Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Сущность и критерии досуга. Культура досугаСущность и сущностные черты (критерии) досуга согласно предложенной еще в середине XX в. французским социологом Ж. Фридманом весьма убедительной концепции, сущность досуга — в своеобразной- социальной компенсации личности за жесткую детерминированность и материализованность ее поведения в пределах трудовой и бытовой форм жизнедеятельности. Преобладание грубо физических и рутинных форм труда, внешняя зависимость, стан-дартизованность, монотонность существования человека в этих сферах во многом компенсируются его активной самореализацией в сфере досуга. Отсюда — ряд закономерных, сущностных черт досуговой жизнедеятельности. Во-первых, индивидуализированная самоценность («эгоцентризм») досуговой деятельности. Во-вторых, преимущественно произвольный характер досугового времяпрепровождения. И, наконец, третья сущностная черта досуговой жизнедеятельности состоит в общей ориентированности досуга на развернутое всестороннее удовлетворение именно духовных потребностей личности и, соответственно, на широкое «потребление культуры». Культура досуга В понятии «культура досуга личности» фиксируется, таким образом, субъективно-индивидуализированное отношение человека к наличествующим возможностям проведения досуга. Но поскольку досуговая жизнь сильно детерминирована, как мы видели, внешними и статусными условиями, то и своеобразие предпочтительных досуговых ориентаций личности, как правило, может быть сведено к нескольким типично-всеобщим обобщенным моделям культуры досуга. Так, по содержательному своеобразию направленности досуговых интересов личности обычно выделяются деятельностная и бездеятель-ностная модели проведения досуга. И активная, и пассивная модели культуры досуга представляют собой частные вариации более общей деятельностной модели досуга. Прямой антитезой последней выступает культура бездеятельностного досуга, для которой характерно отсутствие сколько-нибудь сознательного включения личности в какую-либо досуговую деятельность(бездельничать). В формальном разрезе досуговые предпочтения представлены моделями домашнего (семейного) и внедомашнего, а также индивидуального и коллективного досуга. В зависимости от целевых задач различаются культуры развивающего и развлекающего вариантов досуга, в зависимости от социальных последствий — позитивная и негативная модели культуры досуга. Для каждого конкретного общества, в зависимости от его исто-рико-стадиальной, формационной и цивилизационной принадлежности, характерно свое специфическое сочетание и проявление этих всеобщих моделей культуры досуга, т. е. своя собственная типичная для данного общества культура досуга.
Дата добавления: 2014-10-14; просмотров: 564; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |