Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Тема 2. 1 Первобытная культура

Читайте также:
  1. Вопрос 33. Что такое субкультура и конркультура?
  2. Вопрос № 1. Основные занятия и материальная культура.
  3. Греческая культура классического периода.
  4. Дописьменная культура
  5. Здоровье (физическая и психическая культура).
  6. ИНКУЛЬТУРАЦИЯ - НИЖЕ
  7. Инкультурация по А. Кардинеру
  8. Инкультурация по М.Мид
  9. ИНКУЛЬТУРАЦИЯ: ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ,КАРДИНЕР,БЕННЕДИКТ,МИД
  10. Информационная культура

Вопросы

1. Основные черты эпохи палеолита.

2. Культурно-исторические предпосылки появления человека.

3. Духовная культура первобытной эпохи:

а) ранние формы религии;

б) первобытное искусство и его особенности, мифотворчество.

4. Первобытный синкретизм.

 

Термины и понятия

Архетип, археология, синкретизм, палеолит, мезолит, неолит, анимизм, магия, фетишизм, тотемизм, симпатическая магия, гомеопатическая магия, контагиозная магия, орнамент, инициация, экзогамия, антропология, культ, зоолатрия, артефакт, сакрализация, табу, этнография, мифы, мифология, городище, селище, террамары, мегалиты, кромлех, курганы, гробницы, дольмены, менгиры, мергель, традиционная культура.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Почему необходимо изучать доисторический период истории человечества?

2. Охарактеризуйте основные черты эпохи палеолита.

3. В чем заключается исторический смысл позднего палеолита?

4. Какие существуют теории происхождения человека?

5. Объясните смысл трудовой теории происхождения человека.

6. Докажите, что первым объектом поклонения человека была женщина.

7. Назовите причины возникновения экзогамии.

8. Назовите общекультурные принципы возникновения родовой общины.

9. В изучении культуры искусству принадлежит особая роль. С чем это связано?

10. Охарактеризуйте структуру первобытного искусства.

11. Назовите особенности первобытного изобразительного искусства.

12. Почему в художественном творчестве первобытного человека преобладают изображения животных?

13. Какова роль мифов в формировании сознания и мировоззрения древнего человека?

14. Какие категории мифов вы можете назвать? В чем заключается основная суть этих категорий?

15. Какое влияние оказали древние мифы на развитие мировой литературы? Приведите примеры.

16. Какому из понятий соответствует следующее определение: «Нерасчлененность, слитность искусства, мифологии, религии, характеризующая первоначальное состояние первобытной культуры»?

17. Каковы особенности первобытной культуры?

 

 

Дополнительные вопросы и задания

1. Подумайте, какие особенности примитивной культуры проявлялись в более поздние периоды развития культуры, а также нашли свое отражение в современной культуре.

2. Заполните таблицу:

 

Эпоха Палеолит Мезолит Неолит
Временные рамки      
Хозяйственные занятия      
Устройство общества      
Характер верований      
Особенности искусства      

 

3.Найдите ошибки в толкованиях значений символов первобытной культуры. Приведите аргументы в защиту своей позиции.

 

Символ Толкование
Яйцо мировое Распространенный мифопоэтический символ. На пространстве от Пиренеев до Байкала обнаружено много изображений, выполненных в палеолитическую эпоху (около 35-15 тыс. лет до н.э.) В большинстве случаев это небольшие фигурки из камня, мамонтовой кости, оленьего рога, встречаются также барельефы и контурные рисунки, высеченные в камне. В публикациях разных авторов преобладает взгляд о том, что изображения времен палеолита представляли материнских предков, являясь символом единства и родственной связи членов общины, служили фетишами идеи продолжения рода, были наглядным воплощением идеи деторождения и выражали заботу первобытного коллектива об увеличении числа людей в нем…
Крест . Древний символ, обозначающий гору, землю, женский пол, жилище. В критском письме обозначал дверь. Этот знак вошел в финикийский алфавит, где назывался далет «дверь» (отсюда греческая дельта). Дверь, вход – это своеобразный символ жилища, что находит отражение в некоторых языках; служит одним из символов земли, а бог земли считался покровителем жилища.
Женщина – Великая богиня Мифопоэтический символ. Во многих мифологиях, из этого образа возникает вселенная или персонифицированная творческая сила: бог-творец, культурный герой-демиург, иногда род людской. В мифах известны примеры, когда с этим образом связывается временная структура целого, а с образом отдельных женщин – более частные деления времени. С темой женщины связан бог с функциями громовержца или его отец. Иногда из этого символа рождаются разные воплощения злой силы, в частности змей, смерть. Космогоническая функция этого знака соотносится с важной ролью женщин в ритуалах плодородия.
Лабиринт На языке мистических символов означает богиню Луну, женское начало творения вообще; место, где хранится эликсир жизни, который питает все живое и придает ему силу; символ женщины; символ возрождения.
Зигзаг Изображение земли, которая плавает, подобно водяному цветку, на поверхности океана; символ мира в четырехдольном листе клевера; символ четырех главных культурных центров, расположенных вокруг « крыши мира».
Звезда Древний символ. Числу пять придавалось сакральное, мистическое значение в поверьях разных народов. К эпохе неолита относятся изображения этого символа в Малой Азии, Иране, Месопотамии, На Крите. Число пять связано с женскими божествами, прообразом которых была неолитическая богиня. Празднование, посвященное Гере, совершалось каждые пять лет. Египетская богиня Нут, согласно мифам, имела пять детей. В Месопотамии пятница была посвящена Венере (Иштар); в народных поверьях славян пятница связывается с каким-то грозным божеством женского пола. В средние века в Европе пятиконечную звезду считали «знаком ведьмы» (а ведьмы – это бывшие жрицы неолитической богини). Число пять имеет особое значение в генезисе человеческого умения вести счет: это число соответствует числу пальцев на руке.
Свастика Один из наиболее архаичных символов, встречающийся уже в изображениях верхнего палеолита, в орнаменте многих народов в разных частях света обозначение благоприятного, счастливого объекта, изображается в виде креста с загнутыми (под углом или овально, чаще – в направлении часовой стрелки) концами. С древнейших времен весьма распространен в индийской культуре, где традиционно толковалась как солярный символ, знак света и щедрости.
Треугольник В германских рунах, которые придумал, по преданию, властитель шаманов и мистический дух Один, руна «ман» означает мужчину, человека, который поднял обе руки вверх, взывая к божественным силам. Противоположным знаком является руна «ир» – знак женского начала, а в соответствии с представлениями многочисленных современных исследователей, еще и символ злых ведьм и друидов. Объединение обеих рун дает нам древо жизни, питающиеся соками снизу и сверху и являющееся символом вечного существования. Считается, что с руной «ман» связаны столь любимые в крестьянском фольклоре цветы на трех стеблях, растущие в горшках. Такие же изображения можно было встретить в первой трети двадцатого века на старых цыганских повозках, - они были символом плодородия, процветания, успехов в жизни и во всех начинаниях.
Круг В мифопоэтических и религиозных системах один из наиболее распространенных символов, нередко функционирующий как символ высших сакральных ценностей, подчеркивает идею направлений, ведущих от центра (изнутри вовне), часто выступает как модель человека или антропоморфного божества; постоянно обыгрывается в ритуале, в фольклоре, .в мифологических и религиозных сюжетах. Вместе с тем моделирует духовных аспект: восхождение духа, устремление к богу, к вечности; выступает как геометризованный вариант древа мирового с теми же двумя основными координатами и семичленной системой космологической ориентации, но с обостренной антропоцентрической идеей. Возможно, в формировании сложной символики этого знака участвовали такие мотивы, как изображение деревянного огнива, солярный знак (перекрещивающиеся лучи) и схема воловьей упряжки. Во многих культурно- исторических традициях этот знак символизирует жизнь, плодородие, бессмертие, дух и материю в их единстве, активное мужское начало; с ним связывается идея процветания, удачи. Вместе с тем этот знак соотнесен с образом мучения и смерти.
Квадрат Мифопоэтический символ. Из самого широкого круга мифопоэтических источников выявляется связь квадрата с такими отправляющимися от геометрической специфики квадрата идеями, как число четыре, абсолютное, равенство, простота, истина, справедливость, мудрость, честь, земля. Квадрат или четырехугольник (в более общем варианте) как и соотносимый с ними круг, образуют горизонтальную плоскость древа мирового; при этом особенно выделяются углы и середины сторон, обозначающие четыре или восемь основных направлений…Шаманские карты или четырехчастные бубны, изображения картины мира на некоторых других сакральных предметах четырехугольной формы, ацтексткие схемы, вписанные в квадрат, все элементы которого соотнесены друг с другом, служат наглядным примером моделирования мира в целом, прежде всего в его горизонтальном аспекте. Четырехугольная (обычно именно квадратная) схема совмещает в себе классификационную систему двоичных представлений, описывающих мир (верх- низ, правый – левый и т.п.), или основных элементов мира (ср. четырехчленные системы типа «огонь – вода – земля – воздух»)с образом идеально устойчивой структуры, статической целостности, интегрирующей в себе основные параметры космоса.

 

4. Табу – это:

1. священный танец; 3. священный ритуал;

2. священный запрет; 4. священная еда.

 

5. Полигамия – это:

1.многоголосие; 3. многобожие;

2.многословие; 4. групповая семья.

 

6. Как называется предмет, носимый суеверными людьми на теле как колдовское средство, якобы предохраняющее от всяких бед;

1. аналог; 3. сувенир;

2. тотем; 4. амулет.

 

7. В какую эпоху возникает «звериный стиль» – стилизованное изображение животных или их частей:

1. в мезолите; 3. в энеолите;

2. в неолите; 4. в бронзовом веке?

 

8. Какой вид письма характерен для первобытного общества:

1. иероглифическое письмо; 3. пиктографическое письмо;

2. руническое письмо; 4.деографическое письмо?

 

9. Как называется характерный для общинно - родового строя обычай, запрещающий браки внутри определенной общественной группы:

1 .экзобиология; 3 .экзекуция;

2. экзогамия; 4. экзотика?

 

Темы докладов и сообщений

· Первобытная магия

· Теории происхождения искусства

· Миф и первобытная культура

· Пиктография – первая письменность

· Первобытная наскальная живопись

· Современные данные о происхождении человека

 

Рекомендуемая литература

Основная

1. Касьянов В. В. Культурология: учеб. пособие / В. В. Касьянов. - 3-е изд., испр. и доп. - Ростов н/Д : Феникс, 2010. - 574 с.

2. Кравченко А.И. Культурология: учебное пособие для вузов.-10-е изд.- М.: Академический проект, 2010.- 496 с.

3. Культурология: учеб. пособие / ред. Г. В. Драч. - 17-е изд. - Ростов н/Д : Феникс, 2010. - 570 с.

4. Культурология : учеб. пособие / Л. Д. Столяренко [и др.] ; ред. Л. Д. Столяренко. - 4-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д : МарТ : Феникс, 2010. - 351 с.

 

 

Дополнительная

1. Алексеев В.П. Становление человечества. - М., 1984.462 с.

2. Быстрова А.Н. Мир культуры /Основы культурологии. - М.; «Лань», 2000- 712 с.

3. .Дмитриева Н.А., Виноградова Н.А. Искусство Древнего мира. – М., 1989.-217 с.

4. Лисичкина О.Б. Мировая художественная культура.- СПб.. 2000.-556 с.

5. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. - М.,1999.-608 с.

6. Леви-Строс К. Первобытное мышление. - М.,1999.-385 с.

7. Матвеев К.П., Сазонов А.А. Когда заговорила клинопись - М.,1979.-128 с.

8. Малиновский Б. Магия, наука и религия.- М.,1998.-304 с.

9. Мифы народов мира в 2-х частях - М., 1996.-671 с.

10. Ранние формы религии и их развитие. - М., 1964.-622 с.

11. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. - М.,1989.-573 с.

12. Фрэзер Дж. Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. - М.,1998.-832 с.

13. Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. (Любое издание).

 

Тема 2. 2. Культура Древнего Египта

Вопросы

  1. Древний Восток в истории мировой культуры.
  2. Социальные и мировоззренческие основы культуры Древнего Египта.
  3. Художественные и эстетические особенности древнеегипетской культуры.
  4. Развитие научных знаний в Древнем Египте.

 

Термины и понятия:

Заупокойный культ, пирамида, иероглиф, сфинкс, фараон, жрец, «Ка», «Ба», храм, мумия, ном, папирус, канопа, мастаба, натрон, саркофаг, обелиск, рельеф, ушебти, колосс.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

  1. Почему Древний Восток называют «колыбелью мировой цивилизации»?

2. Охарактеризуйте природно-климатические условия Древнего Египта.

  1. Древние греки образно называли Египет «даром Нила», а сами египтяне называли свою страну «Черная земля». Объясните эти названия. Есть ли в них противоречия?
  2. Каковы особенности мифологии Древнего Египта?
  3. В чем заключается основная идея религиозного мировоззрения Древнего Египта?
  4. Что такое заупокойный культ?
  5. Как египтяне представляли себе жизнь души человека в загробном мире?
  6. Каким образом религиозные идеи оказали влияние на развитие египетского искусства?
  7. Почему древнеегипетское искусство развивалось медленно?
  8. Охарактеризуйте особенности художественной культуры Древнего Египта.
  9. Дайте характеристику основным видам и жанрам искусства Древнего Египта.
  10. Каким образом идея вечности нашла свое воплощение в искусстве Древнего Египта?
  11. Какие виды научных знаний получили свое развитие в Древнем Египте?
  12. Каково влияние культуры Древнего Египта на культуру народов мира?

 

Дополнительные вопросы и задания

1. Прочтите отрывок из стихотворения В. Брюсова «Египетский раб» и ответьте на вопросы:

Я – раб царя. С восхода до заката среди других свершаю тяжкий труд.

И кус гнилой – единственная плата за стон, за пот, за тысячи минут.

Я – раб царя, и жребий мой безвестен; как тень исчезну без следа.

Меня с земли судьба сотрет, как плесень, но след не минет скорбного труда,

И простоит близ озера Мерида века веков святая пирамида.

О чем идет речь в этом стихотворении? Что прославляет его автор? Какие мысли и чувства вызывают у вас эти строки?

2. Бог солнца Ра был провозглашен древними египтянами «царем богов». По их мнению, как фараон управляет людьми, так Ра управляет богами. Он каждый день проезжает на золотой лодке по небу, а вечером уходит в пустыню. Подумайте, почему бог солнца стал главным богом египтян?

3. Фараона называли в Египте «сыном бога» и «великим богом». Его прославляли: «Он солнце, видящий лучами своими». Большой честью считалось, если фараон позволил поцеловать свою сандалию. О чем свидетельствуют эти факты? Какой была власть фараона? Какая связь существует между религией и государственной властью?

4. Около гробницы часто ставили плиту с надписью – обращением к прохожим: «О, Вы, живущие на земле, любящие жизнь и ненавидящие смерть! Скажите: тысячи хлебов и пива, тысячи быков и гусей, тысяча одежд, тысяча всяких вещей хороших для покойного». И египтяне верили, что все это появится в гробнице. Как египтяне представляли себе жизнь души человека в загробном царстве? Как их взгляды были связаны с религией.

5. Заполните таблицу:

Названия богов Какие силы природы и занятия они отражали
1. …  
2. …  
3. …  
4. …  
5. …  

6. «Сетна, сын фараона Усермаатра, получил уникальную возможность побывать живым в загробном царстве Аментет. Вот что он там увидел: «Осирис, великий бог, восседает на троне из чистого золота в короне с двумя перьями; Анубис, великий бог, слева от него, великий бог Тот – справа, боги суда над людьми Аментета – справа и слева, а посередине перед ними стоят весы, на которых они взвешивают добрые и злые деяния, и великий бог Тот записывает, а великий бог Анубис произносит приговор». (Монтэ П. Египет Рамсесов.– Смоленск,2002. С.354.)

Ответьте на вопросы:

а) в Древнем Египте «Царство мертвых» часто называют Аментис, что в переводе означает запад. Чем объяснить подобное название «царства мертвых», данное египтянами?

б) в каких случаях умерший египтянин считался грешником?

6. На рисунках Осириса всегда изображали либо сидящим под гроздьями винограда, либо у дерева, а мумию Осириса нередко рисовали с вырастающими всходами ячменя. Какие представления египтян о явлениях природы отразились в мифе об Осирисе? Что вы знаете об этом мифе?

7. Когда и кем был открыт секрет египетской письменности? Как удалось ее расшифровать? Какое это имело значение для науки? Чем египетская письменность отличается от славянской?

8. «Слушайте, что я вам говорю! Вот добро, которым вы обладаете. В моих словах истина. Это я, Рамсес, создал поколения и дол им жизнь. Пища и напитки перед вами, всего вдоволь, желать больше нечего… Я улучшил ваше положение, чтобы говорили: вы работаете для меня с любовью ко мне, и ваши приветствия меня укрепляют. Вам дают вдоволь пищи за вашу работу в надежде, что вы будете жить, чтобы ее закончить… В амбарах полно зерна, и я не оставлю вас ни на день без хлеба. Каждому заплачено за месяц.

Я наполнил для вас склады всякими вещами: хлебом, мясом, пирогами, чтобы вас кормить, сандалиями, одеждой и различными благовониями для умащения ваших голов каждый десятый день, чтобы вы были одеты каждый год, чтобы у вас была хорошая обувь на каждый день, чтобы никто из вас не провел и ночи, страшась нищеты. Я поставил людей разных рангов, чтобы они вас кормили даже в голодные годы, я повелел людям болот приносить вам рыбу и дичь, а другим – людям садов – вести счет того, что вам причитается. Я построил вам гончарную мастерскую, чтобы делать для вас сосуды, где будет охлаждаться ваша вода в сезон «шему». Ладьи с ячменем, пшеницей, крахмалом, солью и бобами плывут для вас с юга на север безостановочно. Я все это сделал и сказал: «Пока вы живы, вы будете единодушно работать на меня!». (Стела VIII года правления Рамсеса II: ASAE,1939. Поучение Аменемхата, сына Дуауфа, параграф 111).

К кому были обращены эти слова фараона? За что приносились вышеназванные почести?

9. На стеле времен Среднего царства сохранилась надпись, в которой мастер рассказывает о себе следующее: «Я был и художником, опытным в искусстве своём, превосходящим всех знанием своим. … Я умел передать движение фигуры мужчины, походку женщины, положение размахивающего мячом и свернувшуюся позу пораженного…выражение ужаса того, кто застигнут спящим, положение руки того, кто мечет копьё, и согнутую походку бегущего. Я умел делать инкрустации, которые не горели от огня и не смывались водой».

Почему при всех своих профессиональных достоинствах живописцы, скульпторы, литераторы были вынуждены отказываться от любых форм художественного экспериментаторства? Какому «закону» подчинялись?

10. Назовите древнеегипетский город, религиозный центр, место почитания богов загробного мира, особенно Осириса:

а) Абидос; в) Амарна;

б) Александрия; г) Абукир.

11. Как назывался в мифологии бог, изображавшийся в виде цапли:

а) Баст; в) Бену;

б) Бухис; г) Унут.

12. Птица, чей дух сопровождал древних египтян в загробный мир:

а) Ибис; в) цапля;

б) сокол; г) сова.

13. Судьи в Древнем Египте носили на груди статуэтки одной богини как знак истины. Назовите имя богини:

а) Исида; в) Маат;

б) Сехмет; г) Нейт.

 

14. Викторина «Древний Египет – страна сфинксов и пирамид»

1. Этот египетский жрец написал на греческом языке «Историю Египта», в которой выделил периоды Древнего, Среднего и нового царств, а также перечислил 31 династию фараонов.

2. Египтяне успешно доказали, что из камня можно изготовить посуду. Как им это удалось?

3. Этот камень, название которого переводится с немецкого как мать жемчуга, благодаря своей красоте, широко использовался в Древнем Египте для изготовления ювелирных изделий.

4. В Древнем Египте все земледельцы считали два цвета очень хорошими, третий – заведомо плохим. Какие эти цвета? Почему к ним было разное отношение?

5. Как завоевания Наполеона обернулись достижениями в искусстве?

6. В 1881 г. через границу одного государства провезли предметы, которые вскоре оказались в музеях Франции и Англии. Самое интересное в этой истории то, что на границе за них заплатили пошлину как за сушеную рыбу. Что это за предметы?

7. Листки папирусов, стены гробницы, крышки саркофагов, а иногда и простые черепки битой глиняной посуды были сплошь покрыты загадочными знаками. Но это не рисунки. Что же это такое?

8. В 1801 году знаменитый французский математик Фурье проводил инспекцию школ Гренобля и познакомился с 11-летним мальчиком, свободно владевшим латынью, греческим и древнееврейскими языками. Фурье пригласил его к себе домой, показал богатую коллекцию привезенных из Египта папирусов. На вопрос мальчика, что в них написано, математик развел руками, а в ответ услышал: «Я когда-нибудь это прочту». Как звали этого мальчика?

9.. Почему писцов хоронили так же, как фараонов?

10. Где, по представлению египтян, жили боги?

11. Какой дом в Древнем Египте был небом на земле?

12. Как «день сменяет ночь» в архитектуре храма Амона в Карнаке?

13. Какой храм Геродот назвал «жемчужиной Египта»?

14. «Книга мёртвых» – что это такое?

15. В Древнем Египте человек, убивший кошку или птицу ибиса, мог поплатиться своей жизнью. Чем можно объяснить столь суровое наказание за убийство кошки или птицы?

16. Именно по этой причине египтяне искали чёрного быка с былым пятном на лбу.

17. Зачем египтяне помещали в храм крокодила?

18. Этому древнеегипетскому божеству поклонялись писцы и поэты.

19. Эту дочь бога Ра и жену Тота изображали женщиной с пером страуса, которое она клала на весы справедливости в Зале суда вечности.

20. Её почитали в Древнем Египте как богиню войны и воинов.

21. Всякий ли египтянин, будь то богатый или бедный, имел право на загробную жизнь?

22.Зачем египтяне клали маску на лицо мумии?

23. На блоках известняка, из которого сложена пирамида Хуфу (Хеопса), археологи обнаружили скорописные надписи: «Хуфу пробуждает любовь», «Сколь могуча Белая корона Хнум Хуфу» и т.п. Одна надпись может повторяться на многих блоках. Что они означают?

24. Зачем для строительства пирамид фараоны покупали большое количество чеснока и лука?

25. Сфинкс задавал загадку всем: «Кто ходит утром на четырёх ногах, днем – на двух, вечером – на трёх?». Ответил на неё Эдип. А что именно?

26. Каким образом был разрушен нос знаменитого сфинкса?

27. Какую «революцию» фараон Эхнатон совершил в искусстве?

28. Первым был пароход, потом английский лорд Карнарвон, потом археолог Артур Мейс, потом друг Карнарвона Джордж Джей-Голд, за ними последовало несколько десятков человек, что дало пищу для сенсации, длящейся уже много лет. Что это за сенсация?

 

Темы докладов и сообщений

  • Загадка древнеегипетских пирамид.
  • Литература Древнего Египта.
  • Загадка Нефертити.
  • Один день из жизни фараона.
  • Быт древних египтян.

 

Рекомендуемая литература

Основная

1. Касьянов В. В. Культурология: учеб. пособие / В. В. Касьянов. - 3-е изд., испр. и доп. - Ростов н/Д : Феникс, 2010. - 574 с.

2. Кравченко А.И. Культурология: учебное пособие для вузов.-10-е изд.- М.: Академический проект, 2010.- 496 с.

3. Культурология: учеб. пособие / ред. Г. В. Драч. - 17-е изд. - Ростов н/Д : Феникс, 2010. - 570 с.

4. Культурология : учеб. пособие / Л. Д. Столяренко [и др.] ; ред. Л. Д. Столяренко. - 4-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д : МарТ : Феникс, 2010. - 351 с.

.

 

Дополнительная

  1. Бадж Э.А., Уоллис. Египетская религия. Египетская магия. – М., 1996.-416 с.
  2. В мире мифов и легенд. – М., 1995.-576 с.
  3. Дмитриева Н.А., Виноградова Н.А. Искусство Древнего мира. – М., 1989.-217 с.
  4. История Древнего Востока / под ред. Кузищина В.И. - М., 1988.-462 с.
  5. Лисичкина О.Б. Мировая художественная культура - СПб., 2000- 556 с.
  6. Капнельсон И.С. Тутанхамон и сокровища его гробницы. – М.: Наука, 1979.-150
  7. Матье М.Э. Древнеегипетские мифы. – М., 1956.-173 с.
  8. Рак И. В. Мифы Древнего Египта. — СПб.: Изд.-во «Петро-РИФ», 1993.— 270 с. (Древний Восток: Религия. Мифология. Культура).
  9. Современный словарь-справочник по искусству / под ред. А.А. Мелик-Поликаева. – М.: Олимп: ООО «Фирма «Изд-во АСТ», 1999. – 816 с.

 

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Тема 1. 5 Культура и цивилизация | Тема 2.3 Античная культура

Дата добавления: 2014-10-17; просмотров: 773; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.006 сек.