Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Развитие науки

Читайте также:
  1. III. Влияние новых видов оружия на развитие инженерного обеспечения и тактики инженерных войск.
  2. III. Развитие риторики в период Ренессанса и Нового времени
  3. PR в России: становление и развитие. Роль связей с общественностью в современном гражданском обществе и рыночной экономике. Российский рынок PR услуг.
  4. V. Развитие игровой деятельности
  5. XX век: развитие западного и российского ПР
  6. Билет 2. Задачи и характеристика основных методов психологической науки.
  7. В-2. Развитие энергетики и электромашиностроения в СССР
  8. Вклад русских ученых в развитие учения об ОРЛ.
  9. Влияние Первой мировой войны на развитие России
  10. Влияние различных величин влажности почвы на рост и развитие растений

Категория существования:
в антологии отражает факт данности мира(в этом смысле человек – часть мира, выступает как физическая единица);
категория по отношению к человек отражает тип пребывания человека в мире, невозможный вне социальной и культурной среды, человек и культуры – противоречивые единства;
Категория Жизни. Жизнь – такое состояние системы, которое обеспечивает её способность к функционированию, саморегуляции и воспроизводтва. У человека эти способности зависят не только от биологических факторов, но также от волевого начала и ролевой активности человека. Чтобы об-во стабильно развивалось, человек должен проявлять свою сущность.
Категория Индивида. Служит для обозначения одного отдельно взятого представителя человеческого рода. В этой категории не раскрываются индивидуальные хар-ки человека, а просто идёт речь о хар-ках, которыми обладают все люди
Категория Индивидуальности. Служит для обозначения ярковыраженных творческих, физиологических хар-к индивидов.
Категория Личности. Служит для отражения социальной природы человека и предполагает способность его к ответственности, к организации в политических, экономических и морально-правовых отношениях. Формирование личности связано с процессом социалзации, который проходит индивид. В это процессе человек осознает свою роль в конкретных соц.группах, осваивает необходимые умения, знания и ценности.
Категория Ценности. Отражает индивидуальные, социальные или культурные значения определённых явлений,а также способности ценностей служить удовлетворению человеческих потребностей. По носителю выделяются индивидуальные и общественные ценности.

Формы активности человека:

· Деятельность – философская категория, служащая для отражения активности человека, связанная с освоением и преобразованием природы, культуры и самого себя. Источник деятельности – материальные и духовные потребности человека. Сама по себе деятельность состоит из совокупности действий человека и операций. Действия определяются целями, а операции обусловлены развитием технологического процесса. Для того, чтобы организовывать деятельность, необходима кооперация людей, технологическое планирование и разделение труда. Сам по себе процесс деятельности состоит из отдельных актов, каждый из которых включает следующие элементы: субъекты деятельности(отдельный индивид или группа, обладающие знаниями, навыками и опытом для реализации деятельности), ср-ва деятельности(техоологическая база, представлена различными техническими система), фрагмент реальности, который принадлежит преобразованию. Здесь важны целевые установки. Деятельность сама по себе – это сложная и многофункциональная система, она включает разнообразные подсистемы, в частности, производственная подсистема человека, социально-политическая подсистема(гарантирует стабильность и устойчивость развития об-ва).

· Творчество

· Свобода

· Духовность

· Коммуникация

· Любовь

 

Занятие 11(20.11.2012)

Тема:

«Сознание человека как предмет философского анализа»

План:

 

Отличия сознания человека от сознания животных с точки зрения естественников:

· Умение создавать широкий спектр высказываний путём комбинации слов, знаков и т.д.

· Умение комбинировать понятия

· Способность к абстрактному мышлению

Естественники называют палиолит в качестве периода, в котором образовались достаточно сложные орудия труда, музыкальные инструменты, символическая наскальная живопись. Также в этот период он овладевает огнём.

Естественники не знают, каким образом возникает сознание.

философские концепции:

· Душа рассматривается как огонь, набор атомов т.д. *???*

· Сознание представляется в виде некоего носителя пневмы, локализующаяся а некоторых частях человеческого организма;

Основные парадигмы в рассмотрении сознания:

1) Субстанциональная модель сознания – когда индивидуальное сознание проявляется в форме мирового разума. Поэтому законы мышления связаны с содержанием именно мирового разума. Исторические формы этой модели различны, отличаются они природой идеального.

2) Функциональная модель – рассматривает сознание как функцию материальных систем. В своих исходных данных они не содержат идеального и мыслящего. Представляют модель философы-материалисты: Дидро, Гельреций. С их точки зрения, идеальное – обобщение чувственных данных. Также сюда относят вульгарный материалистов. Входит диалектико=материалистическая модель созаниня(сознание не присуща всей материи, а явл-ся функцией только человеческого мозга)

3) Экзистенциально-филологическая модель – их модель ???

Сознание в этой модель рассматривается как особая форма отражения и отсюда сознание – это продукт высокоорганизованной материи. Формы отражения зависят от уровня структурной организации. Содержание отражений выражается в том, какие изменения произошли в предмете отображения и какие стороны в объекте влияния они воспроизводят. Существуют качественно различные формы. Выделяются уровни развития св-в отражения:

· Отражение в неживой природе: механическое, химическое, физическое отражение;

· Отражение в живой природе: раздражимость, ощущение, восприятие, представление;

· Социальное отражение посредством человеческого сознания, которое явл-ся функцией головного мозга.

Чувствительность – способность отображать отдельные св-ва предметов в виде ощущений. Высшего уровня достигает у позвоночных животных. Животные отражают биологически значимые св-ва предметов окружающего мира, которые удовлетворяют их потребность в пище и избавляет их от опасности. Высшие животные способны на достаточно сложные формы поведенческих реакций.

Ощущение - это отображение отдельных св-в предметов объективного мира во время влияния их на органы чувств.

Восприятие включает осмысление предметов, их св-в и отношений. Характер восприятия зависит от уровня знаний

Представление – высшая форма чувственного отображение ,образное знание об объектах, которые воспринимались в прошлом и которые в данный момент не влияют на органы чувств.

Мышление выступает в форме понятий, суждений и умозаключений и represents собой отражение существенных закономерных отношений предметов.

По содержанию сознание объективно. Содержанием сознания выступает объективная реальность, сознание объективно потому, что сознание других людей находится вне меня и существует независимо от меня, то есть объективно. Мы можем изучать сознание, как и всякое другое явления, используя при этом вполне объективные методы.

Сознание объективно потому, что оно проявляет себя в языке, в действиях людей и становится доступным для других. В сознани субъективное и объективное диалектически взаимосвязаны.

Сознание человека функционирует по социальным законам, а психика животных – по биологическим. Для человека характерно активно-преобразующее отражение объективного мира, для животного – активно-приспособительное. У ччеловека довольно сильно развито опережающее отражение, т.е. способность предусматривать какие-то события или явления, у животных это выражено довольно слабо.

У человека, как у личности, есть самосознание, моральные и эстетические чувства, что, как считается, отсутствует у животных. Человек способен систематически целенаправленно познавать мир, а животное познаёт случайно явления, с которыми сталкивается.

Членораздельная речь явл-ся материальным выражением сознания. Сознание как св-во высокоорганизованной материи развивается на основе труда и блаблабла. Биологические предпосылки сознания:

· Телесная организация человека(прямохождение и развитие передних конечностей)

· Головной мозг и развитая нервная система

· Стадная форма жизни человекообразных обезьян

Социальные предпосылки сознания:

· Труд и трудовой процесс

· Язык и общение

Связь между мышлением и языком проявялется в след. аспетках:

· Мышление не существует без материальной основы, а именно языка. Слова и их сочетания – основные элементы членораздельной речи;

· С начала своего существования язык – средство передачи социальной информации, средство общения людей;

· Речь выступает не только как ср-во общения, но и как орудие мышления

Человеку присуща целеполагающая деятельность, в ней проявляется творческий характер сознания. Сознание определяет цели, способы и характер практической деятельности. «Самый плохой архитектор отличается от хорошего тем, что он сначала создаёт проект»(с) К.Маркс

Фунции сознания:

· Познавательная

· Регулятивная

· Прогностическая

· Конструктивно-творческая

· Аксиологическая

 

Определение науки

· Особая форма познавательной деятельности человека

· Важнейший элемент духовной культуры

· Форма общественного сознания

· Совокупность объективных и обоснованных знаний о природе, человеке, об-ве

· Деятельность, направленная на получение пновых достоверных знаний

· Совокупность социальных институтов, обеспечивающих существование, функционирование и развитие знания и познания

Этапы развития науки(с 17-го века):

· Классический

· Неклассический

· Постклассический

На каждом этапе вырабатываются свои идеалы науки, свои нормы и методы научного исследования, свой стиль мышления, свой понятийный аппарат. Каждый из этапов имеет свою парадигму(совокупность теоретико-методологических установок), образец деятель-ти, свою картину мира и свои фундаментальные идеи.

Классический этап – 17-19 века. Парадигма – механика. Картина мира – «жёсткий» детерменизм, Лапласовский детерменизм, ей соответствует образ мира как часового механизма.

Неклассический этап – первая половина 20-го века. Парадигма – теория отностительности, дискретности, квантования, вероятности, дополнительности.

Постнеклассическтй этап – конец 20-го – начало 21 века. Парадигма – идея становления и самоорганизации(синергетика). Характеризуется сложностью исследуемых объектов и пониманием, что попытка воздействия на эти объекты может повлечь катастрофу и другими непредвиденными последствиями. В постнеклассическую науку включаются не только познавательные аспекты, но и ценностные установки. При одобрении проектов исследования всегда присутствуют социально-гманитарные и экологическая экспертиза.

 

Критерии научности:

· Системность полученного знания

· Объективность знаний, ориентация на истину

· Доказательность

· Непротиворечивость знания

· Проверяемость опытом(особенно настаивают позитивисты)

 

Основания науки:

· Идеалы и нормы познания в той или иной научной области. Идеалы - эталонные установки, определяют общую цель и стратегию процесса познания

· Научная картина мира – это общее представление об устройстве мира и места в нём человека. Всё это имеет парадигмальный характер. Принято выделять 3 научные картины мира: классическая, неклассическая и постонеклассическая

· Философские основания – различные мировоззренческие принципы и идеи, стандарты и понятийный аппарат науки

 

Объект изучения социальной философии- социум, а предмет – предельные основания об-ва

Философия предпочитает рассматривать социум как целостный феномен, а социальная философия изучает социум более досконально.

 

 

Определения об-ва:

· Продукт, целенаправленный и разумно организованной совместной деятельности групп людей. Эти группы определяются между собой на основе общих интересов;

· Это связи между людьми;

· Обособившаяся от природы часть материального мира, который не сводится к простой сумме составляющих его людей.

Фрэнсис Фукуяма – пишет о «конце истории», т.к. мир становится однополярным, он окрашен одинаково, СССР не стало, страны бывшего СССР стали проводить модернизацию своей политики в сторону либерального капитализма.

Концепция Хатингтона: «столкновение цивилизаций» - пишет, что в современном мире линия разлома лежит на границах исламских стран, противостоящих странам запада.

Концепция локализации Робертсона: «противостояние ценностей запада и востока»???

 

Существует 3 подхода для осмысления диалектической взаимосвязи человека и социума:

· Эмиль Дюркгейм: считает, что человек представляет собой целый ансамбль социальных отношений, об-во производит тех людей, которые ему нужны;

· Делает акцент на автономность субъекта, который possesses сознанием и волей и able to совершать осмысленные социальные действия и действует он под влиянием выбора, который делает сам. Этот подход присущ Веберу(видит об-во как сумму автономных индивидов);

· Трактует об-во как систему коммуникаций, сторонами этой коммуникации явл-ся социальные отношения, родоначальником явл-ся Юргер Хабермас *ç???*

Поскольку концепция очень много, но была попытка выделить основные методологические парадигмы:

· Системный подход к анализу социума;

· Структурно-функциональная установка(связана с именем Парсонсона), индивиды рассматриваются через их социальные роли в об-ве;

· Синергетическая - социальное познание происходит через синергетику: рассматривание различных случайных изменений в об-ве как флуктуации, сосредотачивающиеся вокруг точек буфуркации. Итогом случайных изменений явл-ся тот факт, что предсказать ход событий невозможно. Поэтому современное реформирование социума должно быть тщательно подготовлено социальными технологиями, ага;

Существует несколько типологий динамики социума:

· Об-во может рассматриваться через призму Элвен Тофлера, который выделяет до, индустриальное и пост стадии об-ва

· Могут выделяться открытые и закрытые об-ва Поппера(открытые об-ва и его враги, ага)

· Через призму теории модернизации социума(делится на традиционные и современные)

 

Социальные стратегии исследования социума:

· Марксистская концепция социума:

o Общественные отношения;

o Разработал материалистического понимания истории, суть которого заключается в решающей роли способа пр-ва. «общественное бытие определяет общественное сознание»(с). Людей в социум связывает не идея, не надмирная сила, а производительные отношения. Определяющим здесь явл-ся социальная материя – реальный процесс в жизни людей.

· Концепция социального действия Макса Вебера:

o В качестве основного атрибута об-ва выступает социальное действие(деятельность любого индивида всегда соотносится с действиями других людей). Социальное действие от обычного действия отличается: субъективными смыслом(смысл, который субъект придает действию), ожиданием и ориентацией на другого. 4 типа соц.действий: целерациональные, ценностнорациональный(основана на ценностях и идеалах. Предсказуемый тип поведения), аффективный, традиционный. Согласно Веберу, преуспевание социума определяется типом его социальных действий и близостью действий к целерациональным;
Высшим воплощением целерациональности Вебер считает гос-во;

· Модель об-ва в концепции структурного функционализма???

· Теория коммуникативного действия

 

 

Элементами об-ва явл-ся:

· Организм – выполняет ф-ции адаптации к окружающей среде;

· Личность – выполняет ф-ции достижения цели;

· Институты – выполняет ф-ции интеграции;

· Культура – выполняет ф-ции стабилизации об-ва.

 

Об-во как система

В марксисткой философии подсистемы об-ва:

· Экономическая подсистема – материальное пр-во;

· Социальная подсистема – состоит из классов и различных социальных общностей и соц.институтов. Главная задача – воспроизводство человека как социального существа;

· Политическая подсистема – включает субъекты политических отношений: гос-во => политические партии, профсоюзные организации и т.д.

· Духовная подсистема – сюда входят различные формы общественного сознания: право, религия, философия, искусство, мораль и т.д.

 

Социальная структура об-ва:

Социальная структура – совокупность различных общностей людей.

Формы общности бывают ествественно историческими(то, что проистекает из самой природы: пол, поколение, раса, семья), этноисторические (род, племя, народность, нация), профессиональная(профессональные обзности людей), социальноисторичекие (касты и т.д.), территориальные(градация населения по месту проживания(городские, жители деревни)).

Социальноисторическая стратификация. Тут выделяется 2 подхода: классовый и стратификационный. Классовый подход характерен для марксизма.

Классы – это большие группы людей,различающиеся по их месту в историческоопределённой системе общественного пр-ва по их отношению к средствам пр-ва(закреплено и оформлено законодательно), по их роли в общественной организации труда, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают.

Стратум – слой, прослойка. Основателем этой теории считают Петерина Сорокина и Макса Вебера. Об-во рассматривается как совокупность различных социальных слоёв и групп. При этом выбираются критерии: размер доходов, уровень образования, доступ к власти, профессия, специфический образ жизни. Здесь важным понятием явл-ся социальная мобильность. Под ней понимают перемещение индивидов или целых соц.групп, перемещение которых приводит к изменению социального статуса индивидов и группы об-ва.

Проблема власти.

Развитие науки.

Все науки развиваются и в ходе развития познанием выделяют след уровни познания:

 

Непосредственно восприятие природы как целое.

Анализ природы на основе изуч её частей.(классическая)

Воссоздание целостности картины на основе изуч частей

а) Эволюционная модель.

б) Революционная модель.

В ходе развития науки всегда происходит отк, если в рез научного отк меняется научная картина мира, основные идеи, теории, методы науки, то это открытие явл поводом науч революций. Противоречие которое не может объяснить сущ теории. Научные отк делают теоретическим или Эмпирическим путем. Эмпирически делаются случайным путем. Теоретическое отк обычно заранее предсказывается. Сущ 3 типа научных революций.

Глобальный (приводят к полному изменению, приводят к новому отк, меняют мировоззрение человека и общ.)

А) 17 века(астрономическая, механическая)

Б) конец 19 начало20.

В) Середина 20 века.(НТР)

Г)конец 20 века начало 21.(технологическая революция)

Общенаучная революция (влияет на др науки) Революция Дарвина в биологии.

Эйнштейн в физики.

Частная революция. (конкретно в одной науки.)

Этапы развития естествознания.

До научная (мифологическая) представление мира закладывались в обыденных знаний и объяснение процессов происходило на основе «высших сил»(богов).

Античный (философский) древняя греция, рим, появились 1 науч революции осн на философских суждений, без анализа данных.

Средневековый этап (Теологический) основные науч знания были в упадке т. к. большое значение имело религия которая пыталась построить науч картину мира под религиозную. Вершина всего явл бог, и он управляет всем.

Классический-17-19 века в это время началось развитие совр наук.

Современный (неклассический) 20-21 века создается современные научные картины мира которым мы следуем.

Систему наук нельзя вкл псевдо науки Это деятельность эмитирующая научную деятельность по некоторым признакам похожая, но в действительности науке не явл(астрология, алхимия, парапсихология, уфология, эзотерика, нетрадиционная медицина, криптология) все науки отлич от науки тем что данные:

1. Псевдонауки явл случ не проверенными, не критический анализ этих данных, искажение, фальсификация данных.

Отсутствует общ закономерности и возможность реальная предсказание данных

Использование психологических методик для обмана людей.

Ссылки на авторитет, интуицию, логику, религиозные и полит установки.

Таким образом псевдо наука не пренебрегает осн св-ва науки(проверка, построение) осн задачей явл материальной или политической выгоде, Обман людей.

 

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Категориальное определение человека | Концепция астрономии

Дата добавления: 2014-08-04; просмотров: 338; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.012 сек.