Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Взаимодействие сознательного и бессознательногоОсобого внимания в познавательной деятельности заслуживает вопрос о взаимоотношении сознательного и бессознательного. К бессознательному относят психические явления, которые не осознаются сознанием и не контролируются им, а вместе с тем порождают действия человека и через них влияют на сознание. Это инстинктивные действия, подсознательные желания, неконтролируемые эмоциональные реакции. Позже, после своего проявления, они могут попадать в сферу сознания и оцениваться им. Автоматизмы, интуиция, психологические комплексы, наоборот, сначала порождаются сознанием, а затем переходят в сферу бессознательного, которое также порождает действия. Таким образом, бессознательное действенно и потому не может быть игнорируемо человеком. З. Фрейд фундаментально обосновал на обширной базе экспериментальных и клинических исследований важную роль бессознательного в жизни человека[72]. Он считал, что психика человека имеет три сферы: «Оно», «Я» и «Сверх-Я». «Оно» - это полностью бессознательные влечения, «Я» - сфера сознательного, «Сверх-Я» - личная моральная цензура, ориентирующаяся на общественные ценности. Сознание человека («Я»), с одной стороны, пытается с позиции моральной цензуры («Сверх-Я») укротить «Оно» и сделать его приемлемым для мира, приведя в соответствие принцип удовольствия с принципом реальности. С другой стороны, сознание стремится преобразовать мир так, чтобы он как можно более соответствовал желаниям «Оно», позволял наслаждаться жизнью. Так достигается гармоничное единство трех сфер психики. Этот природный закон соединения должного с желаемым может стать основой аналитического размышления журналиста как исследователя действительности. Он поможет избежать двух профессиональных крайностей (тоталитарной и бульварной журналистики) и позволит качественно уравновесить удовлетворение как сознательных, так и подсознательных потребностей аудитории в познании действительности. К.Г. Юнг, изучая бессознательное, обнаружил, что его содержанием могут быть не только индивидуальные переживания человека, о которых говорил Фрейд, но и архетипы, отражающие содержание коллективной жизни людей, закрепленные в психике исторически, передающиеся по наследству. Он назвал их «коллективным бессознательным»[73]. Архетипы содержат в себе духовное наследие поколений, являются источником самых мощных идей, порождают действия и при всем этом остаются в сфере бессознательного. Они становятся основой менталитета и ментальности как его проявления, а также основой национального характера, который обнаруживается в специфических исторически закрепленных формах чувствования и мышления. Понимать сущность национального характера – значит во многом понимать и тот образ жизни, ту действительность, которую он порождает. Такое понимание позволит журналисту более адекватно отражать социальные факты и процессы, точнее прогнозировать тенденции развития, успешнее моделировать решение проблем. С другой стороны, практика, смоделированная с опорой на архетипы, имеет шанс влиять и на них самих. Бессознательное способно развиваться, и у человека при всей схожести с бессознательным животного оно все же другое. Именно эволюцией бессознательного и можно объяснить изменения и даже трансформации ментальности. Например, советский человек представлялся архитекторами коммунизма как новый тип людей. Идеологи перестройки нашли в нем изъяны и объявили о необходимости внутренней перестройки личности в направлении гражданской активности. Но эта идея не имеет корней в российской истории, у нее нет ментальной основы, и потому практика гражданского действия в России имеет весьма ограниченное распространение, несмотря на то что уже в течение десяти лет она официально объявлена национальной задачей номер один. Очевидно, что для ее реализации необходимо возбудить истинные архетипы российского народа, которые способны породить активное действие. Нужна, например, такая национальная идея, которая затронет за живое струны российской души. Такую идею бессмысленно искать на Западе, в чужой исторической практике, чужом архетипе. Она, неузнанная, живет в России и требует серьезных познавательных усилий сообщества, которые в значительной степени могут инициировать журналисты в форме национальных дискуссий. Таким образом, очевидно, что бессознательное может существенно влиять на процесс познания, и это нельзя не учитывать журналисту. Но более всего его, конечно, интересует та роль, которую в познавательном процессе играет собственно сознание. Оно выступает как субъект (индивидуальный или коллективный), отражающий мир на двух уровнях: чувственном (эмпирическом) и рационально-логическом (теоретическом). О чувственном познании, его структуре и особенностях мы уже вели речь в связи с изучением сущности эмоционально-психологической функции журналистики. Результатом чувственного познания является представление о предмете и явлении действительности, которое возникает и сохраняется в сознании и воспроизводится даже тогда, когда нет никакого контакта с этим предметом и явлением. Его образ, можно сказать, существует в памяти как таковой. При этом данный абстрактный образ может быть закреплен в сознании с помощью понятия, которым этот предмет или явление обозначаются. Для такого закрепления сознанию необходимо произвести уже логические операции, то есть отнести данный образ к определенному классу сходных с ним предметов и явлений. Именно так чувственное познание мира через абстрактное понятие связывается с логическим мышлением. Согласно законам формальной логики, основными формами логического мышления являются суждения и умозаключения. Суждение связывает понятия (или даже сами образы предметов) между собой и определяет, описывает их взаимоотношения. Например, два понятия (стул и человек) могут быть связаны между собой суждением: стул предназначен для того, чтобы человек сидел на нем. Умозаключения представляют собой уже связь различных суждений. Например: суждение 1 – «стул предназначен для того, чтобы человек сидел на нем»; суждение 2 – «этот стул сделан из весьма непрочного материала»; умозаключение – «на таком стуле сидеть небезопасно». Таким образом, процесс мышления журналиста, отражающего тот или иной объект действительности, сводится, во-первых, к необходимости подобрать понятие, точно отражающее суть рассматриваемого предмета, и, во-вторых, установить его взаимосвязи с другими объектами. Как видим, структура познавательного процесса вновь привела нас к выводу о необходимости изучения внутренней сущности явления и его внешних отношений, то есть сбору полной информации о предмете и ее осмыслению. Остается подчеркнуть важность точного употребления понятий и соблюдение законов формальной логики для формирования суждений и умозаключений. Следует заметить, что полученные рациональные суждения затем вновь связываются в сознании с чувственно-предметным миром через создание образов-символов. Так происходит постоянная связь чувственного и рационального познания мира. Однако есть еще одна форма познания мира, которая не сводится целиком ни к рациональному, ни к чувственному познанию. Это интуиция. Под интуицией понимается «способность непосредственного постижения истины без обоснования с помощью доказательств, без предварительного логического рассуждения, основанная на предыдущем опыте. Чутье, проницательность»[74]. Непосредственным знанием называется такое знание, которое в момент его появления не опирается на логическое обоснование как некоего посредника между предметом и знанием о нем. Это знание приходит как неожиданное озарение и сообщает познанию некий новый, оригинальный импульс и направление размышлений. Причем интеллектуальная интуиция позволяет человеку проникнуть именно в сущность вещей. И несмотря на неосознанность происхождения интуитивных выводов, нередко оказывается, что они подтверждаются при дальнейшей практической проверке и оказываются весьма полезными. Поэтому не доверять совсем интуиции нельзя, ведь она, судя по определению, есть не какое-то произвольное знание, а знание, основанное на нашем прошлом опыте. Однако и полностью доверять интуиции тоже невозможно, потому что, как показывает практика, не всякое интуитивное прозрение оказывается истинным. Это вероятностное знание. Следует иметь в виду, что для проявления интуиции нужны определенные условия. По мнению П.В. Алексеева и А.В. Панина[75], на такое прозрение, во-первых, способен только человек, обладающий глубокими профессиональными знаниями, в частности знаниями в области той проблемы, над которой он работает. Во-вторых, должна иметь место поисковая ситуация, то есть наличие такой проблемы, решение которой никак не удается найти. В-третьих, необходимы серьезные, постоянные, длительные усилия для решения этой задачи. И наконец, в-четвертых, необходима «подсказка». В качестве таковой, например, было яблоко, упавшее на голову Ньютона и натолкнувшее его на мысль о всемирном тяготении. «Подсказка» помогает измученному поисками, но не утратившему интерес к проблеме уму отказаться от ранее существующих шаблонов, убедиться в том, что они больше непригодны, и найти новый оригинальный способ решения проблемы. Главное, чтобы исследователь не сдавался, не опускал руки и не признавал проблему нерешаемой. Все эти условия необходимы, чтобы эмоциональное напряженное поисковое состояние оказалось способным извлечь из нашей долговременной памяти нужное нам знание и уже сознательно довести его до целостности. Известно, что развитию интуиции способствует общее расширение кругозора, а мешает умственное и физическое переутомление, сильные эмоциональные переживания, принуждение к действию, большие перерывы в работе, тревога и опасения. В связи со сказанным вряд ли покажется парадоксальным утверждение, что интуитивное озарение чаще происходит не в момент работы, а во время отдыха после нее. Таким образом, соединив свои способности к чувственному, рациональному и интуитивному познанию, журналист рисует в своем сознании образ действительности и воплощает его затем в текст, предназначенный определенной аудитории. Очевидно, что чем более развиты его познавательные способности, тем более ценным окажется и результат его работы. Именно поэтому мы считаем важным для него понимать структуру процесса познания, иметь сведения об источниках сознания и формах получения знаний. Эти сведения позволяют сделать познавательный процесс полным и эффективным. Однако, как уже было сказано выше, сознание обладает способностью не только отражать мир, познавая его, но и преобразовывать его в направлении избранного идеала. Этот процесс делает познание творческим, порождающим новые материальные и духовные образцы. Таковым оно является и у журналиста, реализующего в своих текстах совокупность социальных функций, каждая из которых имеет организаторскую сущность. При этом творческий характер проявляется во всех формах его познания действительности - в чувственной, рациональной и интуитивной, а также в их взаимодействии. Именно поэтому журналисту не следует стремиться к нарочито нейтральному в эмоциональном плане отражению фактов реальной жизни, ограничению высказываний своих авторских умозаключений по их поводу, не стоит отказываться и от прогнозирования, пусть и интуитивного. Любые ограничения делают его творчество неинтересным и практически непродуктивным. Обобщая вышесказанное о структуре познавательного процесса, источниках и способах познания, можно сформулировать примерный план анализа текста с точки зрения отражения в нем познавательного процесса. 1. Какие сведения о сущности описываемого предмета имеются в тексте? 2. Какая эмоционально-оценочная информация о предмете имеется в тексте? 3. Может ли имеющаяся в тексте информация полезно использоваться для телесной жизни человека? Как именно? 4. Может ли имеющаяся в тексте информация полезно использоваться для духовного развития человека? Как именно? 5. Есть ли в тексте целевой ориентир на какой-либо идеал? Какой именно? 6. Есть ли указание на непременное соблюдение определенных нравственных установок при движении в направлении выбранного идеала? 7. Можно ли сказать, что данный текст способствует и нравственному воспитанию личности, и созданию возможностей для наслаждения жизнью, обеспечивая тем самым гармоничное сочетание телесного и духовного в человеке, желаемого и должного? 8. На какие архетипы опирается журналист при создании текста? 9. Просматривается ли в тексте намерение автора влиять на изменение каких-либо архетипов? Как это стремление выражено? 10. В каких понятиях представлены абстрактные образы, полученные в результате чувственного отражения мира журналистом? Насколько данные понятия позволяют зримо представить описываемый образ предмета, ситуации? 11. Представьте примеры логических суждений и умозаключений автора. Где в тексте нарушены законы формальной логики? 12. Есть ли в тексте образы-символы? 13. Есть ли в тексте умозаключения, которые предлагаются читателю как интуитивное прозрение автора? Приведите примеры из текста.
Рекомендуемая литература Основная 1. Алексеев, П.В. Философия : учебник для вузов / П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М. : Проспект, 1996. – С. 156-256. 2. Иванов, А.В. Сознание и мышление / А.В. Иванов. – М. : 1994.
Дополнительная 3. Фрейд, З. Психология бессознательного : сб. произведений / З. Фрейд; сост., науч. ред., авт. вступ. ст. М.Г. Ярошевский. – М. : Просвещение, 1989. – С. 425-439. 4. Юнг, К.Г. Проблемы души нашего времени / К.Г. Юнг. – М. : 1994. 5. Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, немецком, французском и чешском языках / Ред.-координатор – академик РАН Г.В. Осипов. – М. : ИНФРА. М – НОРМА, 1998. – С. 112.
Практическое задание Проанализируйте по предложенному в конце раздела плану аналитический журналистский текст с точки зрения отражения в нем познавательного процесса.
Вопросы для самоконтроля 1. Каковы функции сознания? 2. Какое полушарие мозга отвечает за внешнепознавательную деятельность? Благодаря каким процессам это происходит? 3. Какое полушарие мозга отвечает за творческое осмысление и преобразование мира? Благодаря каким процессам это происходит? 4. Каковы этапы восхождения знания? 5. Какие источники формирования сознания вы можете назвать? 6. Является ли журналист и его тексты источником формирования сознания? Если да, то к какому именно типу источников его можно отнести? 7. Какую информацию (с точки зрения ее релевантности) должен предоставить журналист своей аудитории, чтобы можно было говорить о ее информированности? 8. Каковы гносеологические особенности журналистской деятельности, базирующиеся на философской теории познания? 9. Что такое бессознательное? 10. Каков закон должного взаимоотношения бессознательного с сознанием и сверхсознанием (по Фрейду)? 11. Что такое коллективное бессознательное (архетипы Юнга)? 12. Возможна ли эволюция бессознательного и как она отражается в ментальных процессах? 13. Может ли бессознательное влиять на сознание? 14. Что такое чувственное отражение мира в сознании? В каком виде оно существует в сознании? 15. В какой форме существует в сознании результат логического познания мира? 16. Как осуществляется связь чувственного и логического познания мира? 17. Что такое интуиция? 18. При каких условиях проявляется интуиция? 19. Как проявляется творческий характер всех форм познания (чувственного, логического, интуитивного) в журналистском творчестве?
Терминология Бессознательное, протознание, архетип, сверхсознание, умозаключение, суждение, понятие, интуиция.
Дата добавления: 2014-09-29; просмотров: 672; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |