Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
ПРОСТРАНСТВО И СТРУКТУРНАЯ ОСНОВА ПРОСТРАНСТВЕННОЙ МОДЕЛИЦели: Представление организации пространства как цели профессиональной архитектурной деятельности
План: Категории Пространства и Времени Уровни абстрактных восприятий Пространства и Времени Ограничение пространства в моделях Архитектурная концепция пространства Композиционное моделирование Пространство модели Архетипы и простые\сложные объекты Структурные элементы пространства Композиционная сетка и каркас Принцип «включения и охвата»
Библиография (цитаты приведены в оригинальной редакции): · Леон- Баттиста Альберти. Десять книг о зодчестве. Том 1 - М.: изд-во Всесоюзной Академии Архитектуры, 1936 · Леон- Баттиста Альберти. Три книги о живописи // Десять книг о зодчестве. Том 2 - М.: изд-во Всесоюзной Академии Архитектуры, 1937 · Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие – М.: Прогресс, 1974 · Виппер Б.Р. Статьи об искусстве / Введение в историческое изучение искусства – М.: Искусство, 1970 · Иоанн Вольфганг Гете. Зодчество. Введение в «Пропилеи». Максимы и рефлексии // Собрание сочинений. В 10-ти томах. Том 10 – М.: Художественная литература, 1980 · Иоганн Вольфганг Гете. Образование и преобразование органических существ // Избранные сочинения по естествознанию - М.: изд-во Академии Наук СССР, 1957 · Дж. Джонс. Инженерное и художественное конструирование – М.: Мир, 1976 · Гуссерль Э. Логические исследования. Картезианские размышления. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Кризис европейского человечества и философии. Философия как строгая наука / Я.А. Слинин - Мн.: Харвест, М.: ACT, 2000 · Иконников А.В., Стапанов Г.П. Основы архитектурной композиции – М.: Искусство, 1971 · Кринский В.Ф., Ламцов И.В., Туркус М.А. Элементы архитектурно-пространственной композиции – М.: Стройиздат, 1968 · Малахов С.А. Архитектурная композиция как профессиональный метод: Учебное пособие – Куйбышев: КГУ, 1986 · Малевич К.С. Живопись // Черный квадрат - СПб: Азбука-классика, 2003 · Раппапорт А.Г., Сомов. Г. Ю. Форма в архитектуре. М.: Стройиздат, 1990 · Степанов А.В. и др. Объемно-пространственная композиция: Учебник для вузов // Степанов А.В., … Мальгин В.И., Мелодинский Д.Л. – М.: Архитектура-С, 2004 · Тиц А.А., Воробьева Е.А. Пластический язык архитектуры – М.: Стройиздат, 1986 · Тиц А.А. и др. Основы архитектурной композиции и проектирования: Учебник для вузов // Тиц А.А., …, Иванова Г.И., Коренчук О.А., Кравец В.И. – К.: Вища школа, 1976 · Франсис Д.К. Чинь. Архитектура. Форма, пространство, композиція – М.: Астрель, 2005 · Архитектура современного запада / Общая редакция Д. Аркина– М.: Изогиз, 1932 · Ритм, пространство и время // Зобов Р.А., Мостепаненко А.М., Каган М.С. … – Л.: Наука, 1974 · История философии: Запад-Россия-Восток (книга вторая. Философия XV-XIX вв.). (Сборник)/ www.filosof.historic.ru
· Осмысление человеком Пространства существующего мира как среды существования и сосуществования, как категориального объекта (в оппозиции субъективным пространственным ощущениям), продолжается тысячелетиями развития культур. Время, как еще одна философская фундаментальная категория, так же значимо участвует в фактическом отражении-восприятии реальности в процессе познания для моделирования в мышлении понятий, имеющих значение для всего человеческого общежития. Личное, субъективноепознание фиксирует результат мышления в двух автономных формах представлений: нарративной и предметно-образной. Нарративные (лат. narrare – словесно изложенный, представленный текстом) представления осуществляются посредством текстовой записи в литературных и научных изложениях, как интерпретациях миропонимания с определенных авторских позиций. Предметно-образные представления - есть результатами авторских восприятий мира в произведениях изобразительных и выразительных искусств, в числе каких и архитектура.
· Науки, следуя вербальным рассуждениям и опираясь на текстовую запись, предметно определяясь в объектном восприятии как научные дисциплины, в ходе истории вырабатывают свои абстрактные представления о Пространстве и Времени в виде определённых теоретических моделей: геометрических, математических, физических, механических, астрономических (Евклида, Лобачевского, Римана, Гаусса, Минковского, Эйнштейна, Планка …), появление каждой из которых революционно изменяло системное восприятие мироустройства. Пластические искусства замыкаются в границах собственных способов представления: различные системы в иконописи, центральная и обратная перспективы, сценография … Преодоление разрыва между обособившимися способами представления Пространства и Времени, поиск путей синтеза разных знаний о них – особая теоретическая проблема, актуальная для архитектуры, которая не только исследует, осмысляет и описывает пространство, но и «создает» его для жизнедеятельности человека в настоящем и для условий воспроизводства и развития такой жизнедеятельности в будущем. Культура пространственно-временных представлений, разнообразие и вариативность средств преобразований пространства, воспринимаемых во временных изменениях культурных контекстов, определяют специфику профессиональной деятельности архитектора. … архитектура оказывается моделью мира той или иной эпохи … [выражая] все стороны человеческого бытия: отношение … к природе, к другим людям, к своему прошлому и будущему. Архитектура причастна к образу мира в целом, а не какому-либо его фрагменту… Раппапорт А.Г.
· В рассуждениях о Пространстве и Времени возможно различить уровни абстрагирования: - объективный: где время и пространство в своей взаимосвязи определяют сосуществование и смену состояний реально существующих объектов и процессов их взаимодействий. … Время имеет только одно измерение: различные времена существуют не вместе, а последовательно (различные пространства, наоборот, существуют не друг после друга, а одновременно)… Иммануил Кант (1724-1804)
- перцептуальный (лат. perceptio – восприятие): каким его воспринимает человек при помощи органов чувств, прежде всего зрения и осязания, являющийся условием сосуществования и смены его ощущений. … восприятие пространства человеком, информационная его модель в человеческом мозгу не тождественна этому же пространству в его физических параметрах. На восприятие пространства влияет и временной фактор, и двигательные ощущения… Иванова Г.И.
Это всегда индивидуальный, феноменальный (греч. феноменон – являющееся, явление) образ пространства, зависимый от интеллектуального развития личности воспринимающего и его соучастия в коммуникации с пространственными элементами как носителями информации. … Мы непосредственно воспринимаем окружающее нас; оно — вместе, одновременно с нами и стоит к нам в отношении становления, которое видят, осязают, слышат … в связях непосредственных восприятий содержатся путеводные нити, которые ведут нас от восприятия к восприятию, от первого … ко все новым окружающим нас [мирам]; и при этом воспринимающий взгляд касается вещей в их пространственности … Мы имеем также временное окружение, ближайшее и отдаленное; и вещи, и процессы, которые были, мы вспоминаем непосредственно [сейчас]; они не только были, но они и сейчас во вспоминании относятся к нам; в этом … заключено бытие — только что — становящееся — воспринятым … Эдмунд Гу́ссерль (1859- 1938)
- концептуальный: идеальное смоделированное представление о реальных пространстве и времени. Концептуальных представлений-абстракций может быть сколь угодно много, в зависимости от того, какие задачи решаются с помощью конкретной модели. … произведение искусства [архитектурное художественное произведение в том числе] – особый тип реальности … существующий в пространстве и времени особ[ых] тип[ов]. В реальном (физическом) пространстве и времени оно представляет собой … материальный объект, вещь наряду с другими вещами; в концептуальном – выступает в виде некоторой модели … реальных или мыслимых ситуаций, и, … в перцептуальном – в форме художественного образа… Зобов Р.А., Мостепаненко А.М.
· Перцепцию Пространства и Времени утверждает немецкой философ Иммануил Кант (1724-1804), когда обосновывает положение о том, что предпосылкой любого человеческого опытного познания является способность упорядочивать свои ощущения в сосуществовании с ними и при их смене: именно благодаря этой способности личные ощущения организуются и предстают в познании целостными объектами. Первой научной концепцией Пространства, скорее всего, является представление древнегреческого математика Евклида, современное настоящему в форме «евклидовой геометрии». Геометрия складывалась как наука о непосредственно наблюдаемом пространстве через формирование первых геометрических понятий на основе удовлетворения практических потребностей: определить объем сосуда или измерить величину земельного участка… Поскольку характеристики объемов и площадей не зависят от материалов, из которых созданы объекты (физических, химических и прочих свойств), то от них было возможно абстрагироваться, учитывая лишь пространственные свойства. В III в до н.э. Евклид завершил в 13-ти книгах «Начал» систематизацию геометрии, истоки которой восходят к математиками-пифагорейцами IV-VI в до н.э., в практически неизменной форме дошедшей до нашего времени: ее трехмерность пространства – одно из бесконечного множества концептуальных пространств современной математики.
Теория относительности, системно представляя неразрывность Пространства и Времени через многомерность (n-мерность), концептуально связала эти понимания через пространственно-временной континуум: «…физическую модель, дополняющую Пространство равноправным Временны́м измерением, и создающую теоретико-физическую конструкцию понятия…» (статья Wikipedia)
· Все уровни восприятия Пространства и Времени находятся во взаимосвязи: познаваемая объективная реальность моделируется и в перцептуальном и в концептуальном восприятиях, как равноположенных отражениях действительности. При этом представление любой авторской концептуальной модели в коммуникации со зрителем-потребителем предполагает обязательное перцептуальное восприятие им этой модели. И целью коммуникации автора и потребителя будет приведение к единым дефинированиям всех понятий концепта в системных взаимосвязях и контекстах. … архитектура обращается не к одним только органам зрения, но ко всей совокупности чувственного и духовного восприятия человека. Одного зрительного восприятия недостаточно для оценки архитектуры уже потому, что мы не можем одним взором, с одной точки зрения окинуть все здание. Если мы смотрим на здание снаружи, мы можем видеть полностью только одну его сторону или, если смотрим с угла, две стороны в сильном сокращении. Более широкий охват пространства доступен взгляду внутри здания, когда с одной точки зрения можно увидеть за раз несколько стен и потолок или пол. Но и внутреннее пространство здания мы способны воспринимать только в виде отдельных, частичных картин. Каким же образом мы можем получить полное, исчерпывающее представление о всем архитектурном организме, если наше впечатление от здания неизбежно составляется только из разрозненных, фрагментарных оптических аспектов? … архитектура… обращается… и к осязанию, и даже к слуху зрителя… Мы мало обращаем внимание на это … бессознательное проявление нашей тактильной энергии… на движения нашего тела, на ритм нашего шага, а между тем тактильные и моторные ощущения играют… важную роль в нашем переживании архитектуры, в … своеобразном настроении, в которое нас повергает то или иное архитектурное пространство. Для самочувствия моего тела и для ритма моего шага далеко не безразлично, вступаю ли я на земляной пол крестьянской избы или на мраморные плиты дворца, или на устланный циновками пол японского жилища... Виппер Б.Р. (1888-1967) ... Восприятие – это целостный образ …, возникающий в результате воздействия элементов объективного мира на органы чувств. Восприятие конструируется из различных ощущений, хотя и не является непосредственно их суммой. На основе сконструированного восприятии строятся представления… Человек опредмечивает образ, объективирует его (предметность восприятия); объект, который видится частями, обязательно «домысливается» (целостность, структурность восприятия)… Восприятие апперцептивно (… процесс, при котором происходит узнавание на основе ранее сложившихся представлений (от лат. ad – при, perceptio - восприятие)) – это означает, что в нем всегда содержатся дополняющие элементы. Дополнение происходит всегда,… в основном, из опыта и интересов человека. Апперцепция… всегда… присутствует в [индивидуальном] восприятии… Иванова Г.И. · В рамках дисциплины ОПК необходимо принять во внимание: - во-первых, существование определенной профессиональной архитектурной концепции Пространства, … Пространство, а не камень – материал архитектуры… Ладовский Н.А. (1881-1941)
- во-вторых, обеспечение преобразования пространства и в пространстве (пространственные преобразования)путем оперирования идеальными знаковыми моделями,
Согласно концепции, принятой в формальной теории архитектурной композиции, «...элементы пространства присутствуют там, где промежутки между границами масс приобретают характер той или иной геометрической фигуры». … Архитектурная композиция представляет собой синтез тел и пространств, организованных в единую, устойчивую систему (в единое целое). Элементы этой системы – тела и пространства – неразрывно связаны между собой. Как диалектические [в значении всеобщей взаимосвязи всего со всем] противоположности они не могут существовать самостоятельно, вне связи с другими телами и пространствами. В архитектуре всякая композиция есть сопоставление пространств различной мерности (одномерного, двухмерного, трехмерного) с телами различной мерности (точками, линиями, плоскостями, объемами)… Трехмерное пространство заполнено трехмерными телами, плоскостями, линиями, точками. Размер единицы [такого] пространства … выражается в кубических единицах. Двухмерное пространство … заполнено плоскими пятнами …, линиями, точками… единица [его] среды… выражается в квадратных единицах… Одномерное пространство… заполнено точками, линиями… единица [его] среды… выражается в единицах длины… Коренчук О.А., Кравец В.И. · Пространство модели (пространство представления), согласно принятым нормам, рассматривается как параллелепипед или его проекция. … прямоугольные элементы… удобны для… ориентации человека в пространстве, прямоугольные элементы легко соединяются в группы, внутреннее пространство прямоугольных элементов нетрудно разделить на им подобные пространства меньших размеров, вертикальные и горизонтальные плоскости этих элементов соответствуют наиболее развитой конструктивной стоечно-балочной системе… Мальгин В.И., Степанов А.В.
Параллелепипед, как пространственная фигура, задается фиксацией точек, его представляющих, в системе прямоугольных координат в соответствии методу, предложенному в рамках аналитической геометрии Рене Декартом (1596-1650), философом, математиком, механиком, физиком и физиологом. Прямоугольные координаты позволяют воспринимать соположение, топику объектов в отношениях друг с другом, привнося в восприятие «неорганизованной», на первый взгляд, пространственной сложности – «очевидную» на момент восприятия ясность: как минимум, возможность оценки в соответствии критериям меры – выше\ниже, ближе\дальше, больше\меньше… Объекты условно, идеально фиксируются в своих пространственных положениях как определенная модель пространства для конкретной цели исследования, означая себя в пространственном положении абстрактным математическим языком чисел. Условия пространственного существования объекта в такой модели или признаются неизменными, абстрагируясь от обстоятельств существования объекта в реальности, или моделируются как прогнозируемые в соответствии математическим правилам. … к области математики относятся только те науки, в которых рассматривается либо порядок, либо мера и совершенно не существенно, будут ли это числа, фигуры, звёзды, звуки или что-нибудь другое, в чём отыскивается эта мера… [Математика - ] общая наука, объясняющая всё относящееся к порядку и мере, не входя в исследование никаких частных предметов… Рене Декарт (1596-1650)
… вспомним слова Лейбница [Готфрид Вильгельм, 1646 -1716) - немецкий философ, логик, математик, механик, физик, юрист, историк, дипломат, изобретатель и языковед], который дефинировал архитектуру как "духовную деятельность, бессознательно оперирующую числами". Математика нужна архитектору для того, чтобы научить его думать математически: архитектор получает от математических дисциплин не предписания и рецепты, а бессознательный способ мышления. В случае простых и обыкновенных расчетов архитектор пользуется готовыми формулами и таблицами, в более же трудных случаях … придется обратиться к помощи специалиста-инженера. Чувство же конструктивных линий, инстинктивное чутье статики ему не могут внушить ни математические предписания, ни расчеты. Но именно в этой способности оживления сырой материи, в этом умении воплощать образы, эмоции и символы на языке чисел и заключается математическая сторона дарования архитектора… Виппер Б.Р. (1888-1967)
Очевидно, что при каждом изменении целей исследования объекта потребуется новая пространственная модель, которая позволит производить без эмоциональное соотнесение и оценку пространственных элементов и получить новые предметные знания об объектах пространства. · Стороны параллелепипеда как границы модели принято ориентировать в соответствии вертикали и горизонтали: для архитектурных чертежей, как графически зафиксированных профессиональных знаковых моделей, эта ориентация производится по сторонам света – Север, обычно, предполагается вверху листа с изображением. … человек, в сущности, видит окружающее только через посредство геометрии, … порядок, закономерность есть лишь свойство геометрии и … человек обнаруживает себя только через этот порядок… Первое дело человека – установить перед собой прямой угол, установить последовательность, порядок, ясно видеть вокруг себя. Он изобрел способ измерять пространство координатами к трем перпендикулярным осям… Все вокруг нас есть геометрия… Ле Корбюзье (1887-1965) … Человеку [в восприятии] свойственно упорядочивать окружающее, что связано с инстинктивным желанием ориентации в пространстве…, … особенностями строения человека, его первичными ориентировочными навыками, определенными еще Аристотелем: право-лево, верх-низ, впереди-сзади, достаточными для характеристики трехмерности пространства… Мелодинский Д.Л., Степанов А.В. · Объекты, окружающие человека в реальности, в объективном пространстве, вне зависимости от естественного или искусственного их происхождения, понимаются как «конкретные объекты» до тех пор, пока наблюдатель в состоянии определять их границы. … Прочтение архитектурного произведения происходит не с одной точки, а в процессе движения и включает фактор времени – четвертое измерение. Находясь снаружи, … воспринимаем архитектурно организованное пространство как объемную форму, подобную скульптуре, а войдя в здание – как систему ограждающих поверхностей… Тиц А.А., Воробьева Е.В … Для каждого ясно, что в своей конкретной деятельности архитектор имеет дело не с пространством, а с той массой, которая ограничивает пространство, с тем материалом, из которого он создает фундамент и стены, опоры и крыши, что архитектор строит не пространство в буквальном смысле слова, а тела, огораживающие пространство… Виппер Б.Р. (1888-1967) Граница (о-граничивание, о-граждение) - это фундаментальный признак (достаточное условие) существования конкретного объекта в пространстве. … Вся архитектура заключается в очертаниях и в постройке. Сила и смысл очертаний сводятся к указанию прямого и совершенного пути, как сочетать и соединять линии и углы, которые окаймляют и замыкают лицо здания. Задача и назначение очертаний заключается там же в том, чтобы указать для зданий и их частей надлежащее место, определенное число, подобающую меру и приятный распорядок, причем вся форма и внешний вид здания должны быть заложены в этих очертаниях. Очертание само по себе отнюдь не связано с материей, наоборот: одни и те же очертания мы замечаем во многих зданиях, имеющих одну и ту же видимую форму, а именно там, где части, а также положение и порядок отдельных частей совпадают одни с другими по всем углам и по всем линиям. Формы зданий могут быть мысленно целиком начертаны без всякой материи, что мы и делаем, когда намечаем и вычерчиваем углы и линии, определяя их направление и связь. Если это так, то очертание есть некий определенный и постоянный план, задуманный в уме, образуемый линиями и углами и выполняемый духом и умом совершенным… Леон-Баттиста Альберти (1404-1472) Объемы-тела реального пространства в модельном восприятии представляются определенным образом ограниченными частями пространства. … пространство составляет главное содержание архитектурного образа, … форму этому образу дают массы… всякое архитектурное пространство непременно должно быть ограничено линиями и плоскостями, должно облечься в массу. Архитектурная концепция одновременно должна оперировать комбинацией пространств и расчленением плоскостей и масс… понятия массы и пространства в живом, органическом процессе архитектурного творчества неотделимы. Нельзя вырезать окно из стены, не приняв во внимание всей плоскости фасада, а эта плоскость, в свою очередь, неотделима от общей массы здания и от охваченного им пространства… всякой массе присущи пространственные качества, и всякое пространство мы оцениваем с помощью замыкающих его плоскостей и масс… Виппер Б.Р. (1888-1967) В этой цельно воспринимаемой организованности пространство можно рассматривать как «негатив» всех объемных элементов такой системы, обладающих массой. … наше [человека] поле зрения насыщено гетерогенными [греч. хетерогенес – неоднородный по составу] элементами, различающимися по форме, размерам, цвету, ориентации. Чтобы лучше понять структуру зрительного поля, мы склонны делить эти элементы на две противоположные группы: позитивные элементы, которые воспринимаются в виде фигур, и негативные, которые составляют фон для фигур… Франсис Д.К. Чинь … под массой… [тел в композиции], в отличие от понятия, принятого в физике, принимается эмоциональная оценка тяжести…, которая… пропорциональна [воспринятому] количеству материала и его плотности… Способность человека визуально определить массу (мысленно определить тяжесть) основана на… опыте, чувственно-практической природе человеческого познания… [что] справедливо для эмоциональной оценки тяжести тел любой мерности (одно-, двух- и трехмерных)… Коренчук О.А., Кравец В.И. … В процессе восприятия прежде всего проявляется реакция на пространство и массу объекта, т.е. его объемно-пространственную структуру… Иванова Г.И.
· Структура, понимаемая как принцип строения, способ связи элементов некоторого целого, отличается от понятия Системы своим организационным иерархическим положением. Системные отношения предполагают и устанавливают связи между наличествующими или обнаруженными-установленными элементами целого. Изменение количества или качеств элементов системы каждый раз устанавливает и\или корректирует внутри системы новые содержательные отношения. В то же время, и любая неизменность элементов системы также позволяет установить между ними новые содержательные связи в зависимости от изменения предмета системного исследования. ... И связь всеобщую вещей Открыв, легко мы подытожим: Когда касаемся цветка, Звезду далекую тревожим!... Джеймс Томсон (1700-1748)
Системные отношения представляют собой информативное содержание моделей. Системных отношений в теоретических моделях может быть установлено столько, сколько необходимо создателю каждой предметной модели для изучения свойств объекта как сложноорганизованного из множества элементов. Структурные отношения организуют системные, выстраивая их – в иерархической соподчиненности они над системными: для структур «системы» являются элементами, между которыми устанавливаются не только связи, а определяется их пространственное место в соответствиях и отношениях элементов. Поэтому, структуры всегда однозначны целью организации системных элементов и не могут быть изменены без потери смысла создания: структуры определяют логику построения систем в соответствии определенной конкретике смыслового значения, материи и меры. … Во-первых, структуры - … способы описания предмета и явления … Во-вторых – язык описания структур… тяготеет к изобразительным знакам: чертежу, рисунку, схеме, которые… описываются языком математики… В-третьих – структуры… тяготеют к конструктивным способам работы с предметами и явлениями и к конструктивно-моделирующему воспроизведению их в описаниях… Структурные описания… это конструктивные модели объекта… Раппапорт А.Г.
· Пространство, при таком его моделировании, представляется как результат «наполнения» пространства модели - параллелепипеда объемами-телами и пустотой (не-объемами, не-телами), отражая геометрически структурированные систематизированные связи-отношения «объемов» и «пустот». … Обычно архитектору приходится иметь дело с комбинацией целого ряда пространственных ячеек, иначе говоря, с группами пространства… всякая группировка пространства в архитектуре восходит к двум противоположным принципам… Один из них может быть назван принципом "additio" [лат. additio - прибавление]- то есть группировка пространства последовательным прикладыванием одной пространственной ячейки к другой, а второй – принципом "divisio" [лат. division - разделение ] – то есть комбинация пространства посредством деления некоей большой пространственной единицы на ряд составных элементов… важно в данном случае не то, какова в действительности группировка пространств в… архитектуре, а какою она кажется [воспринимается]…: стремится ли она изолировать, замкнуть пространства друг от друга или, наоборот, раскрыть их, связать друг с другом и с окружением… Виппер Б.Р. (1888-1967) · Наличия элементов, фиксирующих границы и формы пространств, недостаточно для того, чтобы оно приобрело качества организованного: необходимым условием художественной организации архитектурного пространства является определенное взаимодействие пространства и формирующих его элементов. Это взаимодействие возникает на основе пластических средств, «понимаемых… как «архитектурная пластика»… участвующих в создании художественного образа произведения и раскрытия его… содержания. Пластика выступает основным художественным средством взаимосвязи в архитектуре между организуемым пространством его материальной оболочкой» (Тиц А.А., Воробьева Е.В.) … Особое значение имеет силуэт объекта… Характер… пространства определяется характером… ограничивающих и формирующих его элементов. Если «план» определяет функциональную логику пространства, то эмоциональную характеристику его создают, в основном, элементы ограждения… Иванова Г.И.
… Архитектурное пространство немыслимо без ограждающих поверхностей, и его восприятие осуществляется благодаря наличию материальной оболочки… [чем] служит пластическая ограничительная форма, которая обладает определенными параметрами и массой… Основополагающие закономерности архитектурной композиции: иерархическое соподчинение (главное и второстепенное), тектоника и архитектурный масштаб… Качественные закономерности, выражающие художественyю выразительность: симметрия-асимметрия, статика - динамика, нюанс – контраст… Количественные закономерности с качественными функциями - закономерности числовых рядов: пропорции и ритмические построения… Ритмический порядок отражает закономерности организации пространства, его материальной оболочки… Тиц А.А., Воробьева Е.В … Только чутье ритмических отношений и делает архитектора художником… чутье ритма может относиться к плоскости, к кубической массе и к пространству. Первая ступень ритмического чутья проявляется… в декоративном членении и украшении фасада, в контрастах света и тени,… - одним словом, в декоративной игре на плоскости… [Но] организация трехмерной массы и пространства… не сводится к расчленению тех плоскостей, которые ограничивают пространство здания; здесь… приходится считаться с контрастом между внутренним пространством, которое образует… негативные … формы, и внешними массами здания, которые выражаются в позитивных … формах… … самая сложная ступень ритмического чутья проявляется в организации нескольких пространств, в ансамбле целого ряда зданий, когда в распоряжении архитектора оказывается тройной контраст элементов - внутреннее пространство, кубическая масса и наружное пространство… Виппер Б.Р. (1888-1967) В архитектурную задачу всегда входит установка на проектирование не изолированного объекта, а системы объектов или объекта в системе. Поэтому в моделях пространства определяются как границы объектов, так и пространственные границы систем, связанных между собой определенными композиционными принципами.
· Определение и преобразование структурных пространственных отношений производится в моделях путем процедур с геометрическими характеристиками ограниченных пространственных элементов массы и пустоты: абстрактные действия сложения, вычитания, пересечения моделируют реально существующие процессы архитектурной практики пространственной организации. ... в способности воспринимать и формировать пространство в виде позитива и негатива проявляется главное своеобразие архитектурной концепции, столь отличной от концепции и скульптора, и живописца, и графика… ритмическое отношение между позитивом и негативом, между массой и пространством – графически, на бумаге может быть зафиксированы только в виде отвлеченных геометрических форм… … В теории архитектуры различают два основных метода комбинации массы и пространства – тектонику и стереотомию… архитектурное пространство… может возникнуть оттого, что стелют пол, воздвигают стены и на них накладывают потолок - этот метод называют тектоникой. Но архитектурное пространство может возникнуть и иначе, словно из глыбы снега, его можно выдолбить, вырезать, вынуть из массы - этот метод называется стереотомией... в тектонике первопричиной являются стены, а их следствием - пространство, тогда как в стереотомии первичным элементом является пространство, а стены - его следствием… (ib.)
· Границы реальных объектов никогда не образуют простой и ясной в восприятии схемы. Рудольф Арнхейм (1904-2007), эстетик и психолог искусства, в фундаментальной работе перцептивной психологии «Искусство и визуальное восприятие: психология творческого взгляда» отмечает: … Что мы увидим, если покинем мир четко обозначенных форм, созданных человеком, и взглянем на окружающий нас ландшафт? Масса деревьев и заросли кустарника представляют собой довольно хаотическое зрелище. Стволы и ветви некоторых деревьев могут создавать определенные направления, за которые цепляется наш глаз, а целые деревья или кусты часто могут выступать в легко воспринимаемой форме конуса или шара. Можно увидеть общее строение лиственного покрова, а также и текстуру зеленого фона, создаваемые этим покровом. Но в окружающем нас ландшафте существует многое, чего наши глаза просто не в состоянии «схватить». И только в той степени, в какой беспорядочная панорама может быть воспринята как конфигурация четко очерченных направлений, объемов, геометрических фигур, цветов, можно сказать, что она действительно нами воспринимается...
Всякая попытка воспроизвести эти границы графически сопряжена с очевидными трудностями: большинство объектов представляют собой сложные по очертаниям пространственные образования и характеризуются непрерывными изменениями пространственных величин параметров, какими они определены как ограниченные. … сложные формы [пространства] – это формы, геометрический вид которых обусловлен естественным развитием жизненных обстоятельств, что выражается в хаотичности величин, описывающих каждую точку границы… могут быть как прямолинейными (искусственные объекты), так и криволинейными (объекты природного происхождения или аналогичные…) Простые формы, наоборот, - это формы, геометрические свойства которых позволяют судить о закономерном… характере линий, выражающих контур границы… Малахов С.А.
· В процессе композиционного моделирования объемно-пространственных отношений конструируется геометрическая модель архитектурного объекта на основе преобразований множества взаимосвязанныхгеометрических примитивов – первичных форм как архетипов (греч. архе - начало и типос – образец) восприятия реального пространства. … сознание упрощает визуальную среду, чтобы ее было легче понять. Видя композицию форм, мы сводим ее в своем визуальном поле к самым простым, самым правильным формам. Чем проще и правильней форма, тем легче она воспринимается и понимается. Как… известно из геометрии, правильной фигурой считается круг и бесконечное множество вписывающихся в него правильных многоугольников. Самые важные из них первичные формы [плоскости]: круг, треугольник, квадрат… … При вращении или продолжении в пространстве первичных геометрических фигур образуются объемные фигуры, конкретные, правильные и легко узнаваемые. Из кругов получаются сферы и цилиндры, из треугольников – конусы и пирамиды, из квадратов – кубы… Франсис Д.К. Чинь
В истории профессии прослеживается достаточно частое обращение к некоторым геометрическим мотивам, принимаемым за основу в процессах формообразования, с помощью которых образуются геометрические системы любой сложности. Это позволяет говорить о структурных архитектурных архетипах. Архетип как философский термин восходит к пифагорейско-платоновской традиции миропонимания: Платон (428\7-348\7 до н.э.) впервые вводит понятие “геометрического пространства”, как некого посредника между идеями (греч. эйдос – вид, облик, образ) и чувственным миром - как начало всего многообразия, которое можно с его помощью “логически охватить и объяснить”. Пять “платоновых тел”, элементарных правильных многогранников, представляются особыми формами организации пространства и структурных первоэлементами материи: - тетраэдр (треугольная пирамида, четырехгранник) – огонь; - гексаэдр (куб, шестигранник) – земля; - октаэдр (восьмигранник) – воздух; - икосаэдр (двадцатигранник) – вода; - додекаэдр (двенадцатигранник) – «…его Бог определил для Вселенной и прибегнул к нему в качестве образца…»
· В абсолютном смысле объект является простым, когда пространственно представлен небольшим числом характерных структурных взаимосвязей архетипов. В относительном смысле объект будет простым, когда его пространственно представляет материал, структурно организованный с помощью наименее возможного числа взаимосвязанных архетипов. … При взгляде на сложное многопредметное образование, человек стремится обнаружить в нем какую-либо систему, свести наблюдаемую сложность к более простому порядку… … предельное число одновременно воспринимаемых человеком элементов около 7+_2 (правило Миллера [: американский психолог Джордж А. Миллер (1920-2012) в 1956 году опубликовал свою статью «Магическое Число Семь Плюс или Минус Два: Некоторые Лимиты на нашу Способность к Обработке Информации]). Если… в поле зрения число элементов больше, то это воспринимается как хаотическое множество. Разделение множества на упорядоченные группы помогает восприятию многоэлементных образований… Мелодинский Д.Л., Степанов А.В.
· Процесс архитектурного проектирования в том виде, в котором он сложился исторически, основывается на обязательных изображениях будущего объекта как на его специфических моделях: плоскостных 2-х мерных графических (рисунки, чертежи…) и объемных 3-х мерных (макеты, виртуальные симуляции…). Построение графических изображений и есть метод графического моделирования. Представление пространства определенной моделью важно как для аналитики, предваряющей проектные предложения по организации этого пространства, так и для представления уже готового предложения его потребителю – «заказчику» этого преобразования пространства, когда им ожидается удовлетворение его «заказа» на проектирование. Поэтому структурирование ограничений пространства становится целью любых модельных его представлений в 2-х, 3-хмерных моделях: ограниченность пространства моделей и взаимосвязи в каждой из моделей должна быть ясно воспринята на уровне отношений точек, линий, плоскостей и объемов как элементов пространства.
· Основными структурными элементами архитектурного пространства являются: - точка: определяет местоположение объектов и\или их характерных элементов в пространственных моделях. Свидетельством пространственных изменений состояния объекта в пространстве модели будет изменение пространственных координат точки как собственно объекта и/или представляющих объект элементов. Следуя геометрической абстракции, объекты представляются геометрическими фигурами, каждая из которых, вся или фрагментами, может быть пространственно представлена фиксацией координат ее вершин, середин диагоналей, центров…, - линия: обладает длиной, направлением (от\к, вверх\вниз, вправо\влево… по отношению к одному из координатных ориентиров), пространственным расположением (посредством координат точек, их слагающих). Линии определяют векторное направление пространственного движения точки, фиксируя собой отличие объединенных линией определенной длины точек, как самостоятельных объектов, от остального пространства. Для 2-мерных моделей линии становятся границами, расположение которых в пространстве позволяет соотносить свойства ограниченных и\или разделенных ими частей пространства. Такие линейные границы могут восприниматься в пространственной модели как самостоятельные координатные оси, по отношению к которым возможно построение новой пространственной модели, как самостоятельной микромодели в пределах имеющегося пространства. Это структурирует моделируемое пространство как макропространство с системными взаимосвязями пространственных элементов, его слагающих..., - плоскость: обладает длиной и шириной, пространственной ориентацией (двух осей координат, лежащих в плоскости: горизонтальность\вертикальность\угол отклонений), пространственным расположением (по аналогии (греч. аналогия – соответствие, сходство) линиям), конфигурацией (как представленные в математических описаниях и ограниченные линиями, принадлежащими плоскости), поверхностью (материальным воплощением плоскости в реальном пространстве) Плоскости есть итогами всех возможных пространственных перемещений линий, им принадлежащих, в конкретной пространственной модели: при этом границами плоскостей есть предельные конечные пространственные положения принадлежащих им линий. Плоскости абстрагированы от одного из трех измерений, даже будучи математически сложно организованными. Пространства 2-мерных моделей обычно представлены плоскостями как объемлющим макропространством для неограниченного количества системно связанных и\или нуждающихся в структурировании подпространств с линиями и точками, как элементами. Плоскости имеют свойство (существенный, неотъемлемый признак), означенное термином фактура поверхности: это материальная структура плоскости в реальности – ее строение…, - объемное тело: обладает длиной, шириной и глубиной, пространственной ориентацией (по аналогии плоскостям), пространственным расположением (по аналогии линиям), формой («ее задают очертания и взаимное расположение плоскостей, ограничивающих объем», Франсис Д.К.Чинь) поверхностью (по аналогии плоскостям) Объемное тело (объем) есть «плоскость, продвинутая в любом направлении, выходящем из ее собственной плоскости… объем может быть двух типов: либо сплошным массивом, т.е. дополненным изнутри веществом, либо полым, т.е. состоящим из пространств, ограниченных плоскостями» (ib.) … точка есть некий знак, который не может быть разделен на части. Знаком… называю все то, что находится на поверхности… Точки же, соединенные друг с другом в непрерывном ряду, вырастают в линию, … линия будет знаком, длина которого делима, но который в ширину настолько тонок, что не может быть рассечен… Много линий, соединенных подобно многим нитям в ткани, образуют поверхность, и поверхность есть некая крайняя часть тела, которая познается не в своей глубине, а только лишь в своей длине и ширине, а также в своих качествах… Леон-Баттиста Альберти (1404-1472) … формы начинаются с точки, которая … приходит в движение… Точка движется… и возникает линия – первое измерение. Когда линия, перемещаясь, образует плоскость - … получаем двухмерный элемент. При переходе от плоскости к объему столкновение плоскостей «рождает» тело (трехмерное) ... Пауль Клее, 1879-1940 · Объективными свойствами пространства, при его геометрической интерпретации, являются: - очертание как геометрический вид: «… определяется соотношением величин измерения… по трем координатам пространства… [и] характером… ограничивающих поверхностей…» (Кринский В.Ф., Ламцов И.В., Туркус М.А.) - величина: «… рассматривается как… соотношение величин элементов…» (ib.) - пропорции: «…соразмерность… элементов… [их] посредством уточняются и гармонизируются пространственные отношения, найденные на основе более общих композиционных принципов (соподчинение, уравновешенность, масштабность, единство)…»(ib.) - положение: «… определяется… отношени[ем] к трем координатным плоскостям – фронтальной, профильной, горизонтальной. Если… наибольшая… поверхность [плоскости, как элемента пространства] или доминирующая ось совпадет с одной из координатных плоскостей, то такая [пространственная] форма в целом займет одно из типовых положений: фронтальное, профильное, горизонтальное…» (ib.) - ориентация: «… взаимное расположение форм [как элементов пространства]… по отношению друг к другу и к зрителю» (ib.)
· Все границы объектов и пространств в графических моделях обозначаются и фиксируются с помощью линий и плоскостей. … Видя какую-нибудь вещь, мы прежде всего говорим, что это — вещь, занимающая определенное место [пространства]… [Человек,] очерчивающий это пространство, скажет, что произведенное им обведение края при помощи линий есть очертание [этой вещи]… Леон-Баттиста Альберти (1404-1472)
Можно утверждать, что всякая линия или плоскость является ограничением какого-либо объекта, пространства и\или их частей в определенной пространственной модели. … линии демонстрируют как границы, установленные в момент проектирования, так и границы, фиксирующие материальный объект… Во-первых, это линии ограничивающие модель. Во-вторых, это линии построения, с помощью которых создается визуальная картина отношений частей объектов, объектов между собой, определяется положение объекта в системе координат… С помощью [этих] … линий определяются геометрические свойства пространств, рассматриваемых как интервалы между объектами, … устанавливаются отношения между простыми и сложными формами [пространства]… это линии, используемые для определения композиционной структуры проектируемых объектов, поэтому назовем все эти линии «структурными»… (линиями построения)… Малахов С.А.
· Изобразительным воплощением - знаком пространства является геометрическая композиционная ритмическая решетка (сетка) структурных линий. Представление пространственного объекта в таком виде не означает, что архитектурный объект представляет собой совокупное образование элементов (модулей) сетки, но означает, что пространство модели, в котором осуществляется или анализируется композиционное преобразование, имеет таким образом организованную структуру пространства. Линии композиционной сетки, устанавливая системные связи объекта в пространстве, задают ритмическую логику его возможного пространственного преобразования или пространственного расположения. … восприятие пространства обусловлено находящимися в движении пространственными соотношениями, «силовыми линиями», заключенными в архитектурной массе… [это] связь отдельных пространственных частей, которые часто закреплены в невидимых, но ясно различимых соотношениях движения по всем трем измерениям и во взаимодействии силовых линий… Ласло Мохой-Надь (1895-1946)
С этими «направляющими» линиями как профессиональным средством композиции связана возможность моделирования в «прозрачном рисунке», как способе моделирования объекта одновременно и «внутри» (в пределах пространственных границ, представляющих объект как тело) и «снаружи» (моделируя саму границу или пространство за ее пределами), что есть характерной особенностью именно архитектурного моделирования. … Направляющая линия – это страховка от случайностей, это средство выверки того, что сделано в творческом запале… Она задает произведению качество ритма. Направляющая линия несет ту осязаемую математику, которая внушает убедительное ощущение упорядоченности. Выбор направляющей линии определяет основную геометрию произведения… Это средство достижения цели, а не просто прием… Ле Корбюзье (1887-1965)
· Сетка выступает своеобразным ограниченным композиционным полем, где установлена логика и тенденции в структурировании пространства, определяющие меры отношений между его частями. Присутствие композиционной сетки, восходящей к параллелепипеду, как к геометрическому инварианту (термин, означающий «неизменяемость») архитектурного языка, в композиционной структуре пространства означает отсутствие в модели такого пространства геометрически и ритмически неосознанных интервалов для его организации как упорядоченного. … Порядок должен быть понят как необходимое условие функционирования любой организованной системы, какую бы функцию она не выполняла – физическую или духовную… произведение… архитектуры не в состоянии выполнять свою функцию и выражать заложенный в него смысл, если… лишено упорядоченной композиции… Когда нет порядка, … понять смысл произведения невозможно… Рудольф Арнхейм (1904-2007)
Кроме прямоугольных, в композиционном моделировании имеет место использование косоугольных сеток и решеток сложных ритмических построений, получаемых «наложением» двух и более сеток.
· Линии, которые используются при построении композиционных моделей пространства при проектной аналитике или синтезе, это: - линии условного параллелепипеда, ограничивающего пространство модели. Они ориентируют систему координат конкретной модели и фиксируют границы пространственной композиционной ритмической сетки, - линии композиционной ритмической сетки, с помощью которых осуществляется структурирование пространства модели. Эти линии обозначают и возможные структуры пространств, хотя и находящихся за границами модели, но смежных с ней. Они устанавливают всеобщие связи моделируемого пространства и объектов, находящихся внутри границ модели, с внешним по отношению к границам, пространствам, фиксируя логику возможных отношений и преобразований, - осевые линии (композиционные оси), задающие главные, характерные пространственные направления возможных трансформаций пространства и связывающие элементы объемно-пространственной формы между собой. Пересекаясь в пространстве, осевые линии образуют композиционные узлы, фиксирующие в точках пространства центры главных, характерных для конкретного пространства, его потенциальных преобразований.
· Композиционное мышление оперирует двумя нормативными системами выстраивания пространственных представлений: - нормами построения пространственных объектов, и нормами построения структурной подосновы, как геометрической схемы для возможных преобразований пространства и в пространстве. Эта геометрическая схема представляет собой «канву» всех возможных пространственных трансформаций и выступает в виде «внутреннего закона» конкретной объемно-пространственной архитектурной формы, не видимого непосредственно и не сохраняющегося в готовой постройке. Ее графическое изображение, зафиксированное с помощью линейных и узловых элементов, как составляющих всех композиционных ритмических сеток, структурирующих пространство модели, с выявленной иерархией всех этих элементов для закрепления организующей значимости в процессах преобразования пространства называется пространственным каркасом.
Конструктивными элементами пространственного каркаса являются: - композиционная ось, - композиционный узел, образованный пересечением двух и более осей, - композиционные ритмические сетки, определяющие возможности пространственных преобразований.
· В процессе композиционной аналитики (декомпозиции) любого произведения архитектуры последовательно разрабатываются такие модели, в которых пространство и объекты предстают все более упрощенно в стремлении сделаться составными элементами ритмических композиционных решеток, восходящих к строению архетипов. Синтез (композиция) объемно-пространственной композиций осуществляется, наоборот, как постадийное усложнение исходной формы с её конкретизацией в проектном освоении пространства модели «заполнением» единиц композиционной сетки (ее пространственных модулей) пустотой или массой. … В архитектурной композиции к словам «понять форму», следует относиться так же, как к словам «сделать форму понятной». В одном случае форма остается без какого-либо материального изменения, но все же понимается, в другом случае она преобразуется физически. И в том и в другом случаях мы прибегаем к реализации принципа включения и охвата, означающего, что непонятная форма охватывается понятной... имеется в виду ясность формы как геометрической фигуры… оценка пространственных особенностей сложной формы происходит через включение ее в простую… Профессионализм в композиции… в умении увидеть сложные формы реального окружения охваченными и включенными в систему упорядоченных связей на основе сочетания простых форм… Малахов С.А.
Принцип «включения и охвата» в графических пространственных моделях подразумевает стремление представить пространство как непрерывное чередование «позитивных» и «негативных» простых и сложных объектных форм пустот и масс, ограниченных линиями и плоскостями как границами объектов. Смысл этого принципа состоит не столько в процедуре преобразования сложной пространственной формы в более простую геометрически и, следовательно, более понятную, сколько в выявлении структуры системных объектных связей и отношений массы и пространства, делающих этот объект сложной формы понимаемым как организованным.
Дата добавления: 2014-10-10; просмотров: 832; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |