Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Контрольный список средств информации

Читайте также:
  1. I. ПНЕВМАТИЧЕСКИЕ ТОРМОЗНЫЕ ПРИВОДЫ АВТОТРАНСпортных СРЕДСТВ
  2. I. Посредством изменения субъектного состава.
  3. I. Список рекомендуемых источников и литературы
  4. II. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ В ОРГАНИЗМЕ. БИОЛОГИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ. ДЕПОНИРОВАНИЕ
  5. III. Организация охраны денежных средств и ценных грузов
  6. IV. Амортизация основных средств
  7. IV. Мнение автора по рациональному использованию бюджетных средств муниципального образования
  8. IV. Охрана наркотических средств и психотропных веществ при их транспортировке
  9. IX. СПИСОК СИМВОЛОВ
  10. PR как средство деловой коммуникации

Телевизионные станции

почтовый адрес;

владелец, принадлежность к сети, номер канала; телефонные номера; часы работы в вечернее время, рабочие и выходные дни, размер и характер аудитории; имена руководителя, редактора новостей, дежурного редак­тора, местных репортеров, а также их личные контактные те­лефоны;

время и продолжительность ежедневных программ новостей, их рейтинг;

срок подачи информации или обращения об освещении со­бытий в программе новостей;

график и требования к освещению событий (Когда? В каком виде? Кто отвечает за форму и объем материала? Живой эфир или предварительная запись? Требования к предвари­тельному заказу?);

политическая платформа станции (Оказывает ли станция под­держку кандидатам? В какой форме и когда это делается?); возможности станции в вопросах «живого эфира» (Напри­мер, имеются ли у станции технические возможности для ве­дения передач на большом расстоянии?); наличие у станции каких-либо «дочерних» станций, с кото­рыми она делится информацией, наличие бюро или коррес­пондента в столице.

Радиостанции

почтовый адрес;

владелец, принадлежность к сети, частота выхода в эфир, тип

(смешанный, только новости, музыка и т.д.);

телефоны студии новостей;

имя руководителя, редактора новостей, местного репортера и их личные телефоны;

частота, длительность и рейтинг каждой программы местных новостей;

сроки подачи информации;

принадлежность станции к общегосударственной «сети ново­стей» или самостоятельность;

возможность предоставления станции готовых программ; имена тех, кто составляет и контролирует программы мест­ных новостей; время записи и выхода в эфир; тип, жанр про­грамм (например, есть ли программы с приглашением высту­пающих, гостей); организация выступлений приглашенных; политическая платформа станции;

продолжительность работы (например, 24 часа в сутки, ве­чернее время и т.д.);

сведения о слушателях станции (возраст, интересы, место жительства);

политические симпатии ведущих сотрудников станции; кан­дидаты, которых они поддерживали в прошлом; стоимость платной рекламы для кандидатов.

Ежедневные газеты

почтовый адрес; имя владельца и издателя; контактные телефоны редакции;

имена и телефоны издателя, редактора новостей, политиче­ских и других обозревателей;

количество выпусков в день, в неделю и сроки подачи мате­риалов;

наличие субботних (воскресных) выпусков и соответствую­щего штата для них; рейтинг газеты;

политическая платформа газеты, ее отношение к кандидатам, го­товность публиковать материалы, освещающие иные мнения; тираж и где распространяется; политика использования фотоматериалов; агентства, которыми пользуется газета; наличие у газеты бюро или корреспондента в столице;

отношение к рубрике писем редактору; наличие колонки политического обозревателя, слухов, свет­ской хроники;

кто готовит эти колонки и каким образом собирается инфор­мация?

политический настрой редакционных статей и кто из канди­датов пользовался поддержкой газеты прежде; политическая предубежденность основных руководителей и репортеров; какие вопросы отстаивала газета, ее руководство и репортеры; стоимость платной рекламы для кандидатов.

Еженедельные газеты

Помимо вопросов, перекликающихся с предыдущими (еже­дневные газеты), следует обратить внимание на такие: последние сроки подачи материалов, обращений с просьбами об освещении, время получения газеты подписчиками; наличие связей с другими редакциями газет в стране; отношение газеты к «колонке гостей» и к редакционным статьям;

территория распространения газеты и демографическая ха­рактеристика подписчиков;

наличие у газеты недельного «календаря событий» и когда должен подаваться обзорный материал.

Дополнительные каналы информации

Источниками информа­ции для многих печатных изданий, радио- и телестанций служат зару­бежные и отечественные телеграфные агентства. Пресс-секретарь из­бирательной камлании должен иметь их телефоны, имена руководи­телей центральных и местных отделений, фамилии репортеров, осве­щающих тот или иной круг вопросов, иметь представление о полити­ческой направленности таких агентств.

Необходимо также составить список независимых журналистов, при­сылающих собственные материалы в различные средства информации.

Известно, что, помимо политических партий, имеющих собствен­ные средства информации, существует довольно много обществен­ных организаций, союзов, религиозных организаций, ассоциаций, ко­торые тоже печатают и распространяют газеты и бюллетени. Эта группа организаций с готовностью откликнется на просьбу напечатать материалы, в которых затрагиваются особо интересующие их проблемы.

Совет: Распространяя пресс-релизы или рассылая приглашения, нужно позаботиться о том, чтобы ни один информационный канал не остался без внимания. Пресса чрезвычайно чувствительна к тому, чтобы быть в курсе событий. Очень важно также постоянно обнов­лять контрольный список средств информации. В средствах массовой информации, особенно на радиостанциях, часто происходят переста­новки кадров. Если кандидат начнет посылать материалы не туда или не тому лицу, шансов, что они будут опубликованы или обнародова­ны, очень мало.

Подход к работникам средств информации

Проанализировав круг средств информации и их возможности, при­ступают к разработке стратегии эффективного подхода к ним. Она за­висит от особенностей политической ситуации, задач кандидатов и оп­понентов, их личностей. Главное: не бояться работников средств информации, но при этом относиться к ним с уважением.

Приведем некоторые советы, как обижаться с работниками средств информации.

Нанести первый визит. Кандидат должен лично познакомиться с ключевыми работниками местных средств информации. Первый визит — это визит вежливости, во время которого кандидат сообщает работникам СМИ о своем намерении баллотироваться на выборную должность и вручает каждому из них тщательно подготовленный па­кет для прессы. Кандидата может сопровождать пресс-секретарь. Это доверенное лицо позже может нанести и отдельный визит.

Поддерживать контакты. Кандидату необходимо встречаться с руководителями средств информации и репортерами регулярно, а не только тогда, когда у него есть что «продать». Желательно организо­вывать еженедельные завтраки с ними один на один, визиты и встре­чи типа «забежал на минутку».

Быть источником информации. Работа репортеров — постоян­но искать новости и информацию. Сенсации, происшествия, сообще­ния и т.д. — все это их хлеб, особенно в рыночных условиях. Если

кандидат предоставляет репортерам подобную информацию, он ста­новится необходимым и важным для них. Кандидат и его пресс-секретарь должны стать постоянным и надежным источником ин­формации для прессы.

Использовать телефон. Пресс-релизы, безусловно, играют роль документов, содержащих новости. Однако новости можно сообщать и по телефону. Кандидат звонит по телефону репортерам, когда у него есть о чем рассказать. Телефонное сообщение кандидата они могут процитировать гораздо быстрее. Пресс-релиз, высланный по факсу, тоже можно быстро использовать для распространения в средствах массовой информации.

Думать, прежде чем говорить. Кандидат может считать какого-нибудь репортера своим добрым «другом», а потом вдруг оказаться шокированным нежелательным или уничтожающим для его избира­тельной кампании материалом, написанным этим «другом». Нужно помнить: задача репортера сообщать новости (хорошие они или пло­хие), несмотря ни на какие личные отношения. Кандидату и членам его команды следует быть начеку, поскольку все, сказанное ими ре­портеру, может быть опубликовано.

Контролировать ситуацию. Прежде чем разговаривать с репор­тером, кандидат или его пресс-секретарь должны твердо знать, что они хотят сообщить. Они не дают репортеру возможности сбить себя с толку или вложить им в уста чужие слова, владеют всеми тонкостя­ми сообщения или проблемы, не позволяют отвлекать себя от темы интервью.

Быть профессиональным и сочувствующим. Сообщая новости о ходе кампании, следует поступать так, чтобы удовлетворять запро­сы средств информации и соответствовать режиму работы, отвечать на все телефонные звонки со стороны прессы. Следует не посылать плохо составленную информацию и избегать опечаток.

Быть честным. Никогда не надо лгать репортеру. Сделав это од­нажды, можно потерять доверие навсегда Если же он поинтересуется чем-то слишком деликатным, можно сказать, что это необходимо проверить, прежде чем давать ответ. Однако кандидат и его команда ничего не добьются, отказываясь предоставлять информацию, кото-

рая и без них станет известна общественности. Кроме того, нельзя блефовать, отвечая на щекотливые вопросы.

Не затевать драки с тем, кто закупает чернила бочками, а бумагу тоннами. За прессой всегда остается последнее слово. В си­туации, когда штаб кампании чувствует, что пресса относится к кан­дидату несправедливо, сначала необходимо убедиться, допустил ли репортер непроизвольную ошибку или же на самом деле намеревался навредить ему. Если в информации обнаружены серьезные искаже­ния, следует подойти к ситуации таким образом:

1. Связаться с репортером и спокойно обсудить статью. Пред­ложить свои объяснение мысли или факта, но не ввязываться в острый спор.

2. Попросить о поправке, а не об опровержении.

3. Попросить написать или огласить через эфир материал, отра­жающий точку зрения кандидата.

4. Если репортер не соглашается, можно обратиться за помощью к его руководителю. Но при этом следует иметь в виду, что таким образом легко нажить себе врага в лице репортера В любом случае не нужно обвинять его в том, что он умышлен­но предубежден.

Как обращаться с информацией

Чтобы получить хорошую прессу, делают так, чтобы репортерам было легко писать о кандидате и кампании. При этом не полагаются на журналистов, просто предоставляя им факты и позволяя им ре­шать, что является самым важным для распространения. Кандидату и его команде нужно управлять собственными сообщениями для того, чтобы пресса действовала в их интересах.

Передавая информацию прессе, лучше придерживаться середины между «примитивным» изложением фактов и откровенной саморек­ламой. Чтобы найти счастливую середину, в средства информации передают релевантные и заслуживающие быть новостью сообщения, которые опосредованно служат интересам кампании. Репортеры от­нюдь не наивны, они сразу же догадываются, что эти сообщения слу­жат целям избирательной кампании. Однако они немедленно отклонят тот материал, который откровенно напоминает платную полити­ческую рекламу кандидата.

Каждое сообщение должно иметь определенный «угол зрения». Этот «угол зрения» или «крючок», на который нужно «поймать» чи­тателя, должны быть главными в материале. Часто кандидаты пыта­ются сделать ударение сразу на нескольких основных пунктах в од­ном заявлении, сообщении или интервью. Если такое случается, прес­са оказывается перед фактом чрезмерности информации. Разбираясь в ней, репортер или редактор в этом случае должны сами определять тот угол зрения, который нужно подчеркнуть или выделить.

Любой контакт с прессой по какому-либо конкретному вопросу должен акцентировать внимание на одной главной мысли. Именно ради этого «крючка» журналисты приходят на пресс-конференцию. Это — основной момент пресс-релиза или главная цитата из заявле­ния в интервью для радио или телевидения. Именно это можно будет потом увидеть в газете или услышать в передаче.

Для успешной коммуникации со СМИ нужно иметь представле­ние о том, как собираются новости. Индустрия новостей работает в спешке, на «взятом в долг времени». Репортеры — очень занятые лю­ди. Сообщение об избирательной кампании всего лишь одно из мно­гих, которые им нужно обработать и передать. Сообщая быстротеку­щие новости, репортеры и редакторы не имеют времени проанализи­ровать все факты, чтобы подготовить статью. Не хватает времени и для полного отчета о событии. Тридцатисекундное сообщение о со­бытии, построенное на поданном кандидатом материале, в пятими­нутной передаче местных новостей по радио или телевидению, — это довольно хорошее освещение.

Постоянный дефицит времени у работников средств информации можно обернуть себе на пользу. Для этого им предоставляют такие сообщения, где легко рассортировать информацию и найти тот «стержень», на который можно нанизать материал.

Чтобы получить хорошую прессу, необходимо:

Планировать сообщения заблаговременно. Каждый матери­ал должен акцентировать внимание на чем-то одном. Работ­ников средств информации убеждают, что переданные им рассказ или сообщение заслуживают быть новостью.

Использовать ключевые слова. Основную мысль подают в виде положения, которое можно процитировать. Это ключе­вое положение повторяют во всех материалах, передаваемых прессе. Положение должно быть коротким и простым.

Не перегружать прессу чрезмерной информацией. Работни­кам прессы предоставляют достаточно фактов для того, чтобы сделать вывод, но не так много, чтобы запутать вопрос. Не стоит надеяться, что репортеры станут читать материалы объ­емом в десять страниц. Поэтому выделяют основные мысли и показывают, каким образом они развивают тему.

Дублировать усилия. Используют все имеющиеся средства для продвижения сообщения: пресс-релизы, интервью по те­лефону, интервью один на один, радиорепортажи и мероприя­тия, заслуживающие быть новостью. Основную мысль повто­ряют во всех материалах.

Быть последовательным. Сообщения всегда должны под­держивать и продвигать тему кампании, а также согласовы­ваться с ее стратегией. Каждая мысль, содержащаяся в интер­вью или статье, должна работать на главный угол зрения, за ложенный в них.

Разговаривать с прессой «человеческим» языком. Новости сообщаются для того, чтобы показать, как проблемы влияют на жизнь человека Именно поэтому и покупают газеты. По­нятия и иллюстрации, используемые в материалах, передан­ных прессе, должны быть изложены просто и понятно, рас­крывая при этом, какое значение новость или проблема будут иметь для жизни людей.

Существует основной инструментарий, которым следует пользо­ваться, чтобы содействовать «заслуженному» освещению избира­тельной кампании в прессе.

Пакет для прессы. Пакет для средств информации или пакет для прессы рассчитан на то, чтобы обеспечить репортеров полной исход­ной информацией о кандидате и его избирательной кампании. Репор­тер может воспользоваться им как готовой справкой при подготовке материалов о кандидате и кампании. Этот пакет как представление кампании нужно разослать во все каналы распространения новостей в соответствии со списком средств информации; он может быть также

вручен самим кандидатом, поскольку это открывает ему возможность лично встретиться с репортерами и редакторами.

Папка. Материалы пакета для прессы необходимо вложить в пап­ку с двумя отделениями. Титульная страница может быть украшена эмблемой избирательной кампании. Самые важные сообщения сле­дует поместить в правое отделение папки (последний пресс-релиз, информацию об особо заметном событии и т.д.). В левое отделение папки вкладывают материалы, содержащие общую информацию, на­пример, фотографии, биографию и пр.

Содержимое пакета для прессы:

1. Пресс-релиз — краткое сообщение о сути происходящего события.

2. Заявление — последнее заявление или текст выступления кандидата по определенному вопросу.

3. Лист с биографическими данными — одностраничное резю­ме, содержащее сведения о политической и служебной карь­ере кандидата, а также информацию личного характера (се­мья, образование, место рождения).

4. Изложение биографии — несколько абзацев более подроб­ного рассказа о жизни, происхождении, образовании, дости­жениях кандидата, который репортеры могут либо повторить дословно, либо использовать при написании статей.

5. Сведения о штабе избирательной кампании — имена веду­щих членов команды, рабочего комитета, почетного предсе­дателя, финансового директора, казначея и др. Список теле­фонов только руководителей штаба

6. Материалы избирательной кампании — образцы брошюр, эмблемы, значки кампании, а также копии благожелательных статей или очерков, написанных о кандидате.

7. Характеристика округа — краткое, в несколько абзацев, из­ложение политической, демографической и исторической информации об округе. Это особенно полезно для представи­телей прессы из другой местности, а также в расчете на большую информативность кампании.

8. Фотографии — черно-белые глянцевые портреты кандидата (газеты не любят цветных фото) размером 8 х 10 см; один с улыбающимся, а второй с серьезным выражением лица (на разные случаи). Специальные цветные слайды для телевиде­ния, дающие режиссеру возможность накладывать изобра­жение на свой материал (слайды с улыбающимся и серьез­ным выражением лица кандидата).

Пресс-релизы. Пресс-релизы — надежный способ увидеть в прес­се материал таким, каким его хочет увидеть кандидат. Он готовится пресс-секретарем и передается прессе. Пресс-релиз пишется в газет­ном стиле и должен быть сосредоточен на одном вопросе.

Пресс-релизы используются для сообщения о составе штаба изби­рательной кампании, его дальнейших мероприятиях, действиях или планах; презентации отчета или материала по какому-либо вопросу; доведения до сведения общественности точки зрения кандидата по отдельной проблеме; обвинения оппонента; с целью поддержки опре­деленных действий или лиц. Все пресс-релизы должны тщательно проверяться кандидатом и руководителем избирательной кампании либо кем-то одним из них.

Основные правила подготовки пресс-релиза:

Пресс-релиз печатается на фирменном бланке штаба избира­тельной кампании кандидата четким, разборчивым шрифтом и содержит ее название, адрес штаба, контактный телефон.

• В правом верхнем углу страницы печатается имя ответ­ственного за контакты (руководителя кампании или пресс-секретаря).

• Над заголовком, в левом углу страницы, ставится гриф «Для немедленного распространения», если нет необходимости по каким-либо причинам придержать материал. В последнем случае пишут, что он предназначен для распространения оп­ределенное время, но гарантий, что репортер не использует информацию ранее указанного срока, нет.

• Используется привлекающий внимание заголовок, чтобы за­интересовать репортера или редактора

• Указываются дата и место, откуда прислан пресс-релиз.

Важнейшие факты подытоживаются в первом абзаце. Этот ключевой абзац (лид) должен давать ответы на вопросы: кто? что? когда? где? и почему? А иногда и на вопрос: ка­ким образом?

• Второй абзац содержит одну или две цитаты из выступлений кандидата.

• Каждый последующий абзац по нисходящей должен быть менее весомым (перевернутая пирамида). Это делается для того, чтобы редактор в случае нехватки места для размеще­ния всего материала мог отрезать его окончание, не искажая основного содержания.

• Пресс-релиз печатается через два интервала на одной стра­нице с большими полями. Не рекомендуется печатать на обороте страницы. Если текст не вмещается на одной стра­нице, внизу пишут «см. далее» и продолжают на следующей странице. В самом конце текста пресс-релиза делают отступ и по центру строки печатают знак # # #. Это указывает на окончание материала (международный стандарт).

• Информация пресс-релиза должна быть точной. Важно не пе­реусердствовать с редактированием. Если пресс-релиз подго­товлен в газетном стиле, у него больше шансов увидеть свет.

• Необходимо избегать грамматических ошибок, внимательно редактировать текст. Любая ошибка будет подрывать дове­рие к избирательной кампании.

• Пресс-релиз передается собственноручно. По почте или фак­сом его передают лишь в крайних случаях. Следует учиты­вать режим работы средств информации. Своевременность -гарантия того, что пресс-релиз напечатают.

• Нужно вести регистрацию всех пресс-релизов, проставляя темы и даты.

Сообщения для прессы. Сообщения для прессы — специальный тип пресс-релиза. В сообщении до сведения прессы доводится специ­фика предстоящего события, которое должно получить освещение в средствах массовой информации.

Сообщения для прессы печатаются и распространяются практиче­ски так же, как и пресс-релизы. Но, помимо заголовка, оно должно иметь отметку «Сообщение для прессы», не содержать цитат и непревышать двух — трех абзацев. Сообщения для прессы тоже должны отвечать на вопросы: кто? что? когда? где?

Оно должно содержать ровно столько информации, чтобы какое-нибудь мероприятие заинтересовало прессу, но не столько, чтобы по­мешать его освещению. После распространения сообщения нужно не забыть позвонить по телефону и еще раз напомнить о мероприятии.

Пресс-конференции. Пресс-конференции — эффективный способ попасть в прессу. Но здесь очень важна предварительная подготовка, поскольку кандидат по ходу пресс-конференции будет, как на «раска­ленной сковородке». Нужно заранее подготовить и отрепетировать ответы на возможные вопросы. Хотя планируется, как правили, пресс-конференция преимущественно на определенную тему, пресса может это проигнорировать. Поэтому нужно быть готовым к вопро­сам на другие темы.

Заблаговременно пишется вступительное слово, в котором объяс­няется основная причина созыва пресс-конференции. Распространя­ется пресс-релиз, содержащий выдержки из предстоящего заявления кандидата. Готовится пакет для прессы со всеми материалами на тему пресс-конференции. Сюда добавляются и материалы избирательной кампании.

Пресс-конференции необходимо использовать для главных заяв­лений кандидата и готовить их заранее в соответствии со стратегией и планом избирательной кампании. В то же время важно не злоупот­реблять пресс-конференциями и созывать их только тогда, когда кан­дидату есть что сказать. Серия интервью с репортерами, лично или по телефону, может донести информацию до прессы и без пресс-конференций.

Планируя и организовывая пресс-конференцию, необходимо со­блюдать следующие правила:

1. Пресс-конференцию планируют с учетом графика работы средств информации. Выбираются день и час, когда пресса не загружена другими событиями, например, регулярными ме­роприятиями государственных органов.

2. Предусматривается возможность того, что представителям прес­сы что-либо может помешать посетить пресс-конференцию.

3. Прессе сообщают о мероприятии не позднее чем за 48 часов, а лучше за неделю. Периодически напоминают журналистам о времени и месте проведения пресс-конференции.

4. Напоминая о пресс-конференции, представителей прессы убеждают в важности мероприятия. Подсказывают журнали­стам, в каком аспекте лучше рассматривать те новости, кото­рые станут им известны на пресс-конференции.

5. Выбирают удобное и привлекательное помещение, причем лучше всего найти такое, которое символизировало бы со­держание сообщения на пресс-конференции. Это особенно важно для телевидения. Всегда нужно заранее позаботиться о получении разрешения на использование данного помещения.

6. Кандидата нужно как следует подготовить. Он должен проре­петировать заявление, подготовиться к вопросам и ответам и быть хорошо осведомленным о содержании всех материалов, которые будут переданы представителям прессы во время пресс-конференции.

7. Журналистам оказывают гостеприимство. Для них готовят прохладительные напитки, кофе.

8. Заблаговременно проверяется помещение, чтобы убедиться, что все готово. Нужно позаботиться об электрических розет­ках, если ожидается телевидение, сцене, стульях, освещении, размещении микрофонов, которыми будут пользоваться при­глашенные представители прессы.

9. Пресс-конференцию нужно начать вовремя и закончить до то­го, как интерес к ней начнет спадать. В противном случае ка­кой-нибудь репортер использует это для провокационного во­проса. Кандидат должен быть готов задержаться после пресс-конференции и дать интервью «с глазу на глаз».

10. Пресс-релиз или пакеты для прессы раздаются перед началом пресс-конференции, причем обеспечивается наличие доста­точного количества этих материалов в доступном для всех участников месте. Нелишне записать, кто из представителей прессы не явился, и послать им все материалы после пресс-конференции.

11. Пресс-конференция обычно планируется на полчаса: 10 минут на выступление и 20 минут на вопросы и ответы.

12. Пресс-конференция записывается на магнитофон, чтобы иметь документальное свидетельство о ней и точно зафикси­ровать все, что было сказано.

Фотографии в кампании. Фотографии - эффективное средство ком­муникации. Заблаговременно готовится набор фотографий, чтобы они всегда были под рукой на протяжении всей избирательной кампании.

В ходе кампании понадобятся черно-белые глянцевые фотографии кандидата для прессы, размером 8 х 10 см., одна с улыбающимся и одна с серьезным выражением лица. Далее, нужно подготовить набор различных фотографий кандидата для использования в предвыборной литературе и рассылки в средства информации. И, наконец, кандидата фотографируют во время всех основных мероприятий и посылают эти снимки в ежедневные и еженедельные газеты.

Рационально собрать подборку фотографий, которая иллюстриро­вала бы имидж кандидата. Например, если главной темой кампании яв­ляется образование, готовится набор фотографий кандидата с детьми.

Использовать нужно только такие фотографии, которые работают на имидж кандидата. Ни в коем случае нельзя распространять снимки, на которых он изображен не в лучшей форме. Стоит не пожалеть времени и средств и подготовить фотографии высокого качества

Кандидат должен быть в фокусе всех фотографий, используемых во время избирательной кампании. Самый лучший тип фотографий — натурные съемки, съемки кандидата с другими людьми, на кото­рых он выглядит естественно и непринужденно.

Разновидности фотографий, которые потребуются для кампании:

официальные фотографии — черно-белые глянцевые, раз­мером 8 х 10 см., одна — с серьезным, одна — с улыбаю­щимся выражением лица;

кандидат и рабочие — снимки кандидата с рабочими одного из ведущих предприятий района;

кандидат и семья — натурные фотографии кандидата с же­ной и детьми;

кандидат работает — фотографии кандидата на его рабо­чем месте;

кандидат выступает — фотографии кандидата во время его выступлений перед различными группами общественности;

кандидат и школьники;

• кандидат и ветераны;

кандидат в своем округе — снимки кандидата в достоприме­чательных местах округа.

Недельные программы для средств информации. При их подго­товке и использовании важно учитывать некоторые советы:

1. Местной прессе рассылается список мероприятий, в которых кандидат примет участие на следующей неделе. Нужно поста­раться сделать так, чтобы все эти мероприятия заслуживали быть новостью.

2. Сторонникам кандидата и прессе рассылаются одностраничные бюллетени, чтобы держать ихв курсе дел кампании.

3. Кандидат должен быть информирован о местных и общих для округа проблемах и, когда представится случай, комментиро­вать их во время интервью. При этом с комментариями следу­ет выступать своевременно.

4. Представители прессы приглашаются на все выступления кандидата

5. Необходимо вырезать из газет статьи и сообщения, в которых идет речь о кампании кандидата и его оппонента, и собирать их.

6. Для выпуска пресс-релизов и заявлений для прессы можно использовать праздники и памятные даты, которые отмечают­ся во время избирательной кампании.

1. Нужно знать календарь выборов и сохранять копии отчетов кандидата и его оппонента об избирательной кампании на слу­чай, если пресса обратится с вопросами по этому поводу. Любое нарушение сроков, предусмотренных избирательным законода­тельством, можно использовать для того, чтобы иметь прессу.

Репортажи с места событий, Вданном случае репортаж — это за­писанный голос кандидата, который по телефону передается радиостан­ции с места события. Поскольку радионовости транслируются всего не­сколько минут, такие репортажи не должны длиться более 30 секунд.

На радиостанцию всегда нужно звонить заранее, чтобы выяснить, будет ли принят подобный репортаж. Иногда станции не принимают

от кандидата запись его заявления. Они отдают предпочтение интер­вью, записанному репортером. И это тоже хорошо, поскольку выпа­дает шанс, чтобы голос кандидата прозвучал в эфире. Всегда стоит соглашаться давать такие интервью один на один.

Репортажи с места событий как отдельный жанр радиопередач полезны для пресс-секретарей, стремящихся за короткое время сооб­щить как можно больше информации. К актуальным репортажам же­лательно обращаться после важного заявления для прессы, во время которого не присутствовал радио репортер. Ими можно воспользо­ваться и тогда, когда необходимо сделать заявление, а кандидат нахо­дится где-то далеко.

Сегодня существует множество технических средств, облегчаю­щих распространение актуальных репортажей как жанра радиопере­дач. Они несложны и недороги, поэтому ими стоит воспользоваться во время избирательных кампаний.

Чтобы передать репортаж на радиостанцию, в самом простом слу­чае нужно иметь:

• недорогой кассетный магнитофон;

• пару прищепок;

• один или два телефонных аппарата (два аппарата создают идеальные условия, но успеха можно достичь и с одним аппаратом).

Магнитофон напрямую соединяется с телефонной линией с по­мощью провода с прищепками. Для этого один конец провода с нако­нечником для магнитофонного гнезда вставляется в гнездо с отметкой «выход». Отвинчивается крышка, где расположена телефонная мем­брана (нижняя часть телефонной трубки), и другой раздвоенный ко­нец провода с прищепками присоединяется к металлическим контак­там, которые хорошо видны при снятии мембраны. После того как магнитофонная клавиша «play» нажата, сообщение начинает трансли­роваться по телефонной линии.

Несколько советов, как готовить репортаж:

• Пишется краткое (на 30 секунд) заявление для кандидата, которое он должен прочитать.

• Кандидат должен прочитать весь текст заявления так, будто он разговаривает с репортером.

• Кандидату непозволительно просто монотонно читать текст, это все испортит.

• Готовится магнитофон, при помощи провода с прищеп­ками соединенный с телефоном, ставится кассета с запи­сью заявления на актуальную тему. С помощью второго телефона нужно связаться с радиостанцией.

• Рядом с кандидатом всегда должен находиться человек (лучше всего, если это будет пресс-секретарь), который бы позвонил на радиостанцию и договорился с репорте­ром о включении магнитофона Репортеру разъясняют все обстоятельства, связанные с этим мероприятием. Кратко сообщают о содержании пресс-релиза, по поводу которо­го подготовлен репортаж.

• Если радиостанция согласилась принять репортаж, по те­лефону отсчитывают «три, два, один». На счет «один» включают магнитофонную ленту.

• Остаются на линии, чтобы убедиться, что запись на стан­ции получилась качественной. Благодарят репортера и кладут трубку.

Актуальными репортажами нельзя злоупотреблять. Даже те стан­ции, которые их транслируют, часто предпочитают брать персональные интервью у кандидата. Во время избирательных кампаний один—два актуальных репортажа кандидата в неделю — это слишком много.

Если станция отказывает, нужно быть любезным. Поблагодарить за отнятое время и обратиться к другой станции. Никогда не стоит вступать в препирательства: радиостанции не обязаны принимать по­добные актуальные интервью.

И опять-таки необходимо убеждение, что заявление кандидата за­служивает того, чтобы быть новостью. Если же оно не заслуживает этого, в будущем будет очень непросто договориться об очередном репортаже или интервью. Кроме того, нужно стремиться к тому, что­бы репортаж не выглядел как коммерческая реклама.

Радио- и телевизионные интервью

У некоторых людей необходимость дать радио- или телеинтервью может вызвать страх. Даже у кое-кого из очень опытных государственных и общественных деятелей влажнеют ладони, учащается серд­цебиение и наблюдаются другие симптомы страха, как только они оказываются перед камерой или микрофоном.

Однако радио- и телеинтервью не должны быть причиной страха или волнения. Если следовать нескольким простым советам, радио- и телеинтервью можно будет давать легко и уверенно. В итоге удается использовать эти мощные средства коммуникации как составляющую развернутой программы связей с общественностью и средствами ин­формации.

И в случае, когда кандидат лично дает интервью, и в случае, когда кто-то сопровождает представителя организации, у которого будут брать интервью, ситуацию, вызывающую страх, можно превратить в эффективный метод коммуникации с общественностью и популяри­зации организации. Для этого необходимо:

1) Готовиться.Глубоко разобраться в проблеме, предусмотреть наиболее трудные вопросы и подготовить наилучшие ответы на них.

2) Определить позицию произносимого заявления. Сделать это нужно заранее. Позиция заявления должна концентрироваться на мысли, которую желательно донести до зрителей или слушателей с помощью интервью, и основательно опираться на факты для того, чтобы вызвать доверие. Если понадобиться, для ее подкрепления не­обходимо воспользоваться материалами из авторитетных источников. Следует показать связь между организацией, представителем которой является дающий интервью, и позицией его заявления. Собственно говоря, интервью — это бесплатная реклама. Нужно как можно пол­нее воспользоваться возможностью поговорить с людьми и расска­зать им об организации.

3) Быть естественным. Расслабиться. Разговаривать с интер­вьюером как с товарищем. Говорить просто, не сдерживать мимику и жесты. Избегать труднопроизносимых и длинных слов. Их могут не понять, а о дающем интервью сложится впечатление как о претенци­озном человеке.

4) Быть уверенным. Интервью берут потому, что некто осведом­лен по определенным вопросам. Поэтому не стоит бояться того, кто берет интервью. Дающий интервью знает больше, чем он. Нужно спокойно и уверенно отвечать на каждый вопрос, пользуясь утверди­тельной, искренней речью.

5) Отвечать кратко. Ответы всегда должны быть прямыми и по теме. Радио- и тележурналистам нужны краткие, четкие, логичные положения, которые произносятся не более 30 секунд, а то и меньше. Необходимо следовать основной мысли, продуманной заранее, избегая длинных заявлений, которые будут распылять сообщение, утомлять слушателей, отнимать у всех лишнее время и в итоге не попадут в эфир.

6) Сохранять доверие к себе. Быть искренним. Доверие к тому, кто дает интервью, зависит от него самого. Никогда не нужно скры­вать и искажать информацию, лгать интервьюеру. Журналист, обна­руживший, что его ввели в заблуждение, никогда больше не станет доверять тому, у кого он берет интервью, и его организации.

7) Соответственно одеться. Для телеинтервью одеваются при­влекательно. Избегают излишне ярких цветов, цветастых платьев, шляп и пр. Нужно, чтобы телезрители сосредоточились на том, о чем говорит выступающий, а не на том, во что он одет.

Интервью для печатных органов

Стиль поведения во время интервью печатным органам в общем тот же, что и в случае интервью для радио и телевидения. Поэтому в разговоре с репортером газеты, журнала или бюллетеня можно вос­пользоваться советами приведенными выше, когда речь шла об ин­тервью для радио и телевидения. Добавим лишь несколько советов, касающихся исключительно особенностей печатных средств массо­вой информации, которые помогут максимально использовать связи с общественностью на пользу организации:

1) Предложить дополнительную информацию. После того, как репортер получил краткие ответы на все поставленные вопросы, можно предложить ему дополнительную исходную информацию, ес­ли она есть под рукой. Это подкрепит ответы на вопросы.

Даже несмотря на то, что газеты имеют ограниченный объем, они, как правило, используют больше деталей на своих страницах по срав­нению с радио- и теленовостями. Поэтому имеет смысл воспользо­ваться возможностью передать авторитетную информацию, делаю­щую интервью более весомым.

2) «Для печати», «не для печати», «на основании». Золотым правилом во время любого интервью остается правило «для печати». Это значит, что все, сказанное репортеру, может быть процитировано

или же перефразировано и связано в статье с именем того, кто дает интервью. Никогда не нужно разговаривать с репортером на каких-либо других основаниях или же следует делать это крайне редко, при чрезвычайных обстоятельствах. Если нежелательно, чтобы имя дав­шего интервью и информация от его организации попала на газетные полосы, лучше вообще не давать интервью.

Хорошо известно, что большинство репортеров берут интервью исключительно «для печати».Но все же существуют два других ве­роятных уровня диалога с репортерами.

«На основании» это значит, что заявления могут быть проци­тированы или перефразированы, однако имя их автора не будет упо­мянуто в качестве источника информации. Например, репортер мо­жет приписать цитату «ответственному работнику горсовета, попро­сившего не называть его имени».

«Не для печати» это значит, что заявление ни в коем случае не может быть использовано. Все, сказанное «не для печати», не может быть процитировано, перефразировано, а имя автора заявления не должно быть связано с этой информацией. Но репортер может ис­пользовать данную информацию в своей статье, если ему посчастли­вится получить ее из другого источника

Приведенные выше определения являются общепринятыми, од­нако значение понятий «на основании» и «не для печати» каждый ре­портер может понимать по-своему. Учитывая это, прежде чем давать интервью, необходимо договориться с репортером о способе исполь­зования произнесенных заявлений. Не стоит говорить репортеру уже после того, как он получил ответы на все вопросы, что изложенное «не для печати». Уже поздно, и репортер может это при желании на­прямую процитировать.

Ораторское искусство

Одной из важнейших составляющих коммуникации с обществен­ностью является устное слово, умение выступать перед аудиторией, общаться с массами. Вряд ли кто-то станет отрицать, что большая часть времени руководителя любой организации уходит на подготов­ку и произнесение различных докладов и речей. Разумеется, дело это непростое и чтобы сделать его эффективным, требуется большое мас-

терство. Томас Манн был абсолютно прав, утверждая, что «речь сама по себе уже является особой цивилизацией». Ею нужно уметь пользо­ваться, чтобы как можно лучше и доступнее донести до общественно­сти идеи и мнения организации, привлечь людей на свою сторону и заручиться их поддержкой.

Далее рассмотрим в деталях некоторые аспекты проблемы, как сделать публичное выступление максимально эффективным.

Предмет выступления

Известно выражение: «выступление, не затрагивающее какую-нибудь злободневную и интересную для всех тему все равно, что пу­тешествие, начатое без цели и места следования». Отсюда первый шаг в подготовке любого выступления заключается в том, чтобы опреде­лить его цель или конкретную тему. Какую задачу вы ставите перед собой, выступая с данной речью, чего хотите добиться?

И только после того, как этот вопрос выяснен, приступают к необ­ходимым действиям и шагам, обдумывают конкретный план их реа­лизации. Если выступление хорошо подготовлено и с самого начала логически выстроено, это придает речи большую силу, а в оратора вселяет уверенность в успехе.

Целью выступления может быть как распространение информа­ции, изложение соответствующих инструкций, так и реклама, «про­дажа» идей и планов; иногда это разноплановые комбинации всех пе­речисленных целей. Оратор может влиять на слушателей не только с помощью слова, но и своей манерой поведения, формой подачи сво­его доклада Если каждая фраза выступления хорошо продумана, то даже простое перечисление голых фактов, тенденций развития и даже статистических данных можно превратить в средство политического влияния и возбуждения действий, тем самым обратив публику в сво­их сторонников. Здесь можно согласиться с Киплингом, который го­ворил: «Слова являются самым сильным наркотиком, имеющимся в руках человечества».

Уточнив цели и задачи выступления, нужно хорошо поработать над тем, в какой форме его подать. Для достижения максимального результата и эффекта требуется разработать план подачи проблемы или идеи. Следует исходить из того, чтобы не быть многословным, не прибегать к чрезмерно большому потоку ненужных, не содержащихинформации слов, не держать публику в напряжении, выплескивая на нее слишком много внешних раздражителей. Краткая и сжатая, но убедительная десятиминутная речь даст куда больше шансов для дос­тижения поставленной цели. Кроме того она сэкономит временя и средства, требуемые нудным докладам, растянутым на целый час. Другими словами, эффективность выступления имеет прямую связь не с его продолжительностью, а с качеством содержания и смыслом того, о чем говорится, с тем, как удается донести мысль до слушате­лей, использовать качественные наглядные пособия и вспомогательные материалы. Еще раз подчеркнем, что слишком длинный доклад, неуме­ние правильно изложить цель своего выступления, плохо подготовлен­ные наглядные пособия и материалы могут привести к провалу и нега­тивному отношению к выступающему присутствующих в зале.

Когда тема выступления точно определена, можно переходить к следующему этапу — планированию формы подачи и стратегии вы­ступления. В этом могут помочь ответы на несколько важных вопро­сов. В частности, выступающий должен спросить себя: Чего он хочет достичь, какую цель преследует, иначе говоря, что он «продает»? Ко­му он это «продает»? Против кого действует и за что борется? В какой аудитории, перед какой публикой собирается сделать доклад? Рас­смотрим эти вопросы несколько подробнее.

1) Что «продается»? Почему решено выступать с этим докла­дом? Важно суметь посмотреть на тему и основные идеи доклада гла­зами постороннего наблюдателя. Что же все-таки «продается»? План или идея, начинание или побуждение к действию, какой-то конкрет­ный товар, продукция или услуга? А может быть, это просто выступ­ление в защиту и поддержку чьей-то идеи? Нужно точно определить для себя цели и задачи и изложить их в нескольких словах.

2) Кому это «продается»?Если выступающему знакома слушательская аудитория, у него, вероятно, имеются предположения отно­сительно ее реакции на доклад. Выступление, потенциально способ­ное принести успех в одной аудитории, может закончиться полней­шим крахом в другой. Каждая стратегия выступления должна быть направлена на определенную аудиторию в отдельности. Ведь аудито­рия слушателей может состоять исключительно из «специалистов» или так называемых «дилетантов», либо объединять представителей обеих этих групп. Стоит подумать, возможно люди, собравшиеся в

зале, уже достаточно осведомлены по обсуждаемой теме? Какую ин­формацию они могли получить? Способны ли они принять оконча­тельное решение сразу же, полагаясь на свое мнение, или же им необ­ходимо доложить о рекомендациях и мыслях, которые они услышат, своему высшему руководству? Перед выступлением желательно как можно больше узнать о будущей аудитории: манере поведения и сти­ле работы, интересах, общественном положении и эмоциональном настрое слушателей. Отдают ли они предпочтение определенному типу наглядных пособий, нравится ли им, когда по ходу выступления делаются перерывы, не захотят ли они выпить кофе во время переры­ва? Не ограничены ли они во времени? Не следует забывать, что лю­ди в аудитории неодинаковы и все они имеют разные симпатии и ан­типатии.

3) Против чего есть намерение бороться? Когда хорошо изуче­ны эмоциональные и духовные потребности аудитории, можно по­влиять на отношение слушателей к выступлению и незаметно для них изменить их точку зрения. Речь может вызвать живой интерес у слу­шателей и легко превратить их в союзников выступающего, если точ­но знать их заботы и чаяния. Во время выступления с докладом наи­более часто возникающие препоны можно свести к следующему:

• Опасения со стороны слушателя, что предлагаемый ему план или идея повлияют на его престиж, авторитет в кол­лективе или перспективные планы на будущее.

• Нежелание слушателя воспринимать что-либо новое, по­скольку это может повлечь за собой организационные преобразования или причинить личные неудобства и лишние хлопоты.

• Нежелание слушателя сойти с «проторенной» дорожки, колебания и опасения навлечь на себя неприятности.

• Гордыня слушателя, его болезненное самолюбие.

4) В какой аудитории, перед какой публикой будет произно­ситься доклад?

Для того, чтобы знать, в каких условиях состоится заседание и ка­кая общая обстановка будет сопровождать выступление, выступаю­щий сначала должен попробовать ответить на следующие вопросы:

• Какой будет аудитория: дружественной или враждебной, симпатизирующей ему или проявляющей апатию?

• Будет публика в зале откровенной или же недоверчивой и молчаливой?

• Окажутся ли среди присутствующих в зале одни только его сторонники или же, вероятно, там будут присутство­вать и представители оппозиции?

• Если допускается присутствие в зале оппозиционных сил, придерживаются ли они общей позиции или же конфлик­туют между собой?

Есть и другие факторы, влияющие на благоприятный результат выступления, а именно:

• Когда и в какое время будет представлен доклад: утром, после обеда, в конце рабочего дня или же перед офици­альным ужином?

• Будут ли присутствующие в зале торопиться побывать где-то еще?

• Не угрожает ли выступающему «опасность» вследствие каких-либо причин?

• Существует ли при этом необходимость спасать чье-то «общественное лицо»?

Проведя окончательный анализ всей сложившейся ситуации и об­думывая, какую форму и стратегию выступления избрать, оратор должен исходить из его задачи и абсолютного понимания того, что он «продает», кому он это «продает», какие обстоятельства и препятст­вия могут возникнуть, в какой атмосфере и перед какой публикой он будет делать свой доклад.

Организация выступления

Успешное выступление содержит не только хорошо подобранный материал, но и, что более существенно, неопровержимые аргументы и доказательства. Такое выступление демонстрирует свободную ориен­тацию оратора и глубокое знание им дела. Но даже очень сильная и убедительная речь, имеющая план, содержащая основную идею, не­обходимую информацию, которой заинтересовалась публика, с легкостью терпит фиаско, если эти факты не будут должным образом упорядочены и расположены.

Прежде всего нельзя пренебрегать вступительной и заключительной частями выступления. С самого начала выступление должно вызывать интерес у слушателей, знакомить их с основным содержанием и идеей доклада В итоговой части опытный докладчик еще раз кратко повторит ключевые моменты и смысл всего выступления. Лишний раз остано­вимся на действиях, которые следует выполнить в этой связи.

Основная часть доклада, идущая сразу же после вступительной части и завершающаяся перед заключительной, содержит в себе глав­ную мысль и суть идеи. Они должны быть обдуманы докладчиком с полным знанием дела. Невозможно долгое время держать аудиторию в напряжении, раскрывая основное содержание своих планов, идей или просто «выплескивая» на нее непрерывный поток информации, не имея особого подхода, стремления «слиться» с аудиторией, сделать ее частью своего выступления.

Чтобы добиться ясности и уверенности, что идея выступления по­нята и принята присутствующими, необходимо излагать свои мысли точно, легко и просто, так, чтобы они дошли до всех слушателей.

Организация самого выступления предусматривает компоновку разрозненных частей единого монолитного доклада Метод, который для этого выбирают, зависит от темы выступления и стратегических намерений выступающего. Некоторые наиболее целесообразной и привычной формой выступления считают повременное или хроноло­гическое изложение материала Многие докладчики, особенно зако­нодатели в парламенте, излюбленной формой подачи своего доклада избирают логически построенный перечень проблем и путей их раз­решения. Когда возникает потребность сравнения альтернативных путей разрешения одной и той же проблемы, самым лучшим может оказаться контрастно-сравнительный подход. Техника «стимул—ре­акция» также может пригодиться, когда делается доклад информаци­онного характера Если же задача выступления — прояснить или до­казать значение тех или иных фактов, цель каких-либо действий, ис­пользуют технику «определения». Еще одна форма, к которой часто прибегают ораторы, заключается в обсуждении «деталей» основного целого, к которым могут относиться, например, различные подразде­ления в организации или разнообразные направления работы. Близко по содержанию к этой технике выступление, построенное вокруг основных систем, функциональных механизмов и технических характе­ристик обсуждаемого предмета, например, рассмотрение деятельно­сти различных подразделений и групп в рамках одной большой орга­низации либо проблем стандартов и качества производства с целью достижения уровня лучших мировых образцов. Если же для будущего доклада не годится ни одна из перечисленных методик и форм, обыч­но используемых ораторами, докладчику, вероятно, стоит поразмыс­лить над созданием специальной формы и техники подачи выступле­ния по собственному усмотрению.

Обычно, когда существуют достаточно весомые и актуальные ос­нования для выступления, их излагают сразу же, еще во вступитель­ной части доклада Ведь в этом случае у оратора есть сильные козыри, поскольку ему не нужно подводить публику к главной идее доклада Если же «продаются» план или идея, весь смысл организации высту­пления должен заключаться в этих двух аспектах, которые рассмат­ривают в различных ракурсах и с разных точек зрения, ни в коем слу­чае не забывая об их ведущей роли. Еще одним основанием дня вы­деления отдельного ключевого пункта или пунктов выступления и неоднократного повторения их в ходе доклада служит тот факт, что очень важные для выступающего слушатели, возможно, покинут зал или будут вызваны по неотложным делам еще до того, как доклад за­кончится. Если такое произойдет, докладчик хотя бы не будет укорять себя за то, что не все нужные ему слушатели услышали и поняли ос­новные идеи его выступления.

Вслед за «продажей» плана или идеи, когда оратор убедил присут­ствующих в оригинальности и самобытности сказанного, показал все преимущества предлагаемого проекта, главный акцент выступления должен быть перенесен на укрепление провозглашаемых позиций. При этом доказательства в пользу идеи должны быть построены по нисходящей. Необходимо помнить, что если даже самые содержа­тельные и наиболее убедительные аргументы и факты не смогли повли­ять на реакцию и отношение публики к идее, то о незначительных и ма­лоинтересных даже нечего и говорить — они никогда не принесут ус­пеха Что касается убедительности доказательств, то их стараются вы­сказывать максимально четко, ясно и кратко. В качестве примера такого высказывания можно привести слова десятилетнего ребенка, который пересказал своей младшей сестре содержание пьесы «Пигмалион» так: «Это о грязной девочке, которую обучали чистому языку».

Выступление должно быть достаточно продолжительным, чтобы охватить все намеченные докладчиком вопросы. В целом продолжи­тельность самых лучших выступлений — до одного часа. Большинст­во присутствующих просто не в состоянии воспринять насыщенный поток информации, обрушивающейся на них сплошной лавиной, как водопад. Но содержание выступления, состоящего из трех или в крайнем случае четырех основных аспектов, почти всегда дойдет до сознания слушателей и закрепится у них в мозгу. В некоторых случа­ях даже шесть пунктов выступления, если они близки по смыслу и содержанию, будут восприняты. Вся несущественная информация, повторяющая одна другую или слишком углубляющаяся в детали, по возможности должна быть изъята из текста выступления еще до его начала Такие материалы, если существует абсолютная уверенность, что они довольно важные и послужат на пользу общей идее, могут быть розданы присутствующим перед началом выступления либо об­суждены в оперативном порядке.

По завершении выступления у слушателей должно сложиться и укрепиться впечатление об ораторе и его личности. Для этому ему следует в заключение еще раз вернуться к основной идее своего док­лада. Если выступающий ожидает каких-либо действий и реакции на выступление, то еще до окончания доклада он должен предупредить об этом присутствующих в зале, иногда открыто спросив их мнение и предложив высказаться по определенному вопросу.

Тот, кто хочет стать хорошим оратором, всегда должен репетиро­вать свое выступление, практиковаться, по несколько раз повторять мысли, которые он проповедует. Как только материал собран и рас­пределен по пунктам для выступления, следует приступать к оценке его содержания. В это понятие входят анализ фактического материа­ла, проработка форм и способов его подачи и уточнение личного от­ношения к нему самого выступающего. Безусловно, в каждой аудито­рии найдется человек, у которого не возникнет никакого интереса к происходящему либо будет преобладать отношение по типу «ну и что из того?». В связи с этим можно посоветовать выбрать какого-нибудь рецензента, профессионального эксперта или помощника, знающего свое дело, чтобы они определили, что в выступлении ясно и пройдет на «ура», что сработает эффективно, а какую часть выступления сле­дует переделать или вообще сократить.

Отсутствие достаточной подготовки и знания дела, точной задачи, уверенности в том, что выступающий хочет высказать в своей речи, присуще почти всем скучным и затянувшимся выступлениям. И на­оборот, краткие, лаконичные выступления, как правило, свидетельст­вуют о более высоком профессиональном уровне подготовки. Даже если эта речь не блестяща, она хороша уже потому, что коротка и не отнимает у слушателей много времени и энергии. Иногда приходится слышать такое мнение: «Если оратору в течение 30 минут не удастся разжечь огонь интереса, он должен прекратить тратить время и спич­ки». Один из ораторов сказал как-то: «Извините, мое выступление не­сколько затянулось, я забыл свои часы и нигде не вижу настенных...». В ответ из последних рядов прокричали: «Зато справа от вас настен­ный календарь».

Язык выступления

Для того, чтобы вызвать интерес у аудитории и удержать внима­ние присутствующих до конца выступления, нужно как следует усво­ить все функции языка и научиться быть внимательным к качеству и силе используемых слов. А для этого каждому выступающему нужно научиться определять цели и результаты, которых он желает добиться своей речью, предусматривать, хотя бы до определенной степени, ее последствия. Известно, что слова могут влиять на людей непредска­зуемо. И от того, какое впечатление они произведут и как надолго ос­танутся в их памяти, в конце концов зависят и авторитет, и общест­венное положение, и даже будущее многих общественных деятелей и профессионалов.

Оратор должен следить за качеством своей речи. Большинство людей фиксируют факт, что язык выступающего был крайне интере­сен и профессионален, и помнят данный факт, однако никто не в со­стоянии точно определить, в чем же конкретно заключался этот про­фессионализм. Качество и мастерство речи, безусловно, отнюдь не означают, что она должна быть чересчур изысканной и вычурной. За­явление, сделанное когда-то Джозефом, вождем одного из племен американских индейцев, является классическим примером качествен­ного использования языка и выражения смысла: «Я больше не буду воевать, никогда!». Это гениальный образец точной передачи мысли

— тут все понимают цель и смысл высказанного и прощают непра­вильность грамматической конструкции выражения.

Существует 10 основных заповедей, которые должен знать каж­дый оратор. Разумеется, приведенный ниже их перечень не является незыблемым и неизменным, а служит лишь поводом для размышле­ний. Итак, оратор должен:

Быть простым в общении. Изучать характеристики и законы ясного и простого, понятного всем языка

Быть открытым и четким в выражении своей мысли. Часто две трети содержания доклада должны служить поддержке и разъяснению основной темы. Нужно пытаться раскрыть ее различные аспекты и под разным углом зрения, но не «напи­ханным» выступление разрозненными темами и не допол­няющими одна другую.

Быть конкретным. Специальные термины и узкопрофессио­нальные выражения уменьшают количество потенциальных сторонников оратора, а иногда просто приводят к общему не­пониманию.

Быть понятным при изложении содержания темы. Ссы­латься на факты и апеллировать к здравому смыслу.

Быть личностью. Не бояться употреблять индивидуальные, присущие только собственной речи слова и выражения.

Быть уравновешенным. Использовать плавный ритм речи. Избегать предложений и тем, отвлекающих от раскрытия ос­новной идеи выступления.

Быть энергичным. Не употреблять большого количества вступительных слов, слишком громких и идиоматических вы­ражений либо употреблять их в соединении с общепринятыми и понятными всем выражениями.

Быть целенаправленным. Аудитория придает значение лишь тому, что она слышит, и намерения докладчика, если они не подкреплены весомыми словами, не вызовут у слушателей особого восприятия.

Быть красноречивый. Время от времени употреблять ритори­ческие фразы и выражения, что усилит эффект выступления. Иногда даже легкая аллитерация может произвести необхо­димое впечатление.

Адаптироваться к ситуации. Изучать слушательскую ауди­торию. Попытаться приспособить доклад к ее потребностям и надеждам.

Прежде всего оратор должен развивать способность быстрого восприятия и умение оценить качество и профессиональность своего языка, а затем постараться применить приведенные правила в процес­се подготовки своего доклада

Представление доклада

Кто-то из великих заметил однажды: «Не так важно, что вы сказа­ли, сколько важно, как вы это сделали». К этому хотелось бы доба­вить еще одну мысль: «...И когда вы это сказали, что вы при этом де­лали?» В данных словах афористично заключены основные элементы искусства представления доклада

Уже с самого начала выступления докладчик должен установить контакт с аудиторией. Чтобы его речь стала свидетельством взаимо­понимания и поддержки, ему прежде всего нужно завоевать настоя­щее чувство доверия и уважения публики, которое затем должно под­держиваться в течение всего выступления. Как он двигается, в какой позе стоит, зрительный контакт, выражение его лица, движения рук и, наконец, одежда, — все это мгновенно оценивается аудиторией. Зна­чение имеют также и внутренние импульсы оратора, его психологи­ческое воздействие на публику. Если он произносит 125—145 слов в минуту, он сможет продержать слушателей в напряжении в течение всего выступления, особенно если при этом он использует разнооб­разные интонации и модуляции голоса что придает его словам допол­нительный смысл и силу. Тембр и модуляция голоса зачастую свиде­тельствуют о том, верит ли он в то, о чем говорит, или нет. Это тоже прибавляет ему «кредит» доверия или же, наоборот, ослабляет его по­зиции, что влияет на результат выступления. Можно напомнить один случай. Во время избирательной кампании один из претендентов по­сле своего длинного и скучного выступления, которое он, однако, считал довольно удачным, обратился к аудитории с предложением задавать вопросы. Из зала прозвучал только один вопрос: «Скажите, кто еще баллотируется на выборах?».

Чтобы успешно подать свое выступление, — предположим при этом, что содержание доклада само по себе довольно хорошее, — нужно произнести его вдохновенно, донести до сознания слушателей, сделать живым и энергичным и постараться избавиться от нервозно­сти. Простой, не слишком напористый, привычный и свободный стиль речи скорее привлечет внимание и интерес слушателей, а изме­нения тембра голоса и манеры подачи материала еще больше усилят симпатии публики и заставят ее слушать с повышенным вниманием и отдачей. Для того, чтобы использовать технику ораторского искусст­ва, нужно изучить основы владения голосовыми возможностями, спо­собы, последовательность и наиболее благоприятное время для при­менения различных голосовых характеристик. Нужно привыкнуть к мысли, что каждое выступление должно быть тщательно подготовле­но и отрепетировано. Если выступающий стремится выглядеть есте­ственно, ему даже следует выучить основное содержание своего вы­ступления наизусть, верить в то, что он говорит, быть уверенным в своих способностях и умении взаимодействовать с конкретной пуб­ликой в конкретных обстоятельствах, обладать хорошей дикцией и страстным желанием повести за собой людей.

Относительно аплодисментов уместно вспомнить слова Бишора Фултона Дж.Шина, сказавшего так:

«Аплодисменты перед началом выступления оратора озна­чают выражение доверия.

Аплодисменты во время произнесения речи свидетельствуют о том, что слушатели еще надеются, что дальше выступление станет лучше.

Аплодисменты в конце выступления — это выражение все­общего облегчения, что оно наконец-то закончилось».

Наглядные пособия

Как ясно из изложенного, одни только слова не в состоянии сде­лать выступление полноценным и донести до слушателей весь смысл идеи. Дополнительные средства и наглядные пособия помогут в этом и станут важной частью выступления. Такие средства позволяют вы­делить или подчеркнуть важнейшие идеи, уточнить содержание про­блем и качество взаимоотношений. Они также могут оказаться очень полезными, когда выступающий конструирует выводы на основе

многочисленных фактов, приводит цифры, статистические материалы и аргументы в подтверждение своих идей, анализа тенденций и на­правлений развития.

В зависимости от материальных и финансовых возможностей своей организации, а также времени, имеющегося на подготовку, можно внести в свое выступление какие-либо новые штрихи и сделать его более образ­ным и интересным, если подготовить дополнительные наглядные посо­бия, например, схемы и рисунки, таблицы, статистические материалы, иметь заранее напечатанный текст выступления для вручения присутст­вующим. Желательно, чтобы в зале имелась школьная доска.

Однако, понимая положительную роль и полезность дополни­тельных средств при подаче доклада, выступающий обязан просле­дить, чтобы его хорошо подготовленная речь доклад не затерялся в бесконечных цифровых данных и чертежах. Дополнительные средст­ва и наглядные пособия никогда не смогут полностью заменить жи­вое красноречивое выступление. Более того, полезно запомнить, что иногда существует потенциальная опасность провала выступления и появления побочных отрицательных эффектов при условии непра­вильного и неумелого использования дополнительных средств. Но если что-нибудь из подготовленных наглядных пособий не произво­дит на слушателей нужного впечатления, не стоит падать духом, по­казывать свое разочарование, теряя при этом доверие публики. Преж­де чем сделать выбор, включать ли в свое выступление дополнитель­ные наглядные пособия или нет, необходимо внимательно изучить их потенциальные возможности и отрицательные последствия, которые они могут вызвать. В большинстве случаев публика воспримет и поймет план или идею быстро и правильно, если выступление по­строе


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
МАСТЕРСТВО КОММУНИКАЦИИ | Закон прогрессивной эволюции техники (ЗПЭТ)

Дата добавления: 2014-09-10; просмотров: 442; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.022 сек.