Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПИСЬМЕННОЙ СЛОВЕСНОСТИ

Читайте также:
  1. I. Основные принципы и идеи философии эпохи Просвещения.
  2. II. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ РАДИАЦИОННОЙ ОПАСНОСТИ И МЕДИЦИНСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ОТ ИХ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОРГАНИЗМ.
  3. III. Основные политические идеологии современности.
  4. IV.5. Основные тенденции развития позднефеодальной ренты (вторая половина XVII—XVIII в.)
  5. V. АКУСТИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ГОРНЫХ ПОРОД И МАССИВОВ. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА АКУСТИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ГОРНЫХ ПОРОД
  6. V6. ОСНОВНЫЕ СЕМАНТИКО-СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. ОБРАЗ АВТОРА
  7. Анализ технологичности изделия и деталей. Основные показатели.
  8. Английская революция 17 в. (предпосылки, основные этапы и начало)
  9. Базы данных. Общие сведения. Основные понятия баз данных
  10. Бактерии и их основные формы

Классификация основных видов письменной словесности — хорошо разработанный предмет гуманитарного знания. Этой классификацией одновременно пользуются две науки: филология и история. На основе классификации видов рукописных текстов филологическая и историческая традиция образуют пограничную область так называемых вспомогательных исторических дисциплин филологического цикла: эпиграфики, палеографии, сфрагистики, нумизматики, дипломатики.

Рассматривая изучение письменных памятников, Л.В.Черепнин в книге "Русская палеография" пишет: "Палеография тесно связана с целым рядом других вспомогательных исторических дисциплин; из родственных палеографии дисциплин следует назвать эпиграфику — дисциплину о надписях на камне, металле, дереве и других предметах. ...Эпиграфика, как и палеография, занимается изучением эволюции знаков письменности с учетом того обстоятельства, что материал, употребляемый для письма, накладывает определенный отпечаток на характер знаков письменности. Буквенные начертания на писчем материале (пергамен, бумага), наносимые красящим веществом, несколько отличны от изображения тех же букв на материале вещевом. В последнем случае влияют на форму букв и разнообразные орудия письма, и сопротивление твердой поверхности камня, металла и др.

Несмотря на выделение эпиграфики в особую отрасль вспомогательных исторических дисциплин, ее близость с палеографией настолько очевидна, что некоторые исследователи вместо термина "эпиграфика" пользуются термином "вещевая палеография". Действительно, только в результате учета всех известных памятников письменности (независимо от писчего материала) возможно сделать обобщающие выводы по истории письма, выяснить последовательность и характер графических изменений. При этом надо иметь в виду и то, что для наиболее ранних периодов в истории письменности эпиграфический материал часто служит главным источником. Данные эпиграфики очень важны и при исследовании вопроса о происхождении письменности.

Тесная связь существует также между палеографией, с одной стороны, и сфрагистикой ... и нумизматикой ... с другой. На печатях и монетах имеются надписи, которые являются материалом для палеографических наблюдений и позволяют делать выводы, относящиеся к истории знаков письменности." [119, с.20—21]

Вспомогательные исторические дисциплины филологического цикла, в первую очередь, помогают решать проблемы историографии и источниковедения, но само их деление и техника исследования строится на филологическом основании.

В основе деления письменной словесности на виды (классы) лежат характеристики материалов и орудий письма, т.е. фактурные свойства письменных текстов.

Материалы речи бывают двух видов: писчие и неписчие; орудия письма бывают также двух видов: штамп, или чекан, т.е. орудия для воспроизведения цельного текста, и перо, карандаш, металлическое писало, тростниковый калям, кисть, т.е. орудия для поэлементного воспроизведения текста.

По сути дела, любой материал может служить "материалом письма". Им может быть камень, металл, дерево, пластмасса, стекло и многое другое, существенно только, чтоб материал мог так или иначе сохранять надпись определенное время (ср. поговорку "писать на воде вилами" — бессмысленное занятие). Из необозримо большой группы материалов выделяются особые материалы, назначение которых специально служить носителями надписей. Это такие материалы письма, как пальмовые листья, древесная кора, восковые дощечки, папирус, ткань, пергамент (особым образом обработанная кожа) и, наконец, бумага. Изобретение бумаги фактически окончательно сформировало специальный материал письменной речи, с которым уже не могли конкурировать распространенные прежде специальные материалы письма, такие как папирус, отчасти ткань, пергамент.

Бумага предопределила особую форму рукописей — отдельные листы, соединяемые в тетради, закрепила форму рукописного текста — книгу. Папирус (после выделки и исполнения текста) склеивался в длинные свитки. Эта форма (свиток) долго бытовала и в текстах, исполненных на бумаге. Пергамент начал тетрадную форму рукописного текста, хотя нередко применялся и в виде свитка. Именно характер писчих материалов образовал не похожую на другие предметы форму рукописного текста — свитки и книги, форму, удобную для письма, чтения и хранения.

В отличие от специальных писчих материалов неписчие материалы, используемые для надписей, представляют собой предметы домашней утвари, орудия, оружие, архитектурные сооружения, предметы одежды и т.д. Все это, как правило, предметы материальной культуры, имеющие определенное назначение (бытовое, хозяйственное, производственное, литургическое).

Орудия письма, служащие для поэлементного воспроизведения текста, определяются тем, какой материал им противостоит. Если материалом является сырая глина, то надпись можно нанести

т

специальным стеком, резцом, если металл — то орудием может служить слесарный инструмент, дерево предполагает столярный инструмент и т.п. Для писчих материалов вырабатываются специальные орудия письма. Для восковой дощечки (церы) служит заострен-, ная палочка — стиль, для надписей на бересте — металлическое писало и т.д. Орудием письма для пергамента, папируса, бумаги служили тростниковый калям, птичье перо, стальное перо и т.п.

Этот же принцип относится и к орудиям письма, служащим для цельного воспроизведения текстов, т.е. разного рода штампам, чеканам, печатям и т.п., особенности которых также тесно связаны с материалами. На такого рода орудиях письма наносится надпись в целом. Она нередко сопровождается изображениями, орнаментами и другими знаками, создающими уникальность стиля, оформления и орфографии надписей.

Разделение основных вспомогательных исторических дисциплин зависит от характера соединения типа орудий письма с типом материалов. Названия этих гуманитарных дисциплин совпадают с названиями их предметов — типами текстов.

Надписи, воспроизведенные целиком на неписчих материалах, относятся к нумизматике; в основном, такие надписи делаются на денежных знаках.

Надписи, воспроизведенные целиком на писчих материалах или материалах, соединяемых с писчими (воске, сургуче и т.д.), относятся к сфрагистике.

Надписи, произведенные поэлементным орудием письма на неписчем материале, относятся к эпиграфике; обычно такие надписи делаются на памятных сооружениях, на предметах утвари, на орудиях, одежде и пр.

Надписи, произведенные поэлементным орудием письма на писчем материале, относятся к палеографии, т.е. к области собственно письменных текстов, обособленной от других предметов.

Это основное деление наук о самих надписях и их типах связано с тем, что прочтение каждого вида надписей требует особых навыков. Особенности материала и орудий письма решительно влияют на стиль начертания письменных знаков. Стиль начертания отдельных письменных знаков, сделанных в одной культуре в одно и то же время, нередко почти неузнаваемо меняется, смотря по тому, относится ли надпись к сфрагистике, нумизматике, эпиграфике или палеографии. Кроме этого, меняется орфография надписей, что проявляется, прежде всего, в изменении правил сокращения слов и записи собственных имен, а также в орнаментации и датировке текстов. Более того, эпиграфические, палеографические, сфрагистические и нумизматические тексты "ведут разные образы жизни", поэтому понимание в них предметно-смысловых характеристик слов может быть совершенно различным. Вот почему различение четырех основных видов письменной словесности — нумизматики, сфрагисти-

ки, эпиграфики и палеографии — оказывается существенным для филологии.

Основными нумизматическими рукописными текстами считаются, в первую очередь, тексты на монетах и регалиях.

С исторической точки зрения, монеты являются очень содержательными историческими памятниками. "Отражение целого круга идей и понятий в изображениях и надписях, имена и даты, обозначения места чеканки, титулатура и особенности изречений религиозного содержания, встречающиеся на монетах, ...особенности состава монетного металла, счет денег и зависимость между монетами разных достоинств (монетные системы), ценностные соотношения между монетами разных государств, монетные реформы — все это делает монеты благодарнейшим материалом для разностороннего изучения экономической и политической истории народов, их материальной и духовной культуры."[50, с. 18—19]

Сложение нумизматики как вспомогательной исторической дисциплины во многом связано с именем И.И.Эккеля."Основной заслугой Эккеля является то, что он впервые ввел в науку метод научной систематизации монет, имеющий значение и в настоящее время... И.И.Эккель попытался обобщить известный ему нумизматический материал, свести его к определенной системе...

...Все монеты по системе Эккеля были расположены по периметру Средиземного моря с запада на восток, затем с востока на юг к исходному пункту... Таким образом, в основу своей систематизации Эккель положил географический территориальный принцип."[5/, с.16]

Важной вехой в развитии нумизматики как науки послужили работы А.В.Орешникова, который "... впервые поставил на твердую научную почву вопрос о систематизации монет Северного Причерноморья, вопрос об их датировке и классификации "[5/, с. 18—19]

Вопрос о пересмотре системы И.И.Эккеля был поставлен А.Н.Зографом, предложившим "вместо географического принципа хронологический (принцип синхронности)", что позволило разделить "всю античную нумизматику на четыре общих периода — архаический, классический, эллинистический и римский императорский."^, с.20]

Таким образом, монеты распределяются по месту их создания, с одной стороны, и времени создания, с другой.

Для филологии существенно, что нумизматические надписи на монетах призваны определить стоимость и удостоверить достоинство самой монеты или регалии как знака. Следовательно, они должны содержать указание на юридическое лицо, выпустившее эти знаки, содержать название меры стоимости, дату и место изготовления, область хождения и т.п. сведения. Все эти сведения есть верификационные надписи, обусловленные природой предмета, на который они нанесены (монеты или регалии). Нумизматическая надпись может быть прочитана, понята и объяснена только исходя из данных политической и экономической истории, экономической географии и вида, веса, материала самой монеты или регалии.

Сходным образом прочитываются и сфрагистические надписи. Обычно они встречаются на документах как печати или штампы, удостоверяющие подлинность документа и верифицирующие его.

В рамках вспомогательных исторических дисциплин "предметом изучения сфрагистики служат как матрицы печатей, т.е. рисунки печатей, вырезанные на металле, камне, кости, стекле, каучуке, так и оттиски печатей на металле, воске, сургуче, бумаге. Печать, сопровождающая документ, является знаком, свидетель-

ствующим, что документ действительно исходит от лица или учреждения, которым она принадлежит. Изучение печатей помогает проверять повинность документов, проверять и уточнять время их написания, устанавливать автора."[121, с.5]

Принято считать, что по своему происхождению печати связаны с особыми знаками собственности и верительными знаками.

Печати содержат сведения о юридическом лице, верифицирующие подлинность документа. Сфрагистические надписи различают именование и статус юридических диц, с одной стороны, и степень верификации текста документа, с другой. Так, существуют большие и малые, гербовые и негербовые печати, приложение которых означает меру ответственности юридического лица за текст документа и меру его юридических обязательств.

Как видим, прочтение сфрагистических надписей, их понимание и объяснение зависят от знаний, даваемых гражданской историей о составе юридических лиц, знаний правил и форм делопроизводства и, наконец, знаний по истории права, истории документа. Таким образом, содержательные особенности сфрагистических надписей (как и нумизматических текстов) тесно связаны с их назначением.

Более свободны по содержанию эпиграфические надписи, которые могут быть встречены почти на любых предметах материальной культуры. Большинство древнейших надписей, известных на сегодня,— эпиграфические. Это связано с тем, что со времени образования письменной речи считается важным отмечать особыми надписями, по сути дела, все создаваемые предметы материальной культуры, которые физически во многих случаях более долговечны, чем писчие материалы. Вот почему сфера эпиграфики иногда определяется как "вещная палеография", т.е. надписи на вещах — предметах быта, продуктах ремесел и т.п.

Сфера современной эпиграфики чрезвычайно многообразна. Для того, чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на окружающие нас предметы материальной культуры: в городе дома имеют надписи с названием улицы и номером дома; дороги размечены трафаретами и надписями, регулирующими движение транспорта и пешеходов; здания учреждений, предприятий, магазинов снабжены вывесками, указывающими на характер их функций, и т.п. В домах практически все предметы быта помечены теми или иными товарными знаками, содержащими надписи; вся производственная и бытовая техника несет на себе специальные надписи и схемы, характеризующие конструкцию и правила пользования этой техникой.

Общая совокупность эпиграфических надписей необычайно велика. Но содержание ее достаточно узко, все это — имена вещей, на которые нанесены эти надписи. Вещи именуются по изготовителю, по владельцу, ло способам использования, по дате изготовления, иногда по особым девизам и товарным знакам, характеризующим принцип поведения изготовителя и пользователя. Более

сложными именами предметов техники являются нанесенные на них конструкционные и принципиальные функциональные схемы их действия. Это имена, рассчитанные на понимание владельцем принципов устройства предметов техники с целью их лучшей наладки при использовании .

Принцип именовать надписями вещи проявляется уже в глубокой древности. Так, в рунических текстах читаем: "Я, эриль Хро-рарь, сын Хрорера, сделал эту жертвенную плиту" или "Я, Хлева-рактпиз из рода Хотлив, рог сотворил"[77, с.20]. Первая надпись сделана на жертвенной плите, вторая — на роге.

Подобные надписи встречаются и в древнейшей русской эпиграфике. Л.В.Черепнин разбирает в качестве примеров некоторые надписи на пряслицах XI—XIII вв.: "Потворин прясльнь", "Яслин пряслен", "Молодило" и т.п. Аналогичны этим надписи на глиняных сосудах, на церковных зданиях, на сапожных колодках, где были выписаны имена заказчиков..

Большой раздел эпиграфики — надписи на могильных знаках. Таковы многие тюрские руны. Эти надписи могут быть и пространными. Они могут включать прославление усопшего, описывать его подвиги. Обширнейший эпиграфический раздел содержит египтология. Египетские иероглифы, вырезанные на предметах утвари, стенах построек, храмовых сооружениях, каменных стеллах и т.п. предметах, дают сведения самого разного рода, но и при этом, как правило, удерживают смысловую связь с материальным объектом, на который они нанесены, и как бы объясняют этот объект.

К эпиграфике, помимо простых и сложных имен объектов материальной культуры, относят надписи на камне и некоторых других традиционно неписчих материалах, о которых нельзя сказать, что это "вещная палеография", так как в них неписчие материалы использованы как писчие.

На камнях иногда помещают важнейшие юридические тексты — основные законы. Например: таблицы Хаммурапи; исследование тангутской письменности началось с изучения стеллы, сохранившей древний текст договора; таков, в частности, знаменитый Розеттский камень, текст которого послужил основанием к дешифровке египетской письменности.

Другим особым источником эпиграфики являются гадательные тексты. Содержание гадательных текстов посвящено предмету гадания. М.И.Крюков в книге "Язык иньских гадательных надписей" пишет: "В иньское время существовал обычай обращаться к божественному авторитету всякий раз, когда необходимо было принять то или иное решение. Цель гадания заключалась в том, чтобы по характеру двух трещин (вертикальной и боковой), образовавшихся на поверхности кости или щитка черепахи после прожигания раскаленным острием, получить ответ на вопросы, заданные божеству. После этого рядом с соответствующей трещиной делалась запись, фиксировавшая вопрос и ответ на него." [58, с. 13]

Содержание гадательных текстов все посвящено предмету гадания. Сами предметы гадания — это, в первую очередь, вопросы к оракулу о хозяйственных и ритуальных занятиях племени (охота, земледелие, жертвоприношение и т.п.).

Палеография — вид текстов, обладающих самым малым разнообразием материалов. По характеру используемых материалов палеографические тексты делятся на два класса. В первый класс

входят тексты, исполняемые на таких материалах, как грифельные доски, восковые таблички, классные доски, иногда даже ровные участки земли. Этот материал позволяет быстро стереть без видимых последствий сделанную надпись и затем написать на этом же материале новую надпись.

Во второй класс входят надписи, наносимые на такие материалы, как папирус, пергамент, бумага. Эти надписи наносятся красящим веществом, которое обладает достаточно стойкими свойствами и прочно соединяется с материалом. Вследствие этого повторное использование писчего материала становится делом редким. Из классических писчих материалов повторно мог использоваться только пергамент, сохранявший удовлетворительное состояние и после того, как с него была стерта первоначальная надпись. Однако пергамент сравнительно редко подвергался повторному использованию, что было связано со многими сопутствующими причинами, в частности, с трудоемкостью процесса стирания.

Палеографические тексты также делятся на два класса: черновые и беловые рукописи (что согласуется с различением классов писчих материалов). Черновые рукописи, т.е. примерное исполнение некоторого текста, делаются на всех регулярно используемых материалах (грифельные доски, восковые таблички и т.п.), а также на обычных писчих материалах, если они доступны. Черновые рукописи служат для обучения письменному языку, а также выполняют роль проекта окончательной надписи, которая в этом случае должна быть копией с черновика. Черновые рукописи не предназначены для распространения, в то время как беловые рукописи создаются, как правило, для постороннего читателя. Разделение на черновые и беловые рукописи значимо в делопроизводстве и юриспруденции, а также в филологических исследованиях.

С точки зрения содержания, палеографические тексты — самый свободный вид рукописных текстов, тогда как материал их ограничен. Практически все сфрагистические, нумизматические и эпиграфические надписи имеют палеографические черновики. Это значит, что палеография в состоянии вместить в себя содержание всех прочих видов текстов. Но, кроме этого, палеографические тексты имеют свою собственную сферу содержания. Эта сфера содержания касается не только всех сторон практической жизни человека, но и всех сторон духовной жизни человека, куда можно отнести отвлеченное знание, искусство, ритуальное поведение, прогностику и многое другое. Поэтому сфера содержания палеографических текстов практически безгранична.

Вот почему именно палеографические тексты представляют всю письменную словесность и являются основным ее видом.

Палеография тесно связана с текстологией — особой филологической дисциплиной.

Задача палеографии заключается в верном прочтении и истолковании рукописного источника в целях источниковедческой оценки этого источника и извлечения из него исторических данных. Л.В.Черепнин пишет: "Задача изучения того или иного письменного памятника как исторического источника... может быть полностью разрешена лишь на основании анализа всего содержания памятника в неразрывной связи с его внешними данными (материал для письма, особенности начертания букв, особенности рисунков рукописи)" [119. с.21] Задача текстологии состоит в установлении обстоятельств создания источника, его авторской атрибуции, истории хранения и пользования им, в сопоставлении разных списков с этого источника и, наконец, в реконструкции сводного, так называемого критического текста источника по имеющимся разным спискам с него, именуемым в текстологии "дипломатическими текстами' . Таким образом, исследовательские цели текстологии и палеографии как бы противоположны. Текстология стремится создать новый критический текст на основании дипломатических подлинных списков рукописи. Палеография, располагая критическим текстом, нередко должна сделать обратное движение к дипломатическим текстам от критического, с тем, чтобы оценить их с палеографической и источниковедческой точки зрения, т.е. как вещные свидетельства истории .

Для этой цели палеография анализирует прежде всего фактуру произведения письменности, т.е. устанавливает по характеру материала письма и орудий письма время и место создания данного произведения письменности. Восстанавливая историю данной рукописи по местам ее хранения, внешнему виду, состоянию и пометам на ней, она исследует почерк и восстанавливает принадлежность писца к определенной школе, расшифровывает значения письменных знаков и добивается на» основе этого верного прочтения рукописного источника.

Совпадение основной классификации видов письменной словесности по их фактуре в истории и филологии объясняется общим источником истории и филологии — текстами словесных произведений. С исторической точки зрения фактура текстов важна сама по себе как историческое свидетельство; с филологической точки зрения фактура существенна потому, что выбор той или иной фактуры как бы предопределяет сферу содержания текста. Определенное содержание воплощается в определенной фактуре, и, наоборот, определенная фактура требует своего содержания.

Все перечисленные виды письменной словесности — палеография, эпиграфика, сфрагистика, нумизматика — дополняют друг друга и удовлетворяют в своей совокупности требованиям, предъявляемым к письменному языку.

Так. палеография, будучи надписями на писчих материалах, может соотнести имя с вещью только косвенно через сферу предметных значений слов, в то время как эпиграфика — надписи на самих вещах — способна как бы прямо называть вещи и раскрывать их назначение и смысл. Отсюда, в целом, существование и характер предметных значений слов в письменной культуре, в значительной степени, поддерживается благодаря соотнесенности словаря эпиграфических и палеографических текстов.

Сфрагистика верифицирует (удостоверяет) создателя рукописного текста, тем самым сфрагистика в рукописной- культуре есть как бы перечень общественно значимых авторов. Это важно в том случае, когда текст призван организовать предметную деятельность. Точно также и нумизматика, совмещая в себе верифицирующие свойства сфрагистики и предметную определенность эпиграфики, содержит тексты, где верифицируются наиболее общие свойства вещей. Таким наиболее общим свойством является их стоимость, выраженная в денежной мере. Потребность в обобщенной денежной мере возникает лишь в обществе с устоявшимся разделением

труда, т.е. в обществе, имеющем, по меньшей мере, сословно-общинную организацию.

Таким образом, тесная связь истории и филологии проявляется и в общественных отношениях людей, и в текстах, через которые эти отношения выражаются и объясняются. Единство истории и филологии связано с выделением предмета словесности. "Словесность" довольно неопределенный и широкий по своему содержанию термин. В самом широком смысле слова под термином "словесность" понимают филологическую сторону содержания всех видов письменных текстов: палеографии, эпиграфики, сфрагистики, нумизматики.

Узкое содержание термина "словесность" связано с применением его только к палеографическим текстам. Это объясняется, во-первых, тем, что палеографические тексты, как правило, лежат в основе непалеографических текстов, которые предварительно исполняются на черновиках. Во-вторых, эпиграфические, сфрагисти-ческие и нумизматические надписи всегда могут быть переписаны в палеографические тексты, например, перед филологическим исследованием. В-третьих, непалеографические тексты имеют узкое содержание, связанное преимущественно с назначением вещей. Понять это содержание можно только владея искусством чтения и истолко-вывания палеографических текстов, которые свободны в своем содержании. В-четвертых, законы речи представлены полностью только в палеографических текстах. Вот почему именно палеографические тексты являются основанием для "теории словесности", которая занимается разработкой формы и содержания палеографи-1 ческих текстов.Тексты на писчих материалах, исполненные обычным (поэлементным) орудием письма, выражают самостоятельную жизнь языка, тогда как эпиграфика, нумизматика и сфрагистика показывают жизнь языка лишь в связи с жизнью предметов материальной культуры.

Палеографические тексты составляют основу развития письменной коммуникации. Без понимания структуры письменной коммуникации нельзя понять функций письменной словесности в целом и деления словесности на виды и разновидности.


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Глава 2. СЛОЖЕНИЕ ПИСЬМЕННОСТИ | ОБЩЕСТВЕННЫЕ ИНСТИТУТЫ ПИСЬМЕННОЙ СЛОВЕСНОСТИ

Дата добавления: 2014-10-08; просмотров: 626; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.006 сек.