Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




МОДУЛЬ 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ФИЛОСОФИИ

Читайте также:
  1. I. Основные принципы и идеи философии эпохи Просвещения.
  2. II. История философии
  3. II. Принципы средневековой философии.
  4. III. Материалистическое направление в русской философии
  5. III. Предмет, метод и функции философии.
  6. III. ЭЛЛИНИСТИЧЕСКО-РИМСКИЙ ПЕРИОД АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ
  7. V. Характерные черты философии русского «религиозно-философского» ренессанса.
  8. Антропоцентризм и культ природы, пантеизм и телеологизм как характерные черты философии Возрождения.
  9. Аристотель как вершина античной философии
  10. В понимании философии выделяют два основных момента: 1. Является ли философия наукой? 2. Является ли философия мировоззрением?

Тема 1.1. Введение в философию. Философия, ее предмет и место в культуре

I. Задания для самостоятельной работы

1. Определите понятие «мировоззрение», его структуру. Сравните философский тип мировоззрения с другими типами мировоззрения (мифологическое, религиозное, художественное, обыденное, научное).

2*. Изучите специфику философского познания и его методов.

3. Выявите основные разделы философского знания.

4*. Определите главный и основной вопросы философии и их значение для философского познания.

 

II. Рекомендации по выполнению заданий

 

Уяснение темы целесообразно начать с истории возникновения самоназвания философии как «любви к мудрости», «любомудрия». Подробное изложение указанного вопроса дано в работе А.Н. Чанышева «Начало философии». Однако философия – не только вид мудрости, знания, но и способ рационально-практического самосознания, т.е. мировоззрения. Поэтому необходимо уяснить, что такое мировоззрение, какова его структура, определить общее и особенное в таких видах мировоззрения как философия, мифология, религия, а также соотнести философию с такими видами духовности как художественное сознания, обыденное сознание, научное сознание. Все это дает возможность разобраться в вопросах специфики философского познания, его методов. Для этого необходимо выделить и различить между собой главный вопрос философии (что такое поистине человек, его истинное место и назначение в мире) и основной вопрос философии (что первично: бытие или мышление – первая сторона основного вопроса философии; познаваем ли мир – вторая сторона основного вопроса философии), от ответа на который зависит решение всех других вопросов философии, в том числе и главного вопроса философии.

Точная формулировка основного вопроса философии позволяет провести четкую классификацию философских школ, направлений и течений. Для этого целесообразно ознакомиться с работой Ф. Энгельса «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии».

Далее необходимо определить структуру философского знания, выяснить роль и значение онтологии, гносеологии (эпистемологии), философской логики, аксиологии, философских дисциплин – этики, эстетики, для решения главного вопроса философии. Особое внимание следует уделить соотношению философии и ее истории, связав этот вопрос с выяснением причин, условий возникновения философии и особенностей ее творческого развития.

Наконец, необходимо ознакомиться с основными историческими типами самоопределения философии.

 

III. Рекомендуемые источники

 

Основная литература

 

1. Зотов А.Ф. Философия: учебник – М.: Проспект, 2009.

 

Дополнительная литература

 

1. Бессонов Б.Н. Введение в философию. – М., 1992.

2. Библер B.C. От наукоучения - к логике культуры. – М., 1990.

3. Ильенков Э.В. Философия и культура. – М., 1991.

4. Камю А. Бунтующий человек. – М., 1990.

5. Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия: учебник для вузов 2-е изд. – СПб: «Питер», 2007.

6. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию? – М., 1992.

7. Мир философии: В 2 ч. – М., 1991.

8. Общий курс философии. – Волгоград, 1999.

9. Степин B.C. Философская антропология и философия науки. – М., 1992.

10. Фромм Э. Душа человека. – М., 1992.

11. Чанышев A.M. Начало философии. – М., 1992.

12. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой

философии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.21. – М., 1955-1981.

 

IV. Контрольные вопросы для самопроверки

 

1. Что означает термин «философия», как он появился?

2. Что такое мировоззрение, какова его структура и виды?

3. Что роднит и что отличает философию от других форм мировоззрения (мифологии, религии, науки и др.)?

4. *Каковы основные черты философского мышления?

5. Различите объект и предмет философии?

6. Какова структура философского знания?

7. Определите и различите главный и основной вопрос философии?

8. Каковы причины возникновения философии?

9. Каковы основные формы самоопределения современной философии?

10. Почему нельзя понять философию без знакомства с ее историей?

Тема 1.2. Философия древнего мира (Индия, Китай, Античность)

I. Задания для самостоятельной работы

1. Сравните общее и особенное в возникновении философии в Древней Индии, Древнем Китае и в Древней Греции.

2. Выделите специфические черты философии Востока и философии Запада.

3*. Проанализируйте мифологические предпосылки возникновения философии.

 

II. План практического занятия -1

(Форма обучения: очная )

 

1. Возникновение философских представлений в Древней Индии.

2. Периодизация философии Древней Индии

3. Основные философские школы Древней Индии

4. Возникновение философских представлений в Древнем Китае.

5. Периодизация философии Древнего Китая

6. Основные философские школы Древнего Китая

 

III. План практического занятия - 2

(Форма обучения: очная и заочная)

 

1. Предпосылки возникновения философии в Древней Греции.

2. Классификация периодов развития античной философии

3. Досократический период античной философии.

4. Основные школы и течения классической древнегреческой философии.

5. Основные школы и течения философии эпохи эллинизма.

6. Философия эпохи поздней античности.

IV. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке

к практическому занятию

Рассмотрение вопросов первого семинара по теме целесообразно начать с определения специфики восточного мифологического и религиозного мировоззрения, а затем перейти к особенностям философии соответственно Древней Индии и Древнего Китая. При анализе философии Древней Индии необходимо строго отличать ее периоды (ведический период, эпический этап, «эру» сутр) и соответствующие школы и течения философии: основные принципы и понятия ведийской философии, этико-религиозный характер индуизма, буддизма, джайнизма, зачатки материализма в философской школе чарвака-локаята, оппозиционной, как буддизм и джайнизм ведам. Затем надо сделать общий обзор философских школ Древней Индии (йога, веданта, вайшешика, ньяя, миманса, санкхья), которые развивали ведическое учение («даршаны»). Наконец дать краткую характеристику философских трактатов эры сутр.

Рассматривая философию Древнего Китая, нужно, прежде всего, определить центральные понятия: Инь и Ян, Великая Триада, Дао; специфику китайской мифологии как идейного материала последующих философских учений. Затем дать общую характеристику философских школ с седьмого по третий века до нашей эры (даосизм, конфуцианство, легизм, моизм, натурфилософия, номинализм). После чего более подробно охарактеризовать даосизм как древнейшее философское учение Китая, выделить антропоцентризм конфуцианства, принципы «доброго правления», охарактеризовать особенности социальной философии легистов.

Рассматривая вопросы второго практического занятия по теме, необходимо начать с определения специфики западноевропейской рациональной модели культуры, которая была впервые разработана в Древней Греции, указать социально-экономические, политические, духовные и общекультурные предпосылки возникновения древнегреческой философии. Затем кратко, но четко определить хронологическое и смысловое деление античной философии на этапы: натурфилософский, софисто-сократический, классический, эллинистский и позднеантичный.

Вопрос третий второго практического занятия предполагает рассмотрение особенностей философии Древней Греции с момента ее возникновения (ионическая философия) вплоть до Сократа. Здесь необходимо показать особенности натурфилософского периода развития античной философии, «интригу» софистического релятивизма, борьба с которым породила величайшие философские системы.

При ответе на вопрос четвертый второго практического занятия необходимо раскрыть роль и значение философской деятельности Сократа, дать самостоятельную характеристику философии Платона и философии Аристотеля. Кроме того, отдельно следует проанализировать специфику атомистической философии Левкиппа – Демокрита.

Отвечая на вопрос пятый, докладчик должен показать социально-экономические, политические и духовные истоки философии эпохи эллинизма и дать краткую характеристику ее основных школ: стоики, киники скептики, эпикурейцы.

При рассмотрении вопроса шестого необходимо дать общую характеристику состояния Римской империи и остановиться на анализе философии отца неоплатонизма Плотина и атомизме Тита Лукреция Кара.

V. Рекомендуемые источники

 

Основная литература

 

1. Зотов А.Ф. Философия: учебник – М.: Проспект, 2009.

 

Дополнительная литература

 

1. Аристотель. Соч.: В 4 т. - М., 1975.

2. Асмус В. Ф. Античная философия. - М., 1976.

3. Великие люди. Зороастр, Будда, Конфуций, Магомед. - М., 1991.

4. Вериан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли. - М., 1988.

5. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых

философов. - М., 1979.

6. История философии в кратком изложении. - М 1991.

7. Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия: учебник для вузов 2-е изд. – СПб: «Питер», 2007.

8. Лосев А. Ф. История античной философии в конспективном изложе­нии. М., 1989.

9. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. СПб, 1997.Т. 1.

10. Рассел. Б. История западной философии. - М., 1993.

11. Чанышев А.И. Курс лекций по древней философии. - М., 1981.

12. Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collection.edu.ru/.

 

VI. Контрольные вопросы для самопроверки

 

1. Каковы причины появления и в чем своеобразие философии Древней Индии?

2. Какие школы были в философии Древней Индии, и на какие периоды делится древнеиндийская философия?

3. Каковы причины появления и в чем своеобразие философии Древнего Китая?

4. Как можно охарактеризовать основные школы и периоды древнекитайской философии?

5. Каковы причины появления и в чем своеобразие философии Древней Греции?

6. Что значит «античная философия», и что объединяет всех античных философов?

7. Какие периоды можно выделить в античной философии, и на каких основаниях?

8. Что отличает натурфилософский период в развитии античной философии?

9. В чем состоит философская «интрига» борьбы диалектических идей Гераклита и учения элеатов о неподвижном и неизменном бытии?

10. Благодаря деятельности каких философов философская рефлексия античности смещается на проблему человека?

11. В чем различие линии Платона и линии Демокрита в философии?

12. Каковы общие и отличительные черты философии Платона и философии Аристотеля?

13. Какие философские школы представляют этический период развития античной философии?

 

Тема 1.3. Средневековая философия

 

I. Задания для самостоятельной работы

1. Определите особенности и основные принципы христианской философии средневековья.

2. Выделите основные этапы развития средневековой философии, дайте им характеристику.

3. Изучите основные положения религиозно-философских воззрений представителей средневекового Востока.

4*. Определите сущность теоцентризма средневековой философии.

5*. Рассмотрите основные положения учений Августина Аврелия и Фомы Аквинского.

II. План практического занятия

(Форма обучения: очная)

 

1. Теоцентризм средневековой философии.

2. Апологетика и патристика. Учение Августина Аврелия.

3. Схоластика, логика и этапы ее развития. Воззрения Фомы Аквинского.

4. Философия средневекового Востока.

 

III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке

к практическому занятию

Раскрывая первый вопрос, следует понимать, что теоцентризм - это главный, но не единственный отличительный признак средневековой философии. Что бы продемонстрировать это, надо раскрыть такие понятия как эсхатология, провиденциализм, теодицея, экстаз, откровение, приоритет веры над разумом и т.п.

Второй вопрос следует начать с раскрытия смысла терминов: апологетика и патристика, указать на хронологические рамки (1 – 6 вв.), назвать имена создателей теоретической системы богословия и коротко определить их вклад в это дело. Начинать надо с гностицизма (Валентин из Египта, Василид из Сирии). Затем перейти к анализу апологетиков ( Юстин, Татиан, Тертуллиан), отцов церкви (Филон Александрийский, Климент Александрийский, Ориген, Афанасий Великий, Григорий Нисский). Здесь необходимо отметить, что все теоретические разработки этого периода основывались на философии неоплатонизма. Завершается ответ анализом периода патристики. Здесь так же нужно показать тесную идейную связь философии Августина Аврелия (Блаженного) с философией неоплатонизма.

Ответ на третий вопрос целесообразно начать с разъяснения сути схоластики и краткого рассмотрения ее основных этапов. Кроме того, ответ должен содержать углубленный анализ философии Ф. Аквинского и ее связи с аверроизмом и философией Аристотеля.

Отвечая на четвертый вопрос, следует указать на специфику и причины расцвета философской мысли мусульманского Востока и ее влияние на Западную философию. Более подробно можно остановиться на философии Аверроиса (Ибн-Рушда) и Авиценны (Ибн-Сины).

IV. Рекомендуемые источники

 

Основная литература

 

1. Зотов А.Ф. Философия: учебник – М.: Проспект, 2009.

 

Дополнительная литература

 

1. Азимов А. В начале. - М., 1989.

2. Аль-Фараби Философские трактаты. - Алма-Ата. 1970.

3. Антология мировой философии. В 4 т. - М., 1969 – 1972. Т. 2.

4. Асмус В.Ф. Историко - философские этюды. - М., 1984.

5. Боргош Ю. Фома Аквинский. - М., 1966.

6. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. - М., 1984.

7. Ибн-Сина. Книга знаний. - М., 1980.

8. История философии в кратком изложении. - М., 1991.

9. Климович Л.И. Книга о Коране, его происхождении и мифологии. - М., 1986.

10. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии.- М., 1979.

11. Соколов В.В. Средневековая философия. - М., 1979.

 

V. Контрольные вопросы для самопроверки

 

1. Каковы основные принципы средневековой философии?

2. Какие проблемы характеризуют духовно-идейное содержание средневековой христианской философии?

3. Каков философский смысл ранней апологетики и патристики?

4. Что характеризует Августина как виднейшего философа патристики?

5. Каковы основные этапы и своеобразие западноевропейской схоластики?

6. Почему философия Фомы Аквинского считается вершиной зрелой схоластики?

7. В чем особенности и значение арабской средневековой религиозно-философской и научной мысли для мировой культуры?

Тема 1.4. Философия эпохи Возрождения

 

I. Задания для самостоятельной работы

1. Изучите основные причины появления философии эпохи Возрождения и определите ее характерные черты.

2. Проанализируйте основные направления философии эпохи Возрождения.

3*. Установите мировоззренческие основы социально-политического и реформистского движений духовной жизни эпохи Возрождения.

4.* Ознакомьтесь с диалектическими идеями Н. Кузанского.

5.* Изучите основные идеи натурфилософии эпохи Возрождения.

 

II. План практического занятия

(Форма обучения: очная)

 

1. Социально-экономические, общекультурные и духовные предпосылки появления философии Возрождения

2. Характерные черты и основные направления философии эпохи Возрождения.

3. Гуманистическое направление философии Возрождения.

4. Неоплатонизм Возрождения

5. Натурфилософия эпохи Возрождения.

6. Политическая философия Никколо Макиавелли и утопический социализм

7. Идейная основа

 

III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке

к практическому занятию

Рассмотрение первого вопроса предполагает выявление социально-экономических, духовных и общекультурных предпосылок эпохи Возрождения, ее характерных черт: гуманизм, антропоцентризм, антиклерикальная направленность.

Следует определить основные направления философии Возрождения и дать их краткую характеристику: гуманистическое (Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валла), неоплатонизм (Николай Кузанский, Марсилио Фичино, Джованни Пико делла Мирандола, натурфилософское (Бернардино Телезио, Леонардо да Винчи, Николай Коперник, Андреас Везалия, Джордано Бруно), Галилео Галилей как «пограничная фигура» между натурфилософией Возрождения и естествознанием Нового времени, политическая философия Никколо Макиавелли, философия социалистов- утопистов (Томас Мор, Томмазо Кампанелла).

Закончить ответ следует краткой характеристикой эпохи Реформации, указать цели Реформации: реформа католицизма, демократизация церкви, установление более справедливых отношений между Богом, Церковью, и верующими. Кроме того, необходимо определить причины реформации: кризис католицизма, зарождение буржуазии, становление абсолютистских монархий, моральное разложение церкви и т.п.; обозначить направления реформации: бюргерско-евангелическая реформация (Мартин Лютер, Жан Кальвин), народное направление реформации (Томас Мюнцер).

 

IV. Рекомендуемые источники

 

Основная литература

 

1. Зотов А.Ф. Философия: учебник – М.: Проспект, 2009.

 

Дополнительная литература

 

1. Асмус В.Ф. Историко - философские этюды. – М., 1984.

2. Бруно Дж. Диалоги. – М., 1949.

3. Бекон Ф. Соч.: В 2 т. – М., 1977 - 1978.

4. Введение в философию. – М., 1989, ч. 1.

5. Гоббс Т. Соч.: В 2 т. – М., 1989 - 1991.

6. Гольбах П. Избр. произв.: в 2 т. – М., 1963.

8. Декарт Р. Избр. произв. – М., 1950.

9. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. – СПб. 1997. Т. 3.

10.. Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия: учебник для вузов 2-е изд. – СПб: «Питер», 2007.

11. Момджян Х.Н. Французское просвещение 18 в. – М., 1973.

12. Нарский И.С. Западно-европейсккая философия 18 в. – М., 1973.

13. Соколов В.В. Европейская философия 15 - 17 вв. – М., 1984.

13. Хрестоматия по философии. Разд. 3-5. – Ростов-на-Дону, 1997.

14. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/.

15. Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collection.edu.ru/.

 

 

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. В чем состоит антропологизм и гуманизм философии эпохи Возрождения?

2. Какие идеи доминируют на различных этапах философии Возрождения?

3. Является ли неоплатонизм основой всей философии эпохи Возрождения?

4. Каковы характерные черты натурфилософского периода в философии Возрождения?

5. Какую роль сыграла эпоха Реформации в духовной жизни европейского Возрождения?

6. Какую роль сыграли идеи Николло Макиавелли в становлении науки о политике?

7. Что такое «Утопия», и какое значение для дальнейшего развития социалистических идей имели произведения первых утопистов?

 

Тема 1.5. Философия Нового времени. Философия эпохи Просвещения

 

I. Задания для самостоятельной работы

1. Изучите основные причины появления философии эпохи Нового времени, и определите ее характерные черты.

2. Проанализируйте основные направления философии Нового времени.

3*. Сравните методологию научного познания эмпиризма и рационализма в философии Нового времени.

4. Изучите основные особенности философии Просвещения.

5.*Сравните монистическую философию Б. Спинозы и плюрализм философии Г. Лейбница.

6. *Выявите теоретические особенности французского материализма 18 века.

 

II. План практического занятия

(Форма обучения: очная)

 

1. Характерные черты и основные направления философии Нового времени

2. Философия Нового времени. Френсис Бекон и Рене Декарт: эмпиризм и рационализм.

3. Просвещение 18 века (в Англии, Франции, Германии, Америке).

4. Эмпиризм Джона Локка и субъективный идеализм Беркли и Дэвида Юма.

5. Монадология Г. Лейбница и монизм Спинозы.

III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке

к практическому занятию

При изучении первого вопроса необходимо иметь в виду, что философия Нового времени – это философия эпохи первых буржуазных революций и научной революции 17 века. Именно в это время становления науки и невиданного ранее роста научных знаний возникла необходимость разработки методов научного познания.

Следует показать, что общая для Нового времени проблема научных методов, автономии человеческого разума и воли решается двумя противоположными способами: на языке эмпиризма (основатель Френсис Бекон) и языке рационализма (основатель Рене Декарт). Далее нужно определить сильные и слабые стороны этих подходов.

Рассматривая третий вопрос, необходимо определить общее идейное поле философии Просвещения и показать специфику решения общих задач Просвещения в Англии (Джон Локк, Джозеф Пристли, Джон Энтони Коллинз, Дейвид Гартли, Дэвид Юм), во Франции (Франсуа Мари Аруэ Вольтер, Шарль Луи де Монтескье, Клод Ариан Гельвеций, Дени Дидро, Жан Жак Руссо, Жюльен Оффре де Ламетри, Поль Анри Гольбах), в Германии (Иоганн Вольфанг Гете, Фридрих Шиллер, Иоганн Готфрид Гердер) в Америке (Томас Джефферсон, Бенджамин Франклин). Особое внимание надо уделить взаимосвязи природы, общества и человека во взглядах просветителей.

Четвертый вопрос предполагает рассмотрение философии Джона Локка как вершины западноевропейского эмпиризма, анализ сильных и слабых сторон его учения, которые породили субъективный идеализм Джорджа Беркли и Дэвида Юма.

Пятый вопрос раскрывается через сопоставление плюралистической монадологии Готфрида Вильгельма Лейбница и монистического субстанционализма Бенедикто Спинозы (Барух).

 

IV. Рекомендуемые источники

 

Основная литература

 

1. Зотов А.Ф. Философия: учебник – М.: Проспект, 2009.

 

Дополнительная литература

 

1. Асмус В.Ф. Историко - философские этюды. – М., 1984.

2. Бруно Дж. Диалоги. – М., 1949.

3. Бекон Ф. Соч.: В 2 т. – М., 1977 - 1978.

4. Введение в философию. – М., 1989, ч. 1.

5. Гоббс Т. Соч.: В 2 т. – М., 1989 - 1991.

6. Гольбах П. Избр. произв.: в 2 т. – М., 1963.

14. Декарт Р. Избр. произв. – М., 1950.

15. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. – СПб. 1997. Т. 3.

16. Момджян Х.Н. Французское просвещение 18 в. – М., 1973.

17. Нарский И.С. Западно-европейсккая философия 18 в. – М., 1973.

18. Соколов В.В. Европейская философия 15 - 17 вв. – М., 1984.

16. Хрестоматия по философии. Разд. 3-5. – Ростов-на-Дону, 1997.

17. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/.

18. Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collection.edu.ru/.

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Решение какого вопроса разделило философов Нового времени на рационалистов и эмпиристов?

2*. Что делает Бекона и Декарта ключевыми фигурами философии Нового времени?

3*. Каковы главные идеи философии Просвещения?

4. В чем состоят особенности представлений французских материалистов о природе, материи, человеке и обществе?

5*. Что за «скандал» в философии устроили Беркли и Юм?

6. В чем различие представлений о субстанции у Лейбница и Спинозы?

 

Тема 1. 6. Немецкая классическая философия

 

I. Задания для самостоятельной работы

1. Выделите общие черты немецкой классической философии и причины ее появления.

2. Выявите различия между критическим и докритическим периодом в философии И. Канта.

3. Сравните философию И. Канта и философию Г.В.Ф. Гегеля.

4. Сравните критику гегелевской философии Л.Фейербахом и К. Марксом.

5*. Определите идейное содержание философских воззрений Г. Фихте.

6*. Сравните философию Ф. Шеллинга и философию Г. Гегеля.

7*. Раскройте сущность переворота в философии, совершенного К. Марксом и Ф. Энгельсом.

 

II. План практического занятия

(Форма обучения: очная и заочная)

 

1. И. Кант и кантианство.

2. Г. Фихте, Ф. Шеллинг.

3. Г. В. Ф. Гегель и гегельянство.

4. Л. Фейербах, младогегельянцы и К. Маркс.

III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке
к практическому занятию

Ответ на первый вопрос предполагает, прежде всего, анализ специфики социально-политической и духовной жизни Германии в 18 веке. Краткий обзор биографии Иммануила Канта может это проиллюстрировать наглядным образом. Затем нужно охарактеризовать докритический период и подробнее остановиться на критическом периоде в деятельности И. Канта. Здесь рекомендуется последовательное рассмотрение обоснования И. Кантом всеобщности и необходимости научного знания через введение понятий вещь в себе, априорные формы чувственности (пространство и время), априорные формы рассудка (категории). Далее нужно показать как решается проблема объективности научного познания у Канта, как соотносится теоретический и практический разум. В заключение необходимо дать краткое описание социально-политических, правовых и этических идей Канта и отметить значение философии Канта и последователей его идей в 19 и 20 вв.

Анализ второго вопроса важен для понимания того перехода, который произошел от субъективно-идеалистической философии И. Канта к грандиозной философской системе объективного идеализма Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, разработавшего диалектику как метод и учение о развитии (философские воззрения Иоганна Готлиба Фихте и Вильгельма Йозефа Фридриха Шеллинга).

Анализируя философию Гегеля в третьем вопросе необходимо начать с определения исходного пункта: тождества мышления и бытия. Рассматривая учение Гегеля о саморазвитии абсолютной идеи (логика, философия природы, философия духа) необходимо помнить, что предметом исследования для Гегеля является весь совокупный духовный и практический опыт человечества, взятый в его историческом развитии, что философия Гегеля есть «на голову поставленный материализм». Закончить данное рассмотрение рекомендуется анализом диалектического метода Гегеля и противоречием между методом и его философской системой. Большую помощь здесь могут оказать «Философские тетради» В.И. Ленина и произведение Ф. Энгельса «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии».

В четвертом вопросе следует, прежде всего, рассмотреть Людвига Андреаса Фейербаха, младогегельянцев (Бруно Бауера и Арнольда Руге) и Карла Генриха Маркса как критиков философии Г.В.Ф. Гегеля, а затем показать разницу между ними. Л. Фейербах завершает классическую немецкую философию. Историческое значение его творчества определяется тем, что он, во-первых, подверг критике идеализм и восстановил в правах материализм в немецкой философии. Во-вторых, он подверг острой критике религию и положил начало систематической критической разработке истории христианства в немецкой философии 19 века. В-третьих, философия Л. Фейербаха явилась одним из теоретических источников марксистской философии. Оригинальной является его идея создания антропологической философии, но нужно отметить, что Фейербах был материалистом в объяснении природы и идеалистом в объяснении общества. Целесообразно использовать упоминавшуюся книгу Ф. Энгельса. Здесь дается характеристика всего домарксового материализма, его недостатков: созерцательность (пассивность сознания: «вижу – значит, знаю»), механицизм (сведение сложных форм движения материи к простым механическим), метафизичность (недиалектичность), идеализм в понимании истории (общества), отрыв теории от практики.

Переходя к философии К. Маркса необходимо помнить, что Маркс не только основатель оригинальной философии диалектического и исторического материализма, но и цельного социально-политического учения (марксизма) в единстве его трех составных частей: философии, политической экономии и научного социализма. Для понимания исторических условий появления марксизма и его идейных истоков целесообразно использовать работы В.И. Ленина «Три источника и три составные части марксизма» и «К. Маркс». В философии К. Маркс и Ф. Энгельс «очистили» диалектику Гегеля от идеализма и «соединили» ее с материализмом. Вот почему материализм Л. Фейербаха и диалектика Г.В.Ф. Гегеля стали теоретическими источниками философии марксизма. Необходимо также указать на естественнонаучные источники философии диалектического материализма: открытие клетки, экспериментальное обоснование закона сохранения и превращения энергии, эволюционное учение Чарльза Дарвина. В заключение целесообразно кратко охарактеризовать историческую судьбу философии марксизма.

 

 

IV. Рекомендуемые источники

 

Основная литература

 

1. Зотов А.Ф. Философия: учебник – М.: Проспект, 2009.

 

Дополнительная литература

 

1. Антология мировой философии: В 4 т. – М., 1970, Т. 3.

2. Быховский Б. Людвиг Фейербах. – М, 1967.

3. Гегель Г.В.Ф. Философия истории. – СПб, 1993.

4. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. – М., 1986.

5. История философии в кратком изложении. – М., 1991.

6. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины 18 - начала 19 века. – М.,1989.

7. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. – М, 1991. ''.

8. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков - до наших дней. – СПб, 1997.

 

V. Контрольные вопросы для самопроверки

 

1. Каковы характерные черты философии немецкого классического идеализма (от Канта до Гегеля)?

2. В чем состоит «коперниканский переворот» Канта в философии?

3. Что такое «вещь в себе» и чем отличается «трансцендентное» от «трансцендентального» в философии Канта?

4. Какой смысл вложил Кант в понятие «регулятивные идеи»?

5. Что нового в философию Канта внес Фихте?

6. В чем особенности «философии тождества» Шеллинга?

7. Как сочетаются система абсолютного идеализма и диалектический метод Гегеля?

8. Каким образом девиз «ничто человеческое мне не чуждо» выражает суть философии Фейербаха?

9. В чем состояла критика Гегеля «справа» и критика Гегеля «слева»?

 

Тема 1.7. Основные течения западной философской мысли XIX-XX вв.

 

I. Задания для самостоятельной работы

 

1. Укажите характерные черты и исторический условия формирования западной философской мысли XIX-XX вв.

2. Борьба сциентизма (позитивизм и его исторические формы, неокантианство, неогегельянство, феноменологизм, структурализм, неореализм) и антисциентизма (философия бессознательного, философия жизни, интуитивизм, экзистенциализм, иррационализм) в истории западной философии.

3. Проследите эволюцию западной философско-религиозной мысли в ХХ столетии.

4*. Проанализируйте особенности философских систем А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, А. Бергсона.

5*. Выявите особенности феноменологии Э. Гуссерля.

6*. Определите роль постпозитивизма в современной науке и философии.

 

II. План практического занятия

(Форма обучения: очная)

1. Социально-экономические, политические и духовные предпосылки мировоззренческого переворота второй половины XIX.

2. Основные философские школы и течения сциентизма в западной философии.

3. Основные философские школы и течения антисциентизма в западной философии.

4. Место и исторические судьбы марксизма в западной философии

5. Религиозно-философская мысль в современной западной философии

III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке

к практическому занятию

 

Изучая данную тему, в первую очередь, необходимо уделить внимание социально-экономическим, политическим и духовным предпосылкам мировоззренческого переворота, произошедшего во второй половине ХIХ века на Западе, который означал коренную ломку философских представлений о разумности всего существующего и основополагающей роли разума в модернизации условий общественной жизни. Отсюда следует тенденция неверия в мощь человеческого разума и его высшей формы – науки, т.е. антисциентизм, который считает, что научно-технический прогресс привел человечество в цивилизационный тупик (экологический кризис и бездуховность человеческого бытия).

С другой стороны, ХIX в., и тем более XX в. продемонстрировали невиданную мощь науки и техники в решении практических вопросов человеческой жизнедеятельности, вплоть до превращения науки в непосредственную производительную силу, в разумную оболочку Земли (Ноосферу). Отсюда берет начало сциентизм (упование на всемогущество науки в решении всех вопросов человеческого бытия).

Поэтому тему современной западной философии целесообразно рассматривать через призму острого диалога между сциентизмом и антисциентизмом. Изменившееся отношение человека к природе, человека и общества, человека к самому себе, нашло отражение в различных по содержанию философских течениях, школах и направлениях, каждое из которых вносит свой вклад в решение философского осознания непростых цивилизационных вопросов и вызовов, с которыми столкнулось человечество.

Не осталась в стороне и религиозно-философская мысль, так как религия является самой массовой формой общественного сознания. На примере модернизированного томизма (неотомизма) можно проследить особенности развития современного религиозно-философского осознания ключевых проблем современности.

 

IV. Рекомендуемые источники

 

Основная литература

 

1. Зотов А.Ф. Философия: учебник – М.: Проспект, 2009.

 

Дополнительная литература

 

1. Аналитическая философия. Избранные тексты. – М., 1993.

2. Гадамер Х.Г. Истина и метод. – М., 1988.

3. История философии в кратком изложении. – М., 1991.

4. Камю А. Ф. Бунтующий человек. – М., 1990.

5. Кьеркегор С. Страх и трепет. – Л., 1991.

6. Леви-Стросс К. Структурная антропология. – М., 1985.

7. Мунье Э. Что такое персонализм? – М., 1994.

8. Поппер К. Открытое общество и его враги. – М., 1992.

9. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. – СПб, 1997. Т.4.

10. Самосознание европейской культуры XX в. – М., 1991.

11. Сартр Ж.П. Стена. – М., 1992.

12. Современная западная философия - Словарь. М., 1991.

13. Ницше Ф. Сумерки богов - М., 1989.

14. Фрейд 3. Введение в психоанализ. – М., 1989.

15. Фромм Э. Бегство от свободы. – М., 1990.

16. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. – М., 1991.

17. Юнг К.Г. Архетип и символ. – М., 1991.

18. Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1991.

 

V. Контрольные вопросы для самопроверки

 

1. В чем отличие философии XIX-XX вв. на Западе от классической западной философии?

2. В чем состоит предмет и метод философии в понимании К. Маркса?

3. В чем состоит суть материалистического понимания истории – важнейшего открытия марксизма?

4. Создал ли марксизм новую философскую антропологию?

5. Что представляет собой «первый», «второй», «третий» позитивизм»?

6. Как развивают идеи Канта представители Марбургской и Баденской школ неокантианства?

7. В чем разница между основными направлениями психоанализа и как они возникли?

8. Почему феноменологический метод Гуссерля был востребован в различных областях философского знания XX в.

9. Кого и на каком основании мы называем экзистенциалистами?

10. Как определяют «понимание» представители герменевтической философии?

11. Что такое философский структурализм?

12. Что нового в понимание проблемы человека внесла «философская антропология»?

13. В чем состоит своеобразие философии неотомизма

 

Тема 1.8. Отечественная философия

 

I. Задания для самостоятельной работы

1. Определите специфику постановки философских вопросов в русской и западной философии.

2. Выделите основные этапы развития русской философии, определите их общее и различное.

3. Изучите особенности становления российского национального самосознания в его связи с идеей русской государственности.

4. Проанализируйте соотношение западного и восточного влияния на самобытность русской духовности и ее философского отражения на материале русской философии 19-20 вв.

5*. Раскройте сущность идейного спора между иосифлянами и нестяжателями.

6*. Определите слабые и сильные стороны в диалоге западников и славянофилов.

7*. Сравните идейное содержание философских воззрений русских революционных демократов и русских марксистов.

8*. Выявите характерные черты философии «Серебряного века».

 

II. План практического занятия

(Форма обучения: очная)

1. Русская и западная философия. Особенности становления и развития.

2. Философия допетровской Руси.

3. Русское Просвещение.

4. Философия Чаадаева как исток диалога западников и славянофилов.

5. Философия революционных демократов.

6. «Серебряный век» русской философии. Русский «космизм».

7. Русский марксизм и либерализм.

8. Советский этап развития философии.

 

III. Рекомендации по выполнению заданий

 

Изучение данной темы рекомендуется начать с изучения предпосылок и особенностей зарождения на Руси теоретического мышления, связанного с языческой культурой мифолого-религиозного и рационально-практического освоения мира и восприятием в результате христианизации Древней Руси традиций античной философии в их византийской интерпретации.

С самого начала необходимо определиться со спецификой постановки вопросов в русской философии в отличие от западной философской мысли. В рекомендуемой литературе следует найти ответы на вопросы об особенностях классификации истории русской философии, выяснить смысл и содержание идей Иллариона (первого митрополита Киевского из русских), спора нестяжателей и иосифлян, идей «Третьего Рима», определить их значение для становления русской государственности и русского национального самосознания.

Особо следует отметить идейное содержание произведений представителей русского просветительства. Наиболее насыщен оригинальными философскими идеями 19 век, особенно его вторая половина. Поэтому особенно важно понять противоречивую роль Чаадаева, разбудившего духовную жизнь русского общества своим первым «Философическим письмом», после которого духовная элита русского общества разделилась на славянофилов и западников. Кроме того, необходимо уяснить идейное содержание, общее и различное в позициях славянофилов и западников.

Анализируя философские идеи революционных демократов, необходимо выяснить связь с ними русского марксизма и его отличие от их идейных установок.

Особое внимание следует уделить философии В. Соловьева, в оригинальности которой не сомневаются представители различных философских течений. Кроме того, необходимо разобраться в особенностях философских взглядов Л. Толстого и Ф. Достоевского.

Рассматривая «Серебряный век» русской культуры, необходимо особое внимание уделить идеям Н. Бердяева и русских космистов, выделить религиозное и научное направления русского космизма, оказавшего глубокое влияние на мировую культуру. Интерес представляет идейная борьба между либерально-демократическим, позитивистским и марксистским течениями в русской философии. Нельзя обойти вниманием основные этапы и особенности советского периода русской философии.

 

IV. Рекомендуемые источники

 

Основная литература

1. Зотов А.Ф. Философия: учебник – М.: Проспект, 2009.

 

Дополнительная литература

 

1. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. – М., 1989.

2. Галактионов А.А., Никандров П.Ф. Русская философия IХ-Х1Х вв. – Л., 1989.

3. Громов М.Н., Козлов Н.С. Русская философская мысль X-XVI вв.

– М., 1990.

4. Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии. – СПб., 1994.

5. Зеньковский В.В. История русской философии. – М., 1992.

6. Лосев А.Ф. Владимир Соловьев и его время. – М., 1990.

7. Лосский Н.О. История русской философии. – М., 1991.

8. Соловьев B.C. Оправдание добра // В.С.Соловьев: В 2 т. – М., 1988. Т. 1.

9. Флоренский П. А. Столп и утверждение истины. – М., 1990.

10. Чаадаев П.Я. Философические письма/Чаадаев П.Я. Сочинения. – М.,1989.

 

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. В чем принципиальная особенность постановки вопросов в русской философии от западной философии?

2. Какие традиции развивает русская философия и в чем она оригинальна?

3. Какие периоды в развитии отечественной философии вы знаете, и чем они отличаются друг от друга?

4. В чем суть спора между нестяжателями и иосифлянами?

5. Кто разработчики идеи «Третьего Рима», и какой смысл они в нее вкладывали?

6. Каков круг философских идей русских просветителей?

7. В чем суть философского «скандала» устроенного Чаадаевым, разделившим русское общество на западников и славянофилов?

8. Является ли философская мысль революционных демократов ХIХ века западничеством или славянофильством?

9. В чем особенности русского марксизма?

10. Можно ли назвать Достоевского и Толстого разработчиками оригинальных философских идей?

11. Русское «евразийство»: философия или идеология?

12. Есть ли различие в понимании русской идеи у Вл. Соловьева и славянофилов?

13. Почему для Н. Бердяева ценность личности абсолютна?

14. Чем различаются между собой естественно-научное и религиозное направления русского космизма?

15. В чем заключается специфика материалистических и позитивистских идей в русской философии?

16. Каковы особенности и основные этапы развития советской философии?

 

МОДУЛЬ 2. ФИЛОСОФСКАЯ ОНТОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ

ПОЗНАНИЯ

 

Тема 2.1. Философское учение о бытии и сознании

 

I. Задания для самостоятельной работы

1. Определите философский смысл проблемы бытия.

2. Проанализируйте ленинское определение понятия «материя».

3*. Сопоставьте классификацию форм движения материи и классификацию наук.

4. Соотнесите понятия «материя» и «сознание».

 

II. План практического занятия

(Форма обучения: очная и заочная)

 

1. Философский смысл проблемы бытия.

2. Формы бытия. Специфика социального бытия.

3. Категория материи.

4. Идеальное и материальное.

5. Деятельностная сущность сознания.

 

III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке

к практическому занятию

 

Рассмотрение первого вопроса необходимо предварить определением онтологии как философского учения о Бытии. Затем целесообразно перейти к соотнесению понятий Бытие и Субстанция, и, исходя из этого, дать характеристику различным философским учениям о Бытии (плюрализм, дуализм, монизм). Выяснив эти вопросы, можно перейти к анализу содержания категории Бытие (небытие, нечто, существование, сущность, пространство, время, становление, количество, качество, мера, материя). В заключение надо различить принципиальные позиции материализма, объективного и субъективного идеализма, а также, особо, экзистенциализма в понимании бытия.

При рассмотрении второго вопроса нужно дать характеристику основным формам Бытия:

1. Бытие вещей (тел), процессов Бытия природы как целого, и природы сотворенной человеком (второй природы);

2. Бытие человека (Бытие человека в мире вещей);

3. Бытие духовного (идеального), которое делится на индивидуальное духовное и объективированное (внеиндивидуальное) духовное;

4. Бытие социального, которое делится на индивидуальное бытие (Бытие отдельного человека в обществе и в процессе истории) и Бытие общества.

В заключение следует отличить Бытие кажущееся (феноменальное) от Бытия реального (ноуменального).

Ответ на третий вопрос целесообразно начинать с краткого рассмотрения определений категории материи в истории философии, затем рассмотреть материю и сознание в структуре Бытия. После того как это сделано, логично перейти к анализу атрибутов (неотъемлемых свойств) материи, раскрыть смысл определения движения как способа существования материи, пространства и времени как форм существования материи. Анализируя категорию материи, полезно обратиться к книге В.И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм». Далее следует рассмотреть формы движения материального мира и их взаимосвязь, для чего рекомендуется обратиться к книгам Ф. Энгельса «Анти-Дюринг» и «Диалектика природы».

При рассмотрении четвертого вопроса, рекомендуется, прежде всего, раскрыть сущность идеального в его соотношении с материальным. Затем рассмотреть виды идеального: субъективно-идеальное, объективно-идеальное. При анализе понятия «сознание» рекомендуется вначале сделать краткий историко-философский экскурс, после чего определить сущность сознания и рассказать о его происхождении. Большую помощь здесь может оказать книга Ф. Энгельса «Роль труда в превращении обезьяны в человека». Далее необходимо соотнести такие понятия как сознание – идеальное, сознание – душа, психика – сознание, сознание и самосознание, сознательное и бессознательное. В заключение рекомендуется определить структуру сознания, дать характеристику знанию, как способу существования сознания, определить эмоционально-чувственную и волевую сферы сознания, рассмотреть уровни сознания, определить деятельностную сущность сознания, его функции.

 

IV. Рекомендуемые источники

 

Основная литература

1. Зотов А.Ф. Философия: учебник – М.: Проспект, 2009.

 

Дополнительная литература

 

1. Бессонов Б.Н. Введение в философию.- М., 1992.

2. Диалектика живой природы. - М., 1984.

3. Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейс­кой философии. – М., 1999.

4. Дубровский Д.И. Проблема идеального. - М., 1983.

5. Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия: учебник для вузов 2-е изд. – СПб: «Питер», 2007.

6. Лосев А.Ф. Философия, мифология, культура. - М., 1991.

7. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм.//Полн. собр. соч. Т. 18. – М., 1969.

8. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972.

9. Самоорганизация и наука: опыт философского осмысления. М., 1994.

10. Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.

11. Шкловский И.С. Вселенная, жизнь, разум. М., 1976.

12. Энгельс Ф. Диалектика природы.// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е

изд., Т.20. – М., 1955-1981.

13. Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collection.edu.ru/.

 

V. Контрольные вопросы для самопроверки

 

1. Что такое онтология и каковы ее основные проблемы?

2. Как связана онтология с другими разделами философии?

3. Как определить бытие и небытие?

4. Какие формы существования бытия вы знаете?

5. Верно ли, что материю придумали материалисты, в то время как другие направления философии отвергают это понятие?

6. Материя и субстанция: что общего у этих двух понятий и чем они различаются?

7. Что такое идеальное и как оно соотносится с материальным?

8. Какова разница между философским и психологическим пониманием сознания?

9. Не приведет ли прогресс в области изучения мозга к отказу от понятий «сознание», «психика»?

10. Что такое отражение и как оно связано с сознанием?

11. Как возникает сознание и в чем его сущность?

12. Как соотносятся сознание и бессознательное?

13. Что такое интенциональность и идеамоторность сознания?

14. Возможна ли цивилизация мыслящих машин?

 

Тема 2.2. Философское учение о развитии

 

I. Задания для самостоятельной работы

 

1*.Изучите основные этапы развития диалектики.

2. Выделите основные принципы диалектики.

3. Различите понятия «движение», «изменение», «развитие».

4. Определите понятие «закон» и раскройте содержание основных законов диалектики.

5. Определите понятие «категория» и раскройте диалектику парных категорий.

6*. Выявите специфику диалектической и метафизической концепций развития.

7*. Раскройте содержание понятий эклектики и софистики.

8*. Ознакомьтесь с идеей совпадения диалектики, логики и теории познания.

II. Рекомендации по выполнению заданий

 

Изучение данной темы необходимо начать с выяснения исторических форм диалектики: наивной диалектики досократической античной философии, основных идей Гераклита и элеатов, диалектики как искусства оперирования противоположностями в диалоге на пути определения общезначимой истины (Сократ, Платон, Аристотель), диалектических идей Плотина и Н. Кузанского, антиномий чистого разума И. Канта. Особое внимание следует уделить философии Г. Гегеля, который первым сознательно выделил и описал всеобщие формы диалектики как учения о развитии. Анализ материалистической интерпретации К. Марксом и Ф. Энгельсом и их последователями диалектики (диалектический материализм) должен завершить исторический экскурс, после чего необходимо дать содержательную характеристику диалектики как учения о развитии материального мира и формах его познания.

Прежде всего, необходимо уяснить связь понятий «движение», «изменение», «развитие». Далее следует определить основные принципы диалектики: принцип развития; принцип всеобщей связи и взаимодействия. Изучение связей и взаимодействий – путь познания законов, однако, прежде чем изучать законы диалектики, полезно уяснить, что такое закон вообще. Это позволит выявить природу всеобщности законов диалектики, а также совпадение общей теории развития объективной действительности, теории познания и логики. Рассматривая законы диалектики, важно понять, почему закон единства и борьбы противоположностей является ядром диалектики, законом, выражающим самое важное в ней. Для этого необходимо проанализировать понятия «тождество», «различие», «противоположность», «противоречие», виды и стадии разрешения противоречий.

Для уяснения сущности второго закона диалектики – закона перехода количественных изменений в качественные – необходимо дать определение таким понятиям как: «количество», «качество», «мера», «скачок». Третий закон диалектики – закон отрицания отрицания – требует уяснения сути понятий «отрицание», «преемственность», «возврат якобы к старому», «отрицание отрицания», «спиралевидный характер развития».

Диалектические законы находят свое отражение в диалектических закономерностях, которые демонстрирует диалектика категорий – всеобщих форм развития любого материального и идеального целого, выраженных в философских понятиях. Поэтому уяснение диалектики единичного, особенного и всеобщего, причины и следствия, необходимости и случайности, содержания и формы, сущности и явления, возможности и действительности, позволяют получить цельное представление о содержании диалектических форм развития и значения их правильного понимания для нестандартного, критического, свободного от догм и авторитетов мышления в любой сфере человеческой жизнедеятельности, в том числе в сфере осуществления таможенного дела.

В заключение необходимо различить диалектику, софистику, эклектику и метафизику как разные способы отражения противоречивой сущности бытия и мышления.

 

III. Рекомендуемые источники

 

Основная литература

 

1. Зотов А.Ф. Философия: учебник – М.: Проспект, 2009.

 

Дополнительная литература

 

1. Гегель Г. Наука логики. - М., 1984. Т. 1.

2. Диалектика материального мира. - Л., 1985.

3. Законы и принципы материалистической диалектики. - Киев, 1989.

4. Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия: учебник для вузов 2-е изд. – СПб: «Питер», 2007.

5. Кедров Б.М. О методе изложения диалектики. - М., 1983.

6. Ленин В.И. К вопросу о диалектике // Полн.собр.соч. Т. 19. – М., 1985.

7. Лосев А.Ф. Дерзание духа. - М., 1985.

8. Мир философии. - М., 1991. Т.2.

9. Современные зарубежные концепции диалектики. - М.. 1987.

10. Шептулин А.П. Диалектический метод познания. - М., 1983.

11. Энгельс Ф. Диалектика природы //К.Маркс, Ф.Энгельс. Соч., 2-е изд. т. 20. – М., 1958-1981.

IV. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Что такое развитие и как оно соотносится с понятиями « движение» и «изменение»?

2. В чем состоит отличие диалектической и метафизической концепции развития?

3. Какие этапы развития диалектики вы знаете?

4. Каковы основные принципы диалектики?

5. Что такое закон, и каковы основные законы диалектики?

6. Что такое категория, и какие категории диалектики вы знаете?

7. Что такое субординация категорий и в чем ее смысл?

8. В чем состоит методологическая роль категорий диалектики?

 

Тема 2.3. Теория познания. Философия и методология науки. Философско-методологические основания научных исследований в области таможенного дела

 

I. Задания для самостоятельной работы

1. Проанализируйте варианты решения проблемы познаваемости мира в истории философии (оптимизм, агностицизм, скептицизм, релятивизм, солипсизм).

2. Выявите чувственный и рациональный уровни познания, их основные формы и взаимосвязь.

3. Раскройте понятие «истины» как процесса, диалектику истины и заблуждения, абсолютной и относительной истины, критерии истины.

4. Выявите связь между философии и научным познанием.

5. Раскройте формы и методы научного познания.

6*. Определите структуру и логику научного познания.

7*. Раскройте соотношение обыденного и теоретического познания.

8*. Выявите диалектику абсолютного и относительного знания.

9*. Раскройте сущность философской категории «практика».

 

II. План практического занятия

(Форма обучения: очная)

 

1. Гносеология (эпистемология) в системе философского знания.

2. Объект и субъект познания, их диалектика.

3. Чувственное и рациональное познание.

4. Истина: ее формы, основания и критерии.

5. Структура и логика научного познания.

 

III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке
к практическому занятию

Чтобы правильно ответить на первый вопрос необходимо, прежде всего, уяснить специфику философского подхода к проблеме познания, определить место теории познания (гносеологии) в системе философского знания. В каких случаях наши знания совпадают с действительностью, в каких нет, что является источником и основой познания, где найти критерий истинности знания, как соотносится объективное и субъективное, общественное и индивидуальное, абсолютное и относительное в процессе познания? Уже перечисление этих вопросов поможет правильно определить предметную область гносеологии. Ответ будет более полным и убедительным, если Вы рассмотрите проблему познаваемости мира на материале истории философии.

Для того, чтобы разобраться во втором и третьем вопросах, необходимо определить социально - историческую природу познания, диалектику индивидуального и общественного моментов в познании. Рекомендуется дать анализ ленинской теории отражения, для чего необходимо изучить соответствующие главы книги «Материализм и эмпириокритицизм» (гл.1, параграфы 1 – 3; гл. 3; гл. 4, параграфы 1,6.). Далее необходимо раскрыть природу двух форм объективного процесса: природы и целенаправленной деятельности людей и, на этой основе, соотношение теории и практики. При раскрытии четвертого вопроса рекомендуется вначале дать различные трактовки классического определения истины, данного Аристотелем, в философских школах и течениях. Особо следует остановиться на диалектическом понимании истины как процесса: соотношении истины и заблуждения как противоречивых моментов единого процесса познания, объективности истины, соотношении абсолютного и относительного в истине, конкретность истины. В заключение следует детально разобраться в вопросе о критерии истинности наших знаний. Основные положения марксизма о практике как критерии истины можно найти в работах: К. Маркс. Тезисы о Фейербахе; Ф. Энгельс Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии (гл. 2 параграф 6); В.И. Ленин. Материализм и эмпириокритицизм (гл. 2 параграф 6).

Рассматривая последний вопрос данного раздела, обращенный к теме структуры познания, следует вначале представить чувственный (эмпирический) уровень познания через его основные формы (ощущение, восприятие, представление); затем, представить рациональный (абстрактно-логический, теоретический) уровень познания через его основные формы (понятие, суждение, умозаключение); в итоге, следует показать соотношение чувственного и рационального уровней познания.

 

IV. Рекомендуемые источники

 

Основная литература

 

1. Зотов А.Ф. Философия: учебник – М.: Проспект, 2009.

Дополнительная литература

 

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика. - М., 1991.

2. Арефьева Г.С. Общество, познание, практика. - М., 1988.

3. Гадамер ГГ. Истина и метод. - М., 1988.

4. Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного познания. - М., 1990.

5. Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия: учебник для вузов 2-е изд. – СПб: «Питер», 2007.

6. Кун Т. Структура научных революций. - М., 1975.

7. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. ПСС, Т. 18. – М.: Политиздат, 1970.

8. Поппер К. Логика и рост научного знания. - М., 1983.

9. Уайтхед А. Избранные работы по философии. - М., 1990.

10. Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collection.edu.ru/.

V. Контрольные вопросы для самопроверки

 

1. Что изучает гносеология?

2. Как отвечают философы на вопрос о том, познаваем ли мир?

3. Каковы основные положения теории отражения и чем определяется их роль в научном понимании познания?

4. Что такое субъект и объект познания?

5. Какие виды знания выделяют философы?

6. Почему философы различают чувственное и рациональное?

7. В чем тайна априоризма?

8. Как отвечают философы на вопрос о том, что есть истина?

9. Как соотносятся между собой абсолютное и относительное в истине?

10. Что означает выражение «истина это процесс»?

11. Что рассматривается философами в качестве критериев истины?

12. Каковы цели познания?

 

МОДУЛЬ 3. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ И ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ

 

Тема 3.1., 3.2. Социальная философия. Философия истории

 

I. Задания для самостоятельной работы

1. Соотнесите содержание понятий «социальная философия» и «философия истории».

2. Раскройте суть системного подхода к изучению общества.

3. Проанализируйте соотношение общества и природы.

4*. Укажите различие между социальной философией и философией истории.

5*. Раскройте содержание основных концепций исторического развития.

6*. Определите критерии общественного прогресса.

7*. Выделите основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь.

 

II. План практического занятия

(Форма обучения: очная и заочная)

 

1. Философские основания теоретической модели общества. Природа и общество.

2. Общество как самоорганизующаяся система. Сферы общественной жизни и их функции.

3. Философия истории. Источники и движущие силы развития общества.

4. Диалектика исторического процесса. Критерии общественного прогресса.

5. Стадии исторического развития. Идеалистическо-рационалистические подходы, организмический, формационный, цивилизационный, культурологический, технологический подходы.

6. Будущее человечества. Глобальные проблемы современности.

 

III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке
к практическому занятию

 

Отвечая на первый вопрос, необходимо помнить, что речь здесь идет о социальной философии. Ее объектом выступают общие, фундаментальные характеристики общественного бытия людей, причины (основания) общественной деятельности людей, а так же главные ценности и конечные цели жизни человека в обществе. Предметом социальной философии является теория общественного развития, всеобщие связи и отношения, а так же специфические черты социального познания. Закончить этот раздел желательно разграничением предметов социальной философии и ближайшими к ней социальными науками: исто


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Глава 5. Лабораторные работы и практические задания | ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ

Дата добавления: 2014-10-17; просмотров: 667; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.063 сек.