Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Введение в русскую культуру
Русская культура неразрывно связана с русской историей: по мнению Н. Бердяева, в истории России было 5 разных Россий: Русь киевская, Русь монголо-татарская, Московская. Россия петровская, императорская и советская, но сегодня мы можем говорить и о культуре русских эмигрантов, постсоветской , эпоху серебряного века ( 19-20)., при этом не стоит забывать о дохристианской Руси, Россия смутного времени. Переход от одного типа к другому не был эволюционным, происходила ломка, смена ценностно-смысловых систем и стилевых принципов культуры, можно выделить следующие: 1. крещение Руси 2. завоевание монголами 3. создание Московского царства 4. смута 5. религиозный раскол и начало петровских реформ 6. крестьянская реформа 7. революции н. ХХ века 8. 1929г. начало советского тоталитаризма 9. оттепель 10. 1991 год При этом существовали факторы объединяющие, интегрирующие русскую культуру: в СВ – синкретическая культура-вера, В Х1Х веке- словестность, в период серебряного века – феномен- творчества. Не меньшую роль при изучении истории культуры имеет и содержание исторических представлений о национальной культуре. Если в СВ культура-вера, сменилось в 17 веке на противоборство веры и светской культуры, мужичьей и «ученой», культуры барокко. Именно в этот период зарождаются истоки русского национального менталитета, происходит раздвоение единого целого и именно в противоборстве как в диалоге создается нечто особенное. Бинарность ситемы, порождает такие характерные свойства русской культуры как: 1. самокритичность, 2 способность к самоотрицанию, 3. радикальная переоценка ценностей 4. острота и резкость дискуссий 5. поиск всеединства «соборности» 6. «всемирная отзывчивость» Особенности русского культурного генезиса в разрешении основных антиномий: 1. лес-Степь-река, 2. Запад-Восток, 3. личность-коллектив, 4. светское –религиозное. 1. В.О. Ключевский, П.Н. Милюков, Вернадский определили «месторазвитие РК», подчеркивая роль пространственного фактора, условная оседлость восточных славян, так и осталась вопросом для историков По мнению Вернадского , Лес на севере и степь на юге создали две разные культуры Л.Н. Гумилев Европа, по сути городская цивилизация, а Русь до сих пор сельская страна, прежде всего по мироощущению, по противостоянию столицы и провинций. Христианство не породнило нас с Европой «Да скифы мы. Да азиаты, с расскосыми и жадными глазами». Традиционно ордынская вражда к Западу с его порядками, от степников – стремление к легкой добыче, произвол как норма жизнеустройства( Н. Заболоцкий) Наполнив грозную утробу И сбросив тяжесть портупей Смотрел здесь волком на Европу генералиссимус степей Его бесчисленные орды Сновали выдвинув полки И были к западу простерты Как пятерня его руки. П.Я. Чаадаев «географический фактор, причина нашего умственного бессилия» - феномен странников Н.Бердяев «» Необъятные пространства России, легли тяжелым грызом на душу народа, русская душа ушиблена ширью и не видит границ, но эта безграничность не освобождает а порабощает её. Русский человек земли чувствует себя беспомощным. Река – давала четкую систему координат, приучала к общежитию и общительности, предпреимчивости 2. Р. Киплинг Запад-есть Запад, Восток есть Восток и вместе им не сойтись. Россия: восточная провинция Европы или Западная Белая Азия. Или Евразия, В.О. Ключевский писал. «Исторически Россия конечно не Азия, но географически она совсем не Европа, это переходная страна посредница между двумя мирами. Культура неразрывно связывала её с Европой но природа влекла в Азию». Наказ Ека. 11 «Россия есть европейская держава» Н.Бердяев «бездонная глубь и необъятная высь сочетаются с какой-то низкостью, неблагородством, отсутствием достоинства, рабством. Бесконечная любовь к людям, с человеконенавистничеством и жестокостью. Жажда абсолютной свободы с рабством Т.е проблема заимствования и самобытности С 18 века в России практически две культуры: европейская просвещенность дворянства, народ- через религию, обычаи, фольклор, духовное образование. Гефтер: Мы страна-стран. 3.личность и коллектив Культура всегда личностна, но в России не было Ренессанса. Всегда поддерживались коллективные формы жизни Проблема частной собственности на землю- ханское землевладение Свобода личности в Европе это: политические права, права гражданстваи частной собственности. «Монгольское право»-произвол государства по отношению к личности. Инъекция европеизма Петра- 1863 отмена телесных наказаний 4.Светское и церковное Православие оставив россиян христианами отделило нас от остального европейского мира, Византия- Москва третий Рим. Со времени Алексея михайловича церковь+гос-во неразделимы, С.Соловьев 19 век! «церковь послушное орудие мирской власти, где устранение божественного авторитета не уравновешивается свободой человеческого духа» Почему в нач. ХХ века русские интеллектуалы оказались атеистами снова выступает проблема двух культур. Подводя итог, следует сказать Бинарность- вариативность-дискретность/прерывистость-выживаемость
Христианство и культура Руси- проблема взаимопроникновения с язычеством
Дата добавления: 2014-08-04; просмотров: 592; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |