Я-образ – установочная система, обладающая 3-мя компонентами: когнитивный (знания о самом себе), эмоционально-аффективный, поведенческий.
Я-образ включает 4 уровня:
Неосознанное переживание в виде установки самочувствия и эмоционального отношения к себе. Принятие, самопринятие.
Осознание и самооценка отдельных свойств и качеств.
Части самооценки складываются в целостный образ человека.
Я-образ вписывается в общую систему ценностных ориентаций личности, связанных с целями жизни и средствами их достижений.
М.И. Чеснокова. Предлагает 2 уровня самосознания и критерии для их разделения: рамки, в которых происходит сопоставление знаний о себе.
Сопоставление знаний о себе происходит на уровне «Я» и уровне другого человека.
Соотнесение знаний о себе происходит в процессе аутокоммуникации. Человек сравнивает знания о себе с другими знаниями о себе. Самоанализ и самоосмысление.
Бодалев и Столин. Сформулировали концепцию уровневого строения самосознания. Положения:
«Я-концепция»:
знания человека о себе:
i. присоединяющая составляющая (знание о тех чертах, которые объединяют человека с другими людьми).
ii. дифференцирующая (знания о чертах, которые отделяют человека от других).
самоотношение.
Человек проявляет активность на разных уровнях. Самосознание – вклад индивида в различные виды активности.
Биологический индивид (организм). Активность имеет двигательный характер. Вызывается потребностями в самосохранении, нормальном функционировании и физическом благополучии организма. Самосознание выполняет 2 функции:
i. Обратная связь в виде ощущения положения тела и его органов в пространстве (схема).
ii. Формирование самочувствия.
Социальный индивид. Активность подчиняется потребности в принадлежности некой общности и потребность в признании данной общностью. Активное развитие различных видов социальной идентичности: гендерная, возрастная, профессиональная и др. Формируется присоединяющая концепция самосознания (например: я такой же, как …).
Личность. Активность стимулируется потребностью в самореализации. Развитие дифференцирующей концепции самосознания.
Самоотношение активно защищается личностью.
Тиссер и Кемпбелл указывают модели поддержания самооценки. Человек избирательно подходит к оценке близких людей и людей, с которыми он на далекой межличностной дистанции. Факторы: дистанция и значимость.
Каплан. Человек способен использовать тактики обесценивания. Человек делает предметом своего самовосприятия не только собственные личностные качества, но и саму оценку этих качеств. Представления о себе многоплановы, они могут относиться к различным сферам оценивания.
Кун, Джемс выделяют разные планы самоотношения.
По сфере проявления человека
Социальное
Духовное
Физическое
Публичное
Семейное Я.
По степени реалистичности:
Я-реальное
Я-идеальное
По временному проявлению:
Я в настоящем
Я в прошлом
Я в будущем
Лонг, Зиглер.
Изучение самооценки. Восприятие субъектом его ценности, значимости в сравнении с другими. Предлагаются 8 одинаковых кружков. Испытуемому предлагается выбрать кружок, обозначающий его самого и значимых других.
Изучение силы Я, Изучается превосходство, равенство, либо подчинение в отношении к определенным авторитетным фигурам.
Изучение индивидуальности. Переживаемое сходство/отличие от других людей.
Изучение социальной заинтересованности. Изучение восприятия себя частью группы, либо отдельным от других.
Идентификация. Включение/невключение себя в «МЫ», образованное с конкретным другим человеком.
Эгоцентричность. Восприятие себя «фигурой», либо «фоном».
Сложность «Я». Степень дифференцированности Я-концепции.
Шкала самооценка и сила отражают глобальное самоотношение через сравнение с другими.
Шкала индивидуация/идентификация, социальная заинтересованность отражают присоединяющую часть Я-концепции.
Последние 3 шкалы отражают дифференцирующие свойства Я-концепции.