Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Композиция в системе профессиональной деятельности архитектора

Читайте также:
  1. IV. Государственное регулирование страховой деятельности.
  2. PR в системе интегрированных маркетинговых коммуникаций.
  3. V. Развитие игровой деятельности
  4. VII. Организация служебной деятельности и порядок действий наряда вневедомственной охраны полиции, назначенного для выполнения задач по охране имущества при его транспортировке
  5. Администраторство и лидерство в системе менеджмента организации
  6. Активизация деятельности учащихся на уроке физической культуры
  7. Алгоритм анализа профессиональной деятельности
  8. Анализ гендерных, этнических, возрастных и характерологических особенностей туристов в анимационной деятельности
  9. Анализ основной производственной деятельности порта.
  10. Анализ продуктов деятельности (контент-анализ).

 

 

Известное и употребимое, по меньшей мере с XVв., слово «композиция» происходит от латинского COMPOSITIO в

котором приставка COM (CON) носит собирательный характер, в русском языке – «СО», а корень POSITIO – положение. Дословный перевод звучал бы как «соположение», или близкие по пониманию – «составление», «соединение», «совмещение». Важно одно – существуют части (детали, элементы, etc.), которые посредством каких-то действий в соответствии с положенными законами представляют собой итоговое целое.

Совершенная формула, озвученная первым из теоретиков архитектуры (Альберти) – « не убавить и не привнести, не

сделав хуже».

 

Слово «композиция» настолько употребимо в художественной культуре, что в каждом из видов искусств оно приобретает собственное терминологическое значение. «Музыкальная композиция», «живописная композиция», «скульптурная композиция»… и, наконец, «архитектурная композиция» – не образование словосочетаний, где слово композиция есть смысловая константа, единая для всех искусств, а термин (TERMINUS – граница) очерчивающий специальную область

знаний или деятельности.

 

«В ряду других искусств архитектура занимает обособленное место. С одной стороны она является результатом целого

ряда утилитарно-материальных и конструктивных условий, с другой – миром форм самоценных и отвлеченных до

крайности. Если прочие пластические искусства, в своих самых абстрактных проявлениях, все же подвержены известной изобразительности и внеформальному содержанию, то архитектура, в этом смысле самая «чистое» из всех искусств. По

тому, как дистанцированна архитектурная форма от природных проявлений близким искусством по формальности содержания может быть названа музыка.» М.Я.Гинзбург

 

В архитектурных текстах можно выделить две основных трактовки понимания «архитектурной композиции»:

- как процесс творчества (мыследеятельность);

- как результат этого процесса (продукт мыследеятельности).

Вторая версия более распространена и имеет давние теоретические корни. Многочисленные трактаты позднего Возрождения завершались «альбомом образцовых композиций», как объекты подражания или переложения. Прием известный из риторики – AEMULATIO (подражание), понимался как создание нечто нового “по высокочтимому образцу”,

При этом композиционная деятельность реконструировалась через интерпретацию результата или вообще не рассматривалась.

Архитектурная композиция является одним из центральных звеньев архитектурной деятельности, а потому и важной

частью профессиональных знаний.

Композиционные нормы (набор правил и законов) зафиксированы в профессиональной культуре в виде учебных

дисциплин, специальных работ по теории композиции и эстетике. Различное назначение этих работ определяет и

различие в интерпретации архитектурной композиции. Но везде она трактуется как весьма сложная по составу процедур

и используемых средств профессиональная деятельность.

До недавнего времени композиционная деятельность очерчивалась кругом задач согласования деталей (частей) здания

в соответствии с принципами:

- тектоники, так называемой логики строения, выражающей прежде всего конструктивную сущность;

- пропорциональности, параметричной согласованности;

- знаковой или смысловой последовательности.

Подобное ограничение рассматриваемых аспектов в профессиональной деятельности было следствием совмещения «в одном флаконе» всего профессионального опыта и выведения универсальных формул, содержащих композиционные методы и средства, готовые к употреблению

«для менгира и небоскреба».

Отсюда многочисленные коллизии в теоретической и практической деятельности, начиная от громких обвинений Микеланджело в «не знании языка архитектуры» и кончая самоотречением Этторе Сотссаса.

 

В качестве основания для выявления содержания понятия «архитектурная композиция» имеет смысл композиционный

опыт представить в деятельностном проявлении. В этом случае овладение деятельностью архитектурного формообразования выступает как восприятие метода. В методе отражаются знания о том, как и каким образом, при

помощи каких средств достигается творческая цель.

В художественном творчестве любых представителей изобразительного искусства, литературы, музыки и т.д. мы

можем выделить область создания «генеральной идеи» (концепции) будущего произведения. Она может быть выражена или не выражена в чистом виде, может иметь вербальную или знаковую форму, но в любом случае в виде замысла она предваряет реализацию генеральной идеи в воспринимаемой форме произведения искусства.

Вячеслав Глазычев, автор единственного в своем роде исследования «Организация архитектурного проектирования»,

писал: «Как только мы, … теоретически, выделим художественное проектирование как обособленную службу, так деятельность по созданию проекта (проектирование), освобождённая от необходимости вырабатывать генеральную

идею и от конструктивно-технологических связей, оказывается по существу, однородной с тем, что в теориях изобразительного , и не только изобразительного искусства именуется искусством композиции… Таким образом, проектирование внутри службы художественного проектирования является композицией на заданную тему (замысел)».

Для нашей системы рассмотрения интерес представляет замечание проф. З.Н. Яргиной: «…решение композиции представляет собой двойственный процесс: соотнесение и интеграцию всех аспектов содержания в образной форме и

само построение содержательной формы… Дифференциация этих аспектов возможна лишь в теории, в процессе художественного творчества они неразделимы».

 

Теорию композиции в архитектуре принято условно разделять на две основные части:

- Специальная или прикладная теория композиции, анализирующая узкопрофессиональные вопросы построения архитектурной формы;

- Общая теория композиции, исследующая социально-культурные основы архитектурной формы.

Соответственно различают два уровня композиционной организации архитектурных объектов:

- упорядоченность отношений первичных элементов в целях достижения определенных художественных качеств (микроструктура, микрокосм);

- упорядоченность отношений между самостоятельными художественно-содержательными элементами (макроструктура, макрокосм).

Не самым, с точки зрения этики, лучшим, но наиболее показательным представлением о макрокосме архитектурной композиции может выступить пример понимания Ганса Зедльмайра готического собора «…в общей структуре собора собственно структурный элемент, т.е. каркас, обеспечивается северогерманским («северным элементом»).

Так называемый кельтский («западный») элемент создает «поэтику». А средиземноморский («южный») элемент обеспечивает полную завершенность, т.е. «человеческий» компонент». Представленный отрывок фиксирует этнографический аспект композиционной связи стрельчатой арки, нервюрного свода и витража, соответственно.

Прикладная теория композиции изучается в архитектурной школе в рамках учебной дисциплины «Объемно-пространственная композиция». Понятие ОПК по своему содержанию уже понятия «архитектурная композиция».

Цель ОПК можно сформулировать следующим образом: «…опираясь на особенности зрительного восприятия человека

и его психофизиологические данные, изучить и освоить, каким образом только на основе количественных изменений пространственных форм и их сочетаний (величина, вес, масса, положение в пространстве, пропорции и т.д.) можно

получить эмоционально выразительную и содержательно заданную объемно-пространственную форму» (проф. А.В. Степанов).

Предметом ОПК является «объемно-пространственная форма» и ее структура. С композиционной точки зрения объемно-пространственная форма составляет «материальную основу языка архитектуры» (Д.Л.Мелодинский). Более точно можно указать, что предметом изучения на первом этапе выступают свойства «архитектурной формы», и соответственно,

средства преобразования этих свойств.

В качестве гипотезы представляющей деятельностную взаимосвязь воспользуемся тезисом, предложенным проф. Г.Ю.Сомовым : «... то, что в объекте проявляется как его существенное свойство, в композиционном процессе выступает

как средство, объективно взаимосвязанное с решением определенного круга задач. Поэтому специфика творческих

задач определяет преимущественное использование тех или иных средств».

Чтобы рассматривать средства композиции таким образом, предлагается провести различие уровней, на которых осуществляется композиционный процесс. Архитектурный объект организуется в композиции и как собственно материальный, и как объект дифференцированный восприятием, и как некоторая система значений.

ОПК является ядром основной профилирующих дисциплин первых двух лет обучения – «Введение в архитектурное проектирование» и «Основы архитектурного проектирования».

 

Зафиксируем некоторые постулаты (POSTULATUM – требование; утверждение, применяемое в рамках какой-либо

теории за истинное), ложащиеся в основу наших дальнейших рассуждений:

- композиция как деятельность в архитектуре сохраняет как генетическое, так и функциональное родство с аналогичной деятельностью в различных видах искусства;

- композиция как деятельность носит сложно-упорядоченный характер, являясь взаимодействием объективных

- и субъектиных начал (логического и интуитивного);

- композиция как деятельность не явлена нам непосредственно, но россыпью следов в различном материале;

- в искусстве всякая системность, структурность, упорядоченность, осознанно или неосознанно, выражается средствами композиции.

Вполне естественно возникает желание услышать ясное и по возможности однозначное определение понятия «архитектурная композиция». Однако задача эта в таком виде неразрешима. Здесь уместно привести ответ выдающегося философа Гегеля, который говоря о предмете одной из философских наук, справедливо заметил: «…логика не может

сказать наперед, что она такое, а лишь ее изложение рождает впервые знание о ней».

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
 | ПРОСТРАНСТВО И СТРУКТУРНАЯ ОСНОВА ПРОСТРАНСТВЕННОЙ МОДЕЛИ

Дата добавления: 2014-10-10; просмотров: 542; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.004 сек.