдельбергские романтики утвердили новое, поэтическое переживание жизни, в корне отличное от универсализма Рунге, и от философского ее осмысления Фридрихом, и от ретроспективизма назарейцев. Это новое миросознание определило тематический репертуар, образы и стиль в изобразительном искусстве и полнее всего оно представлено в творчестве художников, которых часто называют поздними романтиками или постромантиками, - Людвига Рихтера и Морица фон Швинда.

Адриан Людвиг Рихтер

Адриан Людвиг Рихтер (1803-1884)(Германия) был учеником и позже профессором Дрезденской Академии художеств, а в течение ряда лет – учителем рисования на Мейссенской фарфоровой мануфактуре. Бывал в Италии, где был связан с кругом назарейцев. Уже тогда он искал свой путь – обращение к реальности, преображенной и просветленной поэтической фантазией. Путь искусства, способного найти отклик в душе каждого человека. «Искусство для народа, а иначе – к чему оно?» - писал он в юношестве.

С творчеством Рихтера в немецкое искусство вошло сочетание «поэтического и ежедневного» - проникновенная любовь к родной природе, тонкое ощущение ее прелести, сочувственное внимание к жизни связанных с нею людей. Все это с особенной полнотой воплощено в одной из самых известных картин художника – «Переправа у Шрекенштейна» (1837). Вид Эльбы, не лишенный торжественности благодаря симметрично обрамляющим ее возвышенностям, исполнен спокойствия и проникнут мирным настроением тихого вечера. Даже в темном утесе с руинами замка нет ничего пугающего вопреки названию («Шрекенштейн» - «скала страха»). Здесь нет сложности, бесконечной глубины искусства Фридриха, но есть поэтическое переживание родной природы и мирно текущей в ней жизни. В картине человек и природа сливаются и дополняют друг друга.

«Маленький пруд в Исполиновых горах» (1839) – едва ли не лучшая живописная работа Фридриха. В картине «Геновева в лесном уединении» (1839-1841) Рихтер обратился к старой легенде о пфальц-графине Геновеве, оклеветанной перед мужем и изгнанной со своим ребенком в лес, где ее оберегали дикие звери, так что он стал для нее спасительным убежищем. Позже, когда ее невиновность была доказана, Геновева была возвращена в замок. Эта легенда была очень популярна в среде романтиков.

Совершенно особенной областью творчества Рихтера была его графика. С 1836 года он много и плодотворно работал иллюстратором, обращаясь к самым различным текстам. Но особенно прославился иллюстрациями немецких народных сказок и гравюрами на дереве для так называемых «семейных книг» с картинками, объединенными весьма характерными общими названиями: «Для дома», «Новый букет для дома», «Поучения и наставления», «Воскресенье» и т.д.. в этих книгах с особой задушевностью и подчас острой наблюдательностью художник воплотил повседневное существование мелких бюргеров, ремесленников, крестьян, их нехитрый быт, занятия, развлечения, радости, огорчения в смене времен года и дня, в тесном, но уютном домашнем мире или на фоне столь же уютных, чуть стилизованных пейзажей. Рисунок отличался простотой, но не примитивностью, был не чужд элементам гротеска, благодаря чему образы его гравюр никогда не приобретают сентиментальный или слащавый характер. Графические работы Рихтера имели огромный успех. Стиль этих работ получил развитие в искусстве многих более поздних художников.

 

Именно в графике Рихтера особенно ощутим дух бидермайера – культурно-художественного направления, чрезвычайно характерного для искусства Германии и Австрии. Хотя и его сказочные произведения наполнены светлым идиллическим настроением, образом желанного мира.

 

Рисунок 1 Швинд - Семь ворон (не уверена)
То же самое можно сказать о многих произведениях Морица фон Швинда (1804-1871)(Австрия). Родился он в Вене, и с этим обстоятельством часто связывают жизнерадостный характер его искусства, который охотно идентифицируют с «венским» образом жизни. В юности дружил с Шубертом. В Венской, а затем в Мюнхенской академиях Швинд был воспитан в духе назарейской эстетики, но в дальнейшим это мало повлияло на его искусство. В итоге он стал профессором Мюнхенской академии и считал, ч то художник неминуемо собьется с пути, если забудет родной язык.

Мориц фон Швинд

Швинд работал в различных жанрах и техниках (монументальные росписи, витражи, живописные и графические иллюстрации к немецким сказкам, бытовые сцены современной жизни) и всегда выделялся тем, что был занимательным рассказчиком, притом очень популярным и плодовитым.

Не лишенный композиционной фантазии, он в большинстве своих работ остается рисовальщиком. Его произведения подкупают живостью повествования и беззаботно радостной интерпретацией сюжетов и образов. Стихия Швинда – сказка, с нею связаны лучшие его произведения – живописные циклы «Золушка» (1850) и «Сказка о семи воронах» (1857-1858). Оттенок сказочности Швинд вносит и в некоторые жанровые сцены, в частности в автобиографическую картину «Свадебное путешествие», написанную 20 лет спустя после этого события его жизни, дополнившего его некоторыми воображаемыми элементами и уделившего большое внимание «пряничной» архитектуре старого Мюнхена.

В картине «Прощание на рассвете» Швинд вновь обращается к эпизоду из собственной жизни, когда он покинул отчий дом. Сюжет чрезвычайно характерный для немецкой литературы. Картина очень тонкая по настроению. Одна из самых поэтичных работ Швиндта – «Утренний час» (1858), изображающая его дочь Анну у открытого окна. Пространство интерьера широко развернуто на зрителя, а многочисленные предметы быта рождают ощущение мирного домашнего уюта. Именно это ощущение особенно специфично для культурно-художественной тенденции в немецком и австрийском искусстве бидермайера.

Шеффел

В 1848 году в мюнхенской газете «Летучие листки» были опубликованы 2 стихотворения Шеффеля – «Вечернее уютное времяпрепровождение Бидермана» и «Сетования праздного Мейера». Из этих названий, использовав существительное «бидерман» (от нем. «добропорядочный человек») и фамилию Мейер, два человека – врач Кусмауль и юрист Эйхордт – составили псевдоним, под которым они публиковали наивные и благодушные стихи Заутера, а заодно и свои собственные в мюнхенских сатирических журналах.

Бидермайер

Стихи Бидермайера, которые публиковались между 1854 и 1857 годами, в восприятии современников и последующих поколений олицетворяли умонастроение немецких обывателей между Венским конгрессом и мартовской революцией 1848 года - их умеренность, ограниченность, благодушие, а главное – боязнь всяких изменений и потрясений.

Этим термином определялись и определяются многие явления немецкой и австрийской литературы и изобразительного искусства, развивающиеся преимущественно с 1820х годов, особенно в таких художественных центрах, как Мюнхен, Берлин, Гамбург, Вена. Верхняя граница развития этого явления простирается в некоторых случаях до 1870х годов.

На протяжении нескольких десятилетий бидермайер (в широком значении) охватывает разнообразные сферы культуры, включая образ жизни, манеру поведения. В то же время его не всегда удается обнаружить в «чистом виде» и определить его взаимоотношения с другими тенденциями эпохи.

Бидермайер связан с романтизмом, но отличается от него ограниченностью и узостью проблематики. Сфера интересов этого искусства сосредоточена на узком пространстве частной жизни, сведена к повседневности. Герой бидермайера довольствуется малым, но это малое поэтизируется и приобретает идиллический характер. В этом бидермайер и соприкасается с романтизмом. Вместе с тем, обращение к предметному миру – к натуре, несет в себе если не черты, то предощущение реализма. Правомерно рассматривать бидермайер как явление переходное от романтизма к реализму и как самостоятельный культурно-художественный феномен.

Ни в одной стране бидермайер не получил столь широкого распространения и не сохранял так стойко свои позиции на протяжении сравнительно долгого времени, как в Германии.

Границы бидермайера достаточно подвижны и нет непроходимой грани между ним и искусством назарейцев или реалистов. Бидермайер – открытая структура, допускающая весьма широкие возможности взаимодействия с другими творческими устремлениями эпохи.

Многообразен репертуар традиций, к которым обращаются художники бидермайера, - от голландской живописи XVII века и искусства рококо и сентиментализма до классицизма и ампира. В этом многообразии можно убедиться, сопоставив образно-стилистические истоки бидермайера с его заключительными фазами.

К первым относят творчество одного из самых поэтичных и своеобразных художников первой половины XIX века – Георга Фридриха Керстинга. Воспитанник Копенгагенской Академии художеств, он в 1808 году поселился в Дрездене, где сблизился с Фридрихом. Керстинг писал пейзажи в духе Фридриха, но значительно более оригинальны так называемые «интерьерные» или «комнатные» портреты: «Каспар Давид Фридрих в своей мастерской» (1811), «Герхардт фон Кюгельхен за письменным столом» (1811) – в этих небольших картинах интерьер и фигуры равнозначны, специфически портретные задачи как бы уступают в них место поразительному умению художника воссоздать общую поэтическую атмосферу комнаты, одухотворенной присутствием человека, его мыслями и делами, казалось бы будничными, повседневными, но рождающими особую эмоциональную ауру. В них есть чувство защищенности, очень важное по смыслу, особенно если принять во внимание время создания, как и чуть более поздняя «Вышивальщица» (1812), исполненная тончайшего поэтического очарования. Тревоги и волнения войны остаются за пределами замкнутого пространства его интерьеров. Свет играет важнейшую роль в передаче эмоциональной атмосферы. В интерьерах господствует ясная прозрачная гармония, а сам быт как бы поэтически очищается. И в этом отличие картин Керстинга от предметной избыточности большинства интерьеров бидермайера.

Особенное развитие получает в бидермайере бытовой жанр, который нередко взаимодействует с историческим и портретным (групповые, семейные в интерьере или на фоне приветливых пейзажей, воспевающие домашний уют, радость, семейные добродетели). Образы детей часто главенствуют - «Детский портрет» (1850) руки Фердинанда фон Райски, «Семейный портрет» (1821) Карла Бергаса или «Семья нотариуса Ж.А.Эльтца» (1835) Фердинанда Вальдмюллера.

Нередко исторические картины приобретают бытовой оттенок бидермайера – «Портрет императрицы Александры Федоровны» (1836) Франца Крюгера (Германия. Работал в России и Пруссии).

В плане пейзажа для бидермайера характерны городские виды – «Парохиальштрассе в Берлине» (1831) Эдуарда Гертнера (Германия) или удивительный по стремительности перспективного сокращения «Вид на Колнерхофгассе в Вене» (1833) Алоиза фон Саара. Интерьерный характер приобретают часто пейзажи уютных цветущих садов и палисадников. Более масштабные виды встречаются реже, но и в них обычно проявляется стремление ограничить пространственные параметры композиций, даже в горных ландшафтах – «Вольфгангзее» (1835) Фердинанда Георга Вальдмюллера (Австрия). Самого значительного австрийского живописца этого времени.

Натюрморт получил широкое распространение в искусстве бидермайера. Многие натюрморты, особенно цветочные, связаны с голландской и фламандской традицией, но некоторые обнаруживают большое своеобразие, а порой неожиданную экспрессию – парные картины неизвестного венского мастера «Стол рождественских

Рисунок 3 А. фон Саар - Вид на Колнерхофгассе в Вене
подарков для девочки» и «Стол рождественских подарков для мальчика» (ок. 1835-1840).

Рисунок 4 Вальдмюллер - Вольфгангзе
Наиболее полным выражением мира бидермайера стало творчество мюнхенского художника Карла Шпицвега. Не получил специального образования и только в 25 лет решил заняться искусством. Отсутствие академической выучки способствовало его самостоятельному развитию. Шпицвег был искусным рисовальщиком, о чем свидетельствуют не только его многочисленные иллюстрации в мюнхенских «Летучих листках», но и его живопись. Вначале несколько суховатая, она в дальнейшем обнаруживает растущее внимание к цвету и световым эффектам, большую мягкость исполнения. Обычно его картины бессюжетны и посвящены несложным эпизодам жизни мелких бюргеров. Его герои - чаще немолодые, одинокие, чудаковатые люди, беспомощные перед жизненными ситуациями, но преданные своим увлечениям и привязанностям («Друг кактусов», «Книжный червь»). Шпицвег подчеркивал забавные, комические или убогие черты облика своих героев.

Рисунок 5 Гертнер - Парохиальштрассе в Берлине
С течением времени живописная манера художника становится более свободной, а цветовые отношения – многообразными. Нередко пишет жанровые сцены на фоне пейзажей («Друзья юности», ок.1855).

В творчестве Шпицвега развитие бидермайера завершается на иронической ноте, вероятно в силу сознания того, что его время давно миновало.

Маржинализм. Австрийская школа предельной полезности (II половины XIX века).


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Бидермайер в Германии, Австрии, Дании | хозяйственное благо – это то благо, количество которого, доступное нашему распоряжению меньше, чем потребность в нём

Дата добавления: 2014-05-28; просмотров: 702; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.004 сек.