Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Г., ноября 22. – Заемная запись И.М.Мишуринова и Х.Мартынова при поступлении во дворники Спасо-Прилуцкого монастыря в дер.Озерково (Лоптуновских деревень) Вологодского уезда
Се яз, Иван Михайлов сын Мишуринов из Загородья из Лоптуновских деревень, да яз, Харитон Мартынов сын, заняли есми у Прилуцкого монастыря у казначея у старца к Стахии монастырских казенных денег полтину от Егорьева дни осеннего до Егорьева же дни осеннего. А жити мне, Харитону, в Прилуцкого монастыря вотчине в деревне в Озеркове в дворникех и во дворех мне хором беречи и не обжечи, и изгород около поль беречи. А кой нас, заимщиков, в лицех, на ком денги, а не отъиматися нам от суда от сее кабалы никоторыми грамотами. А на то послуси: Федор Иванов сын. А кабалу писал Митюк Михайлов сын лета 7080 втораго ноября в 22 день. Публ.: РИБ. Т.32 (Архив П.М.Строева.Т.1).Пг., 1915. № 255.Стб.518-519.
№ 7
Г., октября 30. – Жалованная тарханно-несудимая грамота вологодского епископа Варлаама своим детям боярским на дворовые места во владычной Никольской слободке с правом заселения и суда над пришедшими туда жить людьми. (л.348) Божиею милостию се яз, смиренный господин Варлам, епископ Вологодский и Великопермский, пожаловал есми своих детей боярских Данила Васильева сына Брянкова да Третьяка Алексеева сына да Никифора Александрова сына Ряполовского в нашей слободке у Николы чудотворца дворовым местом межу дьяконовым двором Никольским да Ульяновым двором нашего крестьянина, где жил боярин наш Дмитрей Яковлев сын Беляев, дядя их. А на том на нашем месте хоромы поставление его, нашего боярина Дмитрея Беляева. Да в нашей же слободке под горою (л.348об.) другое домовое ж место возле нашего ж крестьянина Григорья Комельца, а купля то место и хоромы и избушка да три онбары нашего боярина Дмитрея Беляева, дяди их. А купил у Степана у Кодовина и тем местом пожаловал есьми их же, Данила да Третьяка, да Никифора, Дмитреевых племянников. И хто с ними на тех местех учнуть жити людей их, и не надобе им наша дань, ни оброк, ни праздничное, ни иные никоторые пошлины или с нашими с тяглыми слобоцкими крестьяны не тянут ни в которые проторы, ни в розметы. И наши тиуны и прикащики слобоцкие тех их людей не судят ни в чем и не всылают к ним ни по что и поборов своих у них не берут. А кому будет до них какое дело, ино их ведают и судят людей своих Данило с братьею. А кому будет дело до Данила или до Третьяка или до Никифора, ино их сужу яз, Варлам епископ, сам или кому прикажу. К сей жаловалной грамоте господин Варлам епископ велел печать своию приложить и дьяку своему подписать. Писана на Влогде лета 7092 октября в 30 день. Подписал владычной казенной дьяк Семион Григорьев. На подлинной грамоте приложена печать черного воска величиной в копейку, на ней написано в графиях Смиренный Варлам епископ Вологодский. Подл.: ОР РГБ. Ф.711 (Собр. А.П.Гранкова). № 159 (с печатью архиеп. Варлаама). Список Х1Х в. : ОР РНБ. F.1.- 788. Л.348-348об. Упом. и воспроизводится в виде фотокопии: Рукописные собрания государственной библиотеки СССР им.В.И.Ленина. Указатель. Т.1. Вып.3. М., 1996.С.410 (автор статьи – Ю.В.Анхимюк). Публ.: Черкасова М.С. К вопросу об архиве Вологодско-Пермской епархии в ХVI – начале ХVII в. // Двинская земля. Материалы Стефановских чтений. Вып.3. Вельск, 2004. С.213. № 8 Г. августа 14. – Жалованная тарханно-несудимая, двусрочная и заповедная от ездоков грамота царя Михаила Федоровича старцу Успенского Песоченского монастыря Феодосию с братией на монастырскую вотчину в Кубенской волости Вологодского уезда (с последующим подтверждением). (л.24) Божиею милостию мы, великий государь и великий князь Михайло Федорович всеа Русии самодержец, пожаловали есмя Вологодцкого уезда Успения Пречистые Богородицы Песоченсково монастыря старца Феодосея з братьею, или кто по них в том монастыре иные старцы или игумен и братья будут. Что били они нам челом и положили перед нами жаловалную грамоту на их монастырскую вотчину блаженные памяти великого князя Василья Ивановича лета 7015 году и блаженные памяти великого государя царя и великого князя Ивана Васильевича всеа Русии и царя и великого князя Василья Ивановича всеа Русии имя та их жаловалная грамота подписана. И нам бы ихь пожаловати, велети им тое прежную жаловалную грамоту переписати на наше царское имя. И мы, великий государь царь и великий князь Михайо Федорович всеа Русии, тое их прежние жаловалные грамоты слушав, Вологодцково уезда Успения Пречистые Богородицы старца Феодосья з братьею, или кто по них в том монастыре иные старцы и игумен и братья будут // (л.24об.), пожаловали, велели им тое их прежнюю жаловалную грамоту переписати на наше царское имя. А в прежней их жаловалной грамоте, какову перед нами положили, написано, что их деревни в Вологодцком уезде в волости Кубене деревня Ликастово, деревня Лехково, деревня Тимофеево, деревня Селезнево, деревня Титово, деревня Бузаково, деревня Патрино, деревня Минино, деревня Ирхино, деревня Поповское, деревня Брилино, починок Олешково, починок Шубино, починок Упирево, починок Филцово, починок Судимцово, починок Крутец, и хто у них в тех деревнях и на починках учнут жити людей, и наместницы наши вологодцкие и волостели Кубенские и их тиуны тех их людей не судят ни в чем, опричь одного душегубства, ни кормов своих у них не емлют и не всылают к ним ни по что. А праведчики и доводчики поборов своих у них не берут и не въезжают к ним ни по что. А ведает и судит игумен з братьею своих людей сами во всем или кому прикажут. А случитца суд сместной их людям // (л.25) з городцкими людми или становыми, или с волостными, и наместницы нашы и волостели и их тиуны судят, а игумен з братьею или их прикащик с ними ж судит. А прав ли, виноват ли будет монастырской человек, и он в правде и в вине игумену з братьею или их прикащику, а наместницы наши и волостели, и их тиуны в манастырского человека не вступаютца ни в правого, ни в виноватого. А прав ли будет, виноват ли городцкой человек или становой, или волостные[17], и он в правде и в вине нместником или волостелем и их тиуном, а игумен з братьею или их прикащики в городцкого человека или в станового или в волостного не вступаютца ни в праваго, ни в виноватаго. А кому будет чего искати на игумене з братьею или на их прикащике, ино их судим мы, великий государь и великий князь Михайло Федорович всеа Русии, или наш боярин введенны[й]. А хто по них и по их людей [взведет][18] нашего, великого государя, пристава, и он им пишет два срока в году – зиме на Рожество Христово, а лете на Петров день, а опричь тех дву сроков иных сроков на них не наметывают // (л.25об.). А хто на них накинет срок силно не по тем их сроком, и мы им к тому сроку ездити не велели. А хто на них безсудную возмет не по тем их срокам, и мы им к тому сроку ездити не велели. А хто на них и безсудную возмет не по тем их срокам, и та безсудная не в безсудную. Также есми их пожаловал: боярские люди ни иные нихто их монастырским людям на пиры и на братчины не званы не ходят. А хто к ним придет пити незван, и они того вышлют безпенно. А не поидет вон, а учнет у них пити силно, и учинитца у них тут какова гибель, и тому та гибель платить вдвое без суда и без исправы. Также есмя их пожаловал: нашы князи и бояря и воеводы ратные и всякие ездоки у них силно не став[я][19]тца и ни кормов ни подвод, ни проводников у них не емлют. А кому случитца у них стати, и он себе корм свои и конской купит по цене, как ему продадут. Да Успения Пречистые Богородицы Песоченского монастыря старец Феодосей з братьею били нам челом, а сказали. Монастырь, де, Успение Прчистые Богородицы стоит на болшой дороге // (л.26) и мимо, де, монастыря гоняют нашы посланники и вологодцкие розсылщики, и пушкари, и затинщики во многие городы - на Тихвину и на Белоозеро, и в Каргополь, и емлют у них в монастыре и въ их монастырской вотчине кормы и подводы многие. Да на них же, де, правят денежных доходов и казачьих кормов и на Вологду стрелцом денежново и хлебного жалованья да к ним же, де в монастырь приезжают Вологодцкого архиепископа дети боярские и неделщики и емлют кормы и подводы многие, а монастырь, де, Успения Пречистые Богородицы и вотчина монастырская от воин литовских людей и от руских воров разорена и от тех, де, посланников и от гонцов монастырь и вотчина монастырская и досталь пустеет, крестьяне и досталные бредут разно. И нам бы их пожаловати, посланником и пушкарем и затинщиком и вологодцково архиепископа детем боярским въезжати к ним и подвод и кормов и наших никаких податей и казачьих кормов // (л.26об.) и на Вологду стрелцов денежн[о][20]во и хлебново жалованья для их раззорения правити на них не велети. И мы, великий государь, царь и великий князь Михайло Федорович всеи Русии самодержец, Успения Пречистые Богородицы Песоченсково монастыря старца Феодосия з братьею, или хто по них в том монастыре ины[й] игумен и старцы будут, пожаловали, посланником и гонцом и вологодцким розсылщиком и пушкарям и затинщиком и Вологодсково архиепископа детем боярским въезжати к ним и подвод и кормов и нашых никаких податей и казачьих кормов и на Вологду стрелцом денежново и хлебново жалованья, опричь того, что розмечено на нынешней на 122 год, для их бедности и раззорения, имати с них не велели. И по сей нашей жаловалной грамоте посланники нашы и гонцы, и вологодцкие розсылщики, и затинщики, и пушкари, и архиепископли дети боярские в монастырь к ним не въезжают и подвод и кормов и никаких нашых податей и казачьих // (л.27) кормов и на Вологду стрелцом денежн[о][21]го и хлебново жалованья, опричь того, что казачья корму и к стрелцом денежнево и хлебного жалованья помечено на нынешней на 122 год, они не платят для того, что[б] тот монастырь и досталь не раззорился и церковь Божия не запустела. И хто учнет их чрез сю нашу жаловалную грамоту обидити, и тому от нас, великого государя царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии, быти в опале и в казни. Дана ся наша царская жаловалная грамота в нашем царствующем граде Москве лета 7122 года августа в 14 день. У подлинной грамоты веслая на шнуре печать красново воску. У той же подлинной грамоты позади написано [тако] Царь и великий князь Михайло Федорович самодержец. Лета 7132 мая в 7 де[нь] мы, великий государь, царь и великий князь Михайло Федорович всеа Русии самодержец, и отец наш // (л.27об.), великий государь святейший патриарх Филарет Никитич Московский и всеа Русии, сее грамоту слушав, указали переписать вновь по нашему по новому уложению, а сее жаловалную грамоту указали, подписав, отдати Вологодцково уезду Успения Пречистые Богородицы Песоченсково монастыря игумену впред для спору вотчинных земель и всяких крепостей. А о всем указали ходити по тому, как в нашей государской в новой жалованной грамоте нынешнего 132 году написано. А подписал государев царев и великого князя Михайла Федоровича всеи Русии дияк Богдан Тимофеев. Справил подьячий Богдашко Кашкин. По нижнему краю листа скрепа: «С подлинною грамотою чел Песоченсково монастыря белой поп Никита Федоров и подписуюсь». По левому среднему краю листа скрепа: «С подлинною грамотою свидетелствовал строитель иеромонах Гаврил и подписуюсь». Список XVIII в.: ГАВО. Ф.496 (Консистория). Оп.1. Кн.1483.Л.24-27об. № 9
Дата добавления: 2014-10-14; просмотров: 449; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |