Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
ЧЕЛОВЕК КАК ЛИЧНОСТЬГлава 1. Личность: основные понятия. Индивид, индивидуальность, личность – все эти понятия конкретизируют понимание человека как существа, способного усваивать и создавать культуру. Понятие индивид означает принадлежность человеческого существа к человеческому роду и не включают конкретных социокультурных и психологических характеристик. Это предельно простое и абстрактное определение человека – человек в толпе. Индивидуальность – это характеристика специфики уникальности человека, характера неповторимости его социокультурного бытия. Индивидуальность выводит человека за пределы единичности, сопоставляет его с другими. Человек, поскольку мы его знаем, т.е. отличаем от других – уже индивид. Собственно личность – это характеристика, которая подчеркивает в человеке способность самоопределения, выстраивания своей жизненной траектории (судьбы) в составе культуры. Не все люди обладают такой способностью. Поэтому не всякого человека мы называем собственно личностью, т.е. личностью в актуальном смысле, хотя всякий способен потенциально ею стать. Личность – это указание на осознанное волевое начало в человеке, способность осмысленно определять свою жизненную стратегию, включая решение повседневных задач в состав обширных жизненных перспектив. Глава 2: Условия формирования личности. Формирование личности человека – это введение культуры в человека, т.е. путь «извне – вовнутрь». Культура складывается из двух компонентов: орудия труда и способы общения, благодаря которым люди обучаются использованию этих орудий труда. Поэтому формирование личности – это обучение индивида владению орудиями труда (как практическими, так и теоретическими) в процессе общения с другими, старшими людьми, которые уже обладают знаниями по использованию орудий. «Человек в мире вещей» и «человек в мире других людей» - это основной контекст формирования личности. Здесь происходит усвоение индивидом коллективного опыта, т.е. культуры. Этот процесс называется процессом социализации. Социализация складывается из двух кругов: · Малая социализация – усвоение индивидом опыта культуры через общение с первичным, узким кругом людей, которые окружают его изначально и непосредственно (родители, родственники, ближнее окружение в виде соседей, знакомых). · Большая социализация – результат вхождения человека в круг общечеловеческой культуры, усвоение тех элементов коллективного опыта, который может быть пережит человеком не практически и лично, а только теоретически, опосредованным путем. Если малая социализация в значительной степени строится несистематически, возникает из самого контекста повседневной жизни и не предполагает каких-либо специальных социальных институтов и учреждений, то большая социализация осуществляется при посредстве социальных институтов по формированию личности (школа, университет), строится систематически, с опорой на специальные методики усвоения опыта. Процесс социализации не является одномоментным, он складывается из ряда этапов и никогда не является завершенным до конца. Пока человек жив, он развивается как личность. Хотя не все люди проходят этот цикл полностью. Глава 3. Историческая типология личности Типология – это классификация, основанная на выделении и сопоставлении конкретных явлений по какому-то характерному признаку. Типологию личности можно строить исторически, т.е. через рассмотрение форм личности, человеческих типов, возникающих по ходу развития культуры, соответственно объему того коллективного опыта, который человек должен усвоить, чтобы стать личностью. Типологию личности можно строить психологически – как проявление различных, но одновременно сосуществующих форм личностного развития людей. в современных условиях. Становление личности – это усвоение конкретных компонентов и фрагментов культуры, рассеянных во всем ее пространстве, т.е. собирание индивида из культуры путем движения «извне – вовнутрь». Это справедливо и в индивидуальном и в общественном смысле. В процессе истории культура создается, накапливается, а потом, по ходу формирования личности постепенно концентрируется в человеке. Этапы такой концентрации создают исторически конкретные типы личности, которые сменяют друг друга по мере общеисторического процесса. Принято выделять исторические типы личности соответственно общественно-экономическим формациям. Первобытная личность – это личность бывает только по названию, фактически это индивид, поскольку основные компоненты культуры пребывают как бы вовне человеческой особи, они являются достоянием не человека, а первобытной общины. Человек здесь сведен к исполнению социальной функции в структуре племени. Личности здесь фактически нет, о чем свидетельствует тот факт, что у древних людей отсутствовали имена собственные (люди назывались соответственно своей социальной роли, например: Соколиный глаз), а также, что люди постоянно изменяли свои имена, переходя из одной группы в другую. Античная личность характеризуется процессом превращения индивида в индивидуальность. Личность еще не выработалась – это процесс отделения человека от его общественной структуры в полисе, древний грек стал индивидом. Однако замкнутость полиса и ограниченность его коллективного опыта, не позволили индивидуальности античного человека превратиться в личность, об этом свидетельствует тот факт, что античные скульпторы умело моделировали тело человека, но не знали жанра портрета, т.е. не умели подчеркивать личностные свойства. Античная трагедия фиксирует трудности процесса становления личности, в процессе ее выделения из предписанной полисом ее социальной роли. Личность эпохи Средневековья продолжает формироваться в условиях традиционной культуры. Но здесь впервые человек включается в общечеловеческую культуру. Однако это включение осуществляется лишь идеально, духовно, тогда как реально и практически человек остается встроенным в традиционную общину. Поэтому структура средневековой личности, во-первых, более сложна, и, во-вторых, двойственна. Человек разделяется между идеалом христианского поведения и реальной мирской ограниченностью. Поскольку человеческое начало в человеке это включение в общечеловеческую культуру, то человек чем больше осознает себя человеком, тем больше он переживает свое несовершенство. Поэтому человеческое начало в человеке в этот период выражается в аскетизме, омертвление плоти, в отказе от себя. В Новое время, по ходу формирования рыночных отношений, т.е. в эпоху капитализма начинается процесс распада традиционной культуры и выделения изолированного человеческого индивида. Возникает автономная буржуазная личность, главным стимулом которой становятся достижение жизненного успеха и материального благополучия. Это в определенной степени раскрепощает человека, но в процессе дальнейшего развития капитализма, особенно по ходу промышленной революции между человеком и культурой нарастают противоречия: мировой рынок и развитие науки создают колоссальное культурное богатство, но применительно к человеку углубляется разделение труда: человек все больше становится узким специалистом и одновременно утрачивает ориентацию в культуре. В 20-м веке такая тенденция порождает у современного человека разного рода психологические кризисы (описанные у Э.Фромма) и ведет к распаду личности, т.е. к антропологическому кризису современности. На повестке дня стоит задача формирования личности нового типа, адекватного сверхсложности всей современной культуры.
Дата добавления: 2014-07-11; просмотров: 352; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |