Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Смысл и цели истории
Главные вопросы: смысл - ради чего? Цель: куда? Оба вопроса взаимосвязаны. Оценка смысла истории во многом связано с мировоззренческим аспектом. + Важным моментом является вопрос о смысле жизни. Для философии: в познании реальности, в служении людям, в реализации своего «Я». Религия ставит вопрос о спасении (души, достижение нирваны и т.д.). Отдельные мыслители: Франк – если человек обладает устойчивым смыслом жизни, то он защищен от психосоматических заболеваний. Ницше: если знать ради чего, преодолимо любое как. ð Определение смысла жизни напрямую влияет на определение смысла истории. ð Необходимо определить смысл того, что уже было. Европейское восприятие смысла истории связано с христианским подходом => эсхатология (учение о конце света). В основе – Апокалипсис (учение Иоанна Богослова). => Оценивать смысл истории можно только тогда, когда есть конец истории. (Бердяев: история имеет смысл тогда, когда в конце истории воскреснут все мертвецы и страшный суд будет происходить реально. Умершие будут знать ради чего они жили и страдали.) Определение смысла присуще только человеку. Человек является и творцом, и объектом истории. => Осмысление истории связано с восприятием реальности. Подходы, направления: 1. Признание, что смысла истории. Этот подход определяет возможность валюнтарного подхода (неокантианская философия). Суть: история = арена хаоса и случайностей. Смысл истории – только в воображении историка. Позиция Лессинга: история есть историография, т.е. создание исторического смысла. 2. Существует множество смыслов. Определение историком смысла всегда есть звено в смысловой цепи. Проблема, почему таких смыслов множество в том, что цепь бесконечна. Бахтин: в исторической жизни эта цепь растет бесконечно, поэтому каждое звено снова и снова обновляется (рождение вновь). Т.е. для каждого времени существует свой смысл или совокупность смыслов. 3. Смысл истории универсален (характерно для религиозных направлений). Тиллах, Мейн и другие. Универсальный смысл характерен и для универсальных философий: Гегель, исторический материализм, как часть универсальной теории марксизма и т.д. В современной науке констатируется многообразие понимания смысла истории. Смысл не определяется как множество равных позиций. Для восприятия смысла истории необходимо воспринимать историю как целое (см. соответствующую тему). Кроме того, всеобщая история складывается из взаимодействия истории разных народов. => Можно говорить о смысле национальных историй. Интересное восприятие смысла предлагал Тойнби: смысл - в преодолении вызовов. Т.о. всемирная история есть основа поиска смысла истории. Именно она дает возможность обосновать единство и целостность исторического процесса + определить логику исторического процесса. => Здесь мы начинаем говорить о цели истории. Здесь важным является вопрос связи времен. Нельзя определять смысл только в прошлом. Смысл всегда предполагает перспективную цель (ради чего?). Необходимо представление о будущем. В рамках истории главным вопросом, обращенным в будущее, является вопрос о конце истории. В христианстве конец истории неизбежен. В исторической науке этот вопрос лежит вне логики общемирового процесса (этого еще не было, а то, чего не было, нельзя изучить). При этом допускается неожиданный конец истории (возможность ядерной войны, как результат экологической катастрофы, космический фактор). Но конец истории, все же, ставят вне рамок логики (писать историю будет некому). Существуют около научные концепции о конце истории. Есть концепция, где конец истории = стадия общественного развития: концепция Фукуямы. Для античных историков конец античной истории рассматривался как конец истории западной. В цивилизационной концепции гибель цивилизации = конец истории данной цивилизации. Либеральная модель по Фукуяме – завершающая стадия развития. В парадигме современной западной исторической науки акцент сделан на развитии истории к идеальной либеральной модели, конец которой = конец истории. Этот выбор (выбор современной западной модели) сделала сама история, а не отдельно взятые народы. На данном этапе либеральная модель воспринимается, как приятие правил игры избранных. Несмотря на наши представления, история воспринимается, как процесс. И пока это так, мы не можем говорить об ее финале. Мы находимся внутри незавершенного процесса («обитель исторической целостности» по Ясперсу). Т.о. смысл истории не в движении к какой-то цели, а в характере логики общемирового развития, которая включает в себя: 1) связь единства и многообразия исторических явлений; 2) совокупность факторов и движущих сил истории; 3) носит поступательный характер. При этом следует признать наличие своего смыслового плана в каждой эпохе. Это определено общим уровнем развития и мировоззрения, а также конкретным историческим контекстом.
Дата добавления: 2014-08-04; просмотров: 1188; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |