Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Категориальное определение человекаКатегория существования: Формы активности человека: · Деятельность – философская категория, служащая для отражения активности человека, связанная с освоением и преобразованием природы, культуры и самого себя. Источник деятельности – материальные и духовные потребности человека. Сама по себе деятельность состоит из совокупности действий человека и операций. Действия определяются целями, а операции обусловлены развитием технологического процесса. Для того, чтобы организовывать деятельность, необходима кооперация людей, технологическое планирование и разделение труда. Сам по себе процесс деятельности состоит из отдельных актов, каждый из которых включает следующие элементы: субъекты деятельности(отдельный индивид или группа, обладающие знаниями, навыками и опытом для реализации деятельности), ср-ва деятельности(техоологическая база, представлена различными техническими система), фрагмент реальности, который принадлежит преобразованию. Здесь важны целевые установки. Деятельность сама по себе – это сложная и многофункциональная система, она включает разнообразные подсистемы, в частности, производственная подсистема человека, социально-политическая подсистема(гарантирует стабильность и устойчивость развития об-ва). · Творчество · Свобода · Духовность · Коммуникация · Любовь
Занятие 11(20.11.2012) Тема: «Сознание человека как предмет философского анализа» План:
Отличия сознания человека от сознания животных с точки зрения естественников: · Умение создавать широкий спектр высказываний путём комбинации слов, знаков и т.д. · Умение комбинировать понятия · Способность к абстрактному мышлению Естественники называют палиолит в качестве периода, в котором образовались достаточно сложные орудия труда, музыкальные инструменты, символическая наскальная живопись. Также в этот период он овладевает огнём. Естественники не знают, каким образом возникает сознание. философские концепции: · Душа рассматривается как огонь, набор атомов т.д. *???* · Сознание представляется в виде некоего носителя пневмы, локализующаяся а некоторых частях человеческого организма; Основные парадигмы в рассмотрении сознания: 1) Субстанциональная модель сознания – когда индивидуальное сознание проявляется в форме мирового разума. Поэтому законы мышления связаны с содержанием именно мирового разума. Исторические формы этой модели различны, отличаются они природой идеального. 2) Функциональная модель – рассматривает сознание как функцию материальных систем. В своих исходных данных они не содержат идеального и мыслящего. Представляют модель философы-материалисты: Дидро, Гельреций. С их точки зрения, идеальное – обобщение чувственных данных. Также сюда относят вульгарный материалистов. Входит диалектико=материалистическая модель созаниня(сознание не присуща всей материи, а явл-ся функцией только человеческого мозга) 3) Экзистенциально-филологическая модель – их модель ??? Сознание в этой модель рассматривается как особая форма отражения и отсюда сознание – это продукт высокоорганизованной материи. Формы отражения зависят от уровня структурной организации. Содержание отражений выражается в том, какие изменения произошли в предмете отображения и какие стороны в объекте влияния они воспроизводят. Существуют качественно различные формы. Выделяются уровни развития св-в отражения: · Отражение в неживой природе: механическое, химическое, физическое отражение; · Отражение в живой природе: раздражимость, ощущение, восприятие, представление; · Социальное отражение посредством человеческого сознания, которое явл-ся функцией головного мозга. Чувствительность – способность отображать отдельные св-ва предметов в виде ощущений. Высшего уровня достигает у позвоночных животных. Животные отражают биологически значимые св-ва предметов окружающего мира, которые удовлетворяют их потребность в пище и избавляет их от опасности. Высшие животные способны на достаточно сложные формы поведенческих реакций. Ощущение - это отображение отдельных св-в предметов объективного мира во время влияния их на органы чувств. Восприятие включает осмысление предметов, их св-в и отношений. Характер восприятия зависит от уровня знаний Представление – высшая форма чувственного отображение ,образное знание об объектах, которые воспринимались в прошлом и которые в данный момент не влияют на органы чувств. Мышление выступает в форме понятий, суждений и умозаключений и represents собой отражение существенных закономерных отношений предметов. По содержанию сознание объективно. Содержанием сознания выступает объективная реальность, сознание объективно потому, что сознание других людей находится вне меня и существует независимо от меня, то есть объективно. Мы можем изучать сознание, как и всякое другое явления, используя при этом вполне объективные методы. Сознание объективно потому, что оно проявляет себя в языке, в действиях людей и становится доступным для других. В сознани субъективное и объективное диалектически взаимосвязаны. Сознание человека функционирует по социальным законам, а психика животных – по биологическим. Для человека характерно активно-преобразующее отражение объективного мира, для животного – активно-приспособительное. У ччеловека довольно сильно развито опережающее отражение, т.е. способность предусматривать какие-то события или явления, у животных это выражено довольно слабо. У человека, как у личности, есть самосознание, моральные и эстетические чувства, что, как считается, отсутствует у животных. Человек способен систематически целенаправленно познавать мир, а животное познаёт случайно явления, с которыми сталкивается. Членораздельная речь явл-ся материальным выражением сознания. Сознание как св-во высокоорганизованной материи развивается на основе труда и блаблабла. Биологические предпосылки сознания: · Телесная организация человека(прямохождение и развитие передних конечностей) · Головной мозг и развитая нервная система · Стадная форма жизни человекообразных обезьян Социальные предпосылки сознания: · Труд и трудовой процесс · Язык и общение Связь между мышлением и языком проявялется в след. аспетках: · Мышление не существует без материальной основы, а именно языка. Слова и их сочетания – основные элементы членораздельной речи; · С начала своего существования язык – средство передачи социальной информации, средство общения людей; · Речь выступает не только как ср-во общения, но и как орудие мышления Человеку присуща целеполагающая деятельность, в ней проявляется творческий характер сознания. Сознание определяет цели, способы и характер практической деятельности. «Самый плохой архитектор отличается от хорошего тем, что он сначала создаёт проект»(с) К.Маркс Фунции сознания: · Познавательная · Регулятивная · Прогностическая · Конструктивно-творческая · Аксиологическая
Определение науки · Особая форма познавательной деятельности человека · Важнейший элемент духовной культуры · Форма общественного сознания · Совокупность объективных и обоснованных знаний о природе, человеке, об-ве · Деятельность, направленная на получение пновых достоверных знаний · Совокупность социальных институтов, обеспечивающих существование, функционирование и развитие знания и познания Этапы развития науки(с 17-го века): · Классический · Неклассический · Постклассический На каждом этапе вырабатываются свои идеалы науки, свои нормы и методы научного исследования, свой стиль мышления, свой понятийный аппарат. Каждый из этапов имеет свою парадигму(совокупность теоретико-методологических установок), образец деятель-ти, свою картину мира и свои фундаментальные идеи. Классический этап – 17-19 века. Парадигма – механика. Картина мира – «жёсткий» детерменизм, Лапласовский детерменизм, ей соответствует образ мира как часового механизма. Неклассический этап – первая половина 20-го века. Парадигма – теория отностительности, дискретности, квантования, вероятности, дополнительности. Постнеклассическтй этап – конец 20-го – начало 21 века. Парадигма – идея становления и самоорганизации(синергетика). Характеризуется сложностью исследуемых объектов и пониманием, что попытка воздействия на эти объекты может повлечь катастрофу и другими непредвиденными последствиями. В постнеклассическую науку включаются не только познавательные аспекты, но и ценностные установки. При одобрении проектов исследования всегда присутствуют социально-гманитарные и экологическая экспертиза.
Критерии научности: · Системность полученного знания · Объективность знаний, ориентация на истину · Доказательность · Непротиворечивость знания · Проверяемость опытом(особенно настаивают позитивисты)
Основания науки: · Идеалы и нормы познания в той или иной научной области. Идеалы - эталонные установки, определяют общую цель и стратегию процесса познания · Научная картина мира – это общее представление об устройстве мира и места в нём человека. Всё это имеет парадигмальный характер. Принято выделять 3 научные картины мира: классическая, неклассическая и постонеклассическая · Философские основания – различные мировоззренческие принципы и идеи, стандарты и понятийный аппарат науки
Объект изучения социальной философии- социум, а предмет – предельные основания об-ва Философия предпочитает рассматривать социум как целостный феномен, а социальная философия изучает социум более досконально.
Определения об-ва: · Продукт, целенаправленный и разумно организованной совместной деятельности групп людей. Эти группы определяются между собой на основе общих интересов; · Это связи между людьми; · Обособившаяся от природы часть материального мира, который не сводится к простой сумме составляющих его людей. Фрэнсис Фукуяма – пишет о «конце истории», т.к. мир становится однополярным, он окрашен одинаково, СССР не стало, страны бывшего СССР стали проводить модернизацию своей политики в сторону либерального капитализма. Концепция Хатингтона: «столкновение цивилизаций» - пишет, что в современном мире линия разлома лежит на границах исламских стран, противостоящих странам запада. Концепция локализации Робертсона: «противостояние ценностей запада и востока»???
Существует 3 подхода для осмысления диалектической взаимосвязи человека и социума: · Эмиль Дюркгейм: считает, что человек представляет собой целый ансамбль социальных отношений, об-во производит тех людей, которые ему нужны; · Делает акцент на автономность субъекта, который possesses сознанием и волей и able to совершать осмысленные социальные действия и действует он под влиянием выбора, который делает сам. Этот подход присущ Веберу(видит об-во как сумму автономных индивидов); · Трактует об-во как систему коммуникаций, сторонами этой коммуникации явл-ся социальные отношения, родоначальником явл-ся Юргер Хабермас *ç???* Поскольку концепция очень много, но была попытка выделить основные методологические парадигмы: · Системный подход к анализу социума; · Структурно-функциональная установка(связана с именем Парсонсона), индивиды рассматриваются через их социальные роли в об-ве; · Синергетическая - социальное познание происходит через синергетику: рассматривание различных случайных изменений в об-ве как флуктуации, сосредотачивающиеся вокруг точек буфуркации. Итогом случайных изменений явл-ся тот факт, что предсказать ход событий невозможно. Поэтому современное реформирование социума должно быть тщательно подготовлено социальными технологиями, ага; Существует несколько типологий динамики социума: · Об-во может рассматриваться через призму Элвен Тофлера, который выделяет до, индустриальное и пост стадии об-ва · Могут выделяться открытые и закрытые об-ва Поппера(открытые об-ва и его враги, ага) · Через призму теории модернизации социума(делится на традиционные и современные)
Социальные стратегии исследования социума: · Марксистская концепция социума: o Общественные отношения; o Разработал материалистического понимания истории, суть которого заключается в решающей роли способа пр-ва. «общественное бытие определяет общественное сознание»(с). Людей в социум связывает не идея, не надмирная сила, а производительные отношения. Определяющим здесь явл-ся социальная материя – реальный процесс в жизни людей. · Концепция социального действия Макса Вебера: o В качестве основного атрибута об-ва выступает социальное действие(деятельность любого индивида всегда соотносится с действиями других людей). Социальное действие от обычного действия отличается: субъективными смыслом(смысл, который субъект придает действию), ожиданием и ориентацией на другого. 4 типа соц.действий: целерациональные, ценностнорациональный(основана на ценностях и идеалах. Предсказуемый тип поведения), аффективный, традиционный. Согласно Веберу, преуспевание социума определяется типом его социальных действий и близостью действий к целерациональным; · Модель об-ва в концепции структурного функционализма??? · Теория коммуникативного действия
Элементами об-ва явл-ся: · Организм – выполняет ф-ции адаптации к окружающей среде; · Личность – выполняет ф-ции достижения цели; · Институты – выполняет ф-ции интеграции; · Культура – выполняет ф-ции стабилизации об-ва.
Об-во как система В марксисткой философии подсистемы об-ва: · Экономическая подсистема – материальное пр-во; · Социальная подсистема – состоит из классов и различных социальных общностей и соц.институтов. Главная задача – воспроизводство человека как социального существа; · Политическая подсистема – включает субъекты политических отношений: гос-во => политические партии, профсоюзные организации и т.д. · Духовная подсистема – сюда входят различные формы общественного сознания: право, религия, философия, искусство, мораль и т.д.
Социальная структура об-ва: Социальная структура – совокупность различных общностей людей. Формы общности бывают ествественно историческими(то, что проистекает из самой природы: пол, поколение, раса, семья), этноисторические (род, племя, народность, нация), профессиональная(профессональные обзности людей), социальноисторичекие (касты и т.д.), территориальные(градация населения по месту проживания(городские, жители деревни)). Социальноисторическая стратификация. Тут выделяется 2 подхода: классовый и стратификационный. Классовый подход характерен для марксизма. Классы – это большие группы людей,различающиеся по их месту в историческоопределённой системе общественного пр-ва по их отношению к средствам пр-ва(закреплено и оформлено законодательно), по их роли в общественной организации труда, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Стратум – слой, прослойка. Основателем этой теории считают Петерина Сорокина и Макса Вебера. Об-во рассматривается как совокупность различных социальных слоёв и групп. При этом выбираются критерии: размер доходов, уровень образования, доступ к власти, профессия, специфический образ жизни. Здесь важным понятием явл-ся социальная мобильность. Под ней понимают перемещение индивидов или целых соц.групп, перемещение которых приводит к изменению социального статуса индивидов и группы об-ва. Проблема власти.
Дата добавления: 2014-08-04; просмотров: 625; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |