Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Во всем присутствовал культ полезности , ибо пафос Рима имел конкретную основу, то был пафос государственности , перерастающий в пафос мирового господстваСтановление и развитие материальной культуры Древнего Рима . Римская империя в ходе своего существования прошла сложный путь развития. Сначала- небольшая олигархическая республика на берегах Тибра, затем хозяин всей Италии. и наконец, огромная держава, поглотившая все Средиземноморье, весь античный мир. Римская культура имела свой особый характер, отличающий ее от греческой. Римляне были людьми расчетливого, ясного и практичного ума, они руководствовались больше разумом, чем чувствами. Римская империя держалась на армии, власть находилась в руках военачальников. Города строили по образцу военных лагерей. Наибольшего расцвета римское искусство достигает в период правления императора Августа. В этот же период получает развитие градостроительство. Весь город был разделен на округа и кварталы. Для охраны от пожаров он ввел ночную стражу. Благоустройство великого города и великого государства- основная задача Августа. Построено множество общественных зданий, начато строительство форума. Построены храмы Апполона и Марса. Были приведены в порядок или построены дороги. Священные постройки, рухнувшие или сгоревшие, были восстановлены. К этому времени относится начало римской государственности и знаменитого римского права, архитектуры и искусства. Все сооружения отвечали своему назначению, выражали в то время последнее слово техники, и их несколько тяжелая величавость отличала зародившийся римский стиль от эллинского. То было умелое развитие уже найденных архитектурных форм в соответствии с новыми потребностями. Также в жизнь Рима вошли и прочно прижились такие сооружения как триумфальная арка, коллизей, терма, акведук. Архитектура достигла небывалых успехов как в ее строительно-инженерном, так и в ансамблевом выражении. Новым было у римлян и их понимание взаимосвязи художественной формы и пространства. Предельно компактные, концентрические в своей сущности формы классического Парфенона не исключали, а напротив, выражали открытость здания просторам, окружавшим Акрополь. В римской архитектуре, поражающей обычно своими ансамблевыми размахами, предпочтение отдавалось замкнутым формам. Зодчие любили псевдоперипетры с колоннадой, наполовину утопленной в стену. Если древнегреческие площади всегда были открыты пространству, подобно Агоре в Афинах или других эллинистических городах, то римские либо обносились, как форумы Августа или Нервы, высокими стенами, либо устраивались в низинах.
Если для греков понятие внутреннее пространство помещения было еще незнакомым понятием, т.к. в нем не было потребности , то римляне начинают работать над его созданием. Лучшим примером тому служат жилые постройки в Помпеях. Интерес представляет дом Тибуртина и Веттиев. К основным помещениям городского жилого дома с богатой расчлененной планировкой относится атрий (холл) , из которого открывается таблинум- трапезная, а позади таблинума расположен сад, окруженный колоннами - перистиль. Жилые комнаты для женщин и мужчин группировались вокруг этих основных помещений. Такая планировка отличалась от планировки греческого дома, где все помещения находились по двум сторонам основной оси, чередуясь в геометрическом порядке. Другим типом римского дома была загородная вилла, которая строилась в живописной местности , в рощах, ее окружали прудами, фонтанами, садами. Как правило, дома были одноэтажными. Внутреннее оформление домов было очень богатым , полы мраморными или из цветной мозаики, стены украшались яркой декоративной росписью, создавая иллюзию расширения внутреннего пространства узких темных комнат (помпейские фрески). Широко использовались ковры и различные драпировки (занавеси, шторы). Важным элементом жилища была мебель, схожая с греческой времен Александра Македонского. Существенной новинкой по сравнению с Грецией было использование в римской мебели пластичных украшений. Основными элементами орнаментики в эпоху Августа были растительные орнаменты. Орнаментика была часто символической и богата аллегориями. У римлян впервые встречается осознанная стилизация. К способам декоративного оформления относилась резьба, гравировка, роспись, позолота, инкрустация. В обиходе были различные типы мебели, отвечающие разнообразным запросам. Римские ремесленники достигли удивительного мастерства в изготовлении мебели. В поисках величавости , сочетающейся с ясностью замысла , римское зодчество сумело создать на греческих образцах нечто свое. Примером тому служит триумфальная арка, запечатлевшая триумф полководца-победителя. Дух Рима был отличен от духа Эллады. Римское зодчество решало новые задачи, которые определяли сущность римского строительного искусства. Одним из величественных сооружений римской архитектуры следует считать Пантеон, созданный греком Апполодором из Дамаска. Пантеон-это храм всех богов, покровителей императорского дома. Пантеон- купольный храм, диаметр круглого здания 43.5 м.-равен его высоте, толщина стен достигает 6 м. Такая кажущаяся тяжеловесность искупается небывалым простором внутри храма. Царство света- свет льется из 9-ти метрового отверстия в куполе. Греция не знала такого сферического охвата пространства. Конкретность и выразительность отличительная черта римской портретной скульптуры. Римский портрет связан с этрусским и эллинистическим, он предстает перед нами в ярко индивидуализированном виде, обнажая внутренний мир изображаемого человека. Римский портрет-это история Рима. В этом ряду примечательны скульптурные портреты императоров Рима. Скульптурный портрет Тиберия в молодые годы. Облагороженный образ, но безусловно индивидуальный. Что-то несимпатичное, презрительное проглядывает в его чертах.. Полностью разоблачителен портрет приемника Тиберия Калигулы, убийцы и истязателя, к конце концов заколотого своими приближенными, жуток его пристальный взгляд, нет и не может быть пощады от этого молодого властителя с наглухо сжатыми губами, невольно начинаешь верить всем рассказам о его злодеяниях. Стиль римского скульптурного портрета менялся вместе с мироощущениями эпохи. Документальная правдивость, парадность, доходящая до обожествления, самый острый реализм, глубина психологического проникновения преобладали в нем, но в нем не иссякала изобразительная мощь. В произведениях древних римлян, в отличие от греков, преобладали символика и аллегория. Соответственно пластические образы эллионов уступили у римлян место живописным, в которых преобладала иллюзорность пространства и формы -- не только во фресках и мозаиках, но и в рельефах. Изваяния, подобные Менаде Скопаса или Нике Самофракийской, уже не создавались, зато римлянам принадлежали непревзойденные скульптурные портреты с исключительно точной передачей индивидуальных особенностей лица и характера, а также рельефы, достоверно фиксировавшие исторические события. Римский мастер в отличие от греческого, видевшего реальность в ее пластическом единстве, больше склонялся к анализированию, расчленению целого на части, детальному изображению явления. Грек видел мир как бы сквозь все объединявшую и связывавшую воедино поэтическую дымку мифа. Для римлянина она начинала рассеиваться, и явления воспринимались в более отчетливых формах, познавать которые стало легче, хотя это же приводило к утрате ощущения цельности мироздания. Пластичные формы греческих атлетов всегда представлены открыто. Образы, подобные молящемуся римлянину, набросившему на голову край одеяния, большей частью заключены в себе, сосредоточены. Римские мастера в скульптурных портретах концентрировали внимание на личных, индивидуальных особенностях человека.
Строить и устанавливать римский порядок-это основная миссия римлян. В том, что касается строительства - эта миссия была выполнена. Система римских архитектурно-пластических образов глубоко противоречива. Компактность форм в них только кажущаяся, искусственная, вызванная, видимо, подражанием классическим образцам эллинов. Отношение римлян к форме, объему, пространству совершенно иное, нежели у греков, основанное на принципе прорыва границ и рамок, на эксцентрической, а не концентрической динамике художественного мышления. В этом смысле римское искусство -качественно новый этап эстетического освоения человеком реальности. Тяготение римских художников к классическим эллинским формам, вызывающее ощущение двойственности римских памятников, воспринимается сейчас как проявление своего рода реакции на заявлявшие о себе новшества. Осознанная римлянами утрата цельности художественных форм нередко заставляла их создавать постройки громадные по размерам, порой грандиозные, чтобы хоть этим восполнить противоречивость или ограниченность образов. Возможно, именно в связи с этим римские храмы, форумы, а нередко и скульптурные произведения значительно превосходили размерами древнегреческие. К 3 веку что-то надламывается в искусстве античного мира, скудеет мастерство, и вместе с тем очевидны поиски нового идеала красоты, отвечающего новому мироощущению. Римская империя постепенно утрачивает свое могущество. Заканчивается целая историческая эпоха, ей на смену идет новая общественная формация -феодальная. В 313 году гонимое христианство признается государственной религией в римской империи, а к концу 4 в. оно становиться господствующей. В 395г. Римская империя распалась на западную- латинскую и Восточную - греческую. В 476 году Западная римская империя пала под ударами германцев. Наступила новая эпоха-эпоха средневековья.
В глоссарий:стилизация, атрий, таблинум, терма, акведук, арка
Дата добавления: 2014-03-15; просмотров: 676; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |