Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Самосознание как ядро личности. Этапы развития самосознания. Функции и механизмы самосознания

Читайте также:
  1. I триместр беременности (нарушение развития у плода пальцев рук).
  2. II. Поворотная платформа, механизмы расположенные на ней.
  3. III. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ БИОТЕХНОЛОГИИ.
  4. III. Предмет, метод и функции философии.
  5. IV. По функции различают мышцы: сгибатели и разгибатели, отводящие и приводящие и вращатели.
  6. IV. СОВРЕМЕННЫЕ ЗАДАЧИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БИОТЕХНОЛОГИИ.
  7. IV.5. Основные тенденции развития позднефеодальной ренты (вторая половина XVII—XVIII в.)
  8. Анализ путей развития и стратегий технологии машиностроения
  9. Анализ стратегий станкостроения в соответствии с законами строения и развития техники.
  10. Анатомо-физиологические механизмы обеспечения безопасности и защиты человека от негативных воздействий

Что первично – сознание или самосознание? Проявление сознания (сочетание речи и произвольности) – около 2 лет. Эмпирический феномен Я (говорит о себе «я») – около 3 лет, т.е. самосознание позже.

Леонтьев А.Н. говорил о необходимости различать осознание себя и знание о себе. Последнее не может называться С., т.к. «знания, представления о себе накапливаются уже в раннем детстве; в неосознаваемых чувственных формах они, вероятно, существовали у животных». С. (осознание себя) является результатом развития, который проявляется в процессе становления и развития самостоятельности. Источник и движущие силы развития С.- в растущей самостоятельности индивида, выражающейся в изменении его взаимоотношений с окружающими.

Самосознание (С.) – это образ себя и отношение к себе, это осознание человеком себя как индивидуальности.

Основа самосознания – способность к рефлексии. Не только возможность выполнить действие, но и посмотреть на себя со стороны – я тот, кто делает это сейчас, я существо, которое выбирает, делать это или не делать. Простейшее проявление рефлексии – способность узнать себя в зеркале. Обычно у животных реакция как на представителя того же вида. К 18 месяцам только 25% детей узнают себя в зеркале. Через время то, что я делаю, начинает видеться через глаза сначала близких людей. Узнаю о себе, приписываю качества. Ребёнок переносит на себя качества мамы. Поэтому ребёнку нужна счастливая мама

3 компонента самосознания:

Самопознание (когнитивный)

Самооценка (аффективный)

Саморегуляция (регулятивный)

 

Рубинштейн выделяет следующие этапы формирования личности как самостоятельного субъекта.

Овладение собственным телом, возникновение непроизвольных движений (последние вырабатываются в процессе формирования первых предметных действий).

 

Начало ходьбы, самостоятельного передвижения, овладение предметом посредством хватательных движений - здесь существенна не сама техника этого, а изменения во взаимоотношениях с окружающими людьми.

 

Овладение речью - изменение взаимоотношений с окружающими и увеличение действенных возможностей ребенка. Ребенок теперь способен направлять свои действия, окружающих его людей по своему желанию и через посредство других людей воздействовать на мир.

 

Высшая ступень развития личности и самосознания – способность самостоятельно, сознательно ставить перед собой те или иные задачи, цели, определять направление своей деятельности, что связано со способностью самостоятельно мыслить.

Главные Функции С.:

1) Познание себя – сложная задача, т.к.:

· человек должен развить свои познавательные способности, накопить соответствующие средства, чтобы потом применить их к познанию себя. А это происходит с возрастом и предполагает определенное умственное развитие.

· должен накопиться материал для познания, т.е. человек должен кем-то стать. Вместе с этим он должен находиться в непрерывном развитии, и самопознание все время отстает от своего объекта.

· всякое знание о себе уже фактом своего получения меняет субъекта: узнав нечто о себе, он становится другим.

· социализация

 

Развитие познания о себе:

· раннее детство – ребенок учится отделять себя от физического мира

· ребенок начинает осознавать себя в качестве члена социальной микро группы

· подростковый возраст - происходит осознание «духовного я», т.е. своих психических способностей, характера, нравственных качеств. Начинает формироваться «идеальное я », т.е. осознанный личный идеал, сопоставление с которым часто вызывает неудовлетворенность собой и стремление себя изменить.

 

2) Усовершенствование себя – выработка такого идеала, а также соотнесение с ним целей, поступков, линии жизни. Леонтьев А.Н. описывал ее как движение сознания по вертикали, имея в виду пространство собственных мотивов личности.

 

3) Осмысление собственной жизни – эта функция направлена не просто на осознание ведущих мотивов, но и на координацию всей личности в целом, на полную интеграцию и координацию ее мотивационной сферы.

 

Функции приходят через других людей. Кто я и какой я. В моё Я входит моё тело. Дальше то, чем я обладаю (в т.ч. мамой, сестрой). Свои социальные связи (хожу в дет.сад), социальные статусы (мальчик, 3 года). Почти нет таких качеств, которые бы не воспринимали эмоционально. Любое знание о себе не является эмоционально нейтральным.

 

9. Проблема "Я" человека. "Я-концепция" как установка: элементы, модальности. Самооценка и чувство собственного достоинства.

И. С. Кон: «Я» – это личность, рассматриваемая изнутри.

В псих. науке Я рассматривается как (У. Джемс):

- субъект мышления, рефлексирующее Я, активное, действующее.

- объект восприятия, рефлективное, феноменальное, или образ «Я», Я-концепция.

 

Проблемы изучения Я человека.

1. Что является предметом исследования: субъект мышления или объект восприятия.

2. Рассматривать Я как реальную «субстанцию», «агент» деятельности, или как условный психологический конструкт.

3. Я – это структура или процесс? В 1 случае: такие структурные элементы психики как моральное Я, образы Я, или во 2 случае – процессы и действия: саморегуляция, самооценивание, самоактуализация.

4. Являются ли соответствующие структуры и процессы сосредоточенными внутри одной личности, или они производны от межличностного взаимодействия, социальной среды, содержания деятельности.

5. Возможно ли объективное познание Я.

 

Я-КОНЦЕПЦИЯ — развивающаяся система представлений человека о самом себе, включающая:

а) осознание своих физических, интеллектуальных, характерологических, социальных и пр. свойств;

б) самооценку;

в) субъективное восприятие влияющих на собственную личность внешних факторов.

Эти представления о себе в большей или меньшей степени осознанны и устойчивы.

Понятие Я-к. родилось в 1950-е гг. в русле феноменологической, гуманистической психологии, представители которой, в отличие от бихевиористов и фрейдистов, стремились к рассмотрению целостного человеческого Я как фундаментального фактора поведения и развития личности. Однако первые теоретические разработки в области Я-к. бесспорно принадлежат У. Джемсу, разделившему глобальное, личностное Я на взаимодействующие Я-сознающее и Я-как-объект.

Я-к. часто определяют как совокупность установок, направленных на себя и выделяют в ней 3 структурных компонента:

1) когнитивный компонент — «образ Я», к которому относится содержание представлений о себе;

2) эмоционально-ценностный (аффективный) компонент, который есть переживаемое отношение к себе в целом или к отдельным сторонам своей личности, деятельности и т. п.; к этому компоненту, др. словами, относят систему самооценок;

3) поведенческий компонент, который характеризует проявления когнитивного и оценочного компонентов в поведении (в т. ч. в речи, в высказываниях о себе).

Модальности (Бернс):

- «Я» - реальное: то, чем человек себя считает. Может быть не реальным.

- «Я» - идеальное: то, чем человек хочет быть.

- «Я» - зеркальное: каким меня видят другие.

Каждая содержит: физ., соц., интеллект., эмоц. Я.

Расхождение между «идеальным Я» и «реальным Я» является основой для самооценочных чувств, служит важным источником развития личности, однако существенные противоречия между ними могут стать источником внутриличностных конфликтов и негативных переживаний.

В зависимости от того, на каком уровне — организма, социального индивида или личности — проявляется активность человека, в Я-к. выделяют:

1) на уровне «организм—среда» — физический Я-образ (схема тела), вызывающийся потребностью в физическом благополучии организма;

2) на уровне социального индивида — социальные идентичности: половая, возрастная, этническая, гражданская, социально-ролевая, связанные с потребностью человека в принадлежности к общности;

3) на уровне личности — дифференцирующий образ Я, характеризующий знание о себе в сравнении с др. людьми и придающий индивиду ощущение собственной уникальности, обеспечивающий потребности в самоопределении и самореализации. Последние 2 уровня описываются так же, как 2 составляющие Я-к.: 1) «присоединяющая», обеспечивающая объединение индивида с др. людьми и 2) «дифференцирующая», способствующая его выделению по сравнению с др. и создающая основу для чувства собственной уникальности.

Важнейшей функцией Я-к. является обеспечение внутренней согласованности личности, относительной устойчивости ее поведения. Сама Я-к. формируется под воздействием жизненного опыта человека, прежде всего детско-родительских отношений, однако достаточно рано она приобретает активную роль, влияя на интерпретацию этого опыта, на те цели, которые индивид ставит перед собой, на соответствующую систему ожиданий, прогнозов относительно будущего, оценку их достижения — и тем самым на собственное становление, развитие личности, деятельность и поведение.

Самооценка – это представление человека о своей важности и оценивание себя и собственных качеств, и чувств, достоинств, и недостатков, выражение их открыто или закрыто. Я-концепция описывает, самооценка оценивает. Ядро личности.

Функции самооценки:

- Регуляторная, на основе которой происходит решение задач личностного выбора.

- Защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности.

С. развитого индивида образуют сложную систему, определяющую характер самоотношения индивида и включающую общую С., которая отражает уровень самоуважения, целостное принятие или непринятие себя, и парциальные, частные С., характеризующие отношение к отдельным сторонам своей личности, поступкам, успешности отдельных видов деятельности. С. м. б. разного уровня осознанности и обобщенности.

С. характеризуется по след. параметрам:

1) уровню (величине) — высокая, средняя и низкая С.;

2) реалистичности — адекватная и неадекватная (завышенная и заниженная) С.;

3) особенностям строения — конфликтная и бесконфликтная С.;

4) временной отнесенности — прогностическая, актуальная, ретроспективная С.;

5) устойчивости и др.

Для развития личности эффективным является такой характер самоотношения, когда достаточно высокая общая С. сочетается с адекватными, дифференцированными парциальными С. разного уровня. Устойчивая и вместе с тем достаточно гибкая С. (которая при необходимости может меняться под влиянием новой информации, приобретения опыта, оценок окружающих, смены критериев и т. п.) является оптимальной как для развития, так и для продуктивности деятельности. Отрицат. влияние оказывает чрезмерно устойчивая, ригидная С., а также и сильно колеблющаяся, неустойчивая. Конфликтность С. может иметь как продуктивный, так и дезорганизующий характер. Неустойчивость и конфликтность С. возрастает в критические периоды развития, в частности, в подростковом возрасте.

Формирование самооценки происходит в процессе социализации. Отношение человека к самому себе является самым поздним образованием в системе отношений человек-мир, но и очень важным. С. формируется на базе оценок окружающих, оценки результатов собственной деятельности, а также на основе соотношения реального и идеального представлений о себе. Сохранение сформировавшейся, привычной С. становится для человека потребностью, с чем связан ряд важных самооценочных феноменов, таких как аффект неадекватности, дискомфорт успеха и др.

Многое из того, что человек делает, или отказывается делать, зависит от его уровня собственного достоинства. Те, кто не считают себя особенно талантливыми, не стремятся к высоким целям, и не проявляют огорчения, когда что-то не удалось сделать. Человек, который думает о себе как о никчемном, ничего не стоящем объекте, часто неохотно прилагает усилия, чтобы улучшить свою судьбу. С другой стороны, люди, которые высоко себя ценят, часто склонны работать с большим напряжением. Они считают ниже своего достоинства работать плохо.

Чувства к самому себе формируются и подкрепляются благодаря упорядоченным реакциям других людей. Если другие постоянно относятся к человеку с уважением, он начинает считать само собой разумеющимся, что он достоин такого уважения. С другой стороны, если кем – то постоянно пренебрегают и насмехаются над ним, то ему ничего не остается заключить, что он достоин презрения. По мере того, как появляются такие оценки, они становятся все более независимыми от реакций других людей. Как только сформировался определенный уровень собственного достоинства, оно начинает самоподкрепляться.

На чувство собственного достоинства влияет и социальный статус: если человек занимает не особенно уважаемую профессию – это будет сказываться.

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Становление личности: формирование, развитие, реализация. Теории морального развития личности | Идентичность: феноменология, функции, этапы становления, теории

Дата добавления: 2014-10-14; просмотров: 868; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.006 сек.