Главными героями романа являются Аблеуховы, отец и сын: Аполлон Аполлонович (68 лет) и Николай Аполлонович (видимо, около 30-ти лет).
Аполлон Аполлонович Аблеухов является сенатором. У него серое лицо, серое пальто, черные цилиндр и перчатки, серые лакеи. А еще большие зеленые уши. И желтый дом, как если бы он был сумасшедшим. Но ту пору Белый описал так, будто каждый потихоньку сходил с ума.
Николай Аполлонович, сын сенатора, его специальность – философия права. По описанию он очень похож на Обломова из романа Гончарова: сидит практически безвылазно дома, носит восточный халат и татарские туфли. Последние два года просыпается не раньше полудня. В непонятной ситуации пообещал партийным деятелям-революционерам убить своего отца, взорвав бомбу. Бомба была передана ему на хранение.
В чем сходства и различия двух родственников?
СХОДСТВА
№
Аполлон Аполлонович
Николай Аполлонович
Небольшой рост
Имеет синие круги вокруг глаз.
Имеет синие жилки на лбу
У обоих большие проблемы с памятью.
Плохо разговаривает, выражается междометиями, не оканчивает фразы. Любит повторять одни и те же шутки
У Николая развивается склероз. Говорит он мало, выражается плохо.
Любят разговаривать и размышлять сами с собой. Немного аутисты в этом плане.
Оба мнят себя центрами Вселенной, хотят подмять мир под себя, много фантазируют на эту тему.
Проезжая в своей черной кубической карете, А. А. видит себя в центре серого мира линий и кубов (т.е. улиц и домов). Также он чувсвтвует себя на службе: «Здесь, в кабинете высокого Учреждения Аполлон Аполлонович вырастал в некий центр государственных учреждений и зеленых столов. Здесь являлся он силовой излучающей точкою. … Лишь отсюда он возвышался безумно парил над Россией»
Оставаясь наедине с собой в своей комнате дома, подстраивал систему мироздания под себя. «Здесь, в своей комнате Николай Аполлонович воистину вырастал в представленный себе самому центр;… он являлся здесь центром Вселенной как мыслимой, так и немылимой».
Оба стремятся систематизировать, упорядочить все вокруг и в своей голове. Любимая фигура А. А. – квадрат или куб, его успокаивают прямые линии. При этом и отца, и сына из «равновесия» может вывести любая мелочь: «И шорох, и шаг постороннего сознание разбивали».
Внешность обоих сравнивается с животными.
Сенатора называли мышью и смеялись над ним. Сам А. А. воспринимал это как-то спокойно. А Николай мышей любил.
Н. А. был уродлив и похож на лягушку. У него была лягушачья улыбка.
До определенного момента оба считают друг друга негодяями. «Когда оба соприкасались друг с другом, … пробегал неприятнейший сквознячок. Менее всего могла походить на любовь эта близость»
«Бог весть почему, Аполлон Аполлонович пришел к заключению, что собственный его сын, Николай Аполлонович, - негодяй»
«Николай Аполлонович проклинал свое бренное существово, и, поскольку был образом и подобием он отца, он – проклял отца. … Николай Аполлонович пришел к заключению: родитель его, Аполлон Аполлонович, - негодяй»
От А.А. ушла жена. Уехала с любовником в Италию. (Правда позже вернулась в Россию, но не в семью).
У Н.А. была почти несчастная любовь с Софьей Павловной Лихутиной: будучи отвергнутым, он хотел пойти на самоубийство и броситься с моста в реку. Но передумал. Именно Софья Павловна обозвала его «Красным домино», что так задело Н.А.
Обоим важна чистота их крови, их рода.
РАЗЛИЧИЯ
№
Аполлон Аполлонович
Николай Аполлонович
Рано встает и едет на работу. Он сенатор.
Встает не раньше 12 дня. Ничем особо не занимается.
Всегда одет в костюм, официально. Одет в серо-черные тона.
Он не любит красный цвет.
Дома носит халат и татарские туфли.
Из-за прозвища «Красное домино», которое ему дала его возлюбленная, ему сшили на заказ красный атласный костюм домино, в котором Н.А. был замечен на балу и на улицах города.
Не выносит запаха табака.
Любит запах дыма.
Не может простить сыну его выходку. Н.А. остается для него негодяем.
В итоге, понял, что не может убить собственного отца. В момент отчаянья, когда его замысел убийства раскрыт отцом, он понимает, что любит его.
Отец и сын друг друга недопонимают, не переносят, недолюбливают. Они не могут друг с другом нормально разговаривать, они и не делают попыток как-то друг друга понять. Просто каждый живет своей автономной жизнью. Хотя Аполлон Аблеухов старается следить за своим сыном, уходя из дома и возвращаясь обратно он спрашивает у слуг, проснулся ли Николай Аполлонович, что делает, кто его сегодня посещал. Николай Аполлонович готовит бомбу для отца.
В итоге оказывается, что сама суть революции, противостояние недовольного народа против власти, проходит красной нитью и через отношения отца и сына в семье Аблеуховых. Оказывается, Аполлон Аполлонович устроил за сыном настоящую слежку, и ему докладывают, что его хочет взорвать собственный сын, красное домино.
Что же Николай Аполлонович? У семьи Аблеуховых есть семейный герб: единорог, протыкающий рыцаря своим рогом. Он изображен на фамильных ценностях, на дверце кареты Аблеухова-старшего. Однажды Николай Аполлонович расшифровывает этот герб: рыцарь – это Аполлон Аполлонович, а единорог – это он; в этой борьбе побеждает сын, побеждает революция.