Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Структура познавательного процесса как основа для определения специфики гносеологических задач журналистики
2.2.1. Структура и источники сознания Познавательной способностью обладает сознание человека, в котором, по сути дела, происходит отражение действительности (материальной и идеальной) и превращение ее в субъективный образ объективного мира. Однако функция сознания заключается не только в отражении существующего мира, но и в его оценке и мысленном преобразовании, для чего строится предварительный мысленный вариант действий. Сознание также способно осуществлять самоконтроль поведения человека. Очевидно, что материалом для такой деятельности служит информация, которая как раз и является продуктом отражения. Журналист, чья профессиональная деятельность называется информационной, сначала сам познает мир и формирует определенное содержание своего сознания, а затем воплощает его в тексты, которые становятся одним из источников, формирующим сознание массовой аудитории. И конечно, для него как профессионала важно иметь научные представления о структуре сознания и его источниках. Приведем расширенную схему сознания, предложенную А.В. Ивановым[71] (рис.7).
Рис. 7. Расширенная структура сознания Сектор I – это сфера телесно-перцептивных способностей и получаемого на их основе знания. Эти первичные знания о мире человек имеет благодаря своей способности ощущать, воспринимать информацию и формировать соответствующие конкретные представления. Такие сведения позволяют определить полезность и целесообразность действий своего тела в тех или иных условиях. Можно сказать, что в этом разделе мозга формируется первичная реакция на поступившую информацию, которая часто бывает рефлекторной, хотя и осознаваемой. Например, человек отдернет руку от утюга, если почувствует, что он горячий. Сектор II – это сфера логико-понятийных компонентов сознания. Здесь предметы, о которых уже сформировано некое первичное представление, встраиваются сознанием в общий ряд понятий, и с помощью мышления (ряда аналитическо-синтетических операций) определяется сущность этих предметов, их место и роль в окружающем мире. Иными словами говоря, в этом секторе сознания формируется истинное (точно соответствующее) представление о предмете. I и II секторы сознания совместно образуют левое полушарие, которое отвечает за внешнепознавательную деятельность и еще не формирует субъективного, ценностного отношения к предмету познания. Сектор III – это эмоциональная компонента сознания. Здесь формируется личностная чувственная оценка предмета познания. Это могут быть неотчетливые переживания, стрессы, эмоции или отчетливо осознаваемые чувства наслаждения, отвращения, любви, ненависти и т. п. Сектор IV – это ценностно-мотивационная, смысловая компонента сознания. Здесь на основании духовных идеалов личности определяются мотивации к действию. Эта сфера сознания связывает мысли с предметной деятельностью человека. III и IV секторы сознания совместно образуют ценностно-эмоциональное полушарие, где предметом познания становятся «я» и другие «я». Это зона творческого осмысления и преобразования мира. Узловые точки вертикального восхождения познания обозначены на рисунке арабскими цифрами: 1 - это этап протосознания, то есть бессознательного телесно-аффективного существования индивида; 2 – этап генезиса телесного «я»; 3 – этап формирования сознательного «я»; 4 – этап возникновения нравственного «я»; 5 – космическое сверхсознательное «я». Итак, мы представили себе путь формирования полного знания в процессе познания. Необходимо еще несколько слов сказать об источниках сознания, то есть факторах, которые обусловливают его содержание. 1. Внешний предметный и духовный мир, воспринимающийся сознанием в виде конкретно-чувственных и понятийных образов. Это информация о том, с чем человек имеет постоянный и непосредственный контакт. 2. Социокультурная среда с ее этическими, правовыми, эстетическими нормами, социальными идеалами, накопленными знаниями и способами познавательной деятельности. Это, по сути дела, взгляд человека на мир глазами общества. 3. Духовный мир индивида, его уникальный опыт жизни и переживаний. Это духовная реальность самого человека. 4. Мозг как система, состоящая из нейронов и их связей, осуществляющая функции сознания. Условно-рефлекторная деятельность мозга и его биохимическая организация воздействуют на состояние сознания. 5. Космическое информационно-смысловое поле, частью которого является сознание индивида. Это утверждение существует в науке как гипотеза. Очевидно, что все источники влияют на формирование сознания человека (в том числе и журналиста) одновременно, в совокупности. Журналист же со своими текстами может также выступать источником формирования сознания аудитории как часть окружающего духовного мира, субъект социокультурной среды и участник космического информационного обмена. Учитывая неограниченность тематики журналистских выступлений, массовость распространения информации и высокую степень ее периодичности, такое влияние можно назвать системным. А сила этого влияния будет увеличиваться по мере охвата всех четырех сфер сознания и вертикального восхождения информации в процессе познания от протознания до космического сверхзнания. Такое восхождение аудитории по этапам познания возможно лишь в том случае, когда для каждой из сфер сознания и каждого этапа журналист предоставляет необходимые знания о предмете своего изучения. Как мы определили, для левого полушария (I и II сферы сознания) необходимы истинные сведения о сущности предмета; для правого (III и IV сферы сознания) – эмоционально-оценочная информация о предмете. Эта информация должна позволять сформировать представления о ее полезном использовании для телесной жизни человека (2 этап) и для его духовного развития (3 этап) с целевым ориентиром на идеал при непременном соблюдении определенных нравственных установок (4 этап). Эта информация должна позволять человеку произвести самооценку по самому большому счету, соотнося себя и смыслы своего бытия с космическим мирозданием. Чтобы дать кому-то такую информацию, журналист в первую очередь должен обладать ею сам. И потому процесс познания окружающего мира становится для него профессиональной задачей, привычка смотреть на мир не только своими, но и общественными глазами – профессиональной способностью, а его ориентированность на высшие идеалы – профессиональной потребностью. Таковы гносеологические особенности журналистской деятельности, базирующиеся на философской теории познания.
Дата добавления: 2014-09-29; просмотров: 346; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |