Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Грамота царя Михаила Федоровича Сямженскому Спасо-Евфимьевумонастырю с позднейшими подтверждениями. Божиею милостию мы, великий государь царь и великий князь Михайло Федорович всея Русiи самодержецъ, пожаловали есьми богомолцов своих Вологодского уезду Покрова Пречистые Богородицы Евфимьевы пустыни игумена Гурье с братьей, или кто по ним в том монастыре оный игумен и братья будут. Во 131 году по нашему указу положили они перед нами жалованную грамоту блаженныя памяти деда нашего государя царя и великого князя Ивана Васильевича всея Русiи 49 году и в 93 году дяди нашего на государево царево и великого князя Федора Ивановича всея Русiи имя и во 107 году на царя Борисово // (л.264об.) имя и во 114 году на царя Васильево имя и во 122 году на наше государево царево и великого князя Михаила Федоровича всея Русiи имя та грамота подписана. А в той грамоте написано: монастырская их вотчина деревни и пустоши в Сянжемской пустоши да в Устюжском уезде в волости в Моле деревня Порубеж с деревни и починки, и мы, великий государь, царь и великий князь Михаил Федорович всея Русiи и отец наш великий государь святейший патриарх Филарет Никитич Московский и всея Русiи Вологодского уезду Евфимьевы пустыни игумена Гурья съ братiею, или кто по нем в том монастыре иный игумен и братья будут, пожаловали велели им тое грамоту жаловалную переписати вновь на наше государское имя и велели им дати нашу жаловалную новую грамоту. И кто у них в той их монастырской вотчине учнут жити монастырских людей и крестьян и по нашему государственному указу с тое их монастырские вотчины их монастырским людям и крестьяном наших никаких податей и денежных всяких поборов и казачьих хлебных запасов и кормов с сошными людьми не давати, опричь ямских денег и стрелецких хлебных // (л.265) запасов, городового и острожного дела, а ямские им деньги и стрелецкие хлебные запасы давати и городовое и острожное дело делати по писцовым и по дозорным книгам з живущего с сошными людьми вместе. Также есми игумена с братьею пожаловал: воеводы наши и дьяки и всякие приказные люди игумена с братью и их монастырских людей и крестьян не судят ни в чем, опричь душегубства и разбоя и татьбы с поличными и кормов своих никаких у них не имают, ни всылают к ним ни по что, и праведчики и доводчики поборов своих не берут и не въезжают к ним ни по что ж. А ведает и судит монастырских людей и крестьян, чем игумен с братiею сами во всем или кому прикажут. А случится суд сместной монастырским людям и крестьянам с городскими или с волостными людьми, а воеводы наши и дьяки и приказные люди их судят, а игумен с братьею или их прикащик с ними судит же. А прав ли будет или виноват монастырской человек, и он в правде и в вине игумену с братьею или их прикащику, а воеводы и приказные люди в монастырского человека не вступающея ни в правого ни в виноватого //(л.265об.). А кому будет чего искати на игумене с братьею и на их монастырских людях и крестьянах, ино их сужу яз, царь и великий князь Михаил Феодорович всея Руси или яз кому прикажу. А по нашему государственному указу в судных делах ставится им к ответу в год на три сроки на Рождество Христово да на Троицын день да на Семенов день Летопроводца, а опричь тех наших указных трех сроков на иные сроки их не судити и на поруки не давати. А кто по них [судную][22] или зазывную грамоту или пристава возметь не по тем ж сроком, и те грамоты не в грамоты, а пристав езду лишен. А в духовном деле игумена с братьею судит богомолец наш, архиепископ Вологодский и Великопермский по правилам святых отец. А учинится у них на монастырской земле какое душегубство, и душегубца в лицах не будет, и оне дают волостелю веры за голову три рубли, а больши того монастырским людем и крестьяном веры и продажи нет. А буде учинится у них душегубство безхитростно, кого гром убьет или с древа убьется или згорит, или утонет, или мертвого водою принесет на монастырской земле, или иным которым делом смерть случится, или обыщут про то // (л.266), что учинилось безхитростно, и монастырским людям и крестьяном в том веры и продажи нет. Также есьми их пожаловал: бояре наши и воеводы и всякие ездоки у монастырских людей и крестьян сильно не ставятся и подвод и проводников ни кормов своих у них сильно не емлют. А кому у них случится стати, и оне корм свой и конской купят по цене, как им продадут. Также к их монастырским людем и крестьяном на пиры и братчины и на свадьбы никто никакие люди незваны тако ж не ходят, а кто к ним на пир или братчину придет пить не зван, и они того вышлют вон безпенно, а нейдёт вон, начнёт у них пити силно, а учинитца у них туто какова гибель, и тому та гибель платити вдвое без суда и без исправы. А кто в Сянжемской трети в их монастырских дерквнях купить или продасть или менит лошадь, оба монастырские кони, явки и пятенные пошлины не дают. Также есьми их пожаловал, как он, игумен, или братья и с ними слуг человека два или три, поедут к нам к Москве или с Москвы, и по городом и по торгом // (л.266об.) нашим приказным и пошлинным людям мыта и явки и перевозов и мостовщины и иных с них никаких пошлин не имати и пропущати их везде безпошлинно. А будет они учнут какие запасы продавати, и с того их проданного имати пошлины. А кто чрез сю нашу государскую жалованную грамоту игумена с братьею и их монастырских слуг и крестьян чем изобидит, и тому от нас, великого государя, царя и великого князя Михаила Федоровича всея Руси, быти в опале. Дана ся наша царская жалованная грамота на Москве лета 7132 марта в17 де[нь]. У подлинной грамоты великого государя вислая печати. У той же грамоты написано так: А подписал государев царев и великого князя Михаила Федоровича всея Руси дьяк Прокофей Пахирев. На обороте сей грамоты написано так: Царь и великий князь Михаил Федорович всея Русiи самодержец. Лета 7185 (1677) марта в 24 де[нь] великий государь царь и великий князь Федор Алексеевич всея Великия и Малыя и Белыя Русiи самодержец сее жалованные грамоты слушав, указал подпи // (л.267)сать на свое, великого государя царя и великого князя Федора Алексеевича всея Великия и Малыя и Белыя Русiи самодержца, имя и чинить о всем, как в сей жалованной грамоте писано, опричь тех статей, которые по уложению отставлены. Дьяк Филипп Артемьев Лета 7192 (1684) мая в 7 де[нь] Божиею милостию мы, великие государи цари и великие князи Иоанн Алексеевич, Петр Алексеевич всея Великия и Малыя и Белыя Русiи самодержцы, сее жалованные грамоты слушав, пожаловали Вологодцкого уезду Евфимьевы пустыни игумена Ефрема с братиею, и кто по них впредь иные будут, велели их монастырскими вотчинами в Вологодском и Устюжском уездах селы и деревни и всякими угодьи владети по писцовым и по переписным книгам по-прежнему, а с тех их монастырских вотчин и со всяких угодий о наших, великих государей, доходах и о всяких поборех и о городовых делех быть по тому, как в указе отца нашего, великих государей, блаженной памяти, великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича всея Великия и Малыя и Белыя Росiи самодержавца и в Соборном Уложении и новых статьях и уставных грамотах написано. Подписал дьяк Тимофей Литвинов. Справил Васка Каликин. Справил Гришка Старого. Список ХIХ в. : ОР РНБ. Основное собрание рукописной книги.F.1.788.Л.264-267. Копия 1743 г.: ГАВО.Ф.496 (Консистория).Оп.1 №1638.Л.12-14об. № 10 Г. марта 31. – Жалованная тарханно-несудимая, трехсрочная и заповедная грамота царя Михаила Федоровича игумену Успенского Песочного монастыря Феодосию с братией на др.Микитово в Кубенской вол. (л.21) Божиею милостию мы, великий государь, царь и великий князь Михайло Федорович всея Русии самодержец, пожаловали есмя Вологодского уезда Успения Пречистые Богородицы Песоченсково монастыря игумена Феодосия з братий, или кто по нем в том монастыре иный игумен и братья будут. В прошлом во 131 году по нашему указу положили они перед нами нашу жаловалную грамоту 122 году за приписью дьяка нашего Ивана Болотникова. А в той нашей жаловалной грамоте написано. Вотчина их монастырская в Вологодском уезде в волости Кубене деревня Микитово з деревнями и с починками, и мы, великий государь и великий князь Михайло Федорович всеа Русии, и отец наш, великий государь святейший патриарх Филарет Никитич Московский и всеа Русии, Вологоцкого уезда Песоченского монастыря игумена Феодосия з братией, или кто по нем в том монастыре иный игумен и братья будут, пожаловали, велели им тое нашу жаловалную грамоту переписати вновь по нашему государскому по новому // (л.21 об.) уложению и велели им дати сю нашу государскую жаловалную грамоту и тою им монастырскою вотчиною велели им владети по-прежнему. И по сей нашей государской жалованной грамоте хто у них в той их монастырской вотчине учнут жити монастырских людей и крестьян, и по нашему государскому указу тое их монастырской вотчины наших никаких податей и денежных всяких поборов и казачьих хлебных запасов и кормов с сошными людми не давати, опричь ямских денег и стрелецких хлебных запасов, и городового и острожного дела. А ямские им денги и стрелецкие хлебные запасы давати и городовое и острожное дело делати по писцовым и по дозорным книгам с сошными людми вместе. Также есми игумена з братьею пожаловали: наместницы наши вологодцкие и волостели и их тиуны монастырские людей и крестьян не судят ни в чем, опричь душегубства и розбоя и татбы с поличным, и кормов своих // (л.22) и хлебных у них не емлют и не всылают ни по что. А ведает и судит монастырских людей и крестьян игумен з братьею сами во всем или кому прикажут. А случитца суд сместной тем их монастырским людем и з городскими или с волостными людми, и воеводы наши и приказные люди судят, а игумен з братьею или их прикащик с ними ж судит. А прав ли будет или виноват монастырской человек, и он в правде и в вине игумену з братьею или их прикащику, а воеводы наши и приказные люди в монастырского человека не вступаюца ни в правого, ни в виновато. А кому будет чего искати на игумене з братьею и на их монастырских слугах и на крестьянех или им на ком чего искати, и по нашему государскому указу в судных делех искати им и отвечати в год на три сроки на Рожество Христово да на Троицын день да на Семен день Летопроводца // (л.22об.). А опричь тех нашых указных трех сроков, на иные сроки их не судити и на поруки их не давати. А хто на них накинет срок силно не по тем нашим сроком, и мы им к тому сроку ездити не велели. А хто по них судную ими зазывную грамоту или пристава возмет не по тем же сроком, и те грамоты не в грамоты, а пристав езду лишен. Также есми их пожаловал: к их монастырским людем и ко крестьяном нихто и никакие люди на пиры и на братчины незваны не ездят. А хто к ним приедет пити незван, и они того незванного сошлют з двора безпенно. А не пойдет вон и учнет у них пить силно, а учинитца у них в том пиру при том незванном какова гибель, и тому незванному та гибель платити вдвое без суда и без исправы. Также князи и бояре и воеводы ратные и всякие проезжие люди, и гонцы, и посланники у монастырских людей и у крестьян // (л.23) силно не ставятца и подвод и проводников и кормов своих и конских у них не емлют. А кому у них случица стати, и они корм свой и конской купят у них по цене, как им продадут. А хто через сию нашу государскую жаловалную грамоту игумена з братьею у их монастырских людей и крестьян чем изобидит, и тому от нас, великого госдуаря царя и великого князя Михайила Федоровича всеа Русии, быти в опале. Дана ся наша царская жаловалная грамота на Москве лета 7132 марта в 31 де[нь]. У подлинной грамоты веслая на шнуре печать красново воску. У той же подлинной грамоты в конце написано [тако] : « А подписал государев царев и великого князя Михайла Федоровича всеа Русии дияк Прикофей Пахирев». По лл.21-23 скрепа : «С подлиною грамотою чел Песоченсково монастыря белой поп Никита Федоров и подписуюсь». На л.23 : «Свидетельствовал строитель иеромонах Гаврил и подписуюсь». Список ХVIII в. ГАВО. Ф.496 (Консистория). Оп.1. Кн.1483. № 11 Дата добавления: 2014-10-14; просмотров: 355; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |